Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 14:19, курсовая работа
В современных условиях разработка мер государственной политики в области отношений по поводу человеческого капитала невозможна без их теоретического осмысления и обоснования. Как известно, экономические категории являются языком экономической науки и по мере ее развития могут либо претерпевать изменения, либо в связи с потерей значимости некоторых из них для определенного этапа социально-экономического развития общества могут переставать использоваться в качестве теоретической платформы проведения экономической политики. С этих позиций весьма важным представляется терминологическое разграничение категории «человеческий капитал» и близких понятий «рабочая сила» и «человеческий потенциал», раскрытие их сущностных характеристик и значимости в процессе общественного развития.
1.Роль и эволюция научных подходов к исследованию категории
“человеческий капитал”
1.1.Эволюция категории «человеческий капитал»
1.2.Роль человеческого капитала в новой экономике
2.Структура человеческого капитала и развитие методов количественной
оценки человеческого капитала
2.1.Структура и классификация человеческого капитала
2.2.Методы количественной оценки человеческого капитала
3.Состояние человеческого капитала в РБ
Различают два вида человеческого капитала:
потребительский, создаваемый потоком услуг, потребляемых непосредственно (творческая и образовательная деятельность);
8
производительный, потребление, которого содействует общественной полезности (создание средств производства, технологий, производственных услуг и продуктов).
Человеческий капитал классифицируется по формам, в которых он воплощен:
- живой капитал включает в себя знания, здоровье воплощённое в человеке;
- неживой капитал создаётся, когда знания воплощаются в физических, материальных формах;
- институциональный капитал представляет собой институты, содействующие эффективному использованию всех видов человеческого капитала.
Для характеристики качества человеческого капитала (уровня, качества, количества) используется система показателей. Это показатели – интегральные, частные, социальные (натуральные) и экономические (стоимостные).
Стоимость человеческого капитала экономисты определяют как на макро - так и на микроуровнях.
Микроуровень – это стоимость затрат фирмы по восстановлению человеческого капитала фирмы. А именно:
- повышение квалификации уже принятых работников;
- медицинское обследование;
- оплата больничных листов нетрудоспособности;
- затраты по охране труда;
- добровольное медицинское страхование, оплаченное фирмой;
- оплата медицинских и других социальных услуг за работника фирмы;
- благотворительная помощь социальным институтам и т.п. Мотивация фирм заключается в том, что доход, получаемый при этом, будет выше, чем произведённые затраты.
На макроуровне рассматриваются социальные трансферты, оказываемые населению, как в натуральной, так и в денежной форме, а так же льготное налогообложение, которое является целевыми затратами государства. К таким затратам относятся и затраты домашних хозяйств на сохранение и восстановление человеческого капитала.
Накопление человеческого капитала состоит из определённых затрат человека (семьи, фирмы, государства) направленные:
- на поддержание здоровья;
- на получение общего или специального образования;
- на поиск работы;
- на профессиональную подготовку и переподготовку на производстве;
- на миграцию по зависимым и независимым от человека причинам;
- на рождение и воспитание детей;
- на поиск приемлемой информации о ценах и заработках и т.п.
Экономисты при определении понятия «человеческий капитал» учитывают следующие особенности.
2. Формирование человеческого капитала требует значительных затрат как от самого индивидуума так и от общества в целом.
8
3. Человеческий капитал может быть накоплен, а именно индивидуум может приобретать определённые навыки, способности, может увеличить своё здоровье.
4. Человеческий капитал на протяжении своей жизни не только приобретает знания, но и изнашивается, как физически, так и морально. Устаревают знания индивидуума, т.е. экономически изменяется стоимость человеческого капитала в процессе бытия, человеческий капитал амортизируется.
6. Инвестиции в человеческий капитал носят довольно длительный характер. И если инвестиции в человеческий капитал образования имеют период 12 – 20 лет, то в капитал здоровья человек производит вложения в течение всего периода времени.
8. Прямые доходы, получаемые человеком, контролируются им самим независимо от источника инвестиций. И т.д.
Человеческий капитал оценивается количественно: общее количество людей, количество активного населения, количество студентов и т.д. Качественные характеристики: мастерство, образование и также то, что влияет на работоспособность человека и способствует увеличению производительности труда. [14]
В итоге чего человеческий капитал – капитал, представленный в индивидууме потенциальной способностью приносить доход, основанной на врожденных интеллектуальных способностях и таланте, а также знаний и практических навыков, полученных в процессе обучения, образования и практической деятельности человека.
