Денежное обращение в Республике Беларусь и проблема его регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 00:01, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является углубленное и всестороннее изучение денежного обращения и проблем его регулирования в Республике Беларусь.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие и сущность денежного обращения, рассмотреть виды денежного обращения; основные понятия, законы и взаимосвязи денежной теории;
2. Изучить процесс регулирования денежного обращения, для чего необходимо: конкретизировать сущность и цели денежно-кредитного регулирования, инструменты денежно-кредитной политики, рассмотреть основные типы денежно-кредитной политики;

Содержание

Введение 5
1. Денежное обращение: теоретические основы 7
1.1. Понятие денежного обращения и его виды 7
1.2. Денежная теория: основные понятия, законы и взаимосвязи 11
2. Регулирование денежного обращения 17
2.1. Сущность и цели денежно-кредитного регулирования 17
2.2. Инструменты денежно-кредитной политики 18
2.3. Основные типы денежно-кредитной политики 23
3. Денежное обращение и его регулирование в Республике Беларусь 26
3.1. Особенности денежно-кредитного регулирования в Республике Беларусь 26
3.2. Основные тенденции в денежно-кредитной сфере в 2003 году 28
3.3. Тенденции в денежно-кредитной сфере в 2004 году 34
Заключение 40
Список использованных источников 42

Работа содержит 1 файл

Макроэеономика 1.doc

— 396.00 Кб (Скачать)

              м = k p q,                                                             (1.3) 

     где k - отношение количества денег (денежного запаса) к уровню дохода (остальные обозначения те же). 

     Коэффициент k (часто k определяется как уровень монетизации экономики) в количественном отношении представляет собой величину, обратную скорости обращения денег, и в арифметическом смысле формулы 1.3, 1.1 и 1.2 практически ничем не отличаются. Однако и в данном случае экономический смысл не сводится к арифметике.

     Содержательное отличие современной (или монетаристской) количественной денежной школы от традиционной заключается в том, что постулируется не неизменность скорости обращения денег, а постоянство функции спроса на деньги [16, c. 33]. Если реальный спрос на денежные остатки растет, то СОД замедляется, и наоборот. То есть монетаризм исходит из того, что факторы денежного характера имеют решающее влияние на общеэкономическую конъюнктуру, прежде всего на инфляционную ситуацию, и в этом смысле следует говорить именно о скорости обращения денег, а не о скорости обращения товаров.

     В зависимости от особенностей той  или иной экономики в монетаристскую функцию спроса на деньги могут вводиться различные аргументы (например, кратко- и долгосрочные процентные ставки, темпы девальвации и другие). Конкретный вид функции, как правило, уточняется в ходе эконометрического прикладного анализа статистической информации, относящейся к той или иной экономике. Однако в теоретико-методологическом плане можно выделить следующую типичную функцию спроса на деньги, соответствующую монетаристской концепции:

            M / p = F (Y(+), I(-), R(-)),                                          (1.4) 

     где М / р - спрос на реальные денежные остатки;

     р - уровень цен;

     Y - уровень реального дохода;

     I - темп инфляции (как правило, не фактической, а ожидаемой);

     R - норма процента. 

     Знаки «+» и «-», указанные в скобках, означают наличие прямой и обратной зависимости соответственно.

     То  есть, если увеличивается доход, растет и спрос на деньги, а в случае роста инфляционных ожидании или нормы процента спрос на деньги снижается. Сразу следует сказать, что данная функция не лишена противоречий. Прежде всего, как справедливо подчеркивал Г. Джонсон, «хотя альтернативные издержки хранения наличности повышаются при увеличении процентной ставки, возникает двусмысленность в том, позитивная или негативная связь существует между ними и номинальной процентной ставкой, когда речь идет о широких деньгах» [10, c. 23].

     М. Фридмен предлагал считать «эквивалентом ... денег в реальной жизни денежную базу, то есть всю наличность, находящуюся в обращении, и резервы коммерческих банков. Этот денежный агрегат не приносит дохода и представляет собой декретную наличность» [16, c. 91]. Другими словами, если из денег исключить процентные составляющие, то, действительно, отмеченное Г. Джонсоном противоречие снимается. Однако возникают другие. Непонятно почему в денежный агрегат не включаются срочные депозиты, составляющие в современной экономике до 60 —70% и более от всего количества денег.

