Денежно-кредитная политика: мировой опыт, практика регулирования национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 23:03, курсовая работа

Описание работы

Одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития любой страны является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - очень демократичный инструмент воздействия на экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели.

Содержание

1. Денежно-кредитная политика: сущность, цели и инструменты………......5
2. Закономерности и тенденции функционирования денежно-кредитной политики (зарубежный опыт)…………………………………………………14
3.Особенности и результаты реализации денежно-кредитной политики в Республике Беларусь…………………………………………………………..25
Заключение……………………………………………………………………..37
Список литературы…………………………………………………………….39
Приложения…………………………………………………………………….41

Работа содержит 1 файл

БЕЛКООПСОЮЗ.docx

— 248.34 Кб (Скачать)

Таким образом, политика минидевальваций  вряд ли будет способствовать сокращению оттока капитала. Напротив, она может  иметь самые негативные последствия  для российской экономики. Причин несколько. Оценки периода «нефтяного процветания» 2001 – 2008 гг. показывают, что с запозданием  в 6 – 7 месяцев изменение курса  рубля отражались на инфляции в размере 0,23 – 0,31%. [8, с. 18]

Денежно-кредитная политика, проводимая Центральным банком России в 2008 году, привела к следующим  результатам. В первом полугодии 2008 года объем ВВП увеличился на 8,0% по сравнению с 7,8% в аналогичный  период 2007 г. Наибольший вклад в прирост  производства внесло увеличение выпуска  в отраслях, ориентированных преимущественно  на отечественного потребителя: оптовая  и розничная торговля, обрабатывающие производства, существенно увеличился вклад строительной деятельности.

Нарастание кризисных  явлений  в мировой экономике  привело во второй половине 2008 г. к  увеличению оттока капитала из страны. Стали снижаться мировые цены на нефть. При сохранении до конца  года этих тенденций возможно ослабление платежного баланса и как следствие  – изменение условий проведения денежно-кредитной политики. Негативные процессы на мировых финансовых рынках и снижение цены на нефть могут  отразиться на итогах экономического развития. [13, с. 6]

Очень быстро сформировалась проблема ускоренного роста цен (рис 2.1)

Рис. 2.1 Уровень инфляции в 2002 – 2008 гг. (темпы прироста, %)

[9, с. 17 - 18]

 

Платежный баланс Российской федерации в январе – сентябре 2008 года в условиях благоприятной  внешнеэкономической конъюнктуры  оставался устойчивым. Вместе с тем  ситуация на мировых финансовых рынках обусловила изменение тенденций  в трансграничном движении капитала.

Положительное сальдо счета  текущих операций, по предварительным  данным, по сравнению с январем  – сентябрем 2007 года возросло в 1,7 раза – до 91,2 млрд. долл. США. Основной причиной его увеличения являлся рост профицита  торгового баланса до 155,3 млрд. долларов США. Экспорт товаров за данный период увеличился в 1,5 раза по сравнению с  январем – сентябрем 2007 года. Его  динамика была обусловлена повышение  экспортных цен в среднем на 49% при незначительном приросте вывоза в фактическом выражении –  на 1,9%. Увеличение импорта на 42,1% было обусловлено как ростом его физических объемов (на 21,9%), так и повышением цен (на 16,6%).

Темпы наращивания внешних  обязательств экономике снизились: их прирост оценивается в 122,4 млрд. долларов США. Важнейшим фактором, повлиявшим на замедление их роста, стало сокращение иностранных заимствований российских банков в условиях нестабильности международного финансового рынка. [13, с. 8 - 9]

Финансовый кризис потребовал быстрого внесения изменений в бюджет, пересмотра основных макроэкономических показателей. Впервые за последние 10 лет происходит не только реальное, но и номинальное снижение ВВП. Сокращение доходов, превышающее прогнозируемые темпы снижения ВВП, еще раз доказывает высокую зависимость экономики  и федерального бюджета от нефтегазовых доходов, сократившихся более чем  в 2 раза. Общее увеличение расходов связано с мерами реализации антикризисной  программы Правительства. Несмотря на увеличение расходов до 24% ВВП, отдельные  расходы были сокращены. Важно, что  антикризисные меры не ограничиваются наращиванием госрасходов, но и предполагают сокращение налоговой нагрузки (снижена  ставка налога на прибыль с 24% до 20%, импорт технологического оборудования, аналоги которого не производятся в  РФ, не облагается НДС, увеличен размер инвестиционного вычета). Одновременно приняты нововведения, направленные на повышение прозрачности налоговой  отчетности и упрощения ее для  налогоплательщиков.

