Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 07:56, курсовая работа
Денежная система, это один из наиболее важных разделов экономической
науки. Она представляет собой нечто гораздо большее, чем пассивный
компонент экономической системы, чем просто инструмент, содействующий
работе экономики. Правильно действующая денежная система вливает жизненную
силу в круговорот доходов и расходов, который олицетворяет экономику.
Хорошо работающая денежная система, способствует как полному использованию
мощностей, так и полной занятости
Введение………………………………………………………………..3
I. Денежная система как часть экономической системы
общества……………………………...……………………….4
I.1. Структура денежной системы………...………………………..4
I.2. Элементы денежной системы………………………………...11
II. Структура денежной массы и её показатели……...…...18
II.1 Основные элементы денежной массы……………………….18
III. Денежное обращение……………………...…….………...21
III.1. Сущность денежного обращения. Наличное и безналичное денежное
обращение ………………...……………………………21
III.2 Государственное регулирование денежного
обращения……………………………………………………....….26
III.3. Характеристика законов денежного обращения …..……...30
IV. Особенности денежной системы и денежного оборота
РФ………………….………………………………………..34
Заключение……………………………………………………………38
Литература…………………
резервных (ключевых) валют в международном обороте использовались
национальная денежная единица США — доллар и в значительно меньшем
объеме фунт стерлингов
. резервные валюты могли обмениваться на золото: доллар — в Казначействе
США по официальному, установленному в 1934 г. соотношению (35 долл. за
тройскую унцию, содержащую 31,1 г чистого золота) центральными банками
и правительственными учреждениями других стран; обе резервные валюты —
на золотых рынках (в первую очередь на лондонском) центральными
банками и правительственными учреждениями, а также частными лицами.
Цена золота на свободных
и до 1968 г. почти не отклонялась от нее;
. приравнивание валют друг к другу и их взаимный обмен осуществлялись на
основе официально согласованных странами — членами МВФ валютных
паритетов (соотношение между двумя валютами, устанавливаемое в
официальном порядке), выраженных в золоте и в долларах США; эти
паритеты были стабильными, их
изменение могло производиться
санкции МВФ при
сравнительно редко;
. рыночные курсы валют не должны были отклоняться от фиксированных
долларовых паритетов этих
жестко привязывались к
. обратимые
национальные валюты свободно
обменивались на валютных
на доллары и одна на другую по курсам, которые могли колебаться в
указанных выше пределах; на базе
свободной обратимости
многосторонние расчеты между странами;
. межгосударственное
регулирование валютных
МВФ; он обеспечивал соблюдение странами-участницами официальных
валютных паритетов, курсов и свободной обратимости валют;
. в целях смягчения кризиса отдельных валют государства прибегали в
необходимых случаях к взаимопомощи, которая осуществлялась путем
предоставления странами друг другу через механизм МВФ и другими путями
кредитов в иностранной валюте для финансирования дефицитов платежных
балансов.
Таким
образом, Бреттон-Вудсская
систему межгосударственного золотодевизного стандарта—по существу, золото-
долларового стандарта. В 50— 60-е годы она способствовала расширению
международного торгового оборота, а также росту промышленного производства.
В
70-е годы в связи с
результате сокращения золотых запасов страны мировая денежная система,
основанная на использовании доллара как эталона Ценности всех денежных
единиц, потерпела крах. С 1 августа 1971 г. был прекращен обмен доллара на
золото, отменена официально долларовая цена золота, роль резервных валют
стали выполнять марка ФРГ и японская иена, а также СДР[3] и ЭКЮ[4].
С
крушением Бреттон-Вудсской
снова предпринимались попытки обосновать необходимость восстановления
золотого стандарта. В частности, экс-президент США Р. Рейган во время
предвыборной борьбы считал возможным возврат к золотому стандарту. Будучи
избранным президентом в январе 1981 г., он создал специальную комиссию по
данной проблеме, которая, однако, сочла введение золотого стандарта
нецелесообразным.
