Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 14:19, курсовая работа
В современных условиях разработка мер государственной политики в области отношений по поводу человеческого капитала невозможна без их теоретического осмысления и обоснования. Как известно, экономические категории являются языком экономической науки и по мере ее развития могут либо претерпевать изменения, либо в связи с потерей значимости некоторых из них для определенного этапа социально-экономического развития общества могут переставать использоваться в качестве теоретической платформы проведения экономической политики. С этих позиций весьма важным представляется терминологическое разграничение категории «человеческий капитал» и близких понятий «рабочая сила» и «человеческий потенциал», раскрытие их сущностных характеристик и значимости в процессе общественного развития.
1.Роль и эволюция научных подходов к исследованию категории
“человеческий капитал”
1.1.Эволюция категории «человеческий капитал»
1.2.Роль человеческого капитала в новой экономике
2.Структура человеческого капитала и развитие методов количественной
оценки человеческого капитала
2.1.Структура и классификация человеческого капитала
2.2.Методы количественной оценки человеческого капитала
3.Состояние человеческого капитала в РБ
8
способностей, Которыми обладает человек. Во-первых, это накопленный запас навыков, знаний, способностей, которые целесообразно используются человеком в той или иной сфере общественного производства, способствуют росту производительности труда и эффективности производства. Во-вторых, целесообразное использование данного запаса в виде высокопроизводительной деятельности закономерно приводит к росту заработков (доходов) работника. В-третьих, увеличение доходов стимулирует, заинтересовывает человека путем вложений в здоровье, профессионально-
Важно отметить, что человеческий капитал, накапливаясь в экономике, обеспечивает условия для создания, эффективного использования и приумножения всех других форм капитала, он сохраняет и переносит стоимость этого капитала на создаваемые блага, товары и созидает новую стоимость. В данном контексте «человеческий капитал представляет собой совокупность данных от природы и приобретенных в процессе образования, социального и экономического опыта биосоциальных, экономических способностей, применяемых в общественном производстве как для «оживления» факторов производства, так и для их оптимального комбинационного соединения и приносящих ему доход в денежной, натуральной и определенном смысле социальной формах» [9. С. 125].
При определении человеческого капитала в качестве важнейшей его составляющей в современных условиях представляется целесообразным учитывать предпринимательские способности, значимая роль которых в процессе экономического развития отмечается многими исследователями. Сущность предпринимательской деятельности, как показал Й. Шумпетер, состоит не в создании нового знания, а в осуществлении нововведений, связанных с поиском решения новых задач, преодолением инерции социальной среды, в результате которых возникает новая производственная функция, изменяющая условия экономического равновесия [4. С. 169-185]. Другая сторона предпринимательской деятельности, как показал Т. Шульц, состоит в оптимизации использования ресурсов в условиях создавшегося неравновесия, в основе которой лежит так называемая аллокативная способность, включающая способность воспринимать информацию, корректно ее интерпретировать и предпринимать действия по перемещению ресурсов в ответ на изменение экономической ситуации.
В качестве базовой следует рассматривать образовательную составляющую человеческого капитала, как самую динамичную и эффективную. Аргументами в пользу данной точки зрения могут быть следующие. Во-первых, учитывая характер труда в современной экономике, функционально здравоохранение не создает дополнительные способности индивидов, а только обеспечивает более длительное и интенсивное их использование. Во-вторых, в общественной системе, как показали многочисленные исследования, наблюдается устойчивая
8
положительная корреляция между уровнем образования и другими составляющими человеческого капитала (в том числе состоянием здоровья, за которым в большей степени следит более образованная часть населения), т. е. образование может рассматриваться как базовый капиталообразующий фактор и для других позитивно оцениваемых качеств работников. В-третьих, образовательный уровень является важнейшим фактором, определяющим политическое и социальное поведение. Согласно исследованиям, при равных условиях более высокий уровень образования усиливает общественную и социальную активность, повышает способности людей к организации, сотрудничеству и взаимодействию. Образование снижает риск преступности, способствуя социализации индивидов.
