Денежное обращение в Республике Беларусь и проблема его регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 00:01, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является углубленное и всестороннее изучение денежного обращения и проблем его регулирования в Республике Беларусь.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие и сущность денежного обращения, рассмотреть виды денежного обращения; основные понятия, законы и взаимосвязи денежной теории;
2. Изучить процесс регулирования денежного обращения, для чего необходимо: конкретизировать сущность и цели денежно-кредитного регулирования, инструменты денежно-кредитной политики, рассмотреть основные типы денежно-кредитной политики;

Содержание

Введение 5
1. Денежное обращение: теоретические основы 7
1.1. Понятие денежного обращения и его виды 7
1.2. Денежная теория: основные понятия, законы и взаимосвязи 11
2. Регулирование денежного обращения 17
2.1. Сущность и цели денежно-кредитного регулирования 17
2.2. Инструменты денежно-кредитной политики 18
2.3. Основные типы денежно-кредитной политики 23
3. Денежное обращение и его регулирование в Республике Беларусь 26
3.1. Особенности денежно-кредитного регулирования в Республике Беларусь 26
3.2. Основные тенденции в денежно-кредитной сфере в 2003 году 28
3.3. Тенденции в денежно-кредитной сфере в 2004 году 34
Заключение 40
Список использованных источников 42

Работа содержит 1 файл

Макроэеономика 1.doc

— 396.00 Кб (Скачать)

     Денежно-кредитная  политика Республики Беларусь направлена на обеспечение резкого снижения темпов инфляции, стабилизации курса белорусского рубля, нормализации расчетного процесса, противодействие падению производства, на создание предпосылок цивилизованного денежного рынка и др. Одновременно вносятся изменения в законодательство в части усиления независимости и ответственности Национального Банка за проведение денежно-кредитной политики и о возложении на коммерческие банки функций агента государственного контроля за совершением субъектами хозяйствования независимо от форм собственности расчетных, кассовых и иных денежных операций.

     Предусмотрен  предельно допустимый прирост кредитов Национального Банка к рефинансированию коммерческих банков через кредитные аукционы и другие рыночные механизмы.

     Ставка  рефинансирования Национального Банка  устанавливается в соответствии с темпами инфляции и последовательно сохраняется на уровне ее положительного значения. Одновременно прекращена практика датирования предприятий через ставки рефинансирования Национального Банка. Целевые кредиты выделяются через механизмы, приближенные к рыночным, и обеспечиваются активами их получателей. Пролонгация кредитов коммерческими банками и ссудозаемщиками за счет централизованных кредитных ресурсов, как правило, не производится.

     Относительно  сняты ограничения для юридических  и физических лиц на свободный перевод безналичных рублевых депозитов в наличные рубли и, наоборот, в пределах наличия банкнот. Применяются единые резервные требования по всем банкам и по категориям депозитов, включая валютные депозиты.

     Установлена ответственность коммерческих банков за необоснованную задержку зачисления средств на счета хозяйствующих субъектов, поступивших в их адрес, на срок более 2-х рабочих дней с момента поступления средств на корреспондентский счет банка в Центре межгосударственных и межбанковских расчетов Национального Банка.

     С целью укрепления курса белорусского рубля, нормализации платежного баланса и совершенствования валютного рынка отменено декларирование валютных средств, вносимых гражданами на счета в коммерческих банках, упразднен государственный валютный фонд и все валютные средства переданы Национальному Банку, введен новый порядок контроля за поступлением экспортной выручки и товаров по импорту, сняты ограничения на покупку учреждениями Национального Банка и коммерческих банков иностранной валюты у населения.

     В целом денежно-кредитная политика Республики Беларусь направлена на постепенное снижение темпов инфляции и недопущения падения курса белорусского рубля к доллару США выше темпов инфляции, ограничение покрытия дефицита государственного бюджета кредитами Национального Банка, на достижение положительных процентных ставок, как по депозитам, так и по кредитам и на развитие рынка ценных бумаг.

     Для обеспечения целевых ориентиров по снижению инфляции и создания, необходимых  экономике страны расчетно-платежных  средств кредитная эмиссия Национального  Банка производится в относительно ограниченных размерах. В целях активизации инвестиционной деятельности направляется часть кредитной эмиссии Национального Банка, используемой на рефинансирование коммерческих банков, и непосредственно кредитные ресурсы коммерческих банков.

     Претерпевает  резкие изменения валютная политика. Все государственные золотовалютные резервы Республики Беларусь концентрируются в Национальном Банке. Они формируются за счет покупки Национальным Банком драгоценных металлов, свободно конвертируемой валюты и другой валюты.

