Чистая (совершенная) конкуренция фирмы на рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 11:35, курсовая работа

Описание работы

Тема конкуренции была и будет актуальной. Каждый действительно грамотный экономист знает, что рынок тем эффективнее, чем он больше удовлетворяет условиям совершенной конкуренции. В связи с тем, что реальная рыночная экономика не мыслима без конкуренции, возникает настоящая необходимость в её изучении, её уровни и интенсивности.
Теоретические понятия совершенной конкуренции являются фактически отрицанием обычного для деловой практики и повседневной жизни понимания конкуренции, как острого соперничества экономических агентов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 2
Глава 1. Общие понятия…………………………………………………………. 3
1.1. Природа фирмы………………………………………………………….. 3
1.2. Природа конкуренции…………………………………………………… 3
1.3. Долгосрочный и краткосрочный периоды в деятельности фирмы….. 7
Глава 2. Цены в краткосрочном периоде и определение выпуска…………… 9
2.1.Кривая спроса индивидуальной фирмы……………………………….. 9
2.2. мизация прибыли и краткосрочное равновесие……………….12
2.3. Точка закрытия и кривая предложения фирмы……………………… 15
Глава 3. Цена и выпуск в долгосрочном периоде……………………………..18
3.1. Вход и выход идентичных производителей………………………….. 18
3.2. Изменение размера предприятия………………………………………20
3.3. Неоднородные производители выпуска……………………………….21
3.4. Три вида долгосрочных кривых предложения………………………..23
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы………………………………………………………………27

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по микроэкономике.docx

— 84.95 Кб (Скачать)

В отличие от долгосрочного в  течение краткосрочного периода  фирма имеет минимальную свободу  маневрирования. Она не в состоянии  даже увеличить выпуск продукции  в соответствии с возросшим потребительским  спросом. Для этого фирма должна увеличить закупки сырья, ввести сверхурочные работы или нанять дополнительных работников. Даже после этого пройдет  какое-то время, прежде чем фирма  начнет выпускать дополнительную продукцию. Следовательно, в течение краткосрочного периода увеличение спроса может  быть удовлетворено лишь за счет запасов  готовой продукции.

Краткосрочный период – это отрезок времени, в течение которого фирма не может изменить общие размеры основного капитала: сооружений, количества машин и оборудования, используемых в производстве. Это период фиксированных производственных мощностей.

Предполагается также, что возможности  свободного доступа новых фирм в  отрасль в краткосрочный период весьма ограничены, вследствие чего число  фирм на отраслевом рынке остается постоянным.

 

Глава 2. Цены в краткосрочном  периоде и определение выпуска.

В модели чистой конкуренции  обмен полностью обезличен. Из-за предположения большого количества и совершенной конкуренции и  продавцы, и покупатели являются ценополучателями, т.е. вынуждены принимать цену как  нечто данное. Экзогенное. Отсюда следует. Что исходная функция рынка заключается  в предоставлении информации от продавцов  к покупателям и от покупателей к продавцам, с тем, чтобы рыночные цены адекватно отражали как издержки производства для производителя, так и ценность продукта для потребителей. Микроэкономическая теория исходит из того, что покупатели знают свои предпочтения, а продавцы – издержки своего производства. Дело рынка – свести эти два важнейших сегмента информации воедино.

Продавцы не имеют ни малейшего  понятия, ни о кривых индивидуального, ни о кривых рыночного спроса. Однако они ориентируются в текущих рыночных ценах. На практике этого вполне достаточно для того, чтобы продавцы принимали рациональные решения. По сути, модель чистой конкуренции является описанием того, как отдельные производители реагируют на ценовую  информацию и как их коллективное поведение отвечает на независимые решения потребителей, определяя тем самым рыночное равновесие.

 

2.1. Кривая спроса индивидуальной фирмы.

Кривая спроса индивидуальной фирмы в условиях чистой конкуренции представляет собой горизонтальную линию.

 

PA   условие спроса:продавец S        P-P*        Go   Q*     Q                     E              d                                     q              mr  D                     Рис.2  Индивидуальное и рыночное равновесие


Строго говоря, рыночное равновесие в условиях чистой конкуренции  нами уже рассматривалось, как пересечение  кривых рыночного спроса и предложения. Однако на той стадии анализа мы отвлекались от изучения индивидуального  поведения, как покупателей, так и продавцов. Мы выяснили, что кривая рыночного спроса отражает индивидуальные предпочтения покупателей. Теперь важно уяснить, как реагируют на действия покупателей индивидуальные продавцы. На рисунке изображено равновесие, как с точки зрения всего рынка, так и с точки зрения отдельного производителя. С рыночной точки зрения равновесная цена равна P*, а равновесный объем – Q*. Однако индивидуальный продавец видит ситуацию несколько иначе. Все (кроме него) производители вместе взятые предлагают Q^ единиц продукта, что соответствует цене P’ (как если бы нашего индивидуального производителя не существовало).

