Дефицитный рынок: причины возникновения и последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 15:49, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение механизма функционирования дефицитного рынка в условиях рыночной и плановой экономики.
Исходя из цели работы, нами были поставлены следующие задачи:
изучить механизм установления рыночного равновесия;
рассмотреть понятие дефицитного рынка и изучить причины его возникновения, механизм функционирования и последствия;
проанализировать дефицитный рынок СССР в целях выявления закономерностей функционирования дефицитного рынка в условиях плановой экономики и выявление его особенностей;

Содержание

Глава 1. Теория функционирования дефицитного рынка в условиях рыночной экономики …………………………………………………………..…8
1.1 Спрос и предложение в рыночной экономике. Рыночное равновесие…….....8
1.2 Причины возникновения и механизм функционирования дефицитного рынка………………………………………………………………………………...14
1.3 Создание ситуации искусственного дефицита……………………….………22
Глава 2. Дефицитный рынок в условиях командной экономики. Последствия дефицита………………...…………………………………………28
2.1 Плановая экономика как причина возникновения дефицита. Модель Корнаи………………………………………………………………………………28
2.2 Дефицитный рынок при административно-командной системе хозяйствования на примере СССР…………………….…………………………..34
2.3.Социально-экономические последствия дефицита……………………….….42
Глава 3. Влияние дефицитных рынков на экономику современной России……………………………………………………………………………….46
3.1. Дефицитные рынки в современной России………………………………….46
3.2 Прогнозирование возникновения дефицита на российских рынках………..50
3.3 Влияние дефицита на экономическое развитие региона (на примере Курской области) ………………………………………………………………………….…54
Заключение…………………………………………………………..…57
Список использованной литературы……………………………….60
Приложение А………………………………………………….………65

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 1.03 Мб (Скачать)

1.2 Причины  возникновения и механизм функционирования  дефицитного рынка

Термин «дефицит»  происходит от латинского слова «dēficit», что значит «не хватает, недостаёт», и употребляется в основном в  значении превышения спроса над предложением, и связанного с этим недостатка товаров  в свободной продаже [5, c. 393] В некоторых определениях указывается также, что дефицит возникает в условиях жесткого регулирования цен, монополизации производства, неразвитости финансового рынка и др. [8, c. 107]

Выясним, как  же возникает дефицит. Представим, что  на рынке в исходном положении  существовало равновесие, которое было затем нарушено изменением спроса под воздействием роста дохода, выделенного потребителем для покупки данного товара.

На графике (рис. 4) это может быть изображено сдвигом  кривой спроса вправо – вверх: D1→D2. Будем также считать, что цена данного товара не изменилась мгновенно сразу же после сдвига кривой спроса. В этом случае вслед за ростом спроса покупатели данного товара обнаружат, что при прежней цене Р1 количество товара QD, которое каждый из них теперь может приобрести превышает тот объем QS, который раньше был в их распоряжении и который могут предложить при данной цене производители данного товара. Это означает, что на данном рынке возник дефицит товара в размере

Df= QD - QS,

где QD - количество товара, которое покупатель желает и имеет возможность приобрести в в данный момент;

QS - количество товара, которое могут предложить при данной цене производители данного товара (=количество товара, которое покупатель приобретал ранее, до роста доходов).

 

 

Рисунок 5 Сдвиг  кривой спроса

Дефицит товара возникнет из-за того, что величина спроса теперь превышает величину предложения  данного товара. Очевидно, что покупатели просто так не откажутся от покупки  данного товара и попытаются предпринять  соответствующие меры.

