Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 23:50, курсовая работа
Основной целью данной курсовой работы является рассмотрение частно-государственного партнерства как института взаимодействия бизнеса и власти, основных преимуществ, проблем и перспектив такого партнерства.
Задачами работы являются: анализ значимости такого партнерства, как для России, так и для мира в целом, оценка положительных моментов от такого сотрудничества государства и бизнеса для России, а также основных рисков и проблемы распределения рисков между стратегическими партнерами.
Со вступлением в силу Федерального закона РФ «О концессионных соглашениях» от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ отношения государства и бизнеса качественно изменились. Основная цель закона – привлечение инвестиций в экономику, а также эффективное использование государственной и муниципальной собственности, повышение качества предоставляемых услуг. Для реализации поставленной цели уже запускаются проекты частно-государственного партнерства. Кроме того, открывается путь для реализации подобных проектов во многих отраслях общественного сектора, включая транспорт, энергетику, образование, здравоохранение и коммунальное хозяйство.
Однако в России комплекс отраслей производственной инфраструктуры (электроэнергетика, автомобильные и железные дороги, порты, аэропорты, трубопроводный транспорт, коммунальное хозяйство) является наиболее уязвимым местом экономики. Его состояние – источник возможных структурных, техногенных и иных кризисов и катастроф. Основные фонды крайне изношены. За последние 10-15 лет практически не осуществлялось инвестиций в развитие инфраструктуры, не строились новые мощности. Даже в условиях экономического роста в докризисное время в России не наблюдалось адекватного увеличения производства и массированного притока инвестиций в производственную инфраструктуру.
Важнейшими причинами такой ситуации, скорее всего, являются:
Модернизация построенной еще при советской власти производственной инфраструктуры, осуществление крупных проектов по строительству автомобильных и железнодорожных магистралей, портов, аэропортов, энергетических и коммунальных систем в России возможно только с привлечением отечественного и международного капитала на базе ЧГП. Другого рационального и к тому же хорошо проверенного в международной практике решения этой проблемы наше государство, испытывающее недостаток бюджетных средств, просто не сможет найти11.
Поэтому, на мой взгляд, частно-государственное партнерство должно стать одним из важнейших и стратегических направлений развития российской экономики. России, исходя из уровня экономического развития и отраслевых потребностей в инвестициях, а также особенностей законодательства, следует ориентироваться в первую очередь на развитