Чистая (совершенная) конкуренция фирмы на рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 11:35, курсовая работа

Описание работы

Тема конкуренции была и будет актуальной. Каждый действительно грамотный экономист знает, что рынок тем эффективнее, чем он больше удовлетворяет условиям совершенной конкуренции. В связи с тем, что реальная рыночная экономика не мыслима без конкуренции, возникает настоящая необходимость в её изучении, её уровни и интенсивности.
Теоретические понятия совершенной конкуренции являются фактически отрицанием обычного для деловой практики и повседневной жизни понимания конкуренции, как острого соперничества экономических агентов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 2
Глава 1. Общие понятия…………………………………………………………. 3
1.1. Природа фирмы………………………………………………………….. 3
1.2. Природа конкуренции…………………………………………………… 3
1.3. Долгосрочный и краткосрочный периоды в деятельности фирмы….. 7
Глава 2. Цены в краткосрочном периоде и определение выпуска…………… 9
2.1.Кривая спроса индивидуальной фирмы……………………………….. 9
2.2. мизация прибыли и краткосрочное равновесие……………….12
2.3. Точка закрытия и кривая предложения фирмы……………………… 15
Глава 3. Цена и выпуск в долгосрочном периоде……………………………..18
3.1. Вход и выход идентичных производителей………………………….. 18
3.2. Изменение размера предприятия………………………………………20
3.3. Неоднородные производители выпуска……………………………….21
3.4. Три вида долгосрочных кривых предложения………………………..23
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы………………………………………………………………27

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по микроэкономике.docx

— 84.95 Кб (Скачать)

 

Рис.5.Точка закрытия и кривая предложения фирмы.

Стремление к максимизации прибыли приводит к тому, что фирма производит такой объем выпуска, при котором предельные издержки равны цене (MC=P). Этот принцип позволяет предсказать реакцию фирмы на изменение рыночных условий, и прежде всего на изменение рыночной цены. Предположим, например, что равновесная рыночная цена снижается от первоначального уровня P. К более низкому уровню P. Реакция фирмы на данное снижение изображена на рисунке: объем выпуска упадет с <?, до . Величина сокращения объема выпуска

При объеме выпуска  производство перестает быть прибыльным (здесь цена такая что предельные издержки равны средним общим издержкам = МС==АТС).

Дальнейшее снижение цены (ниже уровня P3) приводит к тому, что задача фирмы меняется: вместо стремления к максимизации прибыли она вынуждена, стремится к минимизации убытков. Это объясняется тем, что на этом этапе предельные издержки оказываются меньше совокупных средних издержек (МС< < АТС), но еще остаются выше средних переменных издержек (МС > AVC).

Рассмотрим, к примеру, поведение фирмы при цене P. Объем выпуска в данном случае составит . При выпуске единицы продукции на уровне убытки от производства этой единицы равны величине отрезка BC, а прибыль- величине отрезка CD. В данном случае фирма полностью окупает все свои переменные издержки (AVC), но не окупается величина CB.

Если же мы будем рассматривать  не выпуск одной единицы продукции, а всей выпускаемой продукции (объемом ) при цене , то площадь прямоугольника будет равна величине убытков фирмы, а площадь прямоугольника CDE равна прибыли фирмы.

При объеме выпуска фирма остается в деле. Объясняется это довольно просто: если фирма продолжает бизнес, то ее потери в краткосрочном периоде составят величину , но если она надумает выйти, то потери составят еще большую величину – ABDE.

Оставшись в деле, производитель  имеет возможность минимизировать свои убытки – такая практика, в  общем, аналогична политике максимизации прибыли. Конечно, при этом производитель должен надеяться, что ситуация рано или поздно изменится к лучшему – уровень цен станет более благоприятным для фирмы и краткосрочные убытки удастся ликвидировать. Это произойдет в долгосрочном периоде, когда некоторые «лишние фирмы» уйдут из отрасли, отраслевое предложение производителей упадет, а уровень равновесной цены возрастет.

При цене объем выпуска фирмы составит . Это критическая точка (F). Теперь фирме, в принципе, все равно: оставаться в деле или уходить. Потери фирмы равны ее средним постоянным издержкам. Если фирма останется в деле, то ее убытки будут равны величине прямоугольника . Но точно такие же убытки фирма понесет, если она выйдет из дела. Таким образом, точка F  называется точкой закрытия фирмы.

Точка закрытия фирмы –  это минимальная точка на кривой средних переменных издержек (AVC); фирма прекратит свою производственную деятельность, если цена упадет ниже этой точки.

До тех пор пока цена выше минимального значения кривой ЛУС, фирма предпочитает остаться в бизнесе и минимизирует свои потери. Но при цене фирме необходимо выйти из дела. 

