Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 11:35, курсовая работа
Тема конкуренции была и будет актуальной. Каждый действительно грамотный экономист знает, что рынок тем эффективнее, чем он больше удовлетворяет условиям совершенной конкуренции. В связи с тем, что реальная рыночная экономика не мыслима без конкуренции, возникает настоящая необходимость в её изучении, её уровни и интенсивности.
Теоретические понятия совершенной конкуренции являются фактически отрицанием обычного для деловой практики и повседневной жизни понимания конкуренции, как острого соперничества экономических агентов.
Введение……………………………………………………………………… 2
Глава 1. Общие понятия…………………………………………………………. 3
1.1. Природа фирмы………………………………………………………….. 3
1.2. Природа конкуренции…………………………………………………… 3
1.3. Долгосрочный и краткосрочный периоды в деятельности фирмы….. 7
Глава 2. Цены в краткосрочном периоде и определение выпуска…………… 9
2.1.Кривая спроса индивидуальной фирмы……………………………….. 9
2.2. мизация прибыли и краткосрочное равновесие……………….12
2.3. Точка закрытия и кривая предложения фирмы……………………… 15
Глава 3. Цена и выпуск в долгосрочном периоде……………………………..18
3.1. Вход и выход идентичных производителей………………………….. 18
3.2. Изменение размера предприятия………………………………………20
3.3. Неоднородные производители выпуска……………………………….21
3.4. Три вида долгосрочных кривых предложения………………………..23
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы………………………………………………………………27
В отличие от долгосрочного в
течение краткосрочного периода
фирма имеет минимальную
Краткосрочный период – это отрезок времени, в течение которого фирма не может изменить общие размеры основного капитала: сооружений, количества машин и оборудования, используемых в производстве. Это период фиксированных производственных мощностей.
Предполагается также, что возможности свободного доступа новых фирм в отрасль в краткосрочный период весьма ограничены, вследствие чего число фирм на отраслевом рынке остается постоянным.
Глава 2. Цены в краткосрочном периоде и определение выпуска.
В модели чистой конкуренции обмен полностью обезличен. Из-за предположения большого количества и совершенной конкуренции и продавцы, и покупатели являются ценополучателями, т.е. вынуждены принимать цену как нечто данное. Экзогенное. Отсюда следует. Что исходная функция рынка заключается в предоставлении информации от продавцов к покупателям и от покупателей к продавцам, с тем, чтобы рыночные цены адекватно отражали как издержки производства для производителя, так и ценность продукта для потребителей. Микроэкономическая теория исходит из того, что покупатели знают свои предпочтения, а продавцы – издержки своего производства. Дело рынка – свести эти два важнейших сегмента информации воедино.
Продавцы не имеют ни малейшего понятия, ни о кривых индивидуального, ни о кривых рыночного спроса. Однако они ориентируются в текущих рыночных ценах. На практике этого вполне достаточно для того, чтобы продавцы принимали рациональные решения. По сути, модель чистой конкуренции является описанием того, как отдельные производители реагируют на ценовую информацию и как их коллективное поведение отвечает на независимые решения потребителей, определяя тем самым рыночное равновесие.
2.1. Кривая спроса индивидуальной фирмы.
Кривая спроса индивидуальной фирмы в условиях чистой конкуренции представляет собой горизонтальную линию.
PA условие спроса:продавец S
P-P* Go Q* Q E
Строго говоря, рыночное равновесие в условиях чистой конкуренции нами уже рассматривалось, как пересечение кривых рыночного спроса и предложения. Однако на той стадии анализа мы отвлекались от изучения индивидуального поведения, как покупателей, так и продавцов. Мы выяснили, что кривая рыночного спроса отражает индивидуальные предпочтения покупателей. Теперь важно уяснить, как реагируют на действия покупателей индивидуальные продавцы. На рисунке изображено равновесие, как с точки зрения всего рынка, так и с точки зрения отдельного производителя. С рыночной точки зрения равновесная цена равна P*, а равновесный объем – Q*. Однако индивидуальный продавец видит ситуацию несколько иначе. Все (кроме него) производители вместе взятые предлагают Q^ единиц продукта, что соответствует цене P’ (как если бы нашего индивидуального производителя не существовало).
