Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 15:49, курсовая работа
Целью работы является изучение механизма функционирования дефицитного рынка в условиях рыночной и плановой экономики.
Исходя из цели работы, нами были поставлены следующие задачи:
изучить механизм установления рыночного равновесия;
рассмотреть понятие дефицитного рынка и изучить причины его возникновения, механизм функционирования и последствия;
проанализировать дефицитный рынок СССР в целях выявления закономерностей функционирования дефицитного рынка в условиях плановой экономики и выявление его особенностей;
Глава 1. Теория функционирования дефицитного рынка в условиях рыночной экономики …………………………………………………………..…8
1.1 Спрос и предложение в рыночной экономике. Рыночное равновесие…….....8
1.2 Причины возникновения и механизм функционирования дефицитного рынка………………………………………………………………………………...14
1.3 Создание ситуации искусственного дефицита……………………….………22
Глава 2. Дефицитный рынок в условиях командной экономики. Последствия дефицита………………...…………………………………………28
2.1 Плановая экономика как причина возникновения дефицита. Модель Корнаи………………………………………………………………………………28
2.2 Дефицитный рынок при административно-командной системе хозяйствования на примере СССР…………………….…………………………..34
2.3.Социально-экономические последствия дефицита……………………….….42
Глава 3. Влияние дефицитных рынков на экономику современной России……………………………………………………………………………….46
3.1. Дефицитные рынки в современной России………………………………….46
3.2 Прогнозирование возникновения дефицита на российских рынках………..50
3.3 Влияние дефицита на экономическое развитие региона (на примере Курской области) ………………………………………………………………………….…54
Заключение…………………………………………………………..…57
Список использованной литературы……………………………….60
Приложение А………………………………………………….………65
курсовая работа
по дисциплине «Экономическая теория»
на тему «Дефицитный рынок: причины возникновения и последствия»
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теория функционирования дефицитного рынка в условиях рыночной экономики …………………………………………………………..…8
1.2 Причины возникновения
и механизм функционирования
дефицитного рынка…………………………………
1.3 Создание ситуации
Глава 2. Дефицитный
рынок в условиях командной экономики.
Последствия дефицита………………...…………………………………
2.1 Плановая экономика
как причина возникновения
2.2 Дефицитный рынок при административно-командной системе хозяйствования на примере СССР…………………….…………………………..34
2.3.Социально-экономические последствия дефицита……………………….….42
Глава
3. Влияние дефицитных рынков на экономику
современной России………………………………
3.1. Дефицитные
рынки в современной России…………
3.2 Прогнозирование возникновения дефицита на российских рынках………..50
3.3 Влияние дефицита
на экономическое развитие
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………….60
Приложение А………………………………………………….………65
Введение
Россия, вступив на путь перехода к рыночной экономике, избавилась от перспективы постоянного дефицита, сопровождающего плановую экономику. Острый дефицит в современной России ― явление нечастое. И все же почти каждый год находится тот или иной продукт, цена на который взлетает в разы. Почему это происходит, как функционирует механизм дефицитного рынка в условиях рыночной экономики, и к каким последствиям может привести – все эти вопросы сохраняют свою актуальность в современных условиях.
Экономика динамично развивается, и то, что было справедливо 10 лет назад, сегодня уже не работает. Именно поэтому важно постоянно изучать и анализировать происходящее в экономике. Вопрос дефицитного рынка подробно изучался Я. Корнаи, но его модель сводится к критике плановой экономики. В условиях же рыночной экономики дефицитный рынок не подвергался серьезным исследованиям. Этим обуславливается актуальность данной работы.
Объектом исследования является дефицитный рынок как нарушение рыночного равновесия.
Предметом исследования является механизм функционирования дефицитного рынка в условиях плановой и рыночной экономики.
Целью работы является изучение механизма функционирования дефицитного рынка в условиях рыночной и плановой экономики.
Исходя из цели работы, нами были поставлены следующие задачи:
В процессе написания работы были использованы следующие методы: анализ,
синтез, сравнительный метод, моделирование и математические методы.