В реальном секторе экономики  приняты дополнительные меры поддержания  ликвидности всех хозяйствующих  субъектов. Изменился порядок перечисления в бюджет НДС.  Принято решение  ускорить возврат НДС экспортерам.

Выход из мирового финансового  кризиса потребует серьезных  усилий со стороны российских властей. В то же время для смягчения  негативного влияния вероятных  финансовых катаклизмов потребуется  большая независимость России от финансовой политики США. Немаловажное значение приобретет придание рублю  статуса мировой валюты и использование  его в международных расчетах. Недостаточно эффективно используются такие механизмы денежно-кредитной  политики как дифференцирование  нормы резервирования по депозитам  в рублях и иностранной валюте, ограничение открытых позиций на приобретение иностранной валюты банками.  Возможности налогообложения доходов  от роста курса валют остаются неиспользованными. [3, с. 16 - 18]

В сложившихся условиях Банк России проводил денежно-кредитную  политику с учетом необходимости  снижения инфляции, превысившей целевое  значение, и поддержания уровня ликвидности  банковского сектора, достаточного для обеспечения его устойчивого  развития и функционирования. При  принятии решений по борьбе с кризисом важно не допустить перегибов  и ужесточения государственного регулирования в сферах, где нет  такой необходимости. Самое важное – продолжить реализацию механизмов поддержки реального сектора  экономики. Одновременно необходимо стимулирование совокупного спроса путем реализации инфраструктурных проектов, государственных  закупок продукции отечественных  товаропроизводителей.

Таким образом, вопросы стратегии развития остались за рамками рассмотрения документа, практически отсутствуют новации в направлениях денежно-кредитной политики и инструментах ее реализации. Денежно-кредитная политика в значительной степени сохраняет свой пассивный характер. Многообразие и сложность изменений, происходящих в нашей экономике, требуют осмысления и разработки эффективных подходов к реализации государственного регулирования и проведению эффективной денежно-кредитной политики.

При этом оценка эффективности  этой политики Банка России должна производиться не по произвольному, а по конкретному и достаточному набору критериев и показателей.

    Теперь рассмотрим проведение денежно-кредитной политики в Соединенных Штатах Америки.

Роль центрального банка США  выполняет Федеральная резервная  система. Как и другие центральные  банки, Федеральная резервная система  США оказывает влияние на валютный рынок 4-мя традиционными способами:

1. Изменением  учетной ставки:

В США используются две  ставки:

    • Процентная ставка по федеральным фондам (Federal funds rate) - это процентная ставка, по которой одни банки одалживают федеральные фонды (резервные требования) другим банкам системы.

Решения ФРС относятся  к так называемой «целевой ставке», т.е. определяют тот уровень, куда надо привести рынок. А реальная процентная ставка, по которой банки торгуют  между собой, называется «эффективной ставкой». И задача ФРС подтянуть  эффективную (реальную) ставку к «целевой».

ФРС устанавливает величину процентной ставки через покупки/продажи  ценных бумаг (и в меньшей степени  прочими инструментами), увеличивая или уменьшая количество резервов в  банковской системе. Когда избыточные резервы растут, количество желающих одолжить их увеличивается, ставка падает и таким образом ФРС достигает  своей цели. Зависимость ставки от количества резервов хорошо видна на следующем графике:

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.2.2. - Зависимость эффективной ставки по федеральным фондам, от необязательных резервов банков США, (красная линия – эффективная ставка по федеральным фондам, синяя линия – необязательные резервы).[17]

    • Дисконтная ставка (Discount rate) - это процентная ставка, под которую Федеральная резервная система США выдает кредиты для поддержания ликвидности банков. Дисконтная ставка является менее значимой, нежели процентная ставка по федеральным фондам и обычно отличается от ставки по федеральным фондам. 

С октября 2008 года, ФРС создала гигантский навес избыточных резервов – который  в настоящий момент составляет 1 трлн. Как видно из графика, эффективная  ставка начала снижаться за несколько  недель, до официального решения ФРС  о снижении целевой ставки с 1% до 0,25%. Рынок почувствовал объемные вливания (синяя линия) и отреагировал соответствующим  образом (красная линия), не дожидаясь  официального понижения ставки (зеленая линия).

