Человеческий капитал: понятие, сущность, инвестиции в него

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 01:16, курсовая работа

Описание работы

Современное поколение моделей экономического развития дают более адекватное описание закономерностей роста экономики в странах с различным уровнем производства, сбережений, накопленного капитала, технологического развития и т.п. Общей чертой таких моделей служит введение в рассмотрение того или иного ресурса, для которого не выполняется обычный для неоклассической теории принцип убывающей производительности. В одних моделях таким ресурсом служит «человеческий капитал», в других - знания, приобретаемые в процессе работы либо с помощью научно-технических разработок.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….4
1 Человеческий капитал: понятие, сущность, инвестиции в него……........6
Понятие и сущность человеческого капитала…………………………..6
Инвестиции в человеческий капитал………………………………........10
Способы оценки человеческого капитала и их эволюция………..…...14
Оценка человеческого капитала в Республике Беларусь……………..22
Заключение…………………………………………………………………....30
Список использованных источников………………

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 68.93 Кб (Скачать)

По данным государственной статистики, в 2010 г. численность работников, выполнявших научные исследования и разработки, составила 32119 человек, из которых 19133 человека (59,6%) - исследователи, 2332 (7,3%) - техники, 6721 (20,9%) - вспомогательный персонал и 3933 человека (12,2%) -прочие работники. Среди исследователей - 831 доктор наук и 3693 кандидата наук, составляющих вместе 23,5%; 76,5% исследователей не имеют ученой степени. 
К началу 2011 г. в области технических наук было сосредоточено 54,1% исследователей, естественных наук - 23,9%, общественных наук -7,3%, медицинских - 6,2%, сельскохозяйственных - 5,7%, гуманитарных наук - 2,8% . Внутренняя структура научной отрасли во многом отражает то состояние науки, которое досталось республике после распада СССР. Советская наука в значительной мере была милитаризована и тематика исследований для нужд военно-промышленного комплекса преобладала над гражданской. Это и предопределяло концентрацию исследователей в технических и естественных науках. Напротив, исследования, ориентированные на потребительский сектор, были развиты недостаточно. В отличие от многих развитых стран с мощной технологической базой, работающей на потребительский рынок, Беларусь такую базу только начинает создавать. Ранее современные машины и оборудование для легкой и пищевой промышленности импортировались или ввозились из других регионов бывшего СССР. Поэтому сегодня особенно трудно выстраивать отраслевую структуру науки, ориентированную на обеспечение устойчивого развития производственной и социальной сфер. 
Одним из главных стоимостных показателей научно-технического потенциала республики является доля расходов на научные исследования и разработки в ВВП, составившем в 2010 г. 16912,6 млрд. руб. В 2010 г. ассигнования на науку из бюджета составили 67,7 млрд. руб. (0,4% от ВВП), а затраты на научные исследования и разработки из всех источников финансирования - 139,2 млрд. руб. (0,82% от ВВП). Доля расходов на науку колеблется, вплоть до нынешнего времени, скорее в режиме флуктуации, нежели активного роста. Для сравнения укажем, что в Великобритании и Франции уровень затрат на науку по отношению к ВВП составляет более 2%, а в США и Германии - около 3%  [6,c.50].

Мировой опыт показывает, что научно-технический прогресс остается наиболее стабильным фактором накопления финансовых средств для  расширенного воспроизводства, дальнейшего  развития инноваций и наиболее выгодной, хотя и наиболее рискованной сферой помещения капитала. В развитых странах  ассигнования в науку не снижались  даже в периоды экономических  спадов и отличались более высокими темпами роста, чем - в производство. Согласно мировому опыту, доля научных  расходов в ВВП должна быть не менее 3%, несмотря на неоднозначность представлений об эффективности этих затрат. Пороговое же значение расходов на научные исследования и разработки, по отношению к ВВП, как одного из показателей экономической безопасности страны принято считать равным 2%. Из этого следует, что достигнутый в республике общий уровень развития научно-технической деятельности не может быть оценен как достаточный для государства, стремящегося к экономической и политической независимости в условиях ограниченных собственных сырьевых и энергетических ресурсов и сложной экологической обстановки. Соотношение фактического и порогового значений показателя затрат на научные исследования и разработки в процентах к ВВП составляет в Беларуси 0,4%.

