Частно-государственное партнерство в инновационном секторе экономики в трансформационный период

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 23:50, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной курсовой работы является рассмотрение частно-государственного партнерства как института взаимодействия бизнеса и власти, основных преимуществ, проблем и перспектив такого партнерства.
Задачами работы являются: анализ значимости такого партнерства, как для России, так и для мира в целом, оценка положительных моментов от такого сотрудничества государства и бизнеса для России, а также основных рисков и проблемы распределения рисков между стратегическими партнерами.

Работа содержит 1 файл

курсовая работа!.docx

— 87.08 Кб (Скачать)
lign="justify">     Первый  опыт ЧГП в Великобритании был  получен в 1981 году в связи с  перестройкой лондонских доков на основе новой дерегулированной и рыночно  ориентированной политики планирования. В 1992 году с целью развития более  эффективных общественных услуг  высокого качества была основана "Частная  финансовая инициатива" (PFI). В 1997 году процедуры PFI были изменены, и на свет появились новые критерии правительственной  поддержки проектов частно-государственных  партнерств. Далее последовала целая  серия более менее успешно  таких начатых проектов ЧГП, среди  которых кроме вышеупомянутых стоит  отметить создание интегрированной  системы обработки отходов на острове Уайт, школ в Бриджпорте и Дорсете, домов престарелых  в Суррее, строительство здания полиции  в Илкестоне, северного кольца Бирмингема и железнодорожной сети Кройдона и т.д. В Великобритании ежегодно заключается до 80 новых соглашений о партнерстве. По данным британского  правительства, такие проекты обеспечивают 17 % экономии для бюджета страны9.

     Франция обладает прочными традициями государственно-частного партнерства, включающими в себя деятельность "Сообществ смешанной  экономики" (SEM) и предоставление концессий. Законодательные основы SEM восходят к 1966 и 1983 годам. Характеристикой SEM является то, что государственный  сектор и местные власти согласно законодательству, в частности, должны иметь большую долю в составе  активов SEM и таким образом играть превалирующую роль в управлении ими.

     В США кооперация властей и частников  особенно широко распространена и приветствуется на муниципальном уровне. По данным Национального совета по государственно-частному партнерству (National Council for Public-Private Partnership), в США из 65 базовых видов деятельности муниципальных властей (водопровод, канализация, уборка мусора, школьное образование, эксплуатация парковок и т.д.) средний город использует коммерческие фирмы при исполнении 23.

     В Германии идея частно-государственного партнерства была очень рано принята  в проектах кооперативного строительства. Первые некоммерческие строительные общества были созданы на основе частных инициатив  в середине XIX столетия. В контексте  сотрудничества между некоммерческими  компаниями и государственным сектором такие компании вынуждены налагать некоторые ограничения на собственный  бизнес и политику получения прибыли. В обмен на это государство  предоставляет им налоговые льготы. Начиная со второй половины 80-х годов  прошлого века государственно-частное  партнерство в Германии становится особенно важным. Этот процесс начался, в частности, с крупных проектов восстановления и перестройки городской  инфраструктуры в Северной Рейн-Вестфалии, сделав необходимыми изменения в  структурной политике и выявив недостаток государственного финансирования. В  контексте новой тогда региональной структурной политики в начале 90-х  годов были созданы агентства  развития, объединяющие государственных  партнеров (например, местные власти) и частных игроков (землевладельцев, торговые ассоциации и т.д.). В качестве своего высшего приоритета такие  агентства приняли, прежде всего, задачу восстановления заброшенных земель.

     Таким образом, в зарубежных странах осуществляемые в рамках частно-государственного партнерства проекты легко можно найти в самых разных отраслях экономики. Тем более что в настоящее время для поощрения частного капитала к реализации якобы непривлекательных для частного бизнеса проектов вместе со своим материальным вкладом государство предоставляет общественно значимым проектам деньги (бюджетные вложения) или квазиденьги (налоговые льготы, дотации). Однако самым ценным вкладом государства в проект оказывается само право на его осуществление - гарантируемая государством монополия на использование выделенного ресурса только данным предприятием, реализующим одобренный проект частно-государственного партнерства.

