Денежное обращение в Республике Беларусь и проблема его регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 00:01, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является углубленное и всестороннее изучение денежного обращения и проблем его регулирования в Республике Беларусь.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие и сущность денежного обращения, рассмотреть виды денежного обращения; основные понятия, законы и взаимосвязи денежной теории;
2. Изучить процесс регулирования денежного обращения, для чего необходимо: конкретизировать сущность и цели денежно-кредитного регулирования, инструменты денежно-кредитной политики, рассмотреть основные типы денежно-кредитной политики;

Содержание

Введение 5
1. Денежное обращение: теоретические основы 7
1.1. Понятие денежного обращения и его виды 7
1.2. Денежная теория: основные понятия, законы и взаимосвязи 11
2. Регулирование денежного обращения 17
2.1. Сущность и цели денежно-кредитного регулирования 17
2.2. Инструменты денежно-кредитной политики 18
2.3. Основные типы денежно-кредитной политики 23
3. Денежное обращение и его регулирование в Республике Беларусь 26
3.1. Особенности денежно-кредитного регулирования в Республике Беларусь 26
3.2. Основные тенденции в денежно-кредитной сфере в 2003 году 28
3.3. Тенденции в денежно-кредитной сфере в 2004 году 34
Заключение 40
Список использованных источников 42

Работа содержит 1 файл

Макроэеономика 1.doc

— 396.00 Кб (Скачать)

     Осуществлялось  снижение ставок по инструментам поддержания  и изъятия ликвидности. По кредиту «овернайт» ставка снижена с 40 процентов годовых на начало 2004 года до 27 процентов годовых в июне 2004 г. По приему средств в депозиты по различным срокам привлечения ставки снижены с 15-18 процентов годовых на начало 2004 года до 7 - 8 процентов годовых в июне 2004 г. К концу 2004 года предусматривается дальнейшее сужение коридора ставок по постоянно доступным инструментам, при этом ставка по кредиту «овернайт» по прогнозу снизится до 20 - 24 процентов годовых, а ставка по депозитам, при условии высокой обеспеченности банков ликвидностью и сохранения стабильности на валютном рынке, до 4-5 процентов годовых.

     Формирование  фонда обязательных резервов (далее - ФОР) в январе - июле 2004 г. осуществлялось, как и в 2003 году, на основе использования механизма усредненного поддержания требуемой величины резервов в течение месяца, что позволяет банкам гибко регулировать свою ликвидность, временно заимствуя средства из ФОР. В целях стимулирования более интенсивного роста срочных депозитов населения с 1 апреля 2004 г. была введена дифференциация нормы резервирования. Норма резервных требований от привлеченных средств физических лиц в белорусских рублях была снижена с 10 до 8 процентов.

     Предпринятые      меры      процентной      политики,      складывающаяся экономическая ситуация, прежде всего замедление инфляционных процессов, создают стимулы для снижения всего спектра процентных ставок на финансовом рынке.

     Средняя процентная ставка по новым кредитам банков в национальной валюте в июле 2004 г. снизилась на 8,3 процентного пункта по сравнению с декабрем 2003 г. и составила 22,6 процента годовых (без учета кредитов, выданных за счет ресурсов Национального банка, Правительства Республики Беларусь и других органов государственного управления Республики Беларусь, за счет ресурсов банка по льготным ставкам, подлежащим компенсации банку государственными органами). Уровень среднемесячной ставки в реальном выражении снизился до 1 процента в январе - июле 2004 г. против 1,4 процента в январе - июле 2003 г. К концу 2004 года прогнозируется снижение процентных ставок по выдаваемым кредитам до 17-22 процентов годовых.

     Процентная  ставка по новым срочным депозитам  в национальной валюте в июле 2004 г. сложилась на уровне 16,4 процента годовых, снизившись по сравнению с декабрем 2003 г. на 7,4 процентного пункта. В реальном выражении за январь - июль 2004 г. процентная ставка по новым срочным депозитам составила 0,4 процента в среднем за месяц, снизившись по сравнению с аналогичным периодом 2003 г. на 0,2 процентного пункта. До конца 2004 года ставка по срочным депозитам может снизиться до 13-18 процентов годовых.

