Частно-государственное партнерство в инновационном секторе экономики в трансформационный период

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 23:50, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной курсовой работы является рассмотрение частно-государственного партнерства как института взаимодействия бизнеса и власти, основных преимуществ, проблем и перспектив такого партнерства.
Задачами работы являются: анализ значимости такого партнерства, как для России, так и для мира в целом, оценка положительных моментов от такого сотрудничества государства и бизнеса для России, а также основных рисков и проблемы распределения рисков между стратегическими партнерами.

Работа содержит 1 файл

курсовая работа!.docx

— 87.08 Кб (Скачать)

Введение

     Одной из важнейших долгосрочных целей  экономической политики правительства  любой страны является стимулирование экономического роста, поддержание  его темпов на стабильном и оптимальном  уровне.

     События последних полутора десятков лет  со всей определенностью показали, что для решения сложнейших социально-экономических, структурных, технологических и  других стратегических задач развития всего мира, необходима интеграция экономического потенциала частного предпринимательства  и возможностей государства.

     Потребности такой интеграции определяются не только необходимостью решения конкретных текущих и долгосрочных экономических  и социальных задач, но и происходящими  глобальными изменениями в общественном развитии, выражающимися, в том числе, в становлении новых посткапиталистических  социально-экономических систем. Частно-государственное  партнерство (ЧГП) является одним из обязательных условий и проявлений развития таких систем.  Многообразные  типы такого партнерства должны явиться  частью стратегии становления и в России.  Ведь частно-государственное наиболее эффективно в тех отраслях, которые определяют экономическую динамику и переход на инновационный путь развития.

     Развитие  именно эффективных институтов взаимодействия государства и бизнеса является одним из важных условий формирования эффективной экономической политики, повышения инновационной активности, развития экономической и социальной инфраструктуры.

          Частно-государственное партнерство  предполагает использование лизинговых  и концессионных механизмов, финансирование  с привлечением частных инвестиций  социальных программ и инвестиционных  проектов, имеющих стратегическое  значение.

     Понятие частно-государственного партнерства  рассматривали такие авторы, как  Бадалов Н. А., Рожкова С. А., Варшавский В. Г., Калашникова Е. О. В своих работах, они рассматривали развитие частно-государственного партнерства, проблемы, возникающие при реализации этих проектов и дальнейшие перспективы, анализировали мировой опыт и сравнивали с Россией.

     Основной  целью данной курсовой работы является рассмотрение частно-государственного партнерства как института взаимодействия бизнеса и власти, основных преимуществ, проблем и перспектив такого партнерства.

     Задачами  работы являются: анализ значимости такого партнерства, как для России, так и для мира в целом, оценка положительных моментов от такого сотрудничества государства и бизнеса для России, а также основных рисков и проблемы распределения рисков между стратегическими партнерами.

     Данная  курсовая работа состоит из двух глав, каждая из которых делится на три пункта. Первая глава – это теоретический материал, в эту главу входит рассмотрение понятия частно-государственного партнерства и его формы, а также зарубежный опыт. Вторая же глава  – практическая, в ней рассматривается российский опыт развития партнерства.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ  ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ПАРТНЕРСТВА

  1. 1. Понятие частно-государственного партнерства

     В рамках экономической глобализации усиливается тенденция к активизации отношений между государством и частным бизнесом в направлении проникновения капитала в сферу государственной собственности. Одновременно изменяются функции государства и задачи, связанные с разгосударствлением отдельных сфер экономики внутри страны, распространением и расширением влияния частного сектора на мировую экономику. В этой связи неотъемлемым условием нормального функционирования многосекторной экономики является конструктивное взаимодействие бизнеса и государственных институтов1.