Другим стоимостным  показателем научно-технического потенциала выступает структура затрат на научные  исследования и разработки по областям науки. В Беларуси высока доля затрат на технические науки (почти 60% против, например, 50% в США), относительно низок  удельный вес расходов на естественные науки (22,7% в 2001 г.) и очень низок - на сельскохозяйственные, медицинские  и гуманитарные науки (около 5%) . Очевидно, что нынешняя структура научного потенциала республики не способствует социальной переориентации.

Третьим стоимостным показателем, отражающим состояние научной сферы  в республике, является структура  внутренних текущих затрат на научные  исследования и разработки по видам  работ. Оценка затрат на научные исследования и разработки по видам работ свидетельствует  о том, что в технических науках 3/4 затрат направляется на разработки (в частности на создание новой  продукции и технологий), включающие в себя проведение опытно-конструкторских (при создании изделий) и опытно-технологических (при создании материалов, веществ, технологий) работ. На фундаментальные  исследования, реально изменяющие традиционный технологический уклад, в технических  науках затрачивается менее 1/10 выделяемых средств. В естественных науках на фундаментальные исследования, нацеленные на получение новых знаний об основных закономерностях развития природы, человека, общества и искусственно созданных объектов, затрачивается свыше 1/2 средств. В сельскохозяйственных, медицинских и общественных науках основной упор делается на финансирование прикладных научных исследований, направленных на применение результатов фундаментальных научных исследований, достижение практических целей и решение конкретных задач [17].

Соотнесение затрат на научные  исследования и разработки и стоимости  объема выполненных работ, по отношению  к ВВП, позволяет судить об эффективности  использования бюджетных средств. Так, объем работ, выполненный научными организациями в 2008 г., составил 0,81% от валового внутреннего продукта, или 137,7 млрд. руб. Стоит напомнить, что затраты из республиканского бюджета на научные исследования и разработки составили в 2008 г. 67,7 млрд. руб., а из всех источников финансирования - 139,2 млрд. руб.

Итак, на основании анализа  состояния человеческого капитала в сфере науки Республики Беларусь можно сделать вывод о том, что общие затраты на научные  исследования и разработки практически  окупаются стоимостью объема выполненных  работ. Однако о большем пока говорить не приходится. Очевидно, что экономический  оборот человеческого капитала за последнее  десятилетие обусловлен заменой  традиционно применяемой технологии и техники с целью поддержания  непрерывного процесса воспроизводства  и сопровождается подготовкой работников традиционных профессий на среднем  для той или иной отрасли уровне. Анализ взаимосвязи натуральных  и стоимостных показателей научно-технического развития свидетельствует об экономическом  обороте человеческого капитала, настроенном на воспроизведение  традиционной техники и технологий. Для инновационного оборота человеческого  капитала его научно-технический  потенциал представляется недостаточным, поскольку показатели этого потенциала ниже пороговых значений, определенных мировой экономикой.

Уровень общеобразовательной и  специальной подготовки является одним  из наиболее значимых показателей, характеризующих  человеческий капитал в образовательной  сфере. Среднее число лет обучения в Беларуси составило, согласно нашим  расчетам по результатам переписи населения 1999 г., 10,0 лет  
и в настоящее время имеет тенденцию к снижению. Это намного ниже требований, предъявляемых к образованию современным этапом научно-технического развития. В ведущих капиталистических странах к началу XXI века средняя подготовка рабочей силы достигла уровня 14 лет обучения.

Что касается образовательной структуры человеческого капитала в Республике Беларусь, то лица с высшим образованием составляют 14,0% от всего населения в возрасте от 15 до 70 лет и старше; со средним специальным - 22,3%; с начальным профессиональным образованием -9,2%; со средним общим - 26,2%; с базовым общим - 13,5%; с начальным образованием - 14,8% . Таким образом, доля лиц с высшим и средним специальным образованием составляет в республике 36,3% от всего населения в возрасте от 15 до 70 лет и старше. Между тем, в США, например, доля лиц с высшим и средним специальным образованием среди взрослого населения достигает 60%.