Иными словами, индивидуальный производитель обладает контролем над «верхушкой» рыночного спроса, что соответствует линии d на графике. Кривая спроса индивидуальной фирмы (d). Как и кривая спроса отрасли D . имеет отрицательный наклон, а предельный доход фирмы (тег) меньше цены.
Когда фирма предполагает дополнительную q единицу выпуска, она тем самым приводит к падению цены с P’ до уровня P*. Должно ли это беспокоить фирму? Если да, то в гораздо меньшей степени, чем в случае, если бы фирма была единственным продавцом на рынке.
В реальной жизни индивидуальный производитель не заметит результата своего воздействия на рыночную цену. Между предельной выручкой (или предельным доходом) MR, соответствующей кривой рыночного спроса D и предельной выручкой (или предельным доходом) mг индивидуальной фирмы существует принципиальное различие.
Ш=Р+^_
Это справедливо для случая, если рынок является монополистическим, т.е. весь выпуск отрасли сосредоточен в одних руках. Однако в условиях чистой конкуренции индивидуальная фирма производит очень небольшой объем выпуска (q) и не ощущает воздействия своего выпуска на цену и выпуск прочих продавцов. Зависимость между предельным доходом фирмы и рыночной ценой можно выразить как:
Различие между двумя формулами заключается в том, что снижение цены важно фирме только постольку, поскольку оно касается выпуска фирмы (q). Если выпуск фирмы равен q=Q/n, где n – количество продавцов, выражение приобретает вид
Ms= P^ dP
; Tq
При этом ms стремится к P, если n стремится к бесконечности, или
ms=P
Именно в этом смысле фирма является «ценополучателем». Ее выпуск (q= Q/n) настолько мал по отношению к объему выпуска отрасли (Q), что им смело можно пренебречь.
В рамках микроэкономического анализа поведение ценополучателя имеет два важных следствия. Во-первых, ценополучатель уверен, что изменение собственного объема выпуска (q) не влияет на рыночную цену. И хотя логика закона спроса диктует, что некоторый эффект все же существует, фирма рассматривает его как крайне незначительный. Второй вывод касается различия между ценой и предельным доходом с точки зрения индивидуального продавца. В соответствии с законом спроса кривая предельного дохода фирмы (ms) расположена ниже ее кривой спроса (d), но разница настолько мала, что ею также можно пренебречь.
P
а)
P*
0
Рис.3. Линии спроса: а) индивидуального, б) рыночного
Модель чистой конкуренции демонстрирует существенное различие между кривыми спроса и отдельного продавца. Первая (кривая рыночного спроса отрасли) представлена наклонной линией D и соответствует общему закону спроса. Она пересекает рыночную кривую предложения, определяя равновесную цену и равновесный объем. Последняя (линия индивидуального спроса) является горизонтальной или совершенно эластичной линией d. Она служит своеобразным ценовым «сигналом» для фирмы.
Кривая спроса фирмы. В модели чистой конкуренции спрос на продукцию фирмы соответствует рыночной цене, по которой фирма продает свою продукцию. Эта горизонтальная линия и есть кривая спроса фирмы.
Горизонтальная линия
спроса отражает важный экономический
постулат, согласно которому влияние
мелкой фирмы на цену крайне незначительно.
Таким образом, мы доказали высказанное
ранее суждение о виде линии спроса
на продукцию фирмы при
2.2. Максимизация прибыли и краткосрочное равновесие.
Так как индивидуальный продавец не обладает контролем над ценой, единственное экономическое решение, которое для него остается- определить объем выпуска, который ему следует предложить для продажи на рынке.
При данной рыночной цене объем выпуска можно определить путем ее сравнения с соответствующими издержками. Если фирма стремится к максимизации прибыли, то ей следует найти тот объем выпуска, при котором существует максимальная разница между валовом доходом (общей выручкой) и общими издержками.
