Второй подход является наиболее
известным и основывается на принципе
капитализации будущих доходов [19].
При этом величина стоимости любого актива
определяется экономическим эффектом
от его использования, а дисконтируемая
сумма будущих доходов составляет величину
применяемого капитала. Стоимость человеческого
капитала одного работника фиксированного
возраста зависит от возраста окончания
трудовой деятельности человека, общей
суммы заработной платы, приходящейся
на квалифицированный труд, и процентной
ставки. В соответствии с монетарным подходом
к оценке человеческого капитала его величина
определяется ожидаемым годовым заработком,
сроком предстоящей трудовой жизни и средней
доходностью от всего имущества.
Существуют также комбинированные
методы оценки человеческого капитала.
Немецкий экономист Т. Витстейн использовал
подходы, разработанные У. Фарром (капитализированный
заработок) и Э. Энгелем (цена производства).
Он предположил, что величина заработка
за время жизни индивида равна затратам
на его содержание и образование. Этот
подход порождает такие оценки человека,
которые неизбежно равны нулю в момент
его рождения, создается возможность удвоения
величины.
Для ученых, занимающихся методами
оценки величины человеческого капитала,
основополагающим является труд американских
экономистов, работающих в сфере
страхования жизни, Л.Дублина и
А.Лотки, которые наиболее точно
изложили суть метода капитализации
заработка. Цель их исследования –
расчет экономической ценности человека
для его семьи. Денежная стоимость
человека в момент рождения V0
определялась по формуле
V0 =Vx ∙ Px
( Yx∙ Ex - Cx),
где Vx
= 1/(1+i)x- ценность в данный момент
1 доллара, полученного через x лет;
i - рыночная процентная ставка;
Px - вероятность дожития
человека до возраста x;
Yx
- годовой заработок человека с момента
x до x+1 лет (предполагается полная занятость);
Cx
- величина затрат на жизнь человека в
возрасте от x до x+1 лет.
Подобным образом рассчитывалась
стоимость человека для любого возраста
α [2,c.25].
Такой метод капитализации
заработка индивида ( за вычетом
затрат на его потребление) позволяет
определить экономическую ценность
человека не только для его семьи,
но и для общества. Для этих целей
может использоваться метод капитализации
налогов, выплаченных государству
данным индивидом.
Стоимость производства человека
в возрасте α по методу Л.Дублина
и А.Лотки равна
Ca=1/Pa∙[∑Vx-a
∙Px(Cx - Yx∙Ex)].
Следовательно, стоимость
производства человека до возраста α
равна разности между его ценностью
в возрасте α и ценностью в
момент рождения, умноженной на (1+i)a
/ Pa. Это усовершенствованный вариант
метода Э.Энгеля.
Разработанные методы экономической
ценности человека (при условии наличия
необходимых для этих расчетов данных)
наиболее пригодны для практического
использования [2,c.27].
Очень важным направлением
стал поиск новых измерителей, которые
наряду с натурально-стоимостными включают
ценностные показатели. Последние разрабатываются
путем применения различных методов
субъективных оценок и позволяют
установить ценность для людей материальных
благ, образования, здоровья, семьи, свободного
времени, достоинства, человеческих отношений,
политической системы и т.п.
Существенный интерес
представляет используемый в настоящее
время ООН и Всемирным банком
индекс человеческого развития, который
отражает величину благосостояния и качества
жизни населения и определяется как средняя
арифметическая из трех наиболее наглядных
индикаторов качества человеческого капитала
и уровня жизни:
(I1 + I2 +I3) /
3,
где I1 – индекс ожидаемой
средней продолжительности жизни населения
при рождении;
I2
– индекс уровня образования населения
(комбинированный показатель, рассчитываемый
как индекс грамотности, взрослого населения
и индекс совокупной доли учащихся, получающих
начальное, среднее или высшее образование);
I3
– индекс реального ВВП на душу населения,
исчисляемого по паритету покупательной
способности валют в долларах США.
Следует отметить, что различные
специалисты индекс человеческого
развития определяют неоднозначно. Данный
показатель в значительной степени
изменяет способы, выбранные для
измерения. Несмотря на это, сам индекс
не лишен ценности. Создание такого
индекса дало возможность по-новому
определить понятие экономического
роста с тем, чтобы развитие само
по себе служило людям. Его анализ
позволяет судить, сколько еще
предстоит сделать стране для
достижения принятых ориентиров и целей
[15,c.76].