     В экономике ряда развитых, а в последние  десятилетия и развивающихся  стран возникла особая форма взаимодействия бизнеса и власти. Речь идет о  взаимодействии государства и частного сектора, то есть о партнерстве. Необходимо отметить, что термин частно-государственного партнерства в России появился совсем недавно, поэтому официального толкования и понимания  этого термина пока не существует на государственном уровне.  Наиболее общее определение дано этому явлению В. Г. Варнавским: «ГЧП представляет собой институциональный и организационный альянс государственной власти и частного бизнеса с целью реализации общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности – от развития стратегически важных отраслей экономики до предоставления общественных услуг в масштабах всей страны или отдельных территорий». Бурное развитие многообразных форм ГЧП во всех регионах мира, их широкое распространение в самых разных отраслях экономики позволяют трактовать эту форму взаимодействия государства и бизнеса как характерную черту современной смешанной экономики.2

     В настоящее время можно говорить о двух основных значениях употребления термина частно-государственного партнерства:

     во-первых, ЧГП как принцип взаимодействия государства и бизнеса. Данное понимание  предполагает некое обязательное правило  взаимодействия государства и бизнеса  в определенных сферах;

     во-вторых, ЧГП как правовая форма такого взаимодействия предполагает наличие  конкретных форм (механизмов) взаимодействия государства и бизнеса, в первую очередь, правовых форм.

       Можно выделить следующие характерные черты частно-государственного партнерства:

     1. Частно-государственное партнерство  удовлетворяет потребности общественного  сектора, используя или заимствуя при этом ресурсы частного сектора.

     2. Частно-государственное партнерство  поддерживает государственные полномочия и функции, предоставляя услуги вместе с частным партнером.

     3. Частно-государственное партнерство всегда состоит из двух или более сторон, работающих ради достижения совместных целей. Участниками ЧГП могут быть: местные и государственные органы власти, коммерческие предприятия и некоммерческие организации (например, местные сообщества, клубы услуг, организации социального обслуживания или объединения по интересам).

     4. Участники партнерства разделяют  полномочия и ответственность,  должны функционировать на равных, совместно затрачивают время и ресурсы, разделяют инвестиции, риски и выгоды, поддерживают отношения в течение определенного срока, имеют четкое соглашение, контракт или иной правоустанавливающий документ.

     Экономическая политика и практика партнерства государства и частного сектора формируются в контексте основных положений теории смешанной экономики. Создавая и поощряя отношения партнерства, государство пополняет арсенал эффективных методов ведения хозяйства, перекладывая функции управления принадлежащей ему собственностью на частный сектор, который, в свою очередь, пользуясь государственными активами и гарантиями, привносит в производство организационный опыт, знания, ноу-хау, осуществляет инвестиции, минимизирует риски предпринимательской деятельности. Параметры партнерства представляют собой механизм, способствующий гармоничному развитию экономики и гарантирующий защиту интересов различных слоев общества.

     Конечно это идеальный вариант, к которому должны стремиться, однако, на мой взгляд, такое партнерство еще нужно создать. Несмотря на то, что частный партнер также необходим государству как и государство частному бизнесу, все же государство пока не дает другой стороне полностью реализовать себя. Государство имеет больше власти, полномочий и возможностей, чтобы как то надавить на частный бизнес, а следовательно, получить больше выгод в результате реализации этих проектов. А это, в свою очередь, отпугивает предпринимателей от такого партнерства.

         Термин "государственно-частное  партнерство" - перевод распространенного  в мире понятия public-private partnership. В зарубежных странах, как и  в России, чтобы подчеркнуть приоритетную  роль частного сектора, иногда  используется термин "частно-государственное  партнерство". Но исходя из  содержания понятия "государственно-частное  партнерство" и современных  российских реалий, в России целесообразно  применять термин "государственно-частное  партнерство", который четко определяет  ведущую роль государства в совместных проектах3. По своей экономической природе это – развитие традиционных механизмов взаимодействия хозяйственных взаимоотношений между государством и частным сектором в целях разработки, планирования, финансирования, строительства и эксплуатации объектов инфраструктуры в виде долгосрочного партнерства.