В предыдущем параграфе мы уже говорили о том, что рынки стремятся к равновесию. Практически это приведет к тому, что конкуренция между покупателями за возможность приобрести данный товар окажет повышающее влияние на его рыночную цену. Итак, цена товара, на который повысился спрос, начнет расти под воздействием конкуренции покупателей. Вполне естественной реакцией продавцов на повышение цены будет увеличение объема предлагаемого товара в полном соответствии с законом предложения. А поскольку на это же будут направлены действия покупателей, то их совместными усилиями рыночная цена при отмеченном росте количества товара начнет повышаться до величины Р2 (рис. 4). На графике это будет выражено передвижением точки рыночной конъюнктуры Е1 вдоль кривой предложения вплоть до ее пересечения с новой кривой  спроса D2, где и будет тем самым достигнуто новое равновесие данного рынка Е2 с параметрами Q2 и Р2 [9, c. 198].

В данном примере  рынок быстро избавился от дефицита и рыночное равновесия установилось за счет установления новой, более высокой равновесной цены. Однако, как мы уже говорили в параграфе 1.1, некоторые рынки неспособны быстро уравновешиваться при внезапном изменении условий.

Рассмотрим  возможные причины возникновения  дефицита. Многие экономисты относят  к подобным факторам налогооблажение, государственное регулирование цен, а также власть монополий.

Налогообложение выступает  одним из рычагов регулирования  рыночной системы, и оно не нарушает законов установления рыночного  равновесия. Однако, последствия налогообложения отрицательно сказываются как на потребителях, так и на производителях товаров. Эти последствия выражаются, с одной стороны, в увеличении цены товара, и в сокращении объемов производства товаров – с другой. Любой налог, прямой или косвенный, включается в цену продаваемого товара. Возросшая цена, как известно, вызывает сокращение потребительского спроса, вследствие чего неизбежно сокращение объема продаж товаров, попавших под налогообложение. Производители отреагируют на такую ситуацию однозначно: они сократят производство и представление на рынок товаров, спрос на которые снизился. Очевидно, что нарушение законов спроса и предложения не произошло, так как налог лишь создал предпосылки для перемещения точки равновесия спроса и предложения на новый, более высокий уровень (рис. 5)

Рисунок 6 Налогообложение  и рыночное равновесие

При налогообложении  кривая спроса не смещается, так как  спрос не изменился. Но точка рыночного  равновесия Е перемещается на новый, более высокий уровень вследствие смещения вверх кривой предложения товаров. Равновесие спроса и предложения теперь находится в точке Е1, а новая равновесная цена равняется Р1, так как продавец включает налог в цену предлагаемых к продаже товаров. Снижение объема продаж, которое произошло вследствие повышения цены, вызвало падение объемов производства товаров, поскольку их продажи снизились. Налог непосредственно платит производитель (продавец) товаров, однако большую часть перекладывает на покупателя путем увеличения цены. Таким образом, налог уменьшает торговую выручку от продаваемых товаров, а также он является дополнительным вычетом из доходов покупателей, приобретающих товар, облагаемый налогом. Но главный отрицательный эффект налогообложения – общее снижение производства и недопотребление обществом товаров [1, с. 101-102].

Контроль над  ценами государство осуществляет на законодательной основе. Но он имеет  вид вмешательства, нарушающего  механизм рыночного ценообразования  по законам спроса и предложения. Подобное вмешательство способны осуществлять и любые другие монопольные структуры. В любом случае вмешательства такого рода способны блокировать рыночный механизм конкурентного ценообразования. Государственное вмешательство в рыночное ценообразование чаще всего сводится к принудительному установлению цены на уровне ниже рыночного равновесия спроса и предложения. Последствия контроля над ценами могут быть многообразными, но все они, в особенности при длительном их применении, как правило, имеют отрицательный эффект в социальной и экономической сфере. Такие последствия обнаружатся в товарном дефиците, нехватке и недопроизводстве товаров, что отрицательно скажется на всем обществе [1, с. 102-103].

Возможны два  варианта государственного регулирования  цен: установление верхней границы  либо нижней границы цен. Как видно из схемы (рис. 7), именно установление верхней границы цен приводит к дефициту товаров.

