Денежно-кредитная политика: мировой опыт, практика регулирования национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 23:03, курсовая работа

Описание работы

Одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития любой страны является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - очень демократичный инструмент воздействия на экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели.

Содержание

1. Денежно-кредитная политика: сущность, цели и инструменты………......5
2. Закономерности и тенденции функционирования денежно-кредитной политики (зарубежный опыт)…………………………………………………14
3.Особенности и результаты реализации денежно-кредитной политики в Республике Беларусь…………………………………………………………..25
Заключение……………………………………………………………………..37
Список литературы…………………………………………………………….39
Приложения…………………………………………………………………….41

Работа содержит 1 файл

БЕЛКООПСОЮЗ.docx

— 248.34 Кб (Скачать)

 

БЕЛКООПСОЮЗ

Учреждение образования

«Белорусский  торгово-экономический университет

потребительской кооперации»

 

 

Кафедра экономической теории

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по макроэкономике

на тему:  «Денежно-кредитная политика:

мировой опыт, практика регулирования национальной экономики»

 

 

 

 

Выполнила студентка

Факультета экономики и управления

группы Ш-21

Елисеева  Н. О.

Научный руководитель:

ассистент Чернявский М. Р.

 

 

 

 

 

Гомель 2010

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1. Денежно-кредитная политика: сущность, цели и инструменты………......5

2. Закономерности и тенденции функционирования денежно-кредитной политики (зарубежный опыт)…………………………………………………14

3.Особенности и результаты  реализации денежно-кредитной политики  в Республике Беларусь…………………………………………………………..25

Заключение……………………………………………………………………..37

Список литературы…………………………………………………………….39

Приложения…………………………………………………………………….41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Одним из необходимых условий  устойчивого равновесного развития любой страны является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - очень демократичный инструмент воздействия на экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели.

Денежно-кредитная политика реализуется путем проведения денежно-кредитного регулирования — совокупности мероприятий Центрального Банка, направленных на достижение целей денежно-кредитной политики.

В качестве проводника выступает  Центральный Эмиссионный Банк государства. Такими банками, например, являются центральный  банк Российской Федерации, Банк Англии, Банк Японии, национальный банк Республики Беларусь. В некоторых странах  функции центрального денежно-кредитного учреждения выполняет целая группа банков (в США, например - Федеральная  Резервная Система). Влияя на основной объект монетарной политики - денежную массу, центральный финансовый орган  играет одну из ведущих ролей в  государственном регулировании  рыночной экономики. Наделенный государством эмиссионным правом, Центральный Банк реализует политику стабилизации экономики, достижения товарно-денежной сбалансированности.

Механизм регулирования  включает методы, инструменты регулирования  наличных и безналичных банковских операций и конкретные формы контроля за динамикой денежной массы, банковских процентных ставок, банковской ликвидностью на макро и микроуровне.

Главной целью денежно-кредитной  политики является обеспечение устойчивости национальной валюты, стабильности денежного обращения на основе обеспечения денежной массы товарами в соответствии с законами денежного обращения.

Денежно-кредитная политика приводит к изменению значений основных макроэкономических параметров: ВНП, инфляции, уровня безработицы. Это происходит потому, что посредством монетарных методов можно изменить предложение  денег в экономической системе.

Поэтому актуальность данной темы очевидна, так как будет строиться денежно-кредитная политика страны, насыщаться экономика деньгами, возвращая им роль всеобщего средства обращения, платежа и накопления, изживать иностранную валюту из внутреннего национального оборота, будет зависеть ее будущее.

Цель данной работы –  на основе собранного материала изучить  особенности проведения денежно-кредитной  политики, изучив мировой опыт и  практику регулирования национальной экономики.

Задачи данной курсовой работы:

  • рассмотреть сущность денежно-кредитной политики, ее цель, задачи и роль в экономике;
  • исследование мирового опыта проведения денежно-кредитной политики;
  • рассмотреть функционирование денежно-кредитной политики РБ.