Человеческий капитал можно охарактеризовать как сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком запас физического и нравственного здоровья, знаний, навыков, умений, мотиваций, а также совокупности предпринимательских и инновационных способностей, интеллектуальной активности, мобильности, креативности и других характеристик, приобретаемых в течение жизни и используемых для повышения производительности труда и роста эффективности производства и тем самым способствующих росту личного и общественного благосостояния. Важно отметить, что совокупность качественных характеристик человека может стать капиталом, только включившись в процесс материального или нематериального производства, т. е. в ходе эффективной практической реализации. Он должен производиться с максимальным использованием образовательного и профессионально-
Таким образом, формирование, накопление и эффективное использование человеческого капитала в значительной мере определяются тем, как государство, семья, социальные институты поддерживают процесс развития интеллектуальных и творческих способностей человека, как они активизируют его деятельность в экономической сфере.
1.2 Роль человеческого капитала в новой экономике
В последнее десятилетие ХХ в. в научный оборот входит термин «новая экономика», появляются научные статьи и монографии, раскрывающие суть данного феномена. Однако до настоящего времени ещё не сложилось его единое толкование. Наиболее распространённый подход – рассмотрение «новой экономики» как порождения информационной эпохи, представляющей отрасли народного хозяйства, где производятся компьютерное и коммуникационной оборудование и их программное обеспечение, а также всю систему формирования, хранения, распространения и получения информации, в значительной мере основанной на сети Интернет.
8
Во второй половине 20 в. Центр тяжести в исследованиях экономистов смещается с проблем эффективного использования рабочей силы на процессы создания качественно новой рабочей силы [10,с.645].
Введенная в научный оборот категория "человеческий капитал" позволила с научных позиций изучать многие явления рынка труда на основе принципа минимизирующего поведения индивидов. Наука, образование, здравоохранение, рекреационный сектор становятся необходимыми элементами "неоклассического производства", инвестиции в эту сферу определяют все другие вложения, является производственной необходимостью. Согласно теории человеческого капитала, совершенствование качественных характеристик человека в сферах образования и здравоохранения обеспечивает создание экономических ресурсов длительного пользования.
Работник нового типа должен получать образование непрерывным образом в течение всей своей жизни, чему приводит становление «новой экономики», которая сопровождается ростом спроса на труд высококвалифицированных работников, как главной производительной силы общества, обладающей высшим профессиональным образованием и знаниями в основе которых лежат достижения науки, в том числе фундаментальной, причем чем выше доля этой социальной группы в этой структуре занятости, тем, при прочих равных условиях, выше экономический потенциал государства. Это подтверждается следующими данными: в США на сто человек трудоспособного населения в возрасте от 25 до 65 лет 35% имеют высшее образование, в Канаде – 30%, Швейцарии – 28%, Японии – 21%, Германии – 17%, Великобритании – 15%. При этом показатель ВВП на душу населения ( ППС в долларах США) составляет в США – 39676, в Канаде – 31263, в Швейцарии – 33040, Японии – 29251, Германии – 28303, Великобритании – 30821. Этим обусловлено первостепенное значение системы образования, подготовки современных высококвалифицированных кадров, как решающего фактора развития экономического потенциала любой страны.
Вложения в человека и среду его обитания позволяют более эффективно использовать экономические ресурсы общества. Феномен "человеческий капитал" выступает в качестве неотъемлемого атрибута рыночного хозяйства. Производительные качества и характеристики работника с этого времени признаны особой формой капитала, поскольку они, подобно прочим видам капитализированных ресурсов, обеспечивают своему обладателю получение в течение некоторого времени определённых доходов. Достаточно глубокое определение человеческого капитала в рамках данного подхода сформулировано А.И. Добрыниным, С.А.Дятловым, Е.Д. Цыреновой, которые под человеческим капиталом понимают сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определённый запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействуют росту производительности и эффективности производства и тем самым влияют на рост заработков (доходов) данного человека[13,с.46].
8
Вместе с тем при определении человеческого капитала в качестве важнейшей его составляющей в условиях новой экономики следует также учитывать предпринимательские способности.
Немаловажно и то, что человеческий капитал, накапливаясь в экономике, обеспечивает условия для создания, эффективного использования и приумножения всех других форм капитала, он сохраняет и переносит стоимость этого капитала на создаваемые блага, товары и созидает новую стоимость[13,с.125].
