Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 01:16, курсовая работа
Современное поколение моделей экономического развития дают более адекватное описание закономерностей роста экономики в странах с различным уровнем производства, сбережений, накопленного капитала, технологического развития и т.п. Общей чертой таких моделей служит введение в рассмотрение того или иного ресурса, для которого не выполняется обычный для неоклассической теории принцип убывающей производительности. В одних моделях таким ресурсом служит «человеческий капитал», в других - знания, приобретаемые в процессе работы либо с помощью научно-технических разработок.
Введение……………………………………………………………………….4
1 Человеческий капитал: понятие, сущность, инвестиции в него……........6
Понятие и сущность человеческого капитала…………………………..6
Инвестиции в человеческий капитал………………………………........10
Способы оценки человеческого капитала и их эволюция………..…...14
Оценка человеческого капитала в Республике Беларусь……………..22
Заключение…………………………………………………………………....30
Список использованных источников………………
Центральное место в оценивании эффективности инвестиций в человеческий капитал занимает понятие внутренних норм отдачи. Обоснование нормы отдачи базируется на ряде микроэкономических методологических принципов.
Во-первых, предполагается, что различия в заработках отражают различия в производительности.
Во-вторых, постулируется принцип постоянной максимизации доходов (индивиды как потребители заинтересованы в максимизации доходов всей жизни, а не отдельного периода).
В-третьих, теоретически представляется,
что при вложении средств в
подготовку и образование учащиеся
и их родители ведут себя рационально,
взвешивая соответствующие
Решение человека о получении
(или повышении) образования можно
рассматривать как
Как показывают многочисленные зарубежные и отечественные исследования, способность к творческой интеллектуализации человеческого ума никак не связана с этническими особенностями людей, но они обладают наследственными признаками. Пятидесятипроцентный «социум» отличает аккуратного, дисциплинированного немца от творческой концентрации ума россиянина, ментальной рассудительности белоруса или юмористического сарказма украинца, умелого физиолога растений и человеческой души грузина. Эти свойства этноса накладывают свой отпечаток на профессиональные особенности работников разных национальностей. Именно поэтому правомерно сказать, что воспроизводство и развитие общества как целостной системы детерминировано его генетическими свойствами, которые реализуются в адекватных конкретных исторических формах и социальных проявлениях [2,c.17].
Знания приносят эффект как в результате индивидуального, так и коллективного их потребления. В совокупности этих потребления они приносят общественный эффект. Объединенные в одну или множество организационных групп, знания могут быть разделены на две основные группы – явные и неявные знания. Явные знания – это обобщенные определенным образом кодифицированные и связанные в информационную систему представления о предметах и явлениях окружающей человека действительности. Неявные знания – это аккумулированный в сознании человека опыт, набор сведений, комплекс профессиональных действий, которым обладает личность. Неявные знания могут стать достоянием других людей, но могут и не стать: все зависит от сложившихся в обществе форм общения и коммуникабельности личности.
Организованные по какому-либо признаку знания обладают эффектом синергии, выражающимся в том, что обособленные в личности знания при групповом использовании своими полезными качествами как бы накладываются друг на друга, наслаиваются, формируя множественный эффект воздействия, который и называется эффектом синергии. Он способен приносить организации увеличивающийся, в зависимости от объема и качества синергии, доход. При этом чем в большем объеме и продолжительнее фирма будет пользоваться коллективными знаниями, тем более ценным становится результат за счет роста самоусиливающегося цикла знаний. Эффект синергии усиливается за счет совершенствования существующих знаний в процессе обучения и переподготовки работников. Приобретенные вследствие этого знания, особенно специфические для данного производства, являются уникальным ресурсом и выступают надежным оружием в конкурентной борьбе, они приносят фирме ощутимую прибыль.
Развитие и пополнение внутрифирменных знаний может идти по трем основным направлениям. Во-первых, знания пополняются за счет внешней среды. Это происходит путем обучения работников в учреждениях образования, посредством стажировок в других фирмах, участия в работе семинаров, учебе в системе переподготовки кадров работников. Во-вторых, работники целенаправленно или неосознанно занимаются самообразованием посредством чтения литературы, просмотра телепередач, посещения театра, кино, наконец, в процессе встреч и бесед с сослуживцами. В-третьих, идет постоянный обмен знаниями между отделами, службами, нижестоящими и вышестоящими структурами управлениями посредством предоставления отчетов о деятельности, подачи инструктивных материалов, обмена опытом и т.д. Поэтому все прогрессивно мыслящие управленческие структуры имеют перспективные планы обучения и переподготовки персонала. Любая структура в современном производстве и общественной жизни должна быть обучающейся и саморазвивающейся, что создает атмосферу доверия, взаимопомощи и преданности организации [15,c.84].