     В соответствии с классификацией ООН, распределение ЧГП зависит от уровня социально-экономического развития страны. Например, в странах «Большой семерки» (США, Великобритания, Германия, Италия, Канада, Франция и Япония), в которых было проанализировано 615 из 915 проектов, лидирует здравоохранение. На втором месте идет образование, на третьем – автодороги (табл.1). Кроме того, в каждой из стран «Большой семерки» есть своя приоритетная отрасль по реализации этих проектов. Так, в США – это автодороги, в Англии, Италии, Канаде и Франции – здравоохранение, а в Германии – это образование.

                                                                                                              Таблица 2

     Распределение проектов ЧГП по отраслям в странах «Большой семерки»

     
Отрасль США Великобритания Германия Италия Канада Франция Всего:
Средства  размещения 1 18 12 6 9 4 51
Оборона        18 1               1 20
Образование        113 24        1        138
Здравоохранение        123 3 32 14 12 184
Наземное  метро 1 9        12 1 2 25
Автодороги 32 12 10 23 10 5 92
Социальное  жилье        22                             22
Уличное освещение        14 1                      15
Инновационная технология        1 1                      2
Мосты и тоннели 2               5 3 3 13
Всего: 36 330 52 78 38 27 562
 

     Источник: С. А. Рожкова. Использование мирового опыта государственно-частного партнерства  в России. Эко – 2008.  –  №2. –  С.107.

     Такое распределение отраслей неудивительно, ведь уровень социально-экономического развития этих стран значительно выше, чем в других странах. Высокий уровень производительности труда и потребления на душу населения, государственное обеспечение высокого уровня социальной защиты, медицинского обслуживания и образования позволяют использовать ЧГП чаще всего в здравоохранении и образовании, что еще больше повышает уровень жизни и экономики  этих стран.

     Для сравнения нужно рассмотреть  и другие развитые страны, которые реализуют проекты ЧГП.  Согласно классификации ООН  все страны можно разделить на:

    • Экономически высокоразвитые страны (Австрия, Бельгия, Дания);
    • Страны переселенческого капитализма (Австрия, Израиль);
    • Страны со средним уровнем развития капитализма (Ирландия, Финляндия, Испания, Португалия, Греция);
    • Страны, зачисленные ООН в развитые (Южная Корея, Сингапур), но эти страны характеризуются быстрыми темпами экономического развития и за последние 15-20 лет превратились в крупные промышленные, финансовые, научно-технические центры.
 
 
 

                                                                                          Таблица 3

           Распределение зарубежных ЧГП по отраслям в странах  с разным уровнем экономического развития 

     
Отрасль Страны  «Большой семерки» Другие  развитые страны Страны  с переходной экономикой Развивающиеся страны
Средства  размещения 51 22 1 1
Аэропорты        4 2 2
Мосты и тоннели 13 6 2       
Оборона 20 1              
Образование 138 23 1 1
Здравоохранение 184 29 2 1
Инновационные

технологии

2 2              
Организация досуга 1 2 1       
Наземное  метро 25 19 2 1
Порты 2 2 1       
Тюрьмы 9 4 2 2
Железные  дороги 5 11        1
Автодороги 92 93 23 10
Социальное  жилье 22 4              
Уличное освещение 15 0              
Использование отходов 23 7        1
Водоочистные  сооружения 12 7        2
Прочее        2              
Всего: 614 238 37 22
 

     Источник: С. А. Рожкова. Использование мирового опыта государственно-частного опыта  в России. Эко – 2008. – №2. –  С. 106.

     В этих странах на 1-м месте по числу использования проектов находится отрасль, связанная со строительством и реконструкцией автодорог, а за ней уже следуют с весьма значительным отрывом здравоохранение, образование и средства размещения.

     Следовательно, можно делать вывод, что существует корреляция между уровнем развития страны и отраслью, которая выбирается для привлечения в нее инвестиций с помощью частно-государственного партнерства. Приоритетными отраслями в странах, отнесенных к группе «другие развитые страны» являются также как и в странах «Большой семерки» здравоохранение и образование. Это также связано с политикой этих государств и уровнем социально-экономического развития.

     В странах с переходной (Болгария, Чехия, Венгрия, Хорватия, Польша, Румыния, Латвия, Украина) на первое место по количеству проектов ЧГП выходят автодороги, строительство мостов и тоннелей, наземного метро, аэропортов, значительно опередив здравоохранение и образование.

     В развивающихся странах (Индия, Бразилия, Чили, Мальта, Гонконг, Мексика, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты) по количеству проектов лидируют автодороги, затем идут аэропорты, тюрьмы и водоочистные сооружения.