Рисунок 7 Негативные последствия государственного регулирования цен

В данном случае установливается верхняя граница цен, выше которой продавать продукцию запрещается. При этом установленный потолок цен, естественно, находится ниже равновесного уровня. В странах с рыночной экономикой такая мера применяется в периоды острого товарного дефицита (например, во время войны), когда свободные рыночные цены для большинства населения недоступно высоки. Подобное регулирование позволяет потребителям приобретать товары первой необходимости, которые они не смогли бы купить по равновесным ценам. Однако вследствие такого вмешательства сразу возникает цепочка негативных последствий, в т.ч. и дефицит (рис. 7) [10].

Естественно, что  подобный контроль над ценами приводит к таким экономическим последствиям, как сокращение производства, возникновение  теневой экономики в различных  сферах.

Внешними, наиболее очевидными последствиями разрушенного равновесия цен станут очереди потребителей за товарами, социальная напряженность и всеобщее недовольство политикой правительства. Потребуются такие меры, как нормирование, рационирование потребления недостающих дефицитных товаров, их распределение по карточкам, талонам.

Нарушение законов  ценообразования происходит, прежде всего, потому, что спрос не ограничивался  только группами социально незащищенного  населения, для которых был установлен низкий уровень цен. Главное состоит  в том, что этот принудительно «смещенный» спрос вызвал тенденцию сокращения производства и предложения товаров из-за их принудительно низких цен. Производители не заинтересованы выпускать и поставлять на рынок товары по ценам, не возмещающим издержки производства. Возникающий вследствие этого дефицит товаров окажется необычайно болезненным для потребителей и вызовет нарастающее социальное напряжение. [1, с. 103-104]

Ещё один фактор, негативно влияющий на экономику  и вызывающий дефицит товаров, - наличие  монополий. Монополия означает существование одного продавца на рынке. Продукт, который он продает, не имеет заменителей. В отличие от ситуации совершенной конкуренции отрасль «захвачена» одной-единственной фирмой. Для монополии характерны ограничение объема производства и повышение цен. Она производит меньше продукции и назначает более высокие цены, чем совершенно конкурентная фирма. Экономисты доказывают, что монополии замедляют внедрение нововведений и, следовательно, экономический рост. Монопольные цены ослабляют экономические стимулы к внедрению новых технологий.

Монополия единолично господствует на рынке и, не встречая противодействия конкурентов, стремится  к взвинчиванию цен, что способствует недопотреблению обществом товаров. Поэтому монополия – нежелательное  явление, а если избежать ее невозможно, то требуется государственное регулирование деятельности фирм-монополистов [6, с. 284-286].

Помимо перечисленных  факторов, способствующих возникновению  дефицита можно назвать и другие, как, например, ошибки фирм в планировании закупок и анализе продаж. Естественно, что без серьезного анализа продаж и без точного планирования компания быстро получает несбалансированный запас. Ошибки в планировании на самом деле могут привести к серьёзной нехватке товара.

Товарный дефицит  может появиться также вследствие изменение текущей ситуации на рынке (появление новой моды, тенденции, закона), а также вследствие активной рекламной или PR-кампании. Если вчера был принят новый закон о том, что всех детей до 12 лет необходимо перевозить только в детском автокресле, то есть вероятность, что такие автокресла вдруг начнут пользоваться возросшим спросом. Но в подобном случае, скорее всего, рынок быстро придет в состояние равновесия, и дефицит ликвидируется.

Кроме того, погода, экология, эпидемии могут спровоцировать неожиданный высокий спрос на товар. Если лето выдалось очень жарким, то спрос на мороженое и прохладительные напитки может превысить предложение в несколько раз. Неожиданное отключение воды в районе провоцирует спрос на воду в бутылях. Во время эпидемии атипичной пневмонии спрос на респираторы в Китае подскочил в десятки раз. Такой дефицит носит  характер вспышки и заканчивается так же резко, как и начинается.

Краткосрочный дефицит могут создать логистические  проблемы. Например, товар по каким-то причинам не доставлен на склад или опаздывает в магазин. Это особенно актуально для скоропортящихся товаров (мясо, рыба, молочные продукты, хлеб), где один день задержки способен забраковать всю партию [11].

Кроме того, следует  учитывать влияние природных катаклизмов и катастроф. Например, засушливое лето может повлечь за собой дефицит зерна и круп.

Помимо перечисленных  факторов, многие экономисты рассматривают  плановую экономику как дефицитную, а следовательно, сам механизм плановой экономики как причину постоянного дефицита. Эту теорию мы рассмотрим подробнее в главе 2.

Товарный дефицит  в системах с плановой экономикой связан с государственным регулированием цен. Если в рыночной экономике превышение спроса над предложением приводит к  росту цен (инфляции), то при регулируемых ценах результатом становится товарный дефицит. Он особенно возрастает при резком росте денежной массы.

Таким образом, дефицит (превышение спроса над предложением) может носить краткосрочный и долгосрочный характер, может быть вызван разнообразными факторами, такими как государственное регулирование цен, налогообложение, влияние монополий, ошибки в прогнозировании, влияние новой моды, погоды, природных катаклизмов и др. Дефицит  образуется вследствие государственного контроля цен потому, что подобный контроль выключает механизм рыночного саморегулирования. Если свободно устанавливающиеся цены автоматически согласуют спрос с предложением, то регулируемые цены этого не делают. Дефицит может также искусственно создаваться компаниями в целях взвинчивания цен и получения прибыли. Об этом и пойдет речь в следующем параграфе.

 

1.3 Создание  ситуации искусственного дефицита

В настоящее  время в связи с переходом  на рыночную экономику, все частные  предприниматели стремятся получить как можно большую прибыль, поэтому каждый из них «не занятую нишу» в рынке товаров и услуг. Поэтому, как только какой-либо товар становится дефицитным, индивидуальные предприниматели немедленно стремятся завезти данный товар и продать его по более высокой цене.

Иногда предприниматели создают ситуации  искусственного дефицита с целью получения выгоды. Это может распространяться как на товары сезонного спроса (например, сахар), так и на любые другие товары. В подобном случае предприниматели стремятся к тому, чтобы построить товару имидж эксклюзивного или дефицитного.

Такой имидж способствует росту спроса на товар, подтверждение  тому эксперимент, проведенный по инициативе социального психолога Стивена Уорчела: торговые агенты позвонили, как обычно, постоянным клиентам компании — закупщикам говядины для супермаркетов и других точек, торгующих продуктами в розницу, и одним из трех способов предложили им сделать заказ. Одни клиенты услышали предложение в стандартной форме. Другим клиентам дополнительно была предоставлена информация о том, что поставки импортной говядины будут сокращены в ближайшие несколько месяцев. Третья группа клиентов получила те же сведения, что и вторая группа, а также информацию о том, что мало кто узнает о предстоящем сокращении поставок, так как эти сведения поступили из надежного, но засекреченного источника. Таким образом, клиентам из третьей группы дали понять, что ограничен не только доступ к продукту, но и доступ к информации, касающейся данного продукта. Результаты эксперимента говорят сами за себя. Торговые агенты второй и третьей групп стали требовать от владельцев магазинов увеличения закупок говядины, чтобы обеспечить бесперебойную торговлю в течение ближайших месяцев. По сравнению с клиентами, которым было сделано торговое предложение в стандартной форме, те клиенты, которым было также сказано о дефиците говядины, заказали ее в два раза больше. Однако особенно много говядины заказали те клиенты, которые решили, что они владеют "исключительной" информацией. Они приобрели в шесть раз больше говядины, чем их коллеги, — на них обрушился двойной удар принципа дефицита.

Информация о работе Дефицитный рынок: причины возникновения и последствия