Подобное отставание белорусов  в уровне образования во многом объясняется  тем, что распределение учащихся по видам образования носит традиционный характер, типичный для индустриального  общества, и изменяется очень медленно. Возрастающие инвестиции в сферу  образования могут дать положительный  эффект только в случае радикальной  перестройки внутренней структуры  этой сферы.

Одним из главных стоимостных  показателей состояния человеческого  капитала в образовательной сфере  является доля расходов на образование  в валовом внутреннем продукте Республики Беларусь. Обращает на себя внимание положительная  динамика роста расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь на социально-культурные мероприятия и более высокие  темпы роста расходов на образование .Эти показатели являются порогом эффективности, который позволяет обеспечивать экономический рост на инновационной основе. Если по образовательной емкости ВВП Беларусь соответствует требованиям инновационного оборота человеческого капитала 
для стран со средним уровнем развития, то по структуре образования явно отстает .

Другим стоимостным  показателем состояния человеческого  капитала в образовательной сфере  выступает структура затрат на различные  виды образования. Анализ статданных свидетельствует  о росте затрат в последние  годы на дошкольное образование. Вместе с тем, колеблется в режиме флуктуации доля затрат на высшее образование  и несколько уменьшается доля затрат на среднее специальное образование. Таким образом, затраты на дошкольное и общее среднее образование  составляют в республике 2/3 всех затрат на образование, а затраты на высшее и среднее специальное - всего 1/6, что не дает достаточных оснований  для успешного использования. 
Значительная дифференциация по заработной плате наблюдается в разных отраслях экономики. Нынешняя ситуация характеризуется возрастающей дифференциацией по уровню заработной платы между сферами (производственной и непроизводственной), отраслями, регионами и предприятиями. Коэффициент межотраслевой дифференциации в оплате труда в 2008 г. увеличился до 5,1 раза, тогда как в экономически развитых странах дифференциация в оплате труда, как правило, не превышает 2 - 2,5 раза. В республике принимаются определенные меры по снижению неоправданной дифференциации населения по доходам. Вместе с тем, дифференциация доходов в ситуации перехода к рынку - это объективно обусловленное явление, выражающее социально-экономические различия в положении членов общества в сферах производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных услуг. Основным показателем эффективности инвестиций в здравоохранение выступает индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). В Республике Беларусь этот индекс снизился с 0,869 в 2003 г. до 0,775 в 2008 г. За счет снижения индекса ожидаемой продолжительности жизни с 0,768 до 0,715, а также уменьшения индекса доходов с 0,938 до 0,707 за данный период. Согласно карте демографических изменений Беларуси в 2000 - 2008 гг., это третий период отрицательного прироста населения республики в современных границах. Первый период охватывал 1915 - 1919 гг., когда естественная убыль населения достигала 0,8% в год; второй период охватывал 1941 - 1944 гг., когда наибольшая убыль населения достигла 10,6% в 1942 г.; третий период начался с 2003 г. и 
Минимальный потребительский бюджет (МПБ) - это основной социальный норматив, представляющий собой стоимость набора материальных благ и услуг, необходимых для удовлетворения минимальных физиологических и социальных потребностей человека.

Сравнение Республики Беларусь со странами с высоким уровнем  развития человеческого потенциала демонстрирует основные различия в  показателях здравоохранения. Прежде всего наблюдается разница почти  в 10 лет в ожидаемой продолжительности жизни при рождении. Она определяется даже не количеством врачей на 100 тыс. человек (в Канаде и Японии это количество в 2,5 раза меньше), а здоровым образом жизни и устойчивым доступом практически всего населения к основным лекарственным препаратам (в Беларуси они доступны примерно половине населения). Эта разница определяется также уровнем младенческой смертности, превышающей смертность в высокоразвитых странах в 4 раза; уровнем детской смертности, превышающей смертность в этих странах в 3 - 6 раз. Наконец, эта разница определяется важнейшими стоимостными показателями - ВВП на душу населения (в 3 раза меньше, чем в высокоразвитых странах) и расходами на здравоохранение (в 5 раз меньше).