Процесс накопления человеческого
капитала можно представить как
комбинацию из следующих факторов:
комплекс профессиональных навыков
и знаний, которые человек использует
в своей трудовой деятельности; способность
человека учиться и пополнять
свои знания: одаренность, целеустремленность
и смекалка; способность человека
делиться своими знаниями и умениями,
терпимость и познавательность к
происходящему вокруг. Человек должен
постоянно пополнять свою память
информацией об окружающем мире и
тогда человеческое сознание будет
развиваться динамично и
2 Способы оценки человеческого капитала и их эволюция
В западной традиции сложились три подхода к оценке человеческого капитала.
Первый подход рассматривает
человека не только как носителя профессиональных
и трудовых навыков, знаний и способностей,
требующих соответствующих
Второй более распространенный подход состоит в оценке человеческого капитала лишь как накопленных инвестиций (с поправкой на амортизацию) в навыки и образование людей. Это обосновывается тем, что в условиях рынка человек продает свои способности, но не самого себя, поэтому расходы на воспроизводство семьи не превращаются в капитал.
Третий подход заключается
в выделении, наряду с интеллектуальной
и социально-биологической
Объем «социального капитала»
измеряется обычно по двум показателям:
индексу доверия и членству в
общественных объединениях. И именно
в процессе их измерения некоторые
исследователи обнаружили вдруг
явную тенденцию к сокращению
«социального капитала» в Америке
на протяжении последней четверти прошлого
века. Число членов разного рода
добровольных ассоциаций за минувшие
два-три десятилетия
Кризис советской системы произошел в рамках определенного мирового социально-экономического процесса, суть которого состоит в преобразовании индустриальных обществ в постиндустриальные. Советский Союз, соревнуясь с Западом, не смог адаптироваться к постиндустриальным вызовам и пал под тяжестью собственной индустриальной системы, ориентированной на производство чугуна и стали, а не на электронику и информатику, на потребности производства, а не на потребности современного человека. Советская система сформировала образованного человека, ориентированного на постиндустриальные ценности, но не смогла создать адекватные условия для реализации им этих ценностей [15,c.95].
Единой методики оценки человеческого капитала не существует. Известны различные точки зрения авторов, которые можно кратко изложить следующим образом. Одним из наиболее распространенных методов является исчисление человеческого капитала отдельной личности и его оценки в структуре интеллектуального капитала предприятия. Данной теории придерживаются такие ученые как У. Фарр, Л. Дублин и др.
В основу метода положена попытка
оценки приведенной стоимости потока
затрат, связанных с формированием
человеческого капитала и будущего
потока доходов, которое обеспечит
получение человеческого
Качественный (экспертный) метод оценки человеческого капитала. Суть данного подхода к оценке человеческого капитала заключается в том, что оценке подвергаются качественные показатели, характеризующие как индивидуальные особенности конкретного работника, так и свойства работников предприятия в совокупности.
Качественные характеристики конкретного сотрудника являются неотъемлемой частью попытки его стоимостного измерения, поскольку именно наличие таких качественных характеристик как способность нестандартно мыслить, использовать навыки и опыт в сочетании с интуицией и др. В частности, названные качественные характеристики являются неотъемлемой частью капитала знаний предприятия. Вклад персонала в общие результаты определяется по следующим направлениям:
В рамках экспертного подхода оцениваются как качественные характеристики конкретного работника, так и совокупность свойств человеческого (кадрового) потенциала. При большей объективности данной методики используются весовые коэффициенты. Порядок расчета включает в себя три стадии:
Далее анализируются полученные результаты и определяется средний бал по каждому работнику. Данные значения сравнивают с эталонными, полученными эмпирическим методом (путем суммирования всех баллов по всем качественным показателям). Экспертный подход включает в себя различные модификации и является необходимым составляющим оценки человеческого капитала.
Для оценки стоимости человеческого капитала и стоимости самого человека в основном применялись два метода: стоимость производства, т.е. оценивание реальных затрат (обычно чистого расхода средств существования) на «производство человека», и процедура капитализации заработка, заключающаяся в оценке приведенной к настоящему моменту времени ценности будущих доходов индивида. Первый подход использовал Э. Энгель для определения денежной ценности индивида [28]. Он считал, что рождение и воспитание стоило затрат их родителям и эти затраты могут быть взяты как мера денежной оценки стоимости детей для общества. Стоимость производства человека нельзя рассматривать только с точки зрения экономической цели, не существует простой и непосредственной зависимости между затратами на производство и соответствующей экономической ценностью человека. Тем не менее, модифицированный подход Э. Энгеля полезен для оценивания таких компонентов человеческого капитала, как капитализированные услуги образования и здравоохранения.
Информация о работе Человеческий капитал: понятие, сущность, инвестиции в него