Становление "новой экономики", сопряженное с технологической и управленческой трансформацией процесса труда, с одной стороны, приводит к неизбежным изменениям в структуре человеческого капитала и характере влияния его активов на экономическое развитие. С другой стороны, готовность к восприятию новой экономики определяется состоянием человеческого капитала страны. Информационные технологии в новой экономике, становясь ключевым компонентом трудового процесса, трансформируют содержание человеческого капитала ввиду того, что с ним связана возможность реализации инновационных способностей людей и обеспечения обратной связи на уровне исполнителей, а также гибкой и приспосабливаемой инфраструктуры управления производством. Добавленная стоимость в новой экономике все в большей мере создается за счет инноваций, как в процессах, так и в продуктах. Способность к ним зависит от исследовательского потенциала человека и от способности к применению им нового знания к конкретным задачам в данном организационном или институциональном контексте. Ключевая роль знаний, возможность их освоения, накопления и использования в обеспечении экономического развития получили широкое общественное признание. Происходят изменения в процессе формирования человеческого капитала. Глобальные информационные сети, позволяющие интенсифицировать обмен и сотрудничество в научно-технической, культурной, коммерческой сферах, формируют глобальное информационное поле, генерирующее знания, хотя и с неодинаковой степенью доступа к нему для различных регионов мира и категорий граждан. Человеку в процессе накопления знаний присущи свойства самосовершенствования и саморазвития, результатом чего является изменение структуры и повышение качества человеческого капитала. Изменения в структуре человеческого капитала в условиях новой экономики обусловлены, прежде всего, сокращением с середины 20в. временного лага между этапами в использовании достижений НТП. Коренным образом изменились объективные требования к знаниям и навыкам работников, переподготовке кадров, повышению их интеллектуального и культурного уровня, созданию условий для творческого развития и самореализации личности, поскольку в современных условиях эффективность труда все больше зависит от накопленных знаний, глобального уровня мышления, инициативы и творчества, способности ориентироваться в изменяющихся условиях высокой неопределённости и риска.
8
Формирование человеческого капитала необходимо рассматривать как двухсторонний процесс взаимодействия индивида и общества. Для реализации человеческого капитала недостаточно индивидуальной мотивации, необходима мотивация общества в целом, предъявляющего спрос на имеющиеся у человека знания и умения. Отсюда следует, что экономики, которые не способны осуществить инвестиции в человеческий капитал, не могут рассчитывать на достижение таких темпов роста, которые наблюдаются у других, даже если они имеют доступ к той же технологии, поскольку у них отсутствуют знания для того, чтобы эффективно использовать такую технологию.
8
8
2. Структура человеческого капитала и развитие методов количественной оценки человеческого капитала
2.1.Структура и классификация человеческого капитала
И так, начнем рассматривать вопрос с самого определения человеческого капитала. Человеческий капитал - в экономической науке - способность людей к участию в процессе производства.
Человеческий капитал подразделяется на:
Общий человеческий капитал - знания, умения, навыки, которые могут быть реализованы на различных рабочих местах, в различных организациях.
Специфический человеческий капитал - знания, умения, навыки, которые могут быть использованы только на определенном рабочем месте, только в конкретной фирме.
Человеческий интеллектуальный капитал - капитал, воплощенный в людях в форме их образования, квалификации, профессиональных знаний, опыта.
Человеческий капитал, являясь частью совокупного капитала представляет собой накопленные затраты на общее образование, специальную подготовку, здравоохранение, перемещение рабочей силы [14].
Виды «человеческого капитала» экономисты классифицируют по видам затрат, инвестиций в «человеческий капитал». И.В. Ильинский выделяет вследствие этого следующие составляющие: капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры. Таким образом, по его мнению, формула человеческого капитала принимает следующий вид:
ЧК = Кз + Кк + Ко,
Где ЧК – человеческий капитал;
Ко – капитал образования;
Кз – капитал здоровья;
Кк – капитал культуры.
Капитал здоровья представляет собой инвестиции в человека, осуществляемые с целью формирования, поддержания и совершенствования его здоровья и работоспособности. Капитал здоровья является несущей конструкцией, основой для человеческого капитала вообще. Инвестиции в здоровье, его охрана, способствующие сокращению заболеваний и смертности, продлевают трудоспособную жизнь человека, следовательно, и время функционирования человеческого капитала. Состояние здоровья человека - это его естественный капитал, часть которого является наследственной. В течение жизни человека происходит износ человеческого капитала. Инвестиции, связанные с охраной здоровья, способны замедлить данный процесс. Капитал здоровья является национальным достоянием.
Информация о работе Человеческий капитал и его роль в развитии современной экономики