Характерно, что основной прогресс в росте уровня здравоохранения  наблюдался в высокоразвитых странах  в период с 1970 по 2000 год. В 1970 г. Беларусь обладала в области здравоохранения  близкими к ним показателями, но не прогрессировала, а с 2000 г. буквально "откатилась" с 42-го на 57-е место в рейтинге стран по ИРЧП. В этом году впервые негативные тенденции преодолены и республика занимает 53-е место. Что же касается стран с высоким уровнем человеческого развития, то за 30 лет они совершили качественный скачок, увеличив продолжительность жизни населения в 1,1 раза и сократив младенческую и детскую смертность в 4 - 5 раз. Очевидно, что ресурсы и целенаправленная социальная политика, реализуемая в специальных программах, позволили им сделать такой рывок в будущее. На протяжении 2000-х годов в республике наблюдался "откат" почти по всем показателям здравоохранения.

Важнейшим стоимостным  показателем состояния человеческого  капитала в рассматриваемой сфере  является доля расходов на здравоохранение  в валовом внутреннем продукте Республики Беларусь. Постоянный, с небольшими отклонениями, рост доли затрат на здравоохранение  и физическую культуру из консолидированного бюджета Республики Беларусь (более  чем в 2 раза за 10 лет) свидетельствует  о том, что снижение средней продолжительности  жизни населения происходило  во многом из-за резкого уменьшения доходов населения при повышении  цен на основные лекарственные препараты, а также из-за снижения уровня и  качества жизни. Отметим, что страны с высоким уровнем развития человеческого  потенциала вкладывают в здравоохранение  в 7 раз, а США как самая богатая  страна - в 11,5 раз больше, нежели Беларусь.

Приоритетным направлением развития охраны здоровья является формирование здорового образа жизни; обеспечение стабильной работы учреждений здравоохранения; расширение мероприятий по профилактике заболеваний; совершенствование государственного регулирования в области обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинской техники. В этих целях разработаны Государственная программа по формированию здорового образа жизни населения, а также Концепция лекарственного обеспечения республики. В рамках закона Республики Беларусь "О здравоохранении" планируется разработка Государственной программы по реорганизации первичной медицинской помощи населению республики и формированию категории врачей общей практики, а также программ, направленных на преодоление вредных привычек (наркомания, алкоголизм и др.) [1,c.28].

Повышение эффективности  использования человеческого капитала связано с изменением в государственных  масштабах стратегии и тактики  инновационного развития Беларуси, суть которого состоит в разработке механизмов развертывания новых технологических  укладов производства и перестройки научно-технической сферы. В сфере науки - это повышение ее финансирования и одновременно - оптимизация отраслевой структуры для концентрации усилий на прорывных направлениях новых технологических решений. В сфере образования - перестройка внутренней структуры этой сферы в пользу увеличения удельного веса, главным образом, высшего и поствысшего образования. В сфере здравоохранения - это ускоренная реализация государственных специальных программ, нацеленных на повышение уровня и качества жизни, выполнение государственных обязательств в плане обеспечения населения медицинскими услугами и лекарственными препаратами. Действия, предпринимаемые в этих направлениях, имеют стратегической целью создание нормальной по мировым стандартам системы научной деятельности, а также систем образования и здравоохранения как основных предпосылок формирования и эффективного использования человеческого капитала в Республике Беларусь.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате исследования вопросов истории, понятия, сущности человеческого  капитала, его форм и способов оценки как в мире, так и в частности  в Республике Беларусь были сделаны  следующие выводы:

1) Человеческий капитал – мера воплощенной в человеке способности приносить доход. Он неотделим от человека, его можно приобретать без дополнительных инвестиций путем обучения на рабочем месте. Человеческий капитал подвержен физическому и моральному износу: возможности человека могут со временем снижаться, познания скудеть, их носитель деградировать, а сами знания просто устаревать.

Информация о работе Человеческий капитал: понятие, сущность, инвестиции в него