Еще один подход, позволяющий
перейти к оценкам уровня развития
человеческого капитала, основан
на использовании производственной
функции Кобба-Дугласа. Автором предлагается
линейная зависимость для определения
темпов роста ВВП от темпов капитала
и классического труда:
y(t) = α κ(t) +βℓ(t) + y + δ + n,
где
y(t) – темпы роста ВВП;
κ(t) – темпы
поста капитала;
ℓ(t) – темпы
роста классического труда;
y – параметр
НТП;
δ – параметр
отдачи от человеческого капитала;
n – корреляционное
влияние НТП и человеческого капитала;
α, β – коэффициенты.
С учетом физического смысла и закона
убывающей отдачи темпы роста качественных
факторов, капитала и классического труда,
описываемые обратной экспоненциальной
зависимостью, со временем снижаются.
Тогда из приведенной зависимости следует,
что в долгосрочном периоде рост ВВП происходит
в основном за счет научно-технического
прогресса, человеческого капитала и их
перекрестного влияния. Параметр НТП в
современных условиях является функцией
параметра человеческого капитала. В простой
модели эту функцию можно представить
в виде степенного ряда, в усложненной
– необходимо учитывать временное запаздывание
отдачи человеческого капитала. Характер
степенной зависимости свидетельствует
о том, что при недостаточном человеческом
капитале, низкой отдаче от инвестиций,
вложенных в него, отдача от инвестиций
в НТП будет невелика и не обеспечит стабильного
роста ВВП. Эту закономерность подтверждает
увеличивающийся разрыв в уровнях жизни
населения стран с низким и высоким показателем
человеческого капитала.
На каждом этапе экономическая
эффективность обучения определяется
соотношением затрат и результатов.
Результатом инвестиций в
человеческий капитал следует считать
повышение производительности труда.
Между этими показателями
существует определенная зависимость,
которую можно выразить следующей формулой:
Э = (В - Вn) ∙ Ц / З,
где Э - эффективность инвестиций в человеческий
капитал на i-м этапе;
Bn - выработка работника
до обучения;
В - выработка работника
после обучения;
Ц - цена единицы
продукции;
З - инвестиции в
человеческий капитал.
Специфика человеческого
капитала и его оценки проявляется прежде
всего в том, что он не может формироваться
без прямой непосредственном участии
(расходов времени и сил) его будущего
владельца. Образование или профессиональная
подготовка, которая финансируется за
счет государства или предприятия, абсолютно
бесплатная для потребителя, однако требует
от него затрат времени и труда. Чаще наращивания
человеческого капитала сопровождается
и материальными затратами лица или семьи
(потерянные заработки, частичная оплата
обучения, расходы на канцтовары и многое
другое. Поэтому необходимым условием
эффективности инвестирования в человеческий
капитал на уровне государства, регионов
и предприятий является рациональное
понимание и благосклонное отношение
к наращиванию человеческого капитала
со стороны его будущих владельцев. В этой
связи особое значение приобретает необходимость
создания в обществе положительного имиджа
образованности, профессионализма, высокой
квалификации. Одним из перспективных
направлений решения этой задачи является
распространение в обществе идей концепции
человеческого капитала и человеческого
развития [14,c.285].
3 Оценка человеческого
капитала в Республике Беларусь
Для нашей республике в
условиях сравнительной бедности ресурсного
капитала проблема оценки человеческого
капитала имеет особое значение. Согласно
экспериментальным расчетам потенциальных
и реальных объемов накопленного
человеческого капитала, на начало
XXI в. его удельный вес в национальном богатстве
Республики Беларусь составлял 55,4% и был
самым высоким среди всех стран СНГ, а
по показателю накопленного человеческого
капитала на душу населения Беларусь уступала
только Россия (182 и 197 тыс.дол. США соответственно).
В рамках программы развития ООН (ПРООН)
в Республике Беларусь проведена оценка
состояния и использования человеческого
капитала за период с 1990 по 2003г., рассмотрено
состояние науки, образования и здравоохранения
с позиций инвестирования в человеческий
капитал [25,c.148-159]. Было отмечено, что хотя
в 2003г. Беларусь снова вошла в группу стран
с высоким уровнем индекса человеческого
потенциала, заняв 53-е место, предстоит
еще длинный путь для достижения таких
целей, как увеличение средней продолжительности
жизни (в 85 лет) и обеспечение населению
достойного уровня доходов.
