Человеческий капитал: понятие, сущность, инвестиции в него

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 01:16, курсовая работа

Описание работы

Современное поколение моделей экономического развития дают более адекватное описание закономерностей роста экономики в странах с различным уровнем производства, сбережений, накопленного капитала, технологического развития и т.п. Общей чертой таких моделей служит введение в рассмотрение того или иного ресурса, для которого не выполняется обычный для неоклассической теории принцип убывающей производительности. В одних моделях таким ресурсом служит «человеческий капитал», в других - знания, приобретаемые в процессе работы либо с помощью научно-технических разработок.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….4
1 Человеческий капитал: понятие, сущность, инвестиции в него……........6
Понятие и сущность человеческого капитала…………………………..6
Инвестиции в человеческий капитал………………………………........10
Способы оценки человеческого капитала и их эволюция………..…...14
Оценка человеческого капитала в Республике Беларусь……………..22
Заключение…………………………………………………………………....30
Список использованных источников………………

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 68.93 Кб (Скачать)

Второй подход является наиболее известным и основывается на принципе капитализации будущих доходов [19]. При этом величина стоимости любого актива определяется экономическим эффектом от его использования, а дисконтируемая сумма будущих доходов составляет величину применяемого капитала. Стоимость человеческого капитала одного работника фиксированного возраста зависит от возраста окончания трудовой деятельности человека, общей суммы заработной платы, приходящейся на квалифицированный труд, и процентной ставки. В соответствии с монетарным подходом к оценке человеческого капитала его величина определяется ожидаемым годовым заработком, сроком предстоящей трудовой жизни и средней доходностью от всего имущества.

Существуют также комбинированные  методы оценки человеческого капитала. Немецкий экономист Т. Витстейн использовал подходы, разработанные У. Фарром (капитализированный заработок) и Э. Энгелем (цена производства). Он предположил, что величина заработка за время жизни индивида равна затратам на его содержание и образование. Этот подход порождает такие оценки человека, которые неизбежно равны нулю в момент его рождения, создается возможность удвоения величины.

Для ученых, занимающихся методами оценки величины человеческого капитала, основополагающим является труд американских экономистов, работающих в сфере  страхования жизни, Л.Дублина и  А.Лотки, которые наиболее точно  изложили суть метода капитализации  заработка. Цель их исследования –  расчет экономической ценности человека для его семьи. Денежная стоимость  человека в момент рождения V0   определялась по формуле

 

V0 =Vx ∙ Px ( Yx∙ Ex -  Cx),

 

где Vx = 1/(1+i)x- ценность в данный момент 1 доллара, полученного через x лет;

                i - рыночная процентная ставка;

Px - вероятность дожития человека до возраста x;

     Yx - годовой заработок человека с момента x до x+1 лет (предполагается полная занятость);

    Cx - величина затрат на жизнь человека в возрасте от x до x+1 лет.

Подобным образом рассчитывалась стоимость человека для любого возраста α [2,c.25].

Такой метод капитализации  заработка индивида ( за вычетом  затрат на его потребление) позволяет  определить экономическую ценность человека не только для его семьи, но и для общества. Для этих целей  может использоваться метод капитализации  налогов, выплаченных государству  данным индивидом.

Стоимость производства человека в возрасте α по методу Л.Дублина  и А.Лотки равна

 

Ca=1/Pa∙[∑Vx-a ∙Px(Cx - Yx∙Ex)].

 

Следовательно, стоимость  производства человека до возраста α  равна разности между его ценностью  в возрасте α и ценностью в  момент рождения, умноженной на (1+i)a / Pa. Это усовершенствованный вариант метода Э.Энгеля.

Разработанные методы экономической  ценности человека (при условии наличия  необходимых для этих расчетов данных) наиболее пригодны для практического  использования [2,c.27].

Очень важным направлением стал поиск новых измерителей, которые  наряду с натурально-стоимостными включают ценностные показатели. Последние разрабатываются  путем применения различных методов  субъективных оценок и позволяют  установить ценность для людей материальных благ, образования, здоровья, семьи, свободного времени, достоинства, человеческих отношений, политической системы и т.п.

Существенный интерес  представляет используемый в настоящее  время ООН и Всемирным банком индекс человеческого развития, который  отражает величину благосостояния и качества жизни населения и определяется как средняя арифметическая из трех наиболее наглядных индикаторов качества человеческого капитала и уровня жизни:

 

(I1 + I2 +I3) / 3,

 

где I1 – индекс ожидаемой средней продолжительности жизни населения при рождении;

        I2 – индекс уровня образования населения (комбинированный показатель, рассчитываемый как индекс грамотности, взрослого населения и индекс совокупной доли учащихся, получающих начальное, среднее или высшее образование);

       I3 – индекс реального ВВП на душу населения, исчисляемого по паритету покупательной способности валют в долларах США.

