Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 23:50, курсовая работа
Основной целью данной курсовой работы является рассмотрение частно-государственного партнерства как института взаимодействия бизнеса и власти, основных преимуществ, проблем и перспектив такого партнерства.
Задачами работы являются: анализ значимости такого партнерства, как для России, так и для мира в целом, оценка положительных моментов от такого сотрудничества государства и бизнеса для России, а также основных рисков и проблемы распределения рисков между стратегическими партнерами.
Франция обладает прочными традициями государственно-частного партнерства, включающими в себя деятельность "Сообществ смешанной экономики" (SEM) и предоставление концессий. Законодательные основы SEM восходят к 1966 и 1983 годам. Характеристикой SEM является то, что государственный сектор и местные власти согласно законодательству, в частности, должны иметь большую долю в составе активов SEM и таким образом играть превалирующую роль в управлении ими.
В США кооперация властей и частников особенно широко распространена и приветствуется на муниципальном уровне. По данным Национального совета по государственно-частному партнерству (National Council for Public-Private Partnership), в США из 65 базовых видов деятельности муниципальных властей (водопровод, канализация, уборка мусора, школьное образование, эксплуатация парковок и т.д.) средний город использует коммерческие фирмы при исполнении 23.
В
Германии идея частно-государственного
партнерства была очень рано принята
в проектах кооперативного строительства.
Первые некоммерческие строительные общества
были созданы на основе частных инициатив
в середине XIX столетия. В контексте
сотрудничества между некоммерческими
компаниями и государственным сектором
такие компании вынуждены налагать
некоторые ограничения на собственный
бизнес и политику получения прибыли.
В обмен на это государство
предоставляет им налоговые льготы.
Начиная со второй половины 80-х годов
прошлого века государственно-частное
партнерство в Германии становится
особенно важным. Этот процесс начался,
в частности, с крупных проектов
восстановления и перестройки городской
инфраструктуры в Северной Рейн-Вестфалии,
сделав необходимыми изменения в
структурной политике и выявив недостаток
государственного финансирования. В
контексте новой тогда
Таким образом, в зарубежных странах осуществляемые в рамках частно-государственного партнерства проекты легко можно найти в самых разных отраслях экономики. Тем более что в настоящее время для поощрения частного капитала к реализации якобы непривлекательных для частного бизнеса проектов вместе со своим материальным вкладом государство предоставляет общественно значимым проектам деньги (бюджетные вложения) или квазиденьги (налоговые льготы, дотации). Однако самым ценным вкладом государства в проект оказывается само право на его осуществление - гарантируемая государством монополия на использование выделенного ресурса только данным предприятием, реализующим одобренный проект частно-государственного партнерства.
В соответствии с классификацией ООН, распределение ЧГП зависит от уровня социально-экономического развития страны. Например, в странах «Большой семерки» (США, Великобритания, Германия, Италия, Канада, Франция и Япония), в которых было проанализировано 615 из 915 проектов, лидирует здравоохранение. На втором месте идет образование, на третьем – автодороги (табл.1). Кроме того, в каждой из стран «Большой семерки» есть своя приоритетная отрасль по реализации этих проектов. Так, в США – это автодороги, в Англии, Италии, Канаде и Франции – здравоохранение, а в Германии – это образование.
Распределение проектов ЧГП по отраслям в странах «Большой семерки»
Отрасль | США | Великобритания | Германия | Италия | Канада | Франция | Всего: |
Средства размещения | 1 | 18 | 12 | 6 | 9 | 4 | 51 |
Оборона | 18 | 1 | 1 | 20 | |||
Образование | 113 | 24 | 1 | 138 | |||
Здравоохранение | 123 | 3 | 32 | 14 | 12 | 184 | |
Наземное метро | 1 | 9 | 12 | 1 | 2 | 25 | |
Автодороги | 32 | 12 | 10 | 23 | 10 | 5 | 92 |
Социальное жилье | 22 | 22 | |||||
Уличное освещение | 14 | 1 | 15 | ||||
Инновационная технология | 1 | 1 | 2 | ||||
Мосты и тоннели | 2 | 5 | 3 | 3 | 13 | ||
Всего: | 36 | 330 | 52 | 78 | 38 | 27 | 562 |
Источник: С. А. Рожкова. Использование мирового опыта государственно-частного партнерства в России. Эко – 2008. – №2. – С.107.
Такое распределение отраслей неудивительно, ведь уровень социально-экономического развития этих стран значительно выше, чем в других странах. Высокий уровень производительности труда и потребления на душу населения, государственное обеспечение высокого уровня социальной защиты, медицинского обслуживания и образования позволяют использовать ЧГП чаще всего в здравоохранении и образовании, что еще больше повышает уровень жизни и экономики этих стран.
Для сравнения нужно рассмотреть и другие развитые страны, которые реализуют проекты ЧГП. Согласно классификации ООН все страны можно разделить на:
Распределение
зарубежных ЧГП по
отраслям в странах
с разным уровнем
экономического развития
Отрасль | Страны «Большой семерки» | Другие развитые страны | Страны с переходной экономикой | Развивающиеся страны |
Средства размещения | 51 | 22 | 1 | 1 |
Аэропорты | 4 | 2 | 2 | |
Мосты и тоннели | 13 | 6 | 2 | |
Оборона | 20 | 1 | ||
Образование | 138 | 23 | 1 | 1 |
Здравоохранение | 184 | 29 | 2 | 1 |
Инновационные
технологии |
2 | 2 | ||
Организация досуга | 1 | 2 | 1 | |
Наземное метро | 25 | 19 | 2 | 1 |
Порты | 2 | 2 | 1 | |
Тюрьмы | 9 | 4 | 2 | 2 |
Железные дороги | 5 | 11 | 1 | |
Автодороги | 92 | 93 | 23 | 10 |
Социальное жилье | 22 | 4 | ||
Уличное освещение | 15 | 0 | ||
Использование отходов | 23 | 7 | 1 | |
Водоочистные сооружения | 12 | 7 | 2 | |
Прочее | 2 | |||
Всего: | 614 | 238 | 37 | 22 |
Источник: С. А. Рожкова. Использование мирового опыта государственно-частного опыта в России. Эко – 2008. – №2. – С. 106.