На
смену Бреттон-Вудсской
система, оформленная Соглашением стран — членов МВФ в Кингстоне (о. Ямайка)
в 1976 г. После ратификации странами этого Соглашения в апреле 1978 г. были
внесены изменения в Устав МВФ. Новая денежная система характеризовалась
следующими чертами:
. мировыми
деньгами объявлялись
СДР, которые становились
. доллар США сохранял важное место в международных расчетах и в валютных
резервах других стран, а также продолжал играть важную роль при
расчетах условной стоимости СДР;
. юридически была завершена демонетизация золота, т. е. утрата золотом
денежных функций, отмена его официальной цены; однако золото
оставалось резервом государства и использовалось для приобретения
ключевых денежных единиц
I.2 Элементы денежной системы
Прежде, чем назвать элементы денежных, следует указать по каким
принципам строится современная денежная система рыночного типа. Рассмотрим
их:
. Принцип централизованного
принцип существует и в первом типе денежной системы, свойственном
административно-
управление осуществлялось с помощью директивных актов правительства,
которые были обязательны для выполнения всеми государственными банками и их
филиалами во всех регионах разных стран.
Управление денежными системами в условиях рыночной модели экономики
характерно тем, что здесь на первый план выступают не административные
методы управления (хотя и они имеют место), а экономические, когда
государство через аппарат центральных банков ставит на рынках такие
условия, которые заставляют банки, финансовые институты и другие
юридические лица принимать нужные государству решения.
• Принцип
прогнозного планирования
как централизованные, так и децентрализованные планы денежного оборота и
его составных частей подготавливаются не как директивные планы,
обязательные для выполнения конкретными органами, отвечающими за их
выполнение, а как прогнозы, т. е. ориентиры, к которым надо стремиться.
Исключение составляет такой финансовый план, как государственный бюджет,
который при любом типе денежной системы остается директивным планом, за
выполнение которого отвечает правительство и, как правило, министерство
финансов страны.
• Принцип устойчивости и эластичности денежного оборота. Этот принцип
заключается в том, что денежная система должна быть организована таким
образом, чтобы, с одной стороны, не допускать инфляции; с другой -
расширять денежный оборот, если возрастают потребности хозяйства в денежных
средствах, и сужать их, если уменьшаются эти потребности.
При определенных условиях (спад производства, бюджетный дефицит,
недостаточное обеспечение оборота платежными средствами и др.) устойчивость
денежного оборота может быть нарушена, и возникает платежный кризис.
Преодоление такого кризиса возможно с помощью комплекса мер, включающих
развитие производства, уменьшение бюджетного дефицита, обеспечение оборота
необходимой массой денежных средств и др.
•
Принцип кредитного характера
денежной эмиссии. В
принципом появление новых денежных знаков (безналичных и наличных) в
хозяйственном обороте возможно только в результате проведения банками
кредитных операций. Из других источников, включая казначейства стран,
денежные знаки в оборот не должны поступать.
• Принцип обеспеченности выпускаемых в оборот денежных знаков. В
условиях рыночной модели экономики денежные знаки обеспечиваются
находящимися
в активах банков товарно-
другими
драгоценными металлами,
бумагами и другими долговыми обязательствами. При этом золотое содержание
денежной единицы с 1992 г. в РФ не фиксируется.
• Принцип неподчиненности центрального банка правительству и
подотчетности его парламенту страны. Он связан с тем, что поддержание
устойчивости денежного оборота, борьба с инфляцией являются приоритетной
задачей центрального банка. Если бы этого принципа не было, всегда бы
существовала угроза, что правительство для решения стоящих перед ним задач
начнет «вычерпывать» средства центрального банка, и тем самым устойчивость
денежного оборота будет нарушена.
В то же время центральный банк может проводить политику, противоречащую
текущим задачам государства, поэтому центральный банк должен систематически
отчитываться перед парламентом страны, который призван способствовать
преодолению разногласий между центральным банком и правительством.
• Принцип
предоставления правительству
кредитования. Обычно в законодательствах стран с рыночной экономикой
имеется положение о том, что центральный банк не должен финансировать
правительство, а средства ему предоставлять только в порядке кредитования
под определенное обеспечение (недвижимость, товарно-материальные ценности,
принадлежащие государству, государственные ценные бумаги, другие ценные
бумаги, принадлежащие государству (федерации или субъектам федерации).
Применение данного принципа позволяет предотвратить использование денег для
покрытия дефицита федеральных местных бюджетов и не давать тем самым
стимула к развитию инфляционного процесса. Кроме того, использование
Информация о работе Денежная система и её элементы. Законы денежного обращения