Тем самым кривая предложения  фирмы в краткосрочном периоде  состоит из частей :

1. Выше кривой A VC  она совпадает с кривой предельных издержек (MC),

2. Ниже кривой A VC она представляет собой отрезок F, при этом предложение фирмы равно нулю.

Кривая предложения  фирмы - эта часть кривой предельных издержек фирмы (MC), которая лежит выше кривой средних переменных издержек (AVC).

При неизменных ценах кривая предложения отрасли является горизонтальной суммой кривых предложения отдельных  фирм. При увеличении отраслевого  уровня цен фирма будет стремиться увеличить объем выпуска, а объем предложения отрасли также возрастет.

 

Глава 3. Цена и выпуск в долгосрочном периоде.

Долгосрочное равновесие: стабильное состояние, в котором  все фирмы в отрасли получают нормальную или нулевую экономическую  прибыль (л=0), в связи, с чем отсутствуют стимулы для входа в отрасль или выхода из отрасли новых фирм.

Если в условиях краткосрочного равновесия существующие фирмы получают экономическую прибыль (я=0), то эта прибыль стимулирует вхождение новых фирм в отрасль; напротив, если фирмы несут убытки (я=0), то некоторые фирмы рано или поздно будут вынуждены покинуть отрасль. Процесс отраслевого входа-выхода продолжается до тех пор, пока экономические прибыли и убытки ограничатся. Т.е. не будет достигнута ситуация нулевой экономической прибыли (я=0).

Исследуем последствия отраслевого  входа и выхода на примере двух экономических моделей:

1. В первой модели все  фирмы в отрасли идентичны,  т.е. тождественны во всех отношениях: ни одна из фирм не имеет  преимуществ или недостатков. Любая их данных фирм является репрезентативной (типичной).

Репрезентативная  фирма; фирма, кривые издержек которой условно считаются «типичными» для всех фирм отрасли.

Если все репрезентативные фирмы в краткосрочном периоде  несут убытки, то некоторые вынуждены  покинуть отрасль. И этот процесс  выхода будет продолжаться до тех  пор, пока остающиеся фирмы не смогут покрывать свои альтернативные издержки (достигнут состояния я=0). В данном случае невозможно определить, какие фирмы должна остаться, а какие уйти. Да и в этом нет особой необходимости: ведь все фирмы являются совершенными близнецами.

2. Во второй модели, более  сложной (менее абстрактной), предполагается, что все фирмы в отрасли различаются с точки зрения издержек, так и эффективности производства. В этих условиях сравнительно неэффективные фирмы будут покидать отрасль до тех пор, пока экономическая прибыль из отрицательной не превратится в нулевую.

3.1. Вход и выход идентичных производителей

Рисунок демонстрирует три  краткосрочных равновесия репрезентативных фирм, а также равновесие отрасли. Если предложение выражено кривой, (рис.б), то рынок приходит в состояние равновесия при цене Р и рыночном объеме . При этой цене репрезентативные фирмы, ( рис.а) установят объем предложения . При данном объеме выпуска каждая фирма получит экономическую прибыль, равную разнице между ценой (Р) и средними общими издержками A TC (P – ATC=я>0). Это привлечет в отрасль дополнительных конкурентов.

Нулевая экономическая

MC прибыль (я=0)


                                                                                 


        A               ATC         P                 


P                         B     m=                                                     E      

i                                  Pi=m=


 

                                                                                                                                                     D


0           93    92   91                          9    0          Qi          Qi          03            Q

Рис.6 Долгосрочное равновесие

Вхождение новых фирм в  отрасль увеличит рыночное предложение, что сдвинет кривую вправо. Процесс  вхождения новых фирм в отрасль  будет продолжаться до тех пор, пока кривая рыночного предложения не достигнет положения и линия цены рыночного равновесия не превратится в касательную к кривой АТС репрезентативной фирмы (рис.а). При этой цене каждая фирма будет зарабатывать нормальную прибыль (n=0). В результате стимул для вхождения новый фирм в отрасль исчезнет. Каждая фирма сократила объем выпуска с до но объем рыночного предложения увеличился с Q до . Причина этого в том, что в отрасли стало больше фирм.

Процесс получил обратную направленность, если первоначальное краткосрочное равновесие характеризуется экономическими убытками. При рыночном предложении линия рыночной цены рас. положена ниже кривой АТС. Убытки вынуждают некоторые фирмы покидать отрасль. И этот процесс продолжается до тех пор, пока кривая предложения вновь установится в положение . Рынок вновь достиг состояния долгосрочного рыночного равновесия при цене Р при выпуске .

