Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 23:50, курсовая работа
Основной целью данной курсовой работы является рассмотрение частно-государственного партнерства как института взаимодействия бизнеса и власти, основных преимуществ, проблем и перспектив такого партнерства.
Задачами работы являются: анализ значимости такого партнерства, как для России, так и для мира в целом, оценка положительных моментов от такого сотрудничества государства и бизнеса для России, а также основных рисков и проблемы распределения рисков между стратегическими партнерами.
В-третьих, отсутствие координирующего и регулирующего органа. В настоящее время в сферу законотворческой деятельности в области концессий как базовой формы ЧГП вовлечено много разнородных организаций: комитеты законодательной власти, министерства и государственные службы, научно-исследовательские учреждения, фонды, частные лица. Все они, разрабатывая свои законопроекты, исходят из собственных представлений о концессиях, которые в принципе не имеют единой концептуальной основы.
В-четвертых, это нехватка квалифицированных трудовых ресурсов. Общее число специалистов в сфере государственного управления, способных профессионально составлять долгосрочные концессионные договоры, очень мало. Таких специалистов не готовят российские образовательные учреждения, отсутствуют соответствующие программы и спецкурсы. Нет методик по составлению государственными органами власти инвестиционных договоров с длительными сроками окупаемости инвестиций. А если учесть, что по такому договору государственная собственность переходит во владение и пользование частной компании на 20-50 лет, то можно понять ту ответственность, которая ложится на чиновника любого уровня, подписывающего концессионный договор от имени государства.
Поэтому, для эффективного функционирования системы частно-государственного партнерства на сегодняшний день необходимо обеспечить повышение квалификации государственных и муниципальных служащих. Большое внимание должно уделяться повышению профессионального уровня "на местах", осуществлению консультационной поддержки реализации проектов на региональном и муниципальном уровнях.
В-пятых, необходимо обеспечение прозрачных конкурсных процедур доступа участников рынка к механизмам частно-государственного партнерства.
Таким образом, из этого списка видно, что проблем у частно-государственного партнерства довольно много. Кроме того, для проектов ЧГП существуют большое количество рисков, которые также являются тормозом развития ЧГП.
В
условиях развивающейся нормативно-
Поэтому, частный партнер боится становиться партнером государством по причине отсутствия доверия к нему. Вот почему должно быть налажено законодательное регулирование, которое способствовало бы снижению рисков для бизнеса. К сожалению, принятый закон в 2005 году о концессиях не содержит условий, которые фиксировали бы гарантии возврата инвестиций, а также страховали от невыполнения государством своих партнерских обязательств. То есть получается, что закон «О концессионных соглашениях» далек от совершенства. Например, согласно закону, правительство должно каждый год получать санкцию парламента на то, чтобы осуществить проекты в рамках ЧГП. Между тем многие из них рассчитаны на 30 или более лет. Кроме того, по закону трудно передать активы под контроль инвесторов, если правительство нарушит свои обязательства. Также есть опасность, что тендеры по многомиллиардным проектам ЧГП будут проводиться в условиях непрозрачности для того, чтобы наиболее выгодные заказы достались компаниям, связанным с государством.
Можно выделить следующие виды рисков: риски, связанные с работой органов государственной власти (38,1%), с участием государства как партнера в проектах (31,8 %), собственно бизнес-риски этих проектов (26,7 %) и связанные с протестами общественности (3,4%). Если же заглянуть в первую группу рисков, то там обнаруживаются большая коррупция (59,6%), избыточная бюрократия (57,4 %), изменение нормативно-правовой базы (36,7%). Вот и получается, что само государство является главным противником ЧГП. Однако, несмотря на это, исследования показывают, что среди предпринимателей имеется живой интерес к ЧГП и вера в его пользу. Особенно в таких сферах, как транспортная инфраструктура (64, 8%) и ЖКХ (55, 1). Немалые возможности видятся в энергетике (35, 2%), строительстве (29, 5), спорте (10, 2%).
Кроме того, по мнению многих западных фирм, инвестиционный климат в стране за последние несколько лет улучшился, и потенциальные прибыли от проектов перевешивают опасные тенденции.
Вообще, конечно же, очень важно правильно распределить существующие и вновь возникающие риски между государством и бизнесом. В этом залог успеха частно-государственного партнерства. Если все риски по проекту несет частный инвестор, то это не частно-государственное партнерство. Очевидно, их нужно возлагать на ту сторону, которая может наилучшим образом ими управлять18.
В
настоящее время наблюдается
постепенное движение в сторону
проектного финансирования с более
сбалансированным распределением рисков
между сторонами. Благодаря этому у
частных инвесторов повышается доверие
к государству, появляется уверенность,
следовательно, повышается число инвесторов,
готовых сотрудничать с государством.