Иными словами, индивидуальный производитель обладает контролем  над «верхушкой» рыночного спроса, что соответствует линии d на графике. Кривая спроса индивидуальной фирмы (d). Как и кривая спроса отрасли D . имеет отрицательный наклон, а предельный доход фирмы (тег) меньше цены.

Когда фирма предполагает дополнительную q единицу выпуска, она тем самым приводит  к падению цены с P’ до уровня P*. Должно ли это беспокоить фирму? Если да, то в гораздо меньшей степени, чем в случае, если бы фирма была единственным продавцом на рынке.

В реальной жизни индивидуальный производитель не заметит результата своего воздействия на рыночную цену. Между предельной выручкой (или предельным доходом) MR, соответствующей кривой рыночного спроса D  и предельной выручкой (или предельным доходом) mг индивидуальной фирмы существует принципиальное различие.

            Ш=Р+^_

Это справедливо для случая, если рынок является монополистическим, т.е. весь выпуск отрасли сосредоточен в одних руках. Однако в условиях чистой конкуренции индивидуальная фирма производит очень небольшой объем выпуска (q) и не ощущает воздействия своего выпуска на цену и выпуск прочих продавцов. Зависимость между предельным доходом фирмы и рыночной ценой можно выразить как:

                                               г.   Ф

                                     ШГ=’

Различие между двумя  формулами заключается в том, что снижение цены важно фирме  только постольку, поскольку оно  касается выпуска фирмы (q). Если выпуск фирмы равен q=Q/n, где n – количество продавцов, выражение приобретает вид

Ms= P^    dP

;  Tq

При этом ms стремится к P, если n стремится к бесконечности, или

ms=P

Именно в этом смысле фирма  является «ценополучателем». Ее выпуск (q= Q/n) настолько мал по отношению к объему выпуска отрасли (Q), что им смело можно пренебречь.

В рамках микроэкономического анализа  поведение ценополучателя имеет  два важных следствия. Во-первых, ценополучатель уверен, что изменение собственного объема выпуска (q) не влияет на рыночную цену. И хотя логика закона спроса диктует, что некоторый эффект все же существует, фирма рассматривает его как крайне незначительный. Второй вывод касается различия между ценой и предельным доходом с точки зрения индивидуального продавца. В соответствии с законом спроса кривая предельного дохода фирмы (ms) расположена ниже ее кривой спроса (d), но разница настолько мала, что ею также можно пренебречь.


P                        а)                                                       P                       б)


 

                                                                                                                           S

   P*                                  d=mr


 

 


0                                                     <r                     0                            Q*                                           a

 

Рис.3. Линии спроса: а) индивидуального, б) рыночного

Модель чистой конкуренции  демонстрирует существенное различие между кривыми спроса и отдельного продавца. Первая (кривая рыночного спроса отрасли) представлена наклонной линией D и соответствует общему закону спроса. Она пересекает рыночную кривую предложения, определяя равновесную цену и равновесный объем. Последняя (линия индивидуального спроса) является горизонтальной или совершенно эластичной линией d. Она служит своеобразным  ценовым   «сигналом» для фирмы.

Кривая спроса фирмы. В  модели чистой конкуренции спрос  на продукцию фирмы соответствует  рыночной цене, по которой фирма  продает свою продукцию. Эта горизонтальная линия и есть кривая спроса фирмы.

Горизонтальная линия  спроса отражает важный экономический  постулат, согласно которому влияние  мелкой фирмы на цену крайне незначительно. Таким образом, мы доказали высказанное  ранее суждение о виде линии спроса на продукцию фирмы при совершенной  конкуренции.

 

2.2. Максимизация прибыли и краткосрочное равновесие.

Так как индивидуальный продавец не обладает контролем над ценой, единственное экономическое решение, которое для него остается- определить объем выпуска, который ему следует  предложить для продажи на рынке.

При данной рыночной цене объем  выпуска можно определить путем  ее сравнения с соответствующими издержками. Если фирма стремится к максимизации прибыли, то ей следует найти тот объем выпуска, при котором существует максимальная разница между валовом доходом (общей выручкой) и общими издержками.