При написании данной курсовой работы были использованы учебные пособия  по макроэкономике и периодические  издания РБ в области денежно-кредитного регулирования и банковской сферы, например, «Банкаўскі веснік», «Деньги и кредит», «Вестник Ассоциации белорусских банков» и т. д.

 

 

 

 

 

1. Денежно-кредитная   политика: сущность, цели и  инструменты

Денежно-кредитная политика центрального банка, являющаяся составной  частью государственной макроэкономической политики, в общем виде может быть определена как управление денежным предложением или создание условий  для доступа экономических субъектов  к кредитам в объемах, соответствующих  определенным целям экономической  политики. Иными словами, под денежно-кредитной (монетарной) политикой понимают проводимые государством мероприятия, направленные на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и составляющих финансового рынка. Ее цель — регулирование экономики путем воздействия на состояние денежного обращения и кредита. Это значит, что центральный банк, воздействуя на кредитные институты, создает условия их функционирования, определяющие не только направления деятельности самих коммерческих банков, но и ход экономического развития страны. Характер и содержание денежно-кредитной политики предопределяются экономической стратегией общества, национальными особенностями кредитной системы, общей хозяйственной ситуацией в стране.

Таким образом, при создании условий функционирования денежного  рынка и, следовательно, эффективности  капиталовложений государство может  оказывать воздействие на процессы воспроизводства, инфляции и занятости. На практике центральный банк, изменяя  параметры денежно-кредитной политики, определяет поведение коммерческих банков по отношению к экономике  и тем самым влияет на экономическое  развитие страны.

Выделяют два типа монетарной политики — денежно-кредитная рестрикция и денежно-кредитная экспансия.

Денежно-кредитная  рестрикция (политика «дорогих» денег) направлена на ограничение денежно-кредитной эмиссии, т.е. ужесточение условий и ограничение объемов операций коммерческих банков, повышение уровня процентных ставок. Целями данной политики являются сдерживание инфляции, улучшение сальдо платежного баланса, сглаживание циклических колебаний деловой активности в периоды экономических подъемов.

Денежно-кредитная  экспансия (политика «дешевых» денег) означает расширение масштабов кредитования экономики, ослабление контроля со стороны ЦБ за приростом количества денег в обращении, снижение уровня процентных ставок. Ее цели — стимулирование деловой активности и экономического роста, сокращение безработицы.


Сложность разработки оптимальной  денежно-кредитной политики состоит  в том, что достижение желаемых результатов  по одним параметрам вызывает, как  правило, ухудшение по другим. Так, стимулирование инвестиций, как и рост деловой  активности за счет увеличения денежного  предложения, усиливает инфляцию. В  то же время меры, направленные на борьбу с инфляцией и улучшение состояния  платежного баланса, дестимулируют  экономическую активность и ухудшают показатели занятости. В результате при проведении денежно-кредитной  политики неизбежно возникает проблема маневрирования между задачами стимулирования экономической активности и борьбы с инфляцией. Поэтому центральный  банк, проводя данную политику, должен действовать последовательно в  зависимости от состояния экономики  в тот или иной период ее развития.

Денежно-кредитная политика реализуется путем проведения денежно-кредитного регулирования — совокупности мероприятий ЦБ, направленных на достижение целей денежно-кредитной политики. Эффективность денежно-кредитного регулирования предполагает оценку роли монетарного сектора в макроэкономической системе государства.[11.с 115-117]

Для снижения риска, связанного с возможными ошибками в предпринимаемых  действиях, необходимо правильно определить стратегию денежно-кредитной политики. Это предполагает установление целей  денежно-кредитной политики, конкретный состав которых, приоритетность и количественные параметры будут зависеть от национальных приоритетов данного государства, этапов его развития, а также тенденций в мировой экономике и странах-партнерах.