     Развитие  банковской системы Республики Беларусь в 2004 году направлено на повышение устойчивости и приближение ее параметров к  европейскому уровню, усиление ее функциональной роли в социально-экономическом развитии страны.

     Ресурсная база банков за январь - июль 2004 г. увеличилась  на 19,7 процента. Совокупный уставный фонд за январь - июль 2004 г. увеличился на 11,5 процента, собственный капитал банков - на 16,7 процента. Основным источником увеличения ресурсной базы являлись средства населения и предприятий, на долю которых пришлось 54 процента ее прироста. Средства населения в виде депозитов и сберегательных сертификатов выросли за январь - июль 2004 г. на 828,7 млрд. рублей, или на 35,5 процента. Кроме того, расширению ресурсов банков способствовало снижение доли проблемной задолженности в кредитной задолженности клиентов и банков, которая за январь - июль 2004 г. сократилась на 0,96 процентного пункта и на 1 августа 2004 г. составила 2,7 процента.

     Рост  ресурсов банков обеспечил адекватный рост кредитования экономики, в том  числе инвестиционных проектов. Так, валовые выдачи долгосрочных (инвестиционных) кредитов банков экономике за январь - июль 2004г. составили более 1,2 трлн. рублей. В целом требования банков к экономике за январь - июль 2004 г. увеличились на 26 процентов, в том числе в белорусских рублях - на 31,5 процента (в реальном выражении - на 20,5 процента), в иностранной валюте - на 20,2 процента.

     Складывающиеся в январе - июле 2004 г. тенденции развития банковской системы показывают, что предусмотренные Основными направлениями на 2004 год параметры развития банков будут выполнены.

     В процессе осуществления надзора  за деятельностью банков постоянно  проводится мониторинг работы банков по освоению ими современных банковских операций и услуг, качества управления банками, соблюдения ими установленных правил принятия решений.

     Обеспечение в январе - июле 2004 г. эффективного, надежного  и безопасного функционирования национальной платежной системы характеризуется следующими чертами. В автоматизированной системе межбанковских расчетов (далее - АС МБР) в январе - июле 2004 г. проведено 22,2 млн. платежей на сумму 119,2 трлн. рублей, что на 18,1 процента и 66,4 процента соответственно превышает аналогичные показатели за январь - июль 2003 г. Программно-технический комплекс АС МБР соответствует требованиям руководящих документов и стандартов Республики Беларусь по обеспечению технической возможности проведения межбанковских расчетов, случаев несанкционированного доступа в платежную систему не допущено, средний параметр доступности клиентов к автоматизированной системе межбанковских расчетов составил 99,77 процента дневного фонда рабочего времени (при нормативе не ниже 97 процентов).

     В рамках выполнения региональных программ развития системы безналичных расчетов с использованием банковских пластиковых  карточек на 2004 - 2005 годы банками на 01.08.2004 эмитировано 574 тыс. карточек, установлено 164 банкомата, 427 предприятий торговли и сервиса принимают банковские пластиковые карточки в качестве средства оплаты товаров и услуг. В целом по Республике Беларусь на 01.08.2004 г. в обращении находилось 1,7 млн. карточек внутренних и международных систем расчетов. Операции с использованием карточек можно осуществлять в 2554 предприятиях торговли (сервиса), 1556 пунктах выдачи наличных, 671 банкомате.

     До  конца 2004 года будут продолжены работы по модернизации национальной платежной  системы в целях обеспечения  повышения операционной эффективности, надежности и высокой степени безопасности системы межбанковских расчетов.

Заключение

     Изучив  теоретические и практические вопросы  организации и функционирования денежного обращения, и изучив проблемы связанные с осуществлением денежного регулирования в нашем государстве, сделаем следующие обобщения.

     Денежное  обращение – это движение денег  во внутреннем обороте в наличной и безналичной формах, обслуживающее  реализацию товаров, а также нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве.

     Важнейшим количественным показателем денежного обращения является денежная масса, представляющая собой совокупный объем покупательных и платежных средств, обслуживающих хозяйственный оборот и принадлежащих частным лицам, предприятиям и государству. Экономический закон относительно денежной массы гласит: общее количество денег, потраченных за определенный период времени, должно быть равно общей денежной стоимости товаров. Для измерения количества денег денежную массу разбивают на несколько групп, которые называются денежными агрегатами.