2.2. Методы количественной оценки человеческого капитала
В настоящее время в силу возрастания своей значимости человеческий капитал становится центром теоретических и методологических дискуссий и анализа, многочисленных пилотных проектов, инициаторами которых являются практические работники, исследователи, политические деятели. Определение человеческого капитала как знаний, навыков, опыта и других характеристик, воплощенных в группах или индивидах, приобретаемых в течение жизни и используемых для производства товаров и услуг в условиях рынка основано на исследованиях Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и ПРООН по человеческому развитию. Ежегодно в научных отчетах ООН используется измеритель индекс человеческого развития (ИЧР), который затем был уточнен в индекс развития человеческого потенциала (ИЧРП). Этот показатель рассматривается мировым сообществом в качестве комплексной оценки уровня развития и использования человеческого потенциала на основе взвешивания трех его компонентов: ожидаемая продолжительность жизни,
8
ВВП, уровень образования. В современных условиях недостаточности статистических данных по инвестициям в человеческий капитал дать правильную оценку этому процессу достаточно сложно. Оценить можно только приблизительно. В любом случае оценка должна отражать качественную и количественную динамику формирования и развития человека. [15]
В настоящее время общепринята оценка человеческого капитала, предлагаемая программой развития ООН, которая в своих ежегодных докладах использует измеритель человеческого капитала, вначале называемый «индекс человеческого развития (ИЧР)», а в последующем был уточнен как «индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП)».
ИРЧП рассматривается мировым сообществом в качестве комплексной оценки уровня развития и использования человеческого потенциала на основе взвешивания трех его важнейших компонентов: ожидаемая продолжительность жизни, возможность получения образования и совершенствования знаний, объем произведенного реального ВВП на душу населения. Все больше авторов склоняется к тому, что ИЧР, рассчитываемые ПРООН, содержат значительные ошибки и не совсем объективно отражают место по человеческому развитию стран СНГ. В рамках данного исследования интерес представляет индекс развития с учетом гендерного фактора (ИРГФ). Он был дополнительно введен к ИЧР, поскольку половая принадлежность влияет на перечисленные доступ к образованию, продолжительность жизни и уровень дохода индивида.
ИРГФ представляет собой состоящий из нескольких элементов индекс, оценивающий средние результаты в трех базовых сферах, заложенных в ИЧР – продолжительная и здоровая жизнь, знания и достойный уровень жизни – с поправкой учета неравенства между мужчинами и женщинами. На самом деле ИРГФ отличается от ИЧР тем, что среднее значение показателей каждой страны корректируется для учета показателя разрыва между достижениями мужчин и женщин. [12, c.54]
ИРГФ представляет собой гармоническое среднее показателей достижений мужчин и женщин. Гармоническое среднее рассчитывается как величина, обратная среднему арифметическому уровней достижений мужчин и женщин (которые также выражены обратными величинами), взвешенных по их долям в общей численности населения.
В основе расчета ИРГФ лежат четыре показателя, область допустимых значений которых находится в следующих пределах [ПРИЛОЖЕНИЕ В].
Первым шагом в расчете ИРГФ является индексация показателей продолжительности жизни и уровня образования. Фиксированные «планки», например, в 2000 году (максимальное и минимальное значение)
8
продолжительности жизни мужчин 82,5 года и 22,5 года и продолжительности жизни женщин 87,5 года – 27, 5 года.
Показатель уровня образования включает уровень грамотности взрослого населения (вес 2/3) и показатель степени охвата обучением в средних и высших учебных заведениях (вес 1/3). Каждый из этих компонентов индексируется отдельно, предельные значения 100% и 0%.
Второй шаг – расчет индекса дохода. Для определения долей мужчин и женщин в заработном доходе используются два показателя: отношение средней зарплаты женщин к средней зарплате мужчин и удельные веса каждого пола в экономически активном населении в возрасте 15 лет и старше. Соотношение заработной платы мужчин и женщин по оценкам МОТ принимается 75%. Следует заметить, что эта оценка занижена из-за недоучета заработной платы в секторе неполной занятости и различий в уровне общего дохода (земля, капитал). [15]
Итак, формируются две пропорциональные доли в доходах мужчин и женщин путем деления удельного веса их дохода на их доли в населении. Далее применяется методика показателя, учитывающего равенство полов (ПУРП) для расчета «пропорциональной доли при равном доходе». Затем, скорректированный реальный ВВП на душу населения умножаем на «пропорциональные доли при равном распределении дохода» и производим индексацию скорректированного ВВП на душу населения в интервале 100-5448 долларов паритета покупательной способности (ППС - как при расчете ИРЧП). Экономическая теория. Под ред. Добрынина А.И. ,Тарасевича Л.С. – Спб, 2008.- 554 с.
Третий шаг в расчете ИРГФ – подсчет среднего арифметического индексов продолжительности жизни, образования и дохода:
ИРГФ = I1 + I2 + I3 / 3
И так, формирование, и использование человеческого капитала традиционно рассматриваются на двух уровнях: индивид и фирма. На взгляд ученых, необходимо выделить и третий уровень, а именно общество, на котором происходит агрегирование индивидуального и организационного человеческого капитала, поскольку в настоящее время человеческий капитал является предметом исследования на различных уровнях и в различных аспектах.