По сути выбор реальных (эффективных) целевых установок  представляет собой достаточно сложную  методологическую и прогнозную проблему. Во-первых, имеется значительное, особенно для краткосрочного периода, противоречие между экономическими целями. Например, резкое снижение темпов инфляции монетарными  средствами через ограничение спроса может послужить тормозом в обеспечении  высоких темпов экономического роста, требующем не только увеличения внутреннего  потребления, но и расширения экспорта. И наоборот, задание значительных темпов производственного роста, нуждающегося в инвестициях, создает повышенный спрос и, соответственно, сопровождается нестабильностью денежной единицы (рост цен). Поэтому приоритетность и уровни целевых параметров должны быть определены с учетом как макроэкономических, так и эконометрических моделей. Во-вторых, постановка целей денежно-кредитной  политики предполагает одновременное  формирование условий и механизмов их реализации, обеспечение экономической  и организационно-правовой основы, без которой целевые установки  будут нереальными, а экономические  процессы могут развиваться в  нежелательном направлении.[15, с 127]

Конечные цели системы денежно-кредитного регулирования являются общими целями развития экономики. К ним относятся:

  • рост производства товаров и услуг;
  • обеспечение устойчивых темпов экономического роста;
  • стабильность валютного курса;
  • достижение высокого уровня занятости населения;
  • обеспечение равновесия платежного баланса страны;
  • стабильность покупательной способности национальной денежной единицы: как внешней (обменный курс), так и внутренней (цены внутри страны).
  • справедливое распределение доходов;
  • обеспечение экономической свободы;
  • достижение эффективности производства и др.

Промежуточные (монетарные) цели формулируются центральными банками для реализации конечных (общеэкономических) целей. Они определяют значение тех или иных экономических переменных в длительных временных интервалах.

Сегодня на практике используются следующие промежуточные цели:

  • таргетирование инфляции: промежуточная цель денежно-кредитной политики может не устанавливаться, совпадать с первичной целью, или ею является прогноз инфляции;
  • таргетирование процентной ставки: промежуточная цель — процентная ставка;
  • денежное таргетирование: промежуточная цель — определенные денежные агрегаты и/или денежная база и/или даже их компоненты в виде установления ориентиров прироста;
  • таргетирование номинального дохода: промежуточная цель — прирост номинального ВНП. [15, с 127-128]

Следует отметить, что промежуточная  цель не является раз и навсегда заданной, особенно в странах с  переходной экономикой. Это обусловлено  постоянным процессом развития рыночных отношений. Причем промежуточная цель может устанавливаться в мягкой (рекомендательной) и жесткой (подобно  целевому показателю) формах.

Тактические (оперативные) цели устанавливаются центральными банками в связи со слабой взаимосвязью промежуточных целей с инструментами денежно-кредитного регулирования. Кроме того, промежуточные цели трудно прогнозировать или контролировать ежедневно, еженедельно или ежемесячно. Их проще использовать для ежеквартального либо ежегодного контроля. Достижение тактических целей возможно путем каждодневных регулирующих действий центрального банка. Через постановку и достижение тактических целей центральный банк обеспечивает выполнение своих промежуточных и, соответственно, конечных целевых установок.

Рассмотрим теперь основные инструменты денежно-кредитной политики. К ним относятся операции на открытом рынке, изменение учетной ставки (дисконтная политика), изменение норм обязательных резервов, а также некоторые  меры, носящие жесткий административный характер.

Операции на открытом рынке

Этот метод наиболее значимый для денежно-кредитного регулирования. Он заключается в том, что Центральный  Банк осуществляет операции купли-продажи  ценных бумаг в банковской системе. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные  возможности, и наоборот. Центральные  банки периодически вносят изменения  в указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность  своих операций, их частоту.

По форме проведения рыночные операции центрального банка с ценными  бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или  продажу. Обратная (сделка REPO) заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования.

Политика учетной  ставки (дисконтная политика)

Термин "рефинансирование" означает получение денежных средств  кредитными учреждениями от Центрального Банка. Центральный Банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также  переучитывать ценные бумаги, находящиеся  в их портфелях (как правило, векселя).

Переучет векселей долгое время был одним из основных методов  денежно-кредитной политики центральных  банков Западной Европы. Центральные  банки предъявляли определенные требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства.

Информация о работе Денежно-кредитная политика: мировой опыт, практика регулирования национальной экономики