Следует отметить, что различные  специалисты индекс человеческого  развития определяют неоднозначно. Данный показатель в значительной степени  изменяет способы, выбранные  для  измерения. Несмотря на это, сам индекс не лишен ценности. Создание такого индекса дало возможность по-новому определить понятие экономического роста с тем, чтобы развитие само по себе служило людям. Его анализ позволяет судить, сколько еще  предстоит сделать стране для  достижения принятых ориентиров и целей [15,c.76].

Еще один подход, позволяющий  перейти к оценкам уровня развития человеческого капитала, основан  на использовании производственной функции Кобба-Дугласа. Автором предлагается линейная зависимость для определения  темпов роста ВВП от темпов капитала и классического труда:

 

y(t) = α κ(t) +βℓ(t) + y + δ + n,

 

  где        y(t) – темпы роста ВВП;

      κ(t) – темпы поста капитала;

      ℓ(t) – темпы роста классического труда;

      y – параметр НТП;

      δ – параметр  отдачи от человеческого капитала;

      n – корреляционное влияние НТП и человеческого капитала;

      α, β – коэффициенты.

          С учетом физического смысла и закона убывающей отдачи темпы роста качественных факторов, капитала и классического труда, описываемые обратной экспоненциальной зависимостью, со временем снижаются. Тогда из приведенной зависимости следует, что в долгосрочном периоде рост ВВП происходит в основном за счет научно-технического прогресса, человеческого капитала и их перекрестного влияния. Параметр НТП в современных условиях является функцией параметра человеческого капитала. В простой модели эту функцию можно представить в виде степенного ряда, в усложненной – необходимо учитывать временное запаздывание отдачи человеческого капитала. Характер степенной зависимости свидетельствует о том, что при недостаточном человеческом капитале, низкой отдаче от инвестиций, вложенных в него, отдача от инвестиций  в НТП будет невелика и не обеспечит стабильного роста ВВП. Эту закономерность подтверждает увеличивающийся разрыв в уровнях жизни населения стран с низким и высоким показателем человеческого капитала.

На каждом этапе экономическая  эффективность обучения определяется соотношением затрат и результатов.

Результатом инвестиций в  человеческий капитал следует считать  повышение производительности труда.

Между этими показателями существует определенная зависимость, которую можно выразить следующей формулой:

Э = (В - Вn) ∙ Ц / З,

где Э - эффективность инвестиций в человеческий капитал на i-м этапе;

       Bn - выработка работника до обучения;

        В - выработка работника после обучения;

     Ц - цена единицы  продукции; 

     З - инвестиции в  человеческий капитал.

Специфика человеческого капитала и его оценки проявляется прежде всего в том, что он не может формироваться без прямой непосредственном участии (расходов времени и сил) его будущего владельца. Образование или профессиональная подготовка, которая финансируется за счет государства или предприятия, абсолютно бесплатная для потребителя, однако требует от него затрат времени и труда. Чаще наращивания человеческого капитала сопровождается и материальными затратами лица или семьи (потерянные заработки, частичная оплата обучения, расходы на канцтовары и многое другое. Поэтому необходимым условием эффективности инвестирования в человеческий капитал на уровне государства, регионов и предприятий является рациональное понимание и благосклонное отношение к наращиванию человеческого капитала со стороны его будущих владельцев. В этой связи особое значение приобретает необходимость создания в обществе положительного имиджа образованности, профессионализма, высокой квалификации. Одним из перспективных направлений решения этой задачи является распространение в обществе идей концепции человеческого капитала и человеческого развития [14,c.285].

 

3 Оценка человеческого  капитала в Республике Беларусь

Для нашей республике в  условиях сравнительной бедности ресурсного капитала проблема оценки человеческого  капитала имеет особое значение. Согласно экспериментальным расчетам потенциальных  и реальных объемов накопленного человеческого капитала, на начало XXI в. его удельный вес в национальном богатстве Республики Беларусь составлял 55,4% и был самым высоким среди всех стран СНГ, а по показателю накопленного человеческого капитала на душу населения Беларусь уступала только Россия (182 и 197 тыс.дол. США соответственно). В рамках программы развития ООН (ПРООН) в Республике Беларусь проведена оценка состояния и использования человеческого капитала за период с 1990 по 2003г., рассмотрено состояние науки, образования и здравоохранения с позиций инвестирования в человеческий капитал [25,c.148-159]. Было отмечено, что хотя в 2003г. Беларусь снова вошла в группу стран с высоким уровнем индекса человеческого потенциала, заняв 53-е место, предстоит еще длинный путь для достижения таких целей, как увеличение средней продолжительности жизни (в 85 лет) и обеспечение населению достойного уровня доходов.

Состояние человеческого  капитала в сфере образования, несмотря на положительную динамику роста  расходов на образование и образовательную  емкость валового внутреннего продукта (ВВП) Беларуси, соответствующую требованиям  инновационного оборота человеческого  капитала для стран со средним  уровнем развития, характеризуется  явным отставанием как по структуре  образования, так и по длительности обучения. Так, по данным переписи 1999 года средняя продолжительность обучения в Беларуси составляла 10,2 года, для занятого населения в 2002 г. Продолжительность обучения равнялась 11,6 годам. Однако по данным американских экономистов, средний срок обучения работника, необходимый для получения образования, отвечающего современным требованиям научно-технического развития, должен составлять 14 лет.

Из анализа состояния  человеческого капитала видно, что  показатели научно-технического потенциала населения республики ниже пороговых  значений, определенных мировой экономикой, и общий уровень развития научно-технической  деятельности не может быть оценен как достаточный для государства, стремящегося к экономической и  политической независимости. Поэтому  в области науки первостепенными  задачами государства должны быть повышение  ее финансирования и концентрация усилий на развитие передовых направлений [1,c.25].

В области здравоохранения  на первый план выступают формирование здорового образа жизни, увеличение уровня доходов населения и повышение  качества жизни в целом, так как  снижение ожидаемой продолжительности  жизни, рост заболеваемости и сверхсмертности мужчин в трудоспособном возрасте, отсутствие прорыва в области снижения младенческой и детской смертности наблюдается при одновременном сохранении масштабов профилактических мероприятий, количестве врачей на 100 тысяч человек и достаточно высоком проценте населения, имеющего устойчивый доступ к основным лекарственным препаратам.

Проведенное исследование, в ходе которого было рассмотрено  состояние науки, образования и  здравоохранения с позиции инвестирования в человеческий капитал, позволяет  оценить современное состояние  человеческого капитала в республике и определить основные направления  повышения его эффективности. Однако используемые при анализе показатели характеризуют в основном только отдельные параметры развития сферы  образования, науки и здравоохранения, причем преимущественно количественные индикаторы, которые не позволяют  выявить совокупное качество получаемых услуг. Кроме того, за рамками исследования осталась оценка влияния человеческого  капитала республики на величину валового внутреннего продукта и национального  дохода.

Национальная система  высшего образования обеспечивает возрастающие запросы развивающегося белорусского государства, поддерживает высокий уровень подготовки специалистов. Сегодня высшая школа Республики Беларусь готовит специалистов по 360 специальностям и более чем 1000 специализациям, что позволяет практически полностью  удовлетворить потребности экономики  в специалистах высшей квалификации.

В соответствии с законом  Республики Беларусь "Об основах  государственной научно-технической  политики" большое внимание уделяется совершенствованию системы государственного регулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности, укреплению и развитию научно-технического потенциала страны и его ориентации на нужды республики и конкретных производств. Принятые меры позволили приостановить негативные процессы в научно-технической сфере, развернувшиеся в начале 2000-х годов. Так, научные исследования и разработки в 2008 г. выполняли почти 32,9 тыс. работников научных организаций и более 20 тыс. ученых, работающих в сфере образования, здравоохранения и других отраслей экономики. В их числе -819 докторов наук и около 4 тыс. кандидатов наук. В последние годы темпы сокращения численности работающих в науке незначительны. Вместе с тем, пока еще с трудом удается остановить процесс относительного сокращения финансирования научно-технической сферы. Наукоемкость ВВП снизилась с 2,1% в 2000 г. до 0,9% в 2005 г.; в последующие годы она стабилизировалась на уровне 0,9 - 1,0%. Началась работа по воссозданию системы научно-технической информации на базе современных информационных технологий.

В соответствии с принципами анализа человеческого капитала в республике назрела необходимость  провести инвентаризацию и стоимостную  оценку научно-технического потенциала для выявления направлений технологического прорыва, по которым Республика Беларусь может в перспективе выйти на мировой уровень, сконцентрировав ограниченные государственные ресурсы на поддержке этих приоритетов. Необходима также социально-экономическая переориентация научно-технического потенциала на опережающее развитие тех технологических направлений и поколений техники, которые непосредственно "работают" [1,c.26].

Информация о работе Человеческий капитал: понятие, сущность, инвестиции в него