     Цель  государственно-частного партнерства  – развитие инфраструктуры в интересах  общества путем объединения ресурсов и опыта каждой из сторон, реализация общественно значимых проектов с  наименьшими затратами и рисками  при условии предоставления экономическим  субъектам высококачественных услуг. Таким образом, это новый и  эффективный способ привлечения  инвестиций, поскольку партнерства  такого типа могут не только способствовать росту экономики, но и развивать  социальную инфраструктуру.

     Отсюда  вытекает необходимость определения  приоритетных отраслей для партнерства. Привлечение инвестиций одновременно во все отрасли экономики страны в полном объеме практически невозможно, всегда существуют отрасли, инвестиции в которые необходимы в первую очередь. На сегодняшний день в России концессионные соглашения используются в основном в ЖКХ, при строительстве  дорог и портов.4 Однако ГЧП может эффективно использоваться и в других отраслях.

     Развивающееся партнерство, в отличие от традиционных административных отношений, создает  свои базовые модели финансирования, отношений собственности и методов  управления. При этом принципиально  важен комплекс вопросов, связанных  с перераспределением правомочий собственности, неизбежно возникающим в процессе перерастания преимущественно административно-властных отношений между государством  и бизнесом в отношения партнерства, закрепляемые соответствующими соглашениями сторон. Более того, некоторые устоявшиеся  формы партнерства, например концессии, нередко расцениваются как своего рода косвенная приватизация или  же ее полноценная альтернатива, то есть трактуются как вторжение в систему отношений собственности.

     Масштабный  опыт перераспределения правомочий собственности между государством и  частным бизнесом имеется в  так называемых секторах общественных услуг (в частности, в инфраструктурных отраслях). Именно там исторически  сложились традиции делегирования  государством ряда ключевых правомочий частному сектору. Государство несет  ответственность перед обществом  за бесперебойное обеспечение публичными благами, чем и объясняется тенденция  к сохранению ряда производств и  отраслей в государственной собственности. В то же время частному предпринимательству  присущи мобильность, высокая эффективность  использования ресурсов, склонность к инновациям. Задействовать преимущества обеих видов собственности без  глубоких социальных перемен и потрясений можно в рамках государственно-частного партнерства. Накопленный к настоящему времени арсенал форм и методов  ГЧП позволяет при сохранении важнейших национальных объектов в  государственной собственности  передавать часть правомочий собственника частному сектору.  Имеются в виду, прежде всего, такие функции, как  сооружение, эксплуатация и содержание объектов производственной и социальной инфраструктуры, а также управление ими. Таким образом, в традиционно  государственную сферу экономики  привносятся своего рода частные  товары и услуги, что создает условия  для эффективного функционирования указанных объектов, оптимального управления ими, рационального использования  ресурсов.

     Очень важно, в данном случае то, что государство  рассматривается как своего рода агентство по производству общественных (публичных) благ, которое не может  базироваться только на рыночных принципах. Часть этих благ оно может производить  самостоятельно, а часть – путем  привлечения ресурсов и возможностей частного сектора.

     Проекты ЧГП представляют собой не простое сложение ресурсов, а совершенно особую конфигурацию интересов и соответствующих правомочий партнеров. Во-первых, государство как одна из сторон партнерства выступает в роли носителя общественно значимых интересов и целей, причем исполняет не только целеполагающую, но и контрольную функции. Во-вторых, выступая в роли участника хозяйственного оборота, оно заинтересовано как в эффективности общих результатов проекта ГЧП, так и в обеспечении собственного коммерческого эффекта. Наконец, частный партнер, как всякий нормальный предприниматель, преследует цель максимизации прибыли. Поэтому в сегменте коммерческих (в отличие от сегмента реализуемых государством) интересов между партнерами вполне уместен и даже необходим торг о возможном разделе возникающих рисков, о характере делегируемых правомочий и условиях их передачи и использования.

Информация о работе Частно-государственное партнерство в инновационном секторе экономики в трансформационный период