Рассмотрев основные проблемы и риски, возникающие в ходе реализации проектов ЧГП нужно также обозначить пути решения и перспективы развития ЧГП. Так как сотрудничество государства и бизнеса находится еще только на стадии развития, то у него есть перспективы дальнейшего расширения и роста. С учетом сложившихся обстоятельств и мировых тенденций в настоящее время в России развитие эффективных институтов взаимодействия власти и бизнеса становится одним из важнейших условий формирования эффективной экономической политики, повышения инвестиционной и инновационной активности как в целом по стране, так и в отдельных регионах. Такое взаимодействие при использовании адекватных региональных стратегий позволит увеличить темпы роста ВВП, повысить эффективность бюджетного сектора экономики, снизить издержки всех уровней при реализации инфраструктурных проектов. При этом развитие инфраструктуры, как одного из условий устойчивого развития экономики России, должно являться не самоцелью, а реально способствовать качественному изменению структуры национальной экономики, повышению ее конкурентоспособности в мире19.
В настоящее время, при непосредственном участии бизнеса, в России создан достаточно широкий спектр институтов развития и форм ЧГП: торгово-промышленные палаты, особые экономические зоны, технопарки, Инвестиционный фонд Российской Федерации, ОАО "Российская венчурная компания" и так далее. Задача развития ЧГП может быть успешно решена не только за счет эффективного взаимодействия власти и бизнеса, но и при активном участии в инвестиционном процессе институтов развития, финансовых организаций, в том числе и международных.
Для решения же основных назревших проблем, должен использоваться системный подход, который предусматривал бы комплексное решение следующих основных задач.
Применение
механизмов частно-государственного партнерства
способно обеспечить, прежде всего, возможность
осуществления общественно-
Таким образом, частно-государственное партнерство дает возможность сконцентрировать внимание государственных органов на наиболее важнейших и свойственных им функциях, а также сократить государственные риски за счет распределения их между частным бизнесом и властью. Все это позволяет повысить эффективность реализации проектов.
Заключение
В экономике ряда развитых, а в последние десятилетия и развивающихся стран возникла особая форма взаимодействия бизнеса и власти. Речь идет о взаимодействии государства и частного сектора, то есть о партнерстве. Необходимо отметить, что термин частно-государственного партнерства в России появился совсем недавно, поэтому официального толкования и понимания этого термина пока не существует на государственном уровне. Наиболее общее определение дано этому явлению В. Г. Варнавским: «ЧГП представляет собой институциональный и организационный альянс государственной власти и частного бизнеса с целью реализации общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности – от развития стратегически важных отраслей экономики до предоставления общественных услуг в масштабах всей страны или отдельных территорий».
В зависимости от характера решаемых в рамках ЧГП конкретных задач все множество существующих и вновь возникающих форм партнерств можно подразделить на отдельные типы (модели). Во многих случаях партнерства используют формы, базирующиеся на преимуществах разных моделей и их сочетании. В последние годы области применения различных форм ЧГП стремительно расширяются; бурно развиваются и сами формы партнерств.
В зарубежных странах осуществляемые в рамках частно-государственного партнерства проекты легко можно найти в самых разных отраслях экономики. Тем более что в настоящее время для поощрения частного капитала к реализации якобы непривлекательных для частного бизнеса проектов вместе со своим материальным вкладом государство предоставляет общественно значимым проектам деньги (бюджетные вложения) или квазиденьги (налоговые льготы, дотации). Однако самым ценным вкладом государства в проект оказывается само право на его осуществление - гарантируемая государством монополия на использование выделенного ресурса только данным предприятием, реализующим одобренный проект частно-государственного партнерства.
В России совсем недавно началась работа по созданию условий для развития частно-государственного партнерства и уже осуществляется ряд проектов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Со вступлением в силу Федерального закона РФ «О концессионных соглашениях» от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ отношения государства и бизнеса качественно изменились. Основная цель закона – привлечение инвестиций в экономику, а также эффективное использование государственной и муниципальной собственности, повышение качества предоставляемых услуг. Для реализации поставленной цели уже запускаются проекты частно-государственного партнерства. Кроме того, открывается путь для реализации подобных проектов во многих отраслях общественного сектора, включая транспорт, энергетику, образование, здравоохранение и коммунальное хозяйство.
В настоящее время, при непосредственном участии бизнеса, в России создан достаточно широкий спектр институтов развития и форм ЧГП: торгово-промышленные палаты, особые экономические зоны, технопарки, Инвестиционный фонд Российской Федерации, ОАО "Российская венчурная компания" и так далее. Задача развития ЧГП может быть успешно решена не только за счет эффективного взаимодействия власти и бизнеса, но и при активном участии в инвестиционном процессе институтов развития, финансовых организаций, в том числе и международных.
Таким образом, частно-государственное партнерство является необходимостью, как для экономики, так и для страны в целом. ЧГП должно стать способом эффективного взаимодействия и использования потенциала частного хозяйства и государства, становления смешанной экономики и реализации социальной ответственности частного предпринимательства.
Поэтому необходимость такого партнерства вытекает из его взаимовыгодности, результативности для обеих сторон взаимодействия: государство получает дополнительные возможности для решения своих специфических задач, связанных с рационализацией структуры общественного производства и с предотвращением социальных напряжений, а бизнес своих – благоприятные условия хозяйствования и гарантии получения прибыли21.