Прибыль предприятия представляет разность между общей выручкой и  общими издержками короткого периода (STC):

n(q) = TR(q) – STC(q).

Из курса математики известно условие максимизации первого порядка (условие необходимости):

dn(q)   dTR{q}   dSTC(q)

-us^.

Однако нам известно, что:

dTR{q}|/dq= MR(q) b dSTC(q)/dq – MC{q}.

Таким образом, необходимое условие максимизации прибыли заключается в том, чтобы предельная выручка равнялась предельным издержкам:

MR(q*) = MC(q*),

Где q*- оптимальный объем выпуска, при котором прибыль максимальна. Вместе с тем нам уже известно, что в условиях чистой конкуренции:

MR = AR = P.

Таким образом, необходимое (первого порядка) условие максимизации прибыли есть не что иное, как равенство предельных издержек и цены:

P~MC(q*).

Эта ситуация изображена на рисунке

Здесь цена (P=mr=ar=d) изображена в виде горизонтальной линии. В точке A’ кривая краткосрочных предельных издержек {SMC} пересекает линию цены (одновременно являющуюся линией предельной выручки). Точка A’ соответствует объем максимального выпуска фирмы (q*) в условиях чистой конкуренции. Отсюда следует вывод.

Условие максимизации прибыли первого порядка (необходимое): прибыль максимальна тогда. Когда предельная выручка (цена) равна предельным издержкам: MR-P.

Но так как кривая SMC выпукла к оси абсцисс. То она имеет две точки пересечения с линией P (еще и точку A”). Но в точке A” максимальна не прибыль, а убытки. Для различения этих двух случаев математика использует условие максимизации второго порядка {условие достаточности}:

n   TR  

-d7W^F’   ‘

Или

TR

STC ^

 

Но долевая часть неравенства  показатель наклона кривой MR, а правая часть – показатель наклона кривой SMC. Отсюда следует вывод. Условие максимизации прибыли второго порядка (достаточное): прибыль максимальна тогда, когда наклоны линии предельной выручки (MR = P), т.е. кривая SMC должна пересекать кривую MR = P снизу.

 

 

                                                                                   STC


  TR,     

  STC                   Наклон = P*                 A                             TR=q*q


                                                                 


                               C                                                                  наклон=SMC


  FC                                                                B


                                                               q*


0


  P

    SMC                       =Прибыль от продаж

                                    Всего выпуска(q)


 

    P*                A”            C                      A’                         d=mr


    D’                                                              B’


 

Рис.4 Максимизация прибыли в модели чистой конкуренции.

На рисунке a) максимизация прибыли демонстрируется как бы в «ином разрезе», а точнее – в иной системе координат. Если на рис. Б) система координат – это объем выпуска q (ось абсцисс), а так же предельная выручка (MR = P), краткосрочные предельные затраты (SMC) и краткосрочные средние издержки (SATC) (ось координат), то на рис.а) ось абсцисс прежняя, а вот ось ординат представляет собой изменение общей выручки (TR)  и краткосрочных затрат (STR).

Поэтому «картинка» на рис.а) иная. Общая выручка имеет здесь  вид прямой (TR), исходящей из оси координат. Наклон этой линии равен рыночной цене, а каждая единица выпуска q приводит к пропорциональному увеличению дохода. Линия же краткосрочных совокупных затрат (STC) нами была выведена ранее. Прибыль достигает своего максимума в той точке, где расстояние между линиями TR и STR максимально. Это отрезок AB.

Вместе с тем следует  различать также прибыль на единицу  выпуска (среднюю прибыль) и общую  прибыль от продажи всей произведенной  продукции. Отрезки AB (рис.а) и A’B’ (рис.б) демонстрируют прибыль на единицу выпуска продукции, а площадь прямоугольника P*A’B’D’ – общую прибыль (л) от продажи всей продукции. Действительно, эта прибыль есть разница между общей выручкой (Pxq= площади прямоугольника P*A’q*0)  и общими издержками ( площадь прямоугольника D’B’q*0).

 

2.3. Точка закрытия и кривая предложения фирмы.

Линия предложения фирмы  строится на основе концепции максимизации прибыли.

  P I   k                                      МС1    АТС


 Pi       Убытки в краткосрочном периоде


  V                                                                   А \\                   У AVC


^3                                                   

  E»^^          *                                                        C ^J^\


                            Прибыль F  -----------!_____LJ           ---------W                                   0                                                                             ЧsЧ2Ч\                  Ч

Информация о работе Чистая (совершенная) конкуренция фирмы на рынке