В этих странах на 1-м месте по числу использования проектов находится отрасль, связанная со строительством и реконструкцией автодорог, а за ней уже следуют с весьма значительным отрывом здравоохранение, образование и средства размещения.
Следовательно, можно делать вывод, что существует корреляция между уровнем развития страны и отраслью, которая выбирается для привлечения в нее инвестиций с помощью частно-государственного партнерства. Приоритетными отраслями в странах, отнесенных к группе «другие развитые страны» являются также как и в странах «Большой семерки» здравоохранение и образование. Это также связано с политикой этих государств и уровнем социально-экономического развития.
В странах с переходной (Болгария, Чехия, Венгрия, Хорватия, Польша, Румыния, Латвия, Украина) на первое место по количеству проектов ЧГП выходят автодороги, строительство мостов и тоннелей, наземного метро, аэропортов, значительно опередив здравоохранение и образование.
В развивающихся странах (Индия, Бразилия, Чили, Мальта, Гонконг, Мексика, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты) по количеству проектов лидируют автодороги, затем идут аэропорты, тюрьмы и водоочистные сооружения.
Все эти страны предъявляют спрос в основном на развитие транспортной инфраструктуры, так как здесь это является первоочередной задачей, учитывая более низкий уровень экономического развития этих стран.
Теперь обратимся к конкретным примерам реализации частно-государственного партнерства в зарубежных странах. Примером такого эффективного проекта частно-государственного партнерства является – расширение и модернизация международного аэропорта в Варшаве. Более 85% пассажиров международных авиарейсов пользовались именно варшавским аэропортом, что требовало в относительно короткие сроки обеспечить увеличение пассажирского и грузового оборота аэропорта почти вдвое. Без привлечения частного капитала и ноу-хау реализовать такой проект было бы невозможно. По результатам открытого европейского конкурса в качестве частного партнера проекта выступила германская фирма «Хохтиф АГ», разработавшая специальную модель финансирования частно-государственного партнерства для аэропортов стран Центральной и Восточной Европы. Был сформирован консорциум, в который на правах партнеров вошли малые и средние предприятия Польши и Германии. Частное финансирование обеспечивал консорциум банков, возглавляемый АО «Ситибанк». Получателем кредитов и государственным партнером проекта выступало агентство «Польские аэропорты PPL». Стоимость проекта составила 153,4 млн. евро, до 80% его финансирования пришлось на частную сторону. Государственная польская авиакомпания LOT была включена в частное кредитное соглашение об обеспечении гарантий и в соглашение об использовании аэропорта. Успешное завершение работ способствовало тому, что в дальнейшем генеральный подрядчик принял участие в проектах реконструкции на принципах ГЧП аэропортов городов Дюссельдорфа, Гамбурга и Сиднея.
Также удачной моделью эффективного сочетания интересов публичного и частного партнеров признан проект по реконструкции крупнейшего аэропорта Германии во Франкфурте-на Майне. Проект предполагал предварительную стадию приватизации – эмиссию акций, 29% которых были проданы на фондовой бирже (аналог «народных IPO»). Держателями остальных акций стали земля Гессен (32,1%), город Франкфурт (20,5%) и государство (18,4%). Сформированное таким образом АО «Фрапорт» намеренно сохранило контроль публичных инвесторов. При этом АО является «частным» акционером других германских аэропортов, то есть «частная» сторона партнерств в них представлена структурой с преимущественно государственным участием.
Таким
образом, можно сделать вывод, что
в зарубежных странах сферы применения
частно-государственного партнерства
очень разнообразны. Сотрудничество между
этими двумя партнерами может проходить
в самых разных формах, при любом использовании
ресурсов обеих сторон, в рамках различных
законодательных структур и с разнообразным
диапазоном задач и компетенции. И на конкретных
примерах видно, что частно-государственное
партнерство играет важную роль в развитие
экономики и государства, так как у государства
есть опыт, а у частного партнера – инвестиции.
И разное сочетание этих форм и видов откладывает
свой отпечаток на развитие каждой страны.
Глава 2. РАЗВИТИЕ ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ПАРТНЕРСТВА В РФ
2. 1. Предпосылки развития частно-государственного партнерства в РФ
В современной России значительное число проблем, с которыми сталкиваются органы государственной власти и местного самоуправления, не могут быть решены исключительно за счет бюджетов соответствующих уровней. Среди них обновление инженерной инфраструктуры, функционирование жилищно-коммунального хозяйства, развитие территорий. В связи с этим особую актуальность сегодня приобретает взаимодействие государственного и частного секторов при решении социально-экономических задач развития региона или муниципального образования.
В России совсем недавно началась работа по созданию условий для развития частно-государственного партнерства и уже осуществляется ряд проектов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В октябре 2006 года в соответствии с поручением Правительства РФ была начата реализация Комплексного плана мероприятий на 2006-2007 гг. по развитию механизмов частно-государственного партнерства. Он содержал перечень мероприятий по развитию механизмов для эволюции социальной, транспортной инфраструктур, стимулирования энергосбережения. В программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 гг.) содержался раздел «Развитие механизмов частно-государственного партнерства»,определяющий приоритетные направления ЧГП, инструменты взаимодействия государства и бизнеса, финансовые институты взаимодействия10.