Так как все фирмы на рынке считаются абсолютно одинаковыми, то их количество (n) определяется простым делением рыночного предложения на выпуск одной из них: n= Q/q.

3.2. Изменение размера предприятия

Проблему вхождения в  отрасль можно рассмотреть, анализируя создание дополнительных производственных мощностей уже существующих в  отрасли фирм. На рис. Каждая репрезентативная фирма сталкивается с рыночной ценой  Р. Мощности ограничены, и фирмы действуют  в рамках краткосрочных предельных и средних кривых издержек и . Функционируя в условиях данных краткосрочных кривых издержек, фирма уравнивает и , производя объем и соответствующую экономическую прибыль.

  K


   Р


                  


   MC                                                                                                 LAC


 

 

                                                                                                                         q


Рис.7. Вхождения в форме расширения предприятия

Однако пребывание в данной точке будет временным явлением, если фирма сумеет снизить свои издержки, двигаясь вдоль кривой долгосрочных средних издержек (LAC). По мере того как каждая фирма увеличивает свои размеры, стремясь получить выгоду от экономии масштаба, кривая предельных издержек смещается вниз и направо, что в конце концов отразится на конфигурации кривой рыночного предложения.

Результат данного процесса будет аналогичным, что и при  вхождении в отрасль новых  фирм: объем рыночного предложения  увеличится и равновесная рыночная цена сдвинется в положение . Каждая фирма заработает нормальную прибыль (л=0). Процесс входа на рынок или выхода с рынка прекратится точно так же, как и утратится желание менять объем производства каждой из оставшихся на рынке фирм.

При объеме выпуска каждая фирма в отрасли функционирует в точке минимальных долгосрочных средних издержек и эффективно использует свои производственные мощности.

 

3.3. Неоднородные производители выпуска.

Фирмы, располагающие неэффективно малыми (или неэффективно крупными) предприятиями, обязаны приспосабливать  их размеры к эффективным параметрам, в противном случае они будут  вытеснены новыми фирмами с эффективными размерами выпуска. Одновременное сосуществование мелких и крупных фирм в отрасли может быть либо переходным явлением – движением отрасли в состоянии долгосрочного равновесия, либо вызвано способностью мелких фирм обеспечить более персонализированные услуги. Однако эта последняя посылка не вполне вписывается в модель чистой конкуренции, ибо индивидуальный сервис предполагает дифференциацию продукта – структурную переменную, не присущую данному типу рыночной структуры, т.е. чистой конкуренции.

Тем не менее, существует вероятность  того, что издержки могут варьироваться  среди различных производителей. Так, земли отличаются по плодородию. Те фермеры, которые владеют более  плодородными землями, могут получать урожай при меньших затратах. Точно  так же управленческие или предпринимательские  способности могут быть неодинаковыми  у разных производителей. Фермер Иванов может быть лучше, чем фермер Петров. Процесс конкуренции не отменяет этих внутренних различий: эффективная  по размерам сельская фирма может  вместе с тем использовать сравнительно неплодородную землю.

Долгосрочная  кривая предложения – это кривая предложения, учитывающая эффекты отраслевого входа и выхода фирм.

В долгосрочном периоде неприбыльные фирмы не могут существовать в  отрасли. Если цены упадут ниже , то даже эффективные производители понесут потери.

Цена не превысит уровень  (рис.в) до тех пор, пока все эффективные фирмы не войдут в отрасль. На рисунке в) кривая долгосрочного спроса горизонтальна на уровне до выпуска отрасли Q, при котором каждая эффективная фирма производит q единиц выпуска (рис.а). Начиная с этой точки рост цен будет способствовать увеличению выпуска эффективных фирм. И этот процесс продолжается до тех пор, пока цена не возрастет до уровня Р*, после чего в отрасль начнут входить предельные фирмы.

При цене Р* каждая эффективна фирма  предлагает q* единиц продукции, а каждая предельная фирма предлагает * единицы продукции. Долгосрочная кривая предложения вновь становится горизонтальной (на уровне Р*) до тех пор пока все предельные производители не войдут в отрасль. На данном горизонтальном участке долгосрочной кривой рыночного предложения одновременно сосуществуют как эффективные, так и предельные фирмы. Цена Р* достаточно высока для того, чтобы предельные фирмы смогли получать нормальную прибыль. Однако стимулы для вхождения новых производителей отсутствуют.


   Р         a)                                         P                     б)                        P                   в)


        Рента        M                                                      


   Р*                                     P*                                                        P*


 С                    B


                                                                                                             

                                                                                                                                                                                       

Информация о работе Чистая (совершенная) конкуренция фирмы на рынке