     Контроль  за массой денег и их движением может осуществляться двумя путями: через «цены» на деньги (регулирование процентных ставок) и с помощью регулирования общего объема предложения денег, т. е. регулирования эмиссии, объема денежной массы, обязательных резервов коммерческих банков. При этом существует общий экономический принцип, согласно которому невозможно контролировать одновременно и цену, и предложение денег: на рынке можно зафиксировать значение одной переменной и предоставить рыночным механизмам определять другую.

     Национальный  банк в экономике страны реально контролирует такие целевые ориентиры, как денежная масса, ставка процента и обменный курс. В этих целях Национальный банк реализует свою денежно-кредитную политику. Основными инструментами регулирования денежного обращения Республики Беларусь являются: а) изменение ставок рефинансирования Национального банка; б) изменение норм обязательных резервов; в) операции на открытом рынке; г) установление нормативов контроля за банковской деятельностью, лимитов кредитования и прямое регулирование ставок процента.

     Одной из сложнейших задач денежной политики, основной «болевой точкой» экономики Республики Беларусь в настоящее время является инфляция. В настоящее время в целях снижения инфляции Национальный банк Республики Беларусь проводит политику «дорогих» денег, которая направлена на постепенное снижение темпов роста уровня цен; стабилизацию курса белорусского рубля по отношению к доллару; активизацию инвестиционного процесса, обеспечение кредитной поддержки приоритетных направлений развития экономики страны. В целях укрощения инфляции денежно политика должна находиться во взаимосвязи с бюджетно-налоговой, ценовой и инвестиционной политикой.

     Следовательно меры по выходу страны из сложившейся ситуации должны быть взаимосвязанными, их реализация требует координации и привлечения как Нацбанка так и Правительства и министерств реального сектора экономики. К организации денежной политики Беларуси необходимо применить комплексный подход.

     Реализация  мероприятий по достижению сбалансированности наличных денежных средств с объемами предлагаемых к реализации товаров и платных услуг населению может быть обеспечена в результате создания благоприятных макроэкономических условий, при эффективном проведении структурных реформ в основных отраслях экономики, последовательном выполнении основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь до 2010 года. 

Список  использованных источников

  1. Банковское  дело / Под ред. В. И. Колесникова. М.: Финансы и статистика, 1999. 464 с.
  2. Бурлачков В. К. Денежная теория и динамичная экономика: выводы для России. М.: УРСС, 2003. 352 с.
  3. Галицкая С. В. Денежное обращение, кредит, финансы: Учебное пособие. М.: Международные отношения, 2002. 268 с.
  4. Итоги социально-экономического развития Республики Беларусь в 2003 году // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. 2004. № 3. С. 3-36.
  5. Крылов В. Денежное обращение и необходимость его регулирования // Маркетинг. 1999. № 2. С. 20-29.
  6. Лемещенко П. С. Институциональные закономерности и тенденции функционирования денежно-кредитной системы Республики Беларусь //Белорусский экономический журнал. 2001. № 1. С. 27-32.
  7. Милль Дж. Ст. Основы политической экономии. Т. 2. М.: Прогресс, 1981. 480 с.
  8. Общая теория денег и кредита: Учебник / Под ред.  Е. Ф. Жукова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 423 с.
  9. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения / Д. Рикардо. Соч. Т. 2. М.: Госкомиздат, 1955.
  10. Тихонов А. Денежная теория: некоторые иллюзии и заблуждения // Банковский вестник. 2003. Август. С. 22-24.
  11. Финансы, деньги, кредит: Учебник / Под ред. О. В. Соколовой. М.: Юрист, 2000. 784 с.
  12. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник / Под ред. Г. Б. Поляка. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 512 с.
  13. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник / Под ред. Н. Ф. Самсонова. М.: ИНФРА-М, 2001. 448 с.
  14. Фишер И. Покупательная сила денег. Ее определение и отношение к кредиту, проценту и кризисам. М.: Фин. изд. НКФ СССР, 1926. 320 с.
  15. Фомин П. А. Финансы, кредит и денежное обращение: Учебное пособие. Волгоград: Политехник, 2000. 142 с.
  16. Фридмен М. Количественная теория денег. М.: Эльф-пресс, 1996. 130 с.

Информация о работе Денежное обращение в Республике Беларусь и проблема его регулирования