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.2.3. – Зависимость между эффективной ставкой по федеральным фондам, необязательными резервами и дисконтной ставкой. [17]

    

  2.Инструментами финансового рынка (операции на открытом рынке):

Покупка ФРС ценных бумаг на открытом рынке обусловливает  увеличение резервов банков членов этой системы, что дает им возможность  расширять кредитные операции по обслуживанию различных предприятий в разных отраслях экономики.

3. Изменением  резервных требований

ФРС может определять норму минимального резервного покрытия кредитов: чем  норма выше, тем меньше кредитов могут предоставлять коммерческие банки, и это ограничивает денежную массу в стране,  поскольку уменьшает кредитные ресурсы и снижает кредитный мультипликатор. Изменение норм минимального резервного покрытия является более жестким инструментом.

4. Посредством  валютных операций:

Что касается валютных операций, наиболее действенными являются соглашения об обратном выкупе (repurchase agreements), предусматривающие  обратную продажу системой тех же самых купленных ранее у клиентов валют по той же цене в обусловленное  время в будущем (обычно в течение 15 дней) и с определенной процентной ставкой.

Банковский мультипликатор. Величина банковского мультипликатора снизилась, до рекордных значений, что означает, что избыточные резервы накапливаются в депозитарии ФРС, но не кредитуют реальный сектор, при том, что целевая ставка по федеральным фондам, равна 0. И здесь следует учитывать, тот факт, что большая часть этих избыточных резервов, имеет заемное происхождение, а значит подняв целевую ставку по федеральным фондам ФРС, сможет изъять эти резервы с рынка, и не допустить значительного скачка инфляции. Но до той поры пока ФРС этого не сделает, деньги будут вкладываться во все, что движется.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.2.4. - Банковский мультипликатор США – 28.05.2010 [17]

ФРС США сохранила  уровень базовой ставки

 




Федеральная резервная система (ФРС) США на заседании, проведенном 21 сентября 2010 г., приняла решение  оставить без изменений базовую  процентную ставку, установленную на уровне 0 – 0,25 процента.

3. Особенности денежно-кредитной  политики в Республике Беларусь

 

Неотъемлемым компонентом  процесса развития экономической системы  Республики Беларусь, совершенствования  форм и методов государственного регулирования экономики является эволюция денежно-кредитной политики. В последние годы ее основными  тенденциями стали последовательное совершенствование системы целей  и ориентиров, увеличение эффективности  используемых инструментов денежно-кредитного регулирования, повышение прозрачности.

С 2000 г. этот процесс осуществляется в соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь, пришедшим на смену ранее действовавшим законам  «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь» и «О Национальном банке Республики Беларусь». В 2006 г. принята новая редакция Банковского  кодекса, которая в максимальной степени соответствует современному уровню развития банковского сектора  и формирует предпосылки дальнейшего  повышения эффективности денежно-кредитной  политики.

Согласно ст. 4 Банковского  кодекса денежно-кредитная политика Республики Беларусь является составной  частью единой государственной экономической  политики. В соответствии с этим законодательно зафиксированным принципом  выработка и осуществление мер  денежно-кредитной политики осуществляется Национальным банком в тесном взаимодействии с Правительством Республики Беларусь в составе единого комплекса  скоординированных действий, направленных на достижение прогнозных параметров социально-экономического развития.[2.с. 3-4]

Механизм государственного экономического регулирования в  Республике Беларусь нацелен на достижение основных параметров социально-экономического развития, которые являются общепринятыми  в мировой практике. Это - обеспечение  устойчивого долгосрочного экономического роста, стабильность цен, стабильность платежного баланса и максимальная занятость населения.

Достижение этих целей  рассматривается как основа для  повышения уровня и качества жизни  населения и служит определяющим моментом при разработке экономических  программ и прогнозов. Учитывая, что  одним из ключевых условий достижения поставленных целей служит проведение соответствующей монетарной политики, Национальный банк традиционно декларирует  стратегическую направленность денежно-кредитной  политики на достижение прогнозируемых социально-экономических показателей  посредством реализации монетарных приоритетов и задач инструментами  денежно-кредитного и валютного  регулирования.

Информация о работе Денежно-кредитная политика: мировой опыт, практика регулирования национальной экономики