     Все эти страны предъявляют спрос в основном на развитие транспортной инфраструктуры, так как здесь это является первоочередной задачей, учитывая более низкий уровень экономического развития этих стран.

     Теперь  обратимся к конкретным примерам реализации частно-государственного партнерства в зарубежных странах. Примером такого эффективного проекта частно-государственного партнерства является – расширение и модернизация международного аэропорта в Варшаве. Более 85% пассажиров международных авиарейсов пользовались именно варшавским аэропортом, что требовало в относительно короткие сроки  обеспечить увеличение пассажирского и грузового оборота аэропорта почти  вдвое. Без  привлечения частного капитала и ноу-хау реализовать такой проект было бы невозможно. По результатам открытого европейского конкурса в качестве частного партнера проекта выступила германская фирма «Хохтиф АГ», разработавшая специальную модель финансирования частно-государственного партнерства для аэропортов стран Центральной и Восточной Европы. Был сформирован консорциум, в который на правах партнеров вошли малые и средние предприятия Польши и Германии. Частное финансирование обеспечивал консорциум банков, возглавляемый АО «Ситибанк». Получателем кредитов и государственным партнером проекта выступало агентство «Польские аэропорты PPL». Стоимость проекта составила 153,4 млн. евро, до 80% его финансирования пришлось на частную сторону. Государственная польская авиакомпания LOT была включена в частное кредитное соглашение об обеспечении гарантий и в соглашение об использовании аэропорта. Успешное завершение работ способствовало тому, что в дальнейшем генеральный подрядчик принял участие в проектах реконструкции на принципах ГЧП аэропортов городов Дюссельдорфа, Гамбурга и Сиднея.

     Также удачной моделью эффективного сочетания интересов  публичного и частного партнеров признан проект по реконструкции крупнейшего аэропорта Германии во Франкфурте-на Майне. Проект предполагал предварительную стадию приватизации – эмиссию акций, 29% которых были проданы на фондовой бирже (аналог «народных IPO»). Держателями остальных акций стали земля Гессен (32,1%), город Франкфурт (20,5%) и государство (18,4%). Сформированное таким образом АО «Фрапорт» намеренно сохранило контроль публичных инвесторов. При этом АО является «частным» акционером других германских аэропортов, то есть «частная» сторона партнерств в них представлена структурой с преимущественно государственным участием.

     Таким образом, можно сделать вывод, что в зарубежных странах сферы применения частно-государственного партнерства очень разнообразны. Сотрудничество между этими двумя партнерами может проходить в самых разных формах, при любом использовании ресурсов обеих сторон, в рамках различных законодательных структур и с разнообразным диапазоном задач и компетенции. И на конкретных примерах видно, что частно-государственное партнерство играет важную роль в развитие экономики и государства, так как у государства есть опыт, а у частного партнера – инвестиции. И разное сочетание этих форм и видов откладывает свой отпечаток на развитие каждой страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2.  РАЗВИТИЕ ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ПАРТНЕРСТВА В РФ

         2. 1. Предпосылки развития частно-государственного партнерства в РФ

     В современной России значительное число  проблем, с которыми сталкиваются органы государственной власти и местного самоуправления, не могут быть решены исключительно за счет бюджетов соответствующих  уровней. Среди них обновление инженерной инфраструктуры, функционирование жилищно-коммунального хозяйства, развитие территорий. В связи с этим особую актуальность сегодня приобретает взаимодействие государственного и частного секторов при решении социально-экономических задач развития региона или муниципального образования.

     В России совсем недавно началась работа по созданию условий для развития частно-государственного партнерства  и уже осуществляется ряд проектов на федеральном, региональном и муниципальном  уровнях. В октябре 2006 года в соответствии с поручением Правительства РФ была начата реализация Комплексного плана мероприятий на 2006-2007 гг. по развитию  механизмов частно-государственного партнерства. Он содержал перечень мероприятий по развитию механизмов для эволюции социальной, транспортной инфраструктур, стимулирования энергосбережения. В программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 гг.) содержался раздел «Развитие механизмов частно-государственного партнерства»,определяющий приоритетные направления ЧГП, инструменты взаимодействия государства и бизнеса, финансовые институты взаимодействия10.

Информация о работе Частно-государственное партнерство в инновационном секторе экономики в трансформационный период