Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 01:16, курсовая работа
Современное поколение моделей экономического развития дают более адекватное описание закономерностей роста экономики в странах с различным уровнем производства, сбережений, накопленного капитала, технологического развития и т.п. Общей чертой таких моделей служит введение в рассмотрение того или иного ресурса, для которого не выполняется обычный для неоклассической теории принцип убывающей производительности. В одних моделях таким ресурсом служит «человеческий капитал», в других - знания, приобретаемые в процессе работы либо с помощью научно-технических разработок.
Введение……………………………………………………………………….4
1 Человеческий капитал: понятие, сущность, инвестиции в него……........6
Понятие и сущность человеческого капитала…………………………..6
Инвестиции в человеческий капитал………………………………........10
Способы оценки человеческого капитала и их эволюция………..…...14
Оценка человеческого капитала в Республике Беларусь……………..22
Заключение…………………………………………………………………....30
Список использованных источников………………
2) Анализ существующих подходов к измерению человеческого капитала позволяет прийти к выводу, что в мировой практике сложились два основных подхода к оценке человеческого капитала: затратный и рентный. Затратный подход основан на суммировании совокупных расходов на образование, профессиональную подготовку специалистов и другие затраты общества, относимым, как правило, к инвестициям в человеческий капитал. Стоимость человеческого капитала определяется результатом накопления чистых инвестиций в развитие как будущего работника на всех стадиях жизненного цикла. Доходный принцип предполагает оценку получаемых работниками доходов, которые отражают отдачу на средства, вложенные в соответствующие образовательный и квалификационный уровни. Применение доходного подхода к оценке человеческого капитала обеспечивает , прежде всего, капитализацию дохода, получаемого от использования данного вида капитала. Именно в этом случае отражаются накопление человеческого капитала каждым поколением и потенциал его использования в экономической деятельности на протяжении трудовой жизни работника.
3) С учетом тенденций развития экономической науки на Западе, акцентирующей внимание на роли человеческого капитала как фактора экономического роста, многие отечественные экономисты стали выдвигать идею о том, что инвестиции в человеческий капитал являются ключевым звеном успешного хода происходящих трансформационных процессов. Однако не стоит забывать, что рабочая сила может стать человеческим капиталом только в соответствующих институциональных и макроэкономических условиях. Уже сейчас на предприятиях Беларуси не хватает высококвалифицированных рабочих, управленцев низшего и среднего звена.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Агабекова, Н.В, Экономическая эффективность жизнедеятельности населения: методология и практика оценки: монография / Н.В. Агабекова. – Минск: БГЭУ, 2006. – 194 с.
2. Базылева, Н.М. Трудовые
отношения и экономический
3. Балыхин, Г.А. Управление
развитием образования:
4. Беккер, Г. Человеческий капитал / Г. Беккер// США: экономика, политика, идеология. 1993. – Гл.11. – С.109-119.
5. Валентен, С., Нестеров, Л., Человеческий потенциал: новые измерители и новые ориентиры// Вопросы экономики. – 1999. - №2. – С.101.
6. Высшая школа: функции,
эффекты, концепции
7. Ганчеренок, И.И. Управление
кадровым резервом высшей
8. Гуриев, С. Мифы экономики: заблуждения и стереотипы, которые распространяют СМИ и политики / С. Гуриев. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. – 210 с.
9. Зайцев, Г.Г. Управление персоналом: учеб.пособие / Г.Г. Зайцев. – Спб, 1997. – 213с.
10. История экономических учений: учеб.пособие / Г.А. Шмарловская, А.Н. Тур, Е.Е. Лебедько [и др.]; под общ. ред. Г.А. Шмарловской. – 5-е изд., стер. – Минск: Новое знание, 2006. – 340с.
11. Капранова, В.А. Сравнительная педагогика. Школа и образование за рубежом: учебн.пособие / В.А. Капранова. – Минск, 2004. – 222с.
12. Курганский, С.А. Предпринимательские
способности – актив
13. Курганский, С.А. Человеческий капитал: сущность, структура, оценка: учебное пособие / С.А. Курганский. – Иркутск: Медуза,1999. – 361с.
14. Мазин, А.Л. Экономика труда. Теория и российская практика: учебное пособие: в 2т. / А.Л. Мазин. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2002. – 332 с.
15. Макроэкономика: учебное пособие / П.Г. Никитенко и [др]; под общ.ред. Э.А.Лутохиной. – Минск: ОДО «Равноденствие», 2004. – 296с.
16. Марцинкевич, В.И. Экономика человека: учебник / В.И. Марцинкевич, И.В. Соболева. – М., 1995. – 250с.
17. Наука Республики Беларусь. Стат. сб. Мн., 2002. С. 95.
18. Национальная экономика: учебник / под. ред. П.В. Савченко. – М.: Экономистъ, 2005. – 813с.
19. Основные направления
социально-экономического
20. Петти, В. Экономические и статистические работы: методическое пособие. – М.,1940.
21. Радьков, А.М. Образование – сила и главный ресурс прогресса / А.М. Радьков // Экономика Беларуси. – 2006. – №2. – С.20-23.
22. Репкин, С.Б. Экономическая
оценка человеческого капитала
и эффективность его
23. Самойлов, В.А. Модернизация
образования и человеческий
24. Санникова, И. Интегрированная
модель непрерывного
25. Симкина, Л.Г. Человеческий
капитал в инновационной
26. Соколова, Г.Н. Человеческий капитал в Республике Беларусь/ Г.Н.Соколова// Общество и экономика.- 2003. - №10.- С.148-159.
27. Труд и занятость в Республике Беларусь: Стат.сб. – Мн., 2004.
28. Фишер, С. Экономика
/ С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р.
29. Хейне, П. Экономический образ мышления / П.Хейне. – М, 1992. – 201с.
30. Энгель, Э. Ценность человека / Э.Энгель. – М., 1898.
Информация о работе Человеческий капитал: понятие, сущность, инвестиции в него