Денежно-кредитная политика: мировой опыт, практика регулирования национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 23:03, курсовая работа

Описание работы

Одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития любой страны является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - очень демократичный инструмент воздействия на экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели.

Содержание

1. Денежно-кредитная политика: сущность, цели и инструменты………......5
2. Закономерности и тенденции функционирования денежно-кредитной политики (зарубежный опыт)…………………………………………………14
3.Особенности и результаты реализации денежно-кредитной политики в Республике Беларусь…………………………………………………………..25
Заключение……………………………………………………………………..37
Список литературы…………………………………………………………….39
Приложения…………………………………………………………………….41

Работа содержит 1 файл

БЕЛКООПСОЮЗ.docx

— 248.34 Кб (Скачать)

К важнейшим инструментам текущего регулирования денежного  сектора (при заданных среднесрочных  параметрах) относятся: интервенции  на валютном рынке, регулирование ликвидности  банковской системы, а также процентная политика. Национальный банк в настоящее  время на ежедневной основе осуществляет анализ и краткосрочное прогнозирование  ситуации на финансовых рынках, включая  валютный, рынок межбанковских кредитов, рынок ценных бумаг. При этом учитываются  циклические тенденции внутригодового и внутримесячного характера.

На основе результатов  данного анализа осуществляются следующие операции и меры:

— валютные интервенции, включая  интервенции на биржевом, а также  внебиржевом внутреннем и внешнем  рынках, и на наличном валютном рынке;

— регулирование ликвидности: операции СВОП и РЕПО, краткосрочное  кредитование банков, обмен депозитами, в отдельных случаях - снижение суммы  отчислений в фонд обязательных резервов;

— процентная политика: определение  ставки рефинансирования, а также  ставок по действующим инструментам поддержки ликвидности (активные операции) и депозитам банков в Национальном банке (пассивные операции).

Основные  меры денежно-кредитной политики, предпринятые в 2009 году(Табл.1):

  • разовая корректировка курса на 20 процентов со 2 января 2009 г.;
  • привязка курса к корзине из 3 валют (доллар США, евро и российский рубль) с ограничением колебаний ±5%;
  • постепенный выход к верхней границе, расширение коридора с 22.06.09 до ±10%;
  • постепенный выход на уровень снижения курса к корзине валют 8% по отношению к ее начальному значению;
  • повышение ставки рефинансирования с 8 января 2009 г. до 14% годовых;
  • повышение ставок по инструментам рефинансирования;
  • отмена ограничений по «марже» и существенное повышение ставок по депозитам и кредитам в рублях;
  • последовательное снижение ставок по депозитам в валюте;
  • ограничение валютного кредитования населения;
  • заключение в начале года программы сотрудничества с МВФ (по сути, предусматривающей все указанные меры + ограничение зарплаты, бездефицитный бюджет, некоторое ограничение финансирования госпрограмм, структурные экономические меры).[16, с. 7]

 Таблица 3.1. Выполнение Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2009 год

Показатели

ОНДКП

Фактич.

1. Изменение курса белорусского  рубля к стоимости корзины  иностранных валют, в %

плюс 5% - минус 5%

плюс 10%-минус 10%

2. Ставка рефинансирования (при  ИПЦ 109-111%), в %

10%-2%

13,5%

3. Международные резервные активы  в национальном определении, млн. долл. США

5870-7750

5625,5

4. Прирост: рублевой денежной  базы (минимальный), в %

14%

-8,7%

нормативного капитала банков, в %

18-25

18,5


                                                                                   Продолжение таблицы 3.1.

Показатели

ОНДКП

Фактич.

требований банков к экономике, в %

36-44

40,9

5. Выдача инвестиционных кредитов, трлн. руб.

7,0-7,5

11,3

6. Рентабельность нормативного  капитала, в %

не менее 10

8,93

7. Доля проблемных активов банков, в %

не более 5

4,24


Источник: Чернявский, Ф. Беларусь: пути преодоления кризиса/ Феликс Чернявский // Вестник Ассоциации белорусских банков.- 2010.- №9.- С. 13

Прежде всего Национальный банк с целью гибкого реагирования на возможные курсовые шоки перешел  с 2009 г. к использованию нового механизма  привязки курса белорусского рубля  к корзине иностранных валют, в которую вошли с равными  долями доллар США, евро и российский рубль (Приложение 1). На момент введения валютной корзины ее стоимость составила 960 белорусских рублей. Для обеспечения необходимой гибкости реагирования обменного курса на изменение ситуации на внешних рынках коридор колебаний стоимости корзины иностранных валют был установлен в пределах плюс/минус 10 % от центрального значения. В течение 2009 г. изменение стоимости корзины валют не превысило установленных пределов и находилось в рамках более узкого диапазона колебаний. На 1 января 2010 г. стоимость корзины иностранных валют (Приложение 2) составила 1036 руб., увеличившись по сравнению с 2 января 2009 г. на 7,9 %. На 1 мая 2010 г. ее стоимость составила 1058 белорусских рублей и также находилась в пределах установленного на 2010 г. коридора колебаний.

В результате индекс реального  эффективного курса белорусского рубля  в 2009 г. к 2008 г. снизился на 1,7 %, при этом снижение реального эффек-тивного  курса белорусского рубля в декабре 2009 г.по отношению к декабрю 2008 г. составило 19,8 %.В апреле 2010 г. по отношению  к декабрю 2009 г.реальный эффективный  курс снизился на 3,18 %.Таким образом, за счет корректировки курсовой политики Национального банка обеспечена ценовая конкурентоспособность белорусского экспорта, что в определенной мере компенсировало негативное влияние падения внешнего спроса на отечественную продукцию.

Денежно-кредитная политика РБ в 2010 году направлена на формирование условий стабильного экономического развития РБ, выполнение показателей социально-экономического развития страны и повышения благосостояния населения прежде всего путём обеспечения устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательской способности и курса по отношению к иностранным валютам, развитие и укрепление банковской системы, повышение надёжности и безопасности функционирования платёжной системы.[9,с. 3]

Большая работа проведена  по кредитованию реального сектора экономики. Требования банков к экономике на 1 января 2010 г. Составили 66,4 трлн. руб. За истекший год они возросли на 19,3 трлн. руб. или на 40,9% (рис. 3.1), что соответствует прогнозному параметру, определенному Главой государства в Основных направлениях денежно-кредитной политики РБ на 2009 г. по кредитованию экономики.

 

 

Рис.3.1. - Требования банков к экономике 2006-2009 гг., трлн. руб.

В условиях кризиса это  достойный вклад банковской системы  республики в социально-экономическое  развитие страны.

В прошедшем году значительное внимание уделялось кредитованию жилищного строительства. К началу 2010 г. Задолженность физических лиц по всем жилищным кредитам достигла почти 10,3 трлн. руб. За 2009 г. Данный показатель возрос в 1,53 раза, а за 2008-2009 гг. – в 2,36 раза. Ускоренное строительство жилья в условиях кризиса, прежде всего за счет льготного кредитования  и для менее обеспеченных слоев населения, стало важным вкладом в экономику страны.

В течение прошлого года работа по потребительским кредитам проводилась банками неудовлетворительно. Главная причина – высокие процентные ставки по кредитам, замедление темпов роста доходов населения относительно прошлых лет. На 1 января 2010 г. Задолженность физических лиц по потребительским кредитам составила 5,56 трлн. руб., что на 3,4% меньше, чем на начало 2009г. В наступившем году банки в сфере потребительского кредитования должны работать гораздо более эффективно, здесь имеется еще много неиспользованных резервов.

Валютная политика усилена  мерами процентной политики. В условиях сохранения неблагоприятной внешнеэкономической  ситуации процентная политика направлена на поддержание реальных ставок на положительном уровне, способствующем обеспечению стабильности финансовой системы, платежного баланса и экономической ситуации в целом.

С 8 января 2009 г. ставка рефинансирования была повышена на 2 процентных пункта до 14 % годовых.

Работа в рамках процентной политики велась в течение года (рис 3.3). Полная  средняя процентная ставка по новым кредитам банков в национальной валюте в декабре 2009 г. составила 18,4% годовых, хотя всего месяц назад  равнялась 22%.

В отношении процентной политике стоит отметить, что ставка рефинансирования к концу 2010 г. должна составить 9-12%.

 

Одновременно Национальным банком были приняты меры по повышению процентных ставок на краткосрочном денежном рынке. Увеличение общего уровня процентных ставок на денежных

рынках способствовало активизации  работы банков по формированию сбережений в национальной валюте и сокращению спроса населения на ино-

странную валюту. В целях снижения инфляционного и девальвационного давления, дальнейшего стимулирования привлечения вкладов физических и юридических лиц в банки такой уровень ставок поддерживался Национальным банком на протяжении практически всего 2009 г. И только в ноябре 2009 г., по мере замедления инфляционных процессов, стабилизации ситуации на наличном сегменте внутреннего валютного рынка, проявления позитивных тенденций в платежном балансе страны было принято решение о постепенном снижении процентных ставок Национального банка. После ряда снижений дей-

ствующая с 12 мая  2010 г. ставка рефинансирования составляет 12,0 % годовых. По мере усиления положительных тенденций в экономике и на валютном рынке предполагается ее дальнейшее снижение.[12, с. 7]

Процентная политика оказывает  определяющее влияние на формирование процентных ставок по депозитам и кредитам в национальной валюте. В 2009 г. наблюдался общий рост процентных ставок. В январе – декабре 2009 г. средняя ставка по новым срочным депозитам юридических и физических лиц в рублях сложилась на уровне 17,8 %годовых. Полная (с учетом комиссий) средняя процентная ставка по новым кредитам банков в национальной валюте в январе– декабре 2009 г. составила21,1 % годовых. В январе – апреле 2010 г. рост процентных ставок прекратился, и обозначилась устойчивая тенденция к их снижению. Средняя процентная ставка по вновь привлеченным срочным депозитам юридических и физических лиц в национальной валюте в апреле 2010 г. сложилась на уровне 13,8 %годовых, что на 4 процентных пункта ниже среднего для 2009 г. уровня (17,8 % годовых). Полная (с учетом комиссии) средняя процентная ставка по новым кредитам банков в национальной валюте в апреле 2010 г. составила 18,4 % годовых, что на 2,7 процентного пункта ниже среднего для 2009 г. уровня (21,1 % годовых).

В целом принятые меры процентной политики во взаимосвязи с курсовой политикой и их активная информационная поддержка способствовали росту привлекательности рублевых сбережений физических лиц и снижению спроса на иностранную валюту, что позволило снять напряжение на валютном рынке, увеличить банкам свои ресурсы для финансовой поддержки организаций реального сектора экономики в необходимых объемах.

Вместе с тем по мере стабилизации ситуации во внешнеэкономическом  секторе необходимо дальнейшее снижение ставки рефинансирования и ставок по инструментам Национального банка при условии поддержания стабильного курса национальной валюты, что позволит банкам понизить ставки по новым рублевым кредитам предприятиями, в конечном счете, расширит возможности для активизации экономической деятельности.[12, с. 8]

В условиях снижения внешнего спроса в 2009 г. по предварительным данным платёжного баланса экспорт товаров  и услуг составил 28.4 млрд. долларов США, импорт – 30.4 млрд. долларов США , снизившись по сравнению с 2008 годом на 33 и 27.1 процента соответственно. В результате по внешнеторговым операциям сформировался  чистый импорт в размере 5.55 млрд. долларов США (табл. 3.2)

В условиях снижения внешнего спроса в 2009 г. по предварительным данным платёжного баланса экспорт товаров  и услуг составил 28.4 млрд. долларов США, импорт – 30.4 млрд. долларов США , снизившись по сравнению с 2008 годом на 33 и 27.1 процента соответственно. В результате по внешнеторговым операциям сформировался  чистый импорт в размере 5.55 млрд. долларов США (табл. 3.2)

 

 

 

 

Таблица 3.2 Информация о состоянии внешней торговли Республики Беларусь в 2009 г.

млн. долларов США

 

2008 г.

2009 г.

2009 г. к 2008 г. (в %)

Внешнеторговый  оборот товаров и услуг

78651.1

55151.9

70.1

Экспорт товаров и услуг

36991.9

24800.7

67.0

Импорт товаров и услуг

41659.2

30351.2

72.9

Сальдо внешней торговли товарами и услугами

-4667.3

-5550.5

118.9

Внешнеторговый  оборот товаров

71846.2

49649.3

69.1

Экспорт товаров (в ценах  ФОБ)

32804.7

21339.0

65.0

Импорт товаров (в ценах  ФОБ)

39041.5

28310.3

72.5

Сальдо внешней торговли товарами

-6223.8

-6971.3

111.8

Внешнеторговый  оборот услуг

6804.9

5502.6

80.9

Экспорт услуг

4187.2

3461.7

82.7

Импорт услуг

2617.7

2040.9

78.0

Сальдо внешней торговли услугами

1569.5

1420.8

90.5

Информация о работе Денежно-кредитная политика: мировой опыт, практика регулирования национальной экономики