     Стимулируется приостановка оттока свободно конвертируемой валюты и привлечение прямых иностранных  инвестиций путем либерализации  операций на валютном рынке, создание условий прибыльного и надежного  вложения в экономику республики иностранного капитала.

     Расширяется использование внутренних ресурсов иностранной валюты на кредитование валютоокупаемых проектов в республике. Усиливается таможенный и банковский контроль за поступлением в республику экспортной выручки и товаров  по импорту. Кроме широких прав по созданию и ликвидации коммерческих банков, Национальному Банку Республики Беларусь предоставлены исключительные права от имени государства регулировать их деятельность. Цель регулирования коммерческих банков — содействие нормальному функционированию банков, создание им равных условий для конкуренции и развития. При этом регулирующие и контрольные функции Национального Банка Республики Беларусь определяются лишь в том объеме, который необходим для обеспечения стабильности денежно-кредитной системы и защиты интересов кредиторов и вкладчиков.

     Основными регулирующими средствами выступают  нормативы, устанавливаемые для коммерческих банков:

  • минимальный размер уставного фонда;
  • предельное соотношение между размером собственных средств банка и суммой его активов;
  • показатели ликвидности баланса;
  • размер обязательных резервов, размещаемых в Национальном Банке;
  • максимальный размер риска на одного заемщика;
  • предельный размер межбанковского кредита и др.

     Важным  средством регулирования следует назвать изменения Национальным Банком ставок по его кредитам. Одновременно Национальный Банк вправе с целью стабилизации состояния на рынке кредитных ресурсов устанавливать предельные размеры процентных ставок по депозитам и кредитам банков.

     Национальный Банк Республики Беларусь регулирует денежную массу в обращении в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год.

     Национальный  Банк устанавливает официальные  курсы национальной денежной единицы по отношению к другим валютам и регулирует ее рыночный курс.

     3.2. Основные тенденции в денежно-кредитной сфере в 2003 году

     Ситуация  в сфере монетарного регулирования в 2003 г. развивалась в направлении дальнейшего ужесточения проводимой в республике денежно-кредитной политики. Требования Национального банка по сокращению разрыва между ставками привлечения и размещения банковских ресурсов с учетом сохранения на положительном уровне их реального значения во многом предопределили успешные результаты работы банковской системы за год в целом.

     Активная  деятельность коммерческих банков на денежном рынке на протяжении всего года обусловила постоянный рост ресурсной базы, включая банковские депозиты как основную ее составляющую. Неиссякаемый сберегательный потенциал населения, по-прежнему являющегося основным поставщиком рублевых кредитных ресурсов, проявился в условиях стабильного поддержания банками реальных положительных процентных ставок приблизительно на уровне ставки рефинансирования.

     Некоторое снижение остатков рублевых средств населения в августе-сентябре было вызвано главным образом переизбытком накопившейся ликвидности в системе коммерческих банков. Последнее в свою очередь повлекло отказ Национального банка в III-IV кварталах от дальнейших рекомендаций относительно поддержки банками ставок по срочным рублевым депозитам на уровне базовой ставки и обусловленное этим понижение ставок как на рынке банковских депозитов, так и на межбанковском рынке кредитов (рис. 3.1). 

Рисунок 3.1. Реальные процентные ставки по вновь привлеченным срочным депозитам населения

     Примечание. Источник: [4, c. 12] 

     Однако  последовавшее в октябре понижение реальных процентных ставок по срочным банковским депозитам не привело к дальнейшему сокращению сбережений населения на банковских счетах, а, напротив, восстановило и упрочило к концу года темпы их роста. С одной стороны, это можно объяснить сохраняющимся доверием со стороны населения к политике, проводимой национальной банковской системой, а с другой — действиями, предпринятыми правительством по увеличению с октября реальных денежных доходов населения.

     Банковский  капитал - второй по значимости источник формирования ресурсной базы коммерческих банков после средств субъектов хозяйствования и физических лиц, увеличился за год на 73,8 % и к началу 2004 г. достиг уровня 2016,2 млрд. руб. По отношению к валовому внутреннему продукту страны он составил 5,6 % (4,4 % - на 1.01.2003 г.), тогда как в странах с успешно развивающейся рыночной экономикой соотношение собственных средств банков к ВВП достигает 8-12 % [4, c. 12].