     Для адекватного понимания сущности монетаристской концепции важно подчеркнуть, что так же, как и в случае, когда, например, речь идет о спросе на определенный товар, под спросом подразумевается не некая абстрактная потребность, а платежеспособный спрос, под спросом на деньги понимается спрос, предъявляемый экономическими субъектами, обладающими определенными ликвидными активами, либо теми, кто должен получить их в будущем, причем вероятность этого события достаточно высока. В данном случае речь идет опять же о спросе, который предъявляют платежеспособные субъекты, а не о некой абстрактной потребности в деньгах. Это как раз и служит гарантией стабильности денег в условиях отмены золотого стандарта: спрос на деньги предъявляет тот, кто в состоянии обеспечить эти ликвидные активы (то есть деньги) достаточно надежными обязательствами. И если в условиях развитой рыночной экономики, для которой характерны жесткие бюджетные ограничения, подобное положение является безусловным и принимается в априорном порядке, то для переходной экономики Беларуси, а также России оно не является таковым. В нашей стране просроченная задолженность предприятий превышает сумму их средств на счетах в банках в 3-3,5 раза (в России - в 4 раза).

     Таким образом, в наших условиях повышение спроса на деньги — это прежде всего нормализация платежеспособности субъектов экономических отношений. Причем речь идет о реальной платежеспособности, а не номинальной. Последняя временно может быть обеспечена за счет «щедрой» эмиссионной политики, но в действительности происходит поддержка потенциальных банкротов при ухудшении финансовой ситуации в экономике и реальном обесценивании денежной единицы.

     Подытоживая сказанное, необходимо отметить, что большинство понятий современной денежной теории разработаны применительно к развитой рыночной экономике, поэтому их некритическое применение для условий переходной недопустимо.

2. Регулирование денежного обращения

     2.1. Сущность и цели денежно-кредитного регулирования

     Регулирование денежного обращения осуществляется посредством денежно-кредитной политики государства, которая является составной частью всей экономической политики. Эта часть государственной политики играет стабилизирующую роль в макроэкономике и в ее основе лежит ускорение движения и сдерживание прироста денежной массы, а так же изменения стоимости кредита.

     Сущность  денежно-кредитной политики заключается  в том, чтобы добиться максимально  возможного равновесия денежного рынка, т.е. поддержать баланс между количеством денег в обращении и потребностью в них.

     Денежно-кредитная  политика – это целенаправленное воздействие государства на денежный оборот и внутренний кредит для выполнения основных  показателей экономической  политики. Денежно-кредитная политика ответственна за стабильность цен, поддержание внутренней и внешней стоимости денег.

     Основополагающей  целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.

     Регулирование денежного обращения, осуществляемого в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики, возлагается на Центральный Банк государства.

     Осуществляя денежно-кредитную политику, Центральный  Банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя  регулирование на расширение или  сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних  инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае - на ее сокращение, переходу к политике «дорогих денег» (рестрикционной).

     С помощью денежно-кредитного регулирования  государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания  конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.

     Нужно отметить, что денежно-кредитная  политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между  ними состоит в том, что Центральный Банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков.

     2.2. Инструменты денежно-кредитной политики

     Выше  нами были изложены цели денежно-кредитного регулирования. Рассмотрим теперь основные инструменты, с помощью которых Центральный Банк проводит свою политику по отношению к коммерческим банкам. К ним относятся в первую очередь изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также некоторые меры, носящие жесткий административный характер.

     2.2.1. Политика обязательных резервов

     В настоящее время минимальные  резервы - это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в Центральном Банке или в иных высоколиквидных формах, определяемых Центральным Банком. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.

     Минимальные резервы выполняют две основные функции.

     Во-первых, они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов Центральный Банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации.

     Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым Центральным Банком для регулирования объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива резервных средств Центральный Банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими кредитов), а следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в Центральном Банке превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, Центральный Банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств в Центральном Банке. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций.

     Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение  прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.

     Недостаток  этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие  незначительные депозиты, оказываются  в преимущественном положение по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.

     В последние полтора-два десятилетия  произошло уменьшение роли указанного метода кредитно-денежного регулирования. Об этом говорит тот факт, что  повсеместно (в западных странах) происходит снижение нормы обязательных резервов и даже ее отмена по некоторым видам депозитов.

     2.2.2. Рефинансирование коммерческих банков

     Термин  «рефинансирование» означает получение денежных средств кредитными учреждениями от Центрального Банка. Центральный Банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя).

     Переучет  векселей долгое время был одним  из основных методов денежно-кредитной  политики центральных банков Западной Европы. Центральные банки предъявляли определенные требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства.

     Векселя переучитываются по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую сторону (в Европе 0,5-2 процентных пункта). Центральный Банк покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк.

     В случае повышения Центральным Банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием  кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Т.е. изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее, является главной целью данного метода денежно-кредитной политики Центрального Банка. Например, повышение официальной учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот.

Информация о работе Денежное обращение в Республике Беларусь и проблема его регулирования