Прибыль предприятия представляет разность между общей выручкой и общими издержками короткого периода (STC):
n(q) = TR(q) – STC(q).
Из курса математики известно условие максимизации первого порядка (условие необходимости):
dn(q) dTR{q} dSTC(q)
-us^.
Однако нам известно, что:
dTR{q}|/dq= MR(q) b dSTC(q)/dq – MC{q}.
Таким образом, необходимое условие максимизации прибыли заключается в том, чтобы предельная выручка равнялась предельным издержкам:
MR(q*) = MC(q*),
Где q*- оптимальный объем выпуска, при котором прибыль максимальна. Вместе с тем нам уже известно, что в условиях чистой конкуренции:
MR = AR = P.
Таким образом, необходимое (первого порядка) условие максимизации прибыли есть не что иное, как равенство предельных издержек и цены:
P~MC(q*).
Эта ситуация изображена на рисунке
Здесь цена (P=mr=ar=d) изображена в виде горизонтальной линии. В точке A’ кривая краткосрочных предельных издержек {SMC} пересекает линию цены (одновременно являющуюся линией предельной выручки). Точка A’ соответствует объем максимального выпуска фирмы (q*) в условиях чистой конкуренции. Отсюда следует вывод.
Условие максимизации прибыли первого порядка (необходимое): прибыль максимальна тогда. Когда предельная выручка (цена) равна предельным издержкам: MR-P.
Но так как кривая SMC выпукла к оси абсцисс. То она имеет две точки пересечения с линией P (еще и точку A”). Но в точке A” максимальна не прибыль, а убытки. Для различения этих двух случаев математика использует условие максимизации второго порядка {условие достаточности}:
n TR
-d7W^F’ ‘
Или
TR
STC ^
Но долевая часть неравенства показатель наклона кривой MR, а правая часть – показатель наклона кривой SMC. Отсюда следует вывод. Условие максимизации прибыли второго порядка (достаточное): прибыль максимальна тогда, когда наклоны линии предельной выручки (MR = P), т.е. кривая SMC должна пересекать кривую MR = P снизу.
TR,
STC Наклон = P* A TR=q*q
C
FC
0
P
SMC =Прибыль от продаж
P* A” C A’ d=mr
D’
Рис.4 Максимизация прибыли в модели чистой конкуренции.
На рисунке a) максимизация прибыли демонстрируется как бы в «ином разрезе», а точнее – в иной системе координат. Если на рис. Б) система координат – это объем выпуска q (ось абсцисс), а так же предельная выручка (MR = P), краткосрочные предельные затраты (SMC) и краткосрочные средние издержки (SATC) (ось координат), то на рис.а) ось абсцисс прежняя, а вот ось ординат представляет собой изменение общей выручки (TR) и краткосрочных затрат (STR).
Поэтому «картинка» на рис.а) иная. Общая выручка имеет здесь вид прямой (TR), исходящей из оси координат. Наклон этой линии равен рыночной цене, а каждая единица выпуска q приводит к пропорциональному увеличению дохода. Линия же краткосрочных совокупных затрат (STC) нами была выведена ранее. Прибыль достигает своего максимума в той точке, где расстояние между линиями TR и STR максимально. Это отрезок AB.
Вместе с тем следует различать также прибыль на единицу выпуска (среднюю прибыль) и общую прибыль от продажи всей произведенной продукции. Отрезки AB (рис.а) и A’B’ (рис.б) демонстрируют прибыль на единицу выпуска продукции, а площадь прямоугольника P*A’B’D’ – общую прибыль (л) от продажи всей продукции. Действительно, эта прибыль есть разница между общей выручкой (Pxq= площади прямоугольника P*A’q*0) и общими издержками ( площадь прямоугольника D’B’q*0).
2.3. Точка закрытия и кривая предложения фирмы.
Линия предложения фирмы строится на основе концепции максимизации прибыли.
P I k
Pi Убытки в краткосрочном периоде
V
^3
E»^^ *
Прибыль F -----------!_____
Информация о работе Чистая (совершенная) конкуренция фирмы на рынке