     Доля  уставных фондов белорусских банков в годовом приросте банковских капиталов  составила 73,7 %. Во многом этого удалось достигнуть за счет инвестиций иностранного капитала в национальную банковскую систему (за прошедший год в Республике Беларусь было учреждено три новых банка с участием российского (Белросбанк), Республики Черногория (Международный банк экономического сотрудничества) и американского (банк «Ратон») капиталов. В 2003 г. был продан австрийской банковской группе «Райффайзенбанк» контрольный пакет акций ОАО «Приорбанк» на общую сумму 30 млн. долл. США). Отдельными банками также предпринимались шаги по наращиванию собственных средств до установленного Национальным банком с 1.01.2002 г. норматива минимального размера собственного капитала по привлечению средств физических лиц во вклады 10 млн. евро.

     В свою очередь, предпринятые банками  меры по сокращению объема проблемной задолженности в структуре их кредитного портфеля к концу года до уровня международных стандартов - 5,0 % и ниже - позволили, помимо пополнения оборота банковских ресурсов, дополнительно ускорить на протяжении года понижение стоимости кредитов, предоставляемых предприятиям. Так, средние процентные ставки по рублевым кредитам для юридических лиц снизились с 48,1 в январе до 29,7 % годовых в декабре, по кредитам в СКВ - с 13,7 до 11,0 % годовых соответственно в начале и конце 2003 г.

     Следует отметить, что наибольшая кредитная задолженность и даже рост невозвращенных кредитов по-прежнему характерны для единственной отрасли реального сектора экономики - сельского хозяйства, невзирая на самую низкую стоимость кредитных займов, ему предоставляемых. Очевидно, что на фоне сохраняющегося принудительного финансирования банками посевных и уборочных работ объяснением может быть неудовлетворительное финансовое положение преобладающего количества предприятий в этой отрасли.

     Валовые объемы кредитования банками отраслей народного хозяйства на 1 января 2004 г. составили 7398,6 млрд. руб., которые с учетом роста потребительских цен за год увеличились на 27,5 %. При этом доля банковских кредитов, выданных реальному сектору экономики, в объеме валовых кредитов банков на конец года составила 72,2 % (на 1.01.2003 г. - 75,9 %).

     В структуре размещения всей ресурсной базы банков удельный вес остатков по ранее выданным кредитам отраслям сферы материального производства за год существенно не изменился и на 1.01.2004 г. равнялся 53,2 % (кредитная задолженность отраслей промышленности - 22,8 %) [4, c. 13].

     По-прежнему одной из важнейших задач, стоящих  перед банковской системой Республики Беларусь, являлось наращивание объемов инвестиционного кредитования реального сектора экономики. Долгосрочные кредитные вложения банков как в рублях, так и в СКВ увеличились с начала года на 73 %, составив на 1.01.2004 г. 1865,7 млрд. руб.

     В структуре прироста банковских инвестиций за 2003 г. в реальный сектор экономики наибольший удельный вес занимают долгосрочные кредиты, направляемые в отрасли промышленности и сельского хозяйства, соответственно 31,3 и 23,5%. При этом 59,3% всех инвестиционных вложений коммерческих банков осуществлялось в иностранной валюте.

     Долгосрочное  кредитование органами денежно-кредитного регулирования дефицита республиканского бюджета в 2003 г. составило 310,6 млрд. руб., при этом 45,1% предоставленных средств были направлены на финансирование жилищного строительства. В приросте рублевой денежной базы доля эмиссионных кредитов Национального банка Министерству финансов за год составила 45% и значительно снизилась в сравнении с предыдущим годом (в 2002 г.- 66,7%). Это в свою очередь объясняется значительно возросшими в текущем году объемами эмиссионных средств, направляемых на скупку излишней валюты на внутреннем рынке.

     Сохраняющиеся в республике проблемы бездефицитного исполнения государственного бюджета вкупе с политикой Национального банка по обеспечению устойчивости девальвации национальной денежной единицы сразу к двум основным расчетным валютам во внешнеторговых операциях обусловили значительный объем рублевой денежной эмиссии (прирост рублевой денежной базы составил за год - 72,3%, или 689,5 млрд. руб. (за 2002 г. - 273 млрд. руб.).

     Таким образом, итоги годового анализа  позволяют сделать вывод о  том, что усилия, предпринимаемые банковской системой в отношении дальнейшей стабилизации ситуации па денежном рынке в целом и ограничения влияния монетарных факторов на рост цен в частности, были главным образом обращены в сферу регулирования процентных ставок. Следует признать их довольно успешными. При росте рублевой денежной массы за год в 1,7 раза индекс прироста потребительских цен оказался немного большим, чем прогнозируемый (25,4 против 18-24%).

Информация о работе Денежное обращение в Республике Беларусь и проблема его регулирования