8
8
3.Состояние человеческого капитала в РБ
Создание теории человеческого капитала как научной концепции обусловлено изменениями в социальной и экономической жизни общества в эпоху научно-технической революции. Возникла общественная потребность в создании такой теории, которая, с одной стороны, учитывала бы радикальные изменения, происходящие под воздействием научно-технической революции, а с другой - адекватно освещала роль и значение человека в новых условиях и определяла направления рационального развития и использования его интеллектуального потенциала.
Теория человеческого капитала произвела известный переворот в экономике труда. Этому способствовали три наиболее принципиальных момента: переход от текущих показателей к показателям, охватывающим весь жизненный цикл (пожизненные заработки); выделение "капитальных" инвестиционных аспектов в поведении агентов на рынке труда; признание человеческого времени в качестве ключевого экономического ресурса. В рамках теории человеческого капитала получили объяснение структуры распределения личных доходов, возрастной динамики заработков, неравенства в оплате мужского и женского труда и многое другое. Благодаря ей изменилось и отношение политиков к затратам на образование. Образовательные инвестиции стали рассматриваться как источник экономического роста, не менее важный, чем обычные капиталовложения [12, c. 649-652]
На постиндустриальной стадии развития общества с социально ориентированной экономикой рыночного типа производительные силы человека реализуются в форме интеллектуального капитала, представляющего собой сформированный в виде инвестиций и накопленный человеком определенный запас культуры и здоровья, научно-образовательных знаний и мотиваций, который целесообразно используется в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействует росту производительности и качества труда и тем самым ведет к росту личного и общественного благосостояния. Основным формам инвестиций в человека (расходам на науку, образование и здравоохранение) соответствуют активы человеческого капитала, выраженные в показателях средней продолжительности жизни населения, уровня его образования и реального душевого валового внутреннего продукта (ВВП). Агрегируемые в "индекс развития человеческого потенциала" (ИРЧП) эти показатели используются ООН и Всемирным банком для сопоставления уровня развития разных стран и разделения их на три категории: с высоким, средним и низким уровнем ИРЧП. Создание подобного индекса - одна из попыток по-новому определить понятие экономического роста, с тем чтобы "развитие служило людям, а не люди - развитию".
8
Республика Беларусь с 1992 по 2010 год входит в группу стран с высоким уровнем развития. В 2010 году Беларусь заняла 61-е место из 169 стран в международном рейтинге по индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП РБ), который составляет 0,732.
По сравнению с данными 2009 года, в международном рейтинге по индексу развития человеческого потенциала Беларусь переместилась вверх на семь позиций. Страна "прочно удерживает" в последние годы позицию в категории стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала.
Необходимо отметить, что Республика Беларусь опережает страны СНГ по индексу развития человеческого потенциала. Так, Россия занимает 65-е место (0,719), Казахстан – 66-е (0,714), Украина – 69-е (0,710).
По показателю ожидаемой продолжительности жизни при рождении в Беларуси наблюдается отрицательная динамика: снижение ожидаемой продолжительности жизни с 71,1 года в 1992 г. до 70,5 лет в 2009 г. Соответственно, индекс ожидаемой продолжительности жизни снизился с 0,768 (1992 г.) до 0,733 (2009 г.). Достигнутый уровень образования, характеризующий уровень грамотности взрослого населения (доля грамотных в возрасте 15 лет и старше) повышается с 98,1% в 1992 г. до 99,8% в 2009 г. Соответственно, общий индекс уровня образования в Беларуси имеет положительную динамику: 0,901 - в 1992 г.; 0,950 - в 2001 г.; 0,961 - в 2007 г. Величина ВВП на душу населения (по ППС в долл. США) обобщенно характеризует возможность доступа населения к материальным ресурсам и используется в качестве непрямого индикатора возможностей, не отражаемых показателями долголетия и образованности (использование ППС позволяет учесть покупательную способность доходов в стране). В Беларуси ВВП на душу населения в 2007 г. составил 13 864 долл. США, что почти в два раза выше, чем в 1992 г. (6 440 долл. США).
Для оценки динамики уровня жизни значимо сопоставление рангов страны по ИРЧП и ВВП на душу населения. Рейтинг ИРЧП для Беларуси на протяжении ряда лет был выше рейтинга ВВП, что свидетельствует о сильной социальной ориентации экономической политики в стране, более быстром росте социальных компонентов по сравнению с экономическими, характеризующими динамику уровня жизни населения. Таким образом, несмотря на рост с 1992 года величины ВВП на душу населения (в долларах ППС), стране не удается поддерживать такие же темпы роста уровня жизни населения, как в экономически развитых странах, поэтому рейтинг ИРЧП для Беларуси за 1992-2009 гг. имеет отрицательную динамику. Таким образом, эмпирически, с помощью теории человеческого капитала, в конце XX в. создана и совершенствуется единая аналитическая рамка для объяснения таких, казалось бы, разнопорядковых явлений, как вклад науки, образования и здравоохранения в современный экономический рост, выраженный в показателях ИРЧП и ВВП.
Информация о работе Человеческий капитал и его роль в развитии современной экономики