Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 23:03, курсовая работа
Одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития любой страны является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - очень демократичный инструмент воздействия на экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели.
1. Денежно-кредитная политика: сущность, цели и инструменты………......5
2. Закономерности и тенденции функционирования денежно-кредитной политики (зарубежный опыт)…………………………………………………14
3.Особенности и результаты реализации денежно-кредитной политики в Республике Беларусь…………………………………………………………..25
Заключение……………………………………………………………………..37
Список литературы…………………………………………………………….39
Приложения…………………………………………………………………….41
Таким образом, политика минидевальваций вряд ли будет способствовать сокращению оттока капитала. Напротив, она может иметь самые негативные последствия для российской экономики. Причин несколько. Оценки периода «нефтяного процветания» 2001 – 2008 гг. показывают, что с запозданием в 6 – 7 месяцев изменение курса рубля отражались на инфляции в размере 0,23 – 0,31%. [8, с. 18]
Денежно-кредитная политика,
проводимая Центральным банком России
в 2008 году, привела к следующим
результатам. В первом полугодии 2008
года объем ВВП увеличился на 8,0%
по сравнению с 7,8% в аналогичный
период 2007 г. Наибольший вклад в прирост
производства внесло увеличение выпуска
в отраслях, ориентированных
Нарастание кризисных явлений в мировой экономике привело во второй половине 2008 г. к увеличению оттока капитала из страны. Стали снижаться мировые цены на нефть. При сохранении до конца года этих тенденций возможно ослабление платежного баланса и как следствие – изменение условий проведения денежно-кредитной политики. Негативные процессы на мировых финансовых рынках и снижение цены на нефть могут отразиться на итогах экономического развития. [13, с. 6]
Очень быстро сформировалась проблема ускоренного роста цен (рис 2.1)
Рис. 2.1 Уровень инфляции в 2002 – 2008 гг. (темпы прироста, %)
[9, с. 17 - 18]
Платежный баланс Российской
федерации в январе – сентябре
2008 года в условиях благоприятной
внешнеэкономической
Положительное сальдо счета текущих операций, по предварительным данным, по сравнению с январем – сентябрем 2007 года возросло в 1,7 раза – до 91,2 млрд. долл. США. Основной причиной его увеличения являлся рост профицита торгового баланса до 155,3 млрд. долларов США. Экспорт товаров за данный период увеличился в 1,5 раза по сравнению с январем – сентябрем 2007 года. Его динамика была обусловлена повышение экспортных цен в среднем на 49% при незначительном приросте вывоза в фактическом выражении – на 1,9%. Увеличение импорта на 42,1% было обусловлено как ростом его физических объемов (на 21,9%), так и повышением цен (на 16,6%).
Темпы наращивания внешних
обязательств экономике снизились:
их прирост оценивается в 122,4 млрд.
долларов США. Важнейшим фактором, повлиявшим
на замедление их роста, стало сокращение
иностранных заимствований
Финансовый кризис потребовал быстрого внесения изменений в бюджет, пересмотра основных макроэкономических показателей. Впервые за последние 10 лет происходит не только реальное, но и номинальное снижение ВВП. Сокращение доходов, превышающее прогнозируемые темпы снижения ВВП, еще раз доказывает высокую зависимость экономики и федерального бюджета от нефтегазовых доходов, сократившихся более чем в 2 раза. Общее увеличение расходов связано с мерами реализации антикризисной программы Правительства. Несмотря на увеличение расходов до 24% ВВП, отдельные расходы были сокращены. Важно, что антикризисные меры не ограничиваются наращиванием госрасходов, но и предполагают сокращение налоговой нагрузки (снижена ставка налога на прибыль с 24% до 20%, импорт технологического оборудования, аналоги которого не производятся в РФ, не облагается НДС, увеличен размер инвестиционного вычета). Одновременно приняты нововведения, направленные на повышение прозрачности налоговой отчетности и упрощения ее для налогоплательщиков.
В реальном секторе экономики приняты дополнительные меры поддержания ликвидности всех хозяйствующих субъектов. Изменился порядок перечисления в бюджет НДС. Принято решение ускорить возврат НДС экспортерам.
Выход из мирового финансового
кризиса потребует серьезных
усилий со стороны российских властей.
В то же время для смягчения
негативного влияния вероятных
финансовых катаклизмов потребуется
большая независимость России от
финансовой политики США. Немаловажное
значение приобретет придание рублю
статуса мировой валюты и использование
его в международных расчетах.
Недостаточно эффективно используются
такие механизмы денежно-
В сложившихся условиях Банк
России проводил денежно-кредитную
политику с учетом необходимости
снижения инфляции, превысившей целевое
значение, и поддержания уровня ликвидности
банковского сектора, достаточного
для обеспечения его
Таким образом, вопросы стратегии развития остались за рамками рассмотрения документа, практически отсутствуют новации в направлениях денежно-кредитной политики и инструментах ее реализации. Денежно-кредитная политика в значительной степени сохраняет свой пассивный характер. Многообразие и сложность изменений, происходящих в нашей экономике, требуют осмысления и разработки эффективных подходов к реализации государственного регулирования и проведению эффективной денежно-кредитной политики.
При этом оценка эффективности этой политики Банка России должна производиться не по произвольному, а по конкретному и достаточному набору критериев и показателей.
Теперь рассмотрим проведение денежно-кредитной политики в Соединенных Штатах Америки.
Роль центрального банка США
выполняет Федеральная
В США используются две ставки:
Решения ФРС относятся к так называемой «целевой ставке», т.е. определяют тот уровень, куда надо привести рынок. А реальная процентная ставка, по которой банки торгуют между собой, называется «эффективной ставкой». И задача ФРС подтянуть эффективную (реальную) ставку к «целевой».
ФРС устанавливает величину процентной ставки через покупки/продажи ценных бумаг (и в меньшей степени прочими инструментами), увеличивая или уменьшая количество резервов в банковской системе. Когда избыточные резервы растут, количество желающих одолжить их увеличивается, ставка падает и таким образом ФРС достигает своей цели. Зависимость ставки от количества резервов хорошо видна на следующем графике:
Рис.2.2. - Зависимость эффективной ставки по федеральным фондам, от необязательных резервов банков США, (красная линия – эффективная ставка по федеральным фондам, синяя линия – необязательные резервы).[17]
С октября 2008 года, ФРС создала гигантский навес избыточных резервов – который в настоящий момент составляет 1 трлн. Как видно из графика, эффективная ставка начала снижаться за несколько недель, до официального решения ФРС о снижении целевой ставки с 1% до 0,25%. Рынок почувствовал объемные вливания (синяя линия) и отреагировал соответствующим образом (красная линия), не дожидаясь официального понижения ставки (зеленая линия).
Рис.2.3. – Зависимость между эффективной ставкой по федеральным фондам, необязательными резервами и дисконтной ставкой. [17]
2.Инструментами финансового рынка (операции на открытом рынке):
Покупка ФРС ценных бумаг на открытом рынке обусловливает увеличение резервов банков членов этой системы, что дает им возможность расширять кредитные операции по обслуживанию различных предприятий в разных отраслях экономики.
ФРС может определять норму минимального
резервного покрытия кредитов: чем
норма выше, тем меньше кредитов
могут предоставлять
Что касается валютных операций, наиболее
действенными являются соглашения об
обратном выкупе (repurchase agreements), предусматривающие
обратную продажу системой тех же
самых купленных ранее у
Банковский мультипликатор. Величина банковского мультипликатора снизилась, до рекордных значений, что означает, что избыточные резервы накапливаются в депозитарии ФРС, но не кредитуют реальный сектор, при том, что целевая ставка по федеральным фондам, равна 0. И здесь следует учитывать, тот факт, что большая часть этих избыточных резервов, имеет заемное происхождение, а значит подняв целевую ставку по федеральным фондам ФРС, сможет изъять эти резервы с рынка, и не допустить значительного скачка инфляции. Но до той поры пока ФРС этого не сделает, деньги будут вкладываться во все, что движется.
Рис.2.4. - Банковский мультипликатор США – 28.05.2010 [17]
ФРС США сохранила уровень базовой ставки
Федеральная резервная система (ФРС) США на заседании, проведенном 21 сентября 2010 г., приняла решение оставить без изменений базовую процентную ставку, установленную на уровне 0 – 0,25 процента.
Неотъемлемым компонентом
процесса развития экономической системы
Республики Беларусь, совершенствования
форм и методов государственного
регулирования экономики
С 2000 г. этот процесс осуществляется
в соответствии с Банковским кодексом
Республики Беларусь, пришедшим на
смену ранее действовавшим
Согласно ст. 4 Банковского
кодекса денежно-кредитная
Механизм государственного
экономического регулирования в
Республике Беларусь нацелен на достижение
основных параметров социально-экономического
развития, которые являются общепринятыми
в мировой практике. Это - обеспечение
устойчивого долгосрочного
Достижение этих целей
рассматривается как основа для
повышения уровня и качества жизни
населения и служит определяющим
моментом при разработке экономических
программ и прогнозов. Учитывая, что
одним из ключевых условий достижения
поставленных целей служит проведение
соответствующей монетарной политики,
Национальный банк традиционно декларирует
стратегическую направленность денежно-кредитной
политики на достижение прогнозируемых
социально-экономических