Состояние человеческого
капитала в сфере образования, несмотря
на положительную динамику роста
расходов на образование и образовательную
емкость валового внутреннего продукта
(ВВП) Беларуси, соответствующую требованиям
инновационного оборота человеческого
капитала для стран со средним
уровнем развития, характеризуется
явным отставанием как по структуре
образования, так и по длительности
обучения. Так, по данным
переписи 1999 года средняя продолжительность
обучения в Беларуси составляла 10,2 года,
для занятого населения в 2002 г. Продолжительность
обучения равнялась 11,6 годам. Однако по
данным американских экономистов, средний
срок обучения работника, необходимый
для получения образования, отвечающего
современным требованиям научно-технического
развития, должен составлять 14 лет.
Из анализа состояния
человеческого капитала видно, что
показатели научно-технического потенциала
населения республики ниже пороговых
значений, определенных мировой экономикой,
и общий уровень развития научно-технической
деятельности не может быть оценен
как достаточный для государства,
стремящегося к экономической и
политической независимости. Поэтому
в области науки первостепенными
задачами государства должны быть повышение
ее финансирования и концентрация усилий
на развитие передовых направлений
[1,c.25].
В области здравоохранения
на первый план выступают формирование
здорового образа жизни, увеличение
уровня доходов населения и повышение
качества жизни в целом, так как
снижение ожидаемой продолжительности
жизни, рост заболеваемости и сверхсмертности
мужчин в трудоспособном возрасте, отсутствие
прорыва в области снижения младенческой
и детской смертности наблюдается при
одновременном сохранении масштабов профилактических
мероприятий, количестве врачей на 100 тысяч
человек и достаточно высоком проценте
населения, имеющего устойчивый доступ
к основным лекарственным препаратам.
Проведенное исследование,
в ходе которого было рассмотрено
состояние науки, образования и
здравоохранения с позиции инвестирования
в человеческий капитал, позволяет
оценить современное состояние
человеческого капитала в республике
и определить основные направления
повышения его эффективности. Однако
используемые при анализе показатели
характеризуют в основном только
отдельные параметры развития сферы
образования, науки и здравоохранения,
причем преимущественно количественные
индикаторы, которые не позволяют
выявить совокупное качество получаемых
услуг. Кроме того, за рамками исследования
осталась оценка влияния человеческого
капитала республики на величину валового
внутреннего продукта и национального
дохода.
Национальная система
высшего образования обеспечивает
возрастающие запросы развивающегося
белорусского государства, поддерживает
высокий уровень подготовки специалистов.
Сегодня высшая школа Республики
Беларусь готовит специалистов по 360
специальностям и более чем 1000 специализациям,
что позволяет практически полностью
удовлетворить потребности экономики
в специалистах высшей квалификации.
В соответствии с законом
Республики Беларусь "Об основах
государственной научно-технической
политики" большое внимание уделяется
совершенствованию системы государственного
регулирования научной, научно-технической
и инновационной деятельности, укреплению
и развитию научно-технического потенциала
страны и его ориентации на нужды республики
и конкретных производств. Принятые меры
позволили приостановить негативные процессы
в научно-технической сфере, развернувшиеся
в начале 2000-х годов. Так, научные исследования
и разработки в 2008 г. выполняли почти 32,9
тыс. работников научных организаций и
более 20 тыс. ученых, работающих в сфере
образования, здравоохранения и других
отраслей экономики. В их числе -819 докторов
наук и около 4 тыс. кандидатов наук. В последние
годы темпы сокращения численности работающих
в науке незначительны. Вместе с тем, пока
еще с трудом удается остановить процесс
относительного сокращения финансирования
научно-технической сферы. Наукоемкость
ВВП снизилась с 2,1% в 2000 г. до 0,9% в 2005 г.;
в последующие годы она стабилизировалась
на уровне 0,9 - 1,0%. Началась работа по воссозданию
системы научно-технической информации
на базе современных информационных технологий.
В соответствии с принципами
анализа человеческого капитала
в республике назрела необходимость
провести инвентаризацию и стоимостную
оценку научно-технического потенциала
для выявления направлений технологического
прорыва, по которым Республика Беларусь
может в перспективе выйти на мировой
уровень, сконцентрировав ограниченные
государственные ресурсы на поддержке
этих приоритетов. Необходима также социально-экономическая
переориентация научно-технического потенциала
на опережающее развитие тех технологических
направлений и поколений техники, которые
непосредственно "работают" [1,c.26].