Теоретической базой послужили работы следующих отечественных и зарубежных экономистов: В.Д. Камаева, С.Н. Ивашковского, Р. Пиндайка, К. Макконнелла, Я. Корнаи и др.
Работа состоит из введения,
основной части, заключения, списка использованной
литературы и приложения. Основная
часть состоит из трех глав. В
первой главе рассматриваются
Глава 1. Теория функционирования дефицитного рынка в условиях рыночной экономики
1.1 Спрос и предложение в рыночной экономике. Рыночное равновесие
Для того, чтобы приступить к изучению спроса и предложения, невозможно не затронуть понятие «рынок». Термин «рынок» часто употребляется в наши дни, однако нет единой точки зрения на содержание этого понятия. Рассмотрим мнения отечественных и зарубежных ученых по этому вопросу.
По мнению В.Д. Камаева, рынок – это форма организации экономических взаимосвязей между экономическими агентами по поводу обмена разнообразными благами путем их купли –продажи [1, с. 609] Согласно же точке зрения Макконнелла и Брю, рынок – это «просто механизм или приспособление, осуществляющее контакт между покупателями или предъявителями спроса и продавцами или поставщиками товаров и услуг». [2, c. 53] В учебнике «Рыночная экономика» со ссылкой на западные источники говорится, что рынок «является формой взаимоотношений, связей между отдельными самостоятельно принимающими решения хозяйствующими субъектами». [3, с. 62] Некоторые зарубежные ученые также определяют рынок как «любой набор соглашений, с помощью которых покупатели и продавцы товара вступают в контакт по поводу купли-продажи данного товара» [4, c. 41]. С.Н. Ивашковский определяет рынок как форму общественного производства, которая обеспечивает взаимодействие производства и потребления посредством механизма цен [5, c. 42]. Несмотря на различия в формулировках, во всех вышеперечисленных определениях указывается на то, что рынок осуществляет связь между производством и потреблением.
Рынок как сфера обмена возник еще на заре человеческой цивилизации, в связи с возникновением общественного разделения труда, т.е. специализация производителей на производстве каких-то видов продукции. Однако тот вид, в котором он существует сейчас, рынок принял сравнительно недавно. В современной экономике рынок – один из элементов управления общественным производством, посредством которого дается ответ на вопросы: что, как и для кого производить. А современное рыночное хозяйство (капитализм) - сложная экономическая система, функционирующая как на основе рыночных индикаторов (цен, издержек, конкуренции и т.д.), так и на основе распределения функций между хозяйствующими субъектами, не последнюю роль среди которых играет государство [6, c. 221-222].
Теперь мы перейдем к рассмотрению механизма ценообразования, который считается одной из функций рынка. Цена формируется под влиянием спроса и предложения.
Спрос – желание (потребность) и способность (возможность) людей приобретать товары и услуги по данной цене в данное время; платежеспособная потребность.
Количество товара, которое покупатели готовы приобрести, зависит от цены на него. Эта зависимость может быть представлена в виде кривой спроса:
Рисунок 1 Кривая спроса
На рис. 1 видно, что при цене P1 потребители согласны купить количество товара Q1, а при более низкой цене P2 – количество Q2, превосходящее Q1. Если соединить все возможные точки, характеризующие соотношение «цена – объем спроса», то получится кривая споса D, которая показывает, какое количество товара потребители купят при разном уровне цен. Кривая спроса показывает существование обратно пропорциональной зависимости между ценой и количеством товара, на который предъявлен спрос; эту закономерность называют законом спроса. (Ивашковский 60-61)
Кроме цены на спрос влияют и другие факторы, такие как фактор дохода, изменение числа покупателей, изменения в потребностях и вкусах потребителей, изменение цен на товары-субституты и товары-комплементы, изменения в ожиданиях потребителей (спрос возрастет, если объявить о росте цен на данный товар в близжайшем будущем). Такие факторы называются неценовыми. [6, c. 221-222]
Второй упомянутый выше фактор, влияющий на колебание цены – предложение. Под предложением понимают то количество товаров и услуг, которое производители готовы произвести и продать по данной цене в данное время.
Прямая пропорциональная зависимость, существующая между ценой на данный товар и его предложением, называется законом предложения [6, c. 229]. Его можно изобразить графически в виде кривой предложения (кривая S) (рис.2).
Рисунок 2 Кривая предложения
На рисунке 2 видно, что, двигаясь от точки А к точке В мы обнаруживаем рост объема предложения товара под влиянием роста цены на него, и наоборот: движение от точки В к точке А показывает снижение объема предложения в связи со снижением цены. [5, c. 66]
Изменения в предложении (смещение кривой предложения) происходит под влиянием ценового фактора, а также неценовых факторов, к которым, как правило, относят:
Действительный уровень цены складывается в результате взаимодействия спроса и предложения в данное время в данном месте. Цена устанавливается на уровне, на котором спрос и предложение равны. Чтобы изобразить это графически, необходимо наложить кривую спроса на кривую предложения, тогда в точке пересечения кривых спроса и предложения мы получим точку равновесия Е, в которой объем спроса равен объему предложения (Qd=Qs), а цена спроса равна цене предложения (Pd=Ps) (рис 3). Такая цена называется рыночной либо равновесной ценой, а равные объемы спроса и предложения – равновесным объемом. Таким образом, если рынок находится в равновесии, то цена такова, что количество товара, которое покупатели хотят приобрести, совпадает с тем количеством, которое производители готовы предоставить. [5, c. 80-81]
Рисунок 3 График рыночного равновесия спроса и предложения
На рисунке 3 видно, что выше точки равновесия образуется избыток товара, ниже — дефицит; они представляют собой виды нарушения рыночного равновесия. Рассмотрим их подробнее .
Рынок уравновешивается при цене Pе и количестве товара Qe (рис. 4). При более высокой цене P1 возникает излишек товара, поэтому цена падает. При более низкой цене P2 существует дефицит, поэтому цена идет вверх [7, c. 43].
Рисунок 4 Нарушение рыночного равновесия
Хоть для рынков и характерна тенденция к равновесию, они не могут находится в состоянии равновесия постоянно, и некоторые рынки неспособны быстро уравновешиваться при внезапном изменении условий. Чтобы понять, почему рынки стремятся к равновесию, предположим, что первоначально цена была выше равновесного уровня — скажем, это P1 на рис. 4. Производители будут стараться больше производить и продавать, чем потребители готовы покупать. В результате образуется товарный излишек — ситуация, при которой величина предложения превышает величину спроса. Чтобы продать этот излишек, или, по меньшей мере, предотвратить его рост, производители начнут снижать цены. В конце концов, по мере падения цен величина спроса возрастет, и объем предложения снизится до уровня равновесной цены Pе.
Противоположная ситуация складывается в том случае, когда первоначальная цена ниже Pе — скажем, P2. Появляется товарный дефицит — положение, при котором величина спроса превышает величину предложения, — и потребители лишаются возможности приобрести то количество товара, которое они хотят. Возникает повышающее давление на цену, так как каждый из потребителей стремится предложить цену выше, чем другие, за существующий объем предложения. Производители реагируют на это повышением цены и увеличением объемов производства. И снова цена в конечном итоге достигает равновесного уровня Pе [7, c. 43].
Таким образом, мы выяснили, что рыночное равновесие устанавливается в результате взаимодействия спроса и предложения в данный момент в данном месте. Равновесная цена устанавливается на уровне, на котором спрос и предложение равны. Графически, если наложить кривую спроса на кривую предложения, то в точке пересечения кривых спроса и предложения мы получим точку равновесия Е, в которой объем спроса равен объему предложения, а цена спроса равна цене предложения. Выше точки равновесия образуется избыток товара, ниже — дефицит; они являются нарушениями рыночного равновесия. Для рынков характерна тенденция к равновесию, однако они не могут находится в состоянии равновесия постоянно. В следующем параграфе мы перейдем к изучению причин появления дефицита и механизма его функционирования.
Информация о работе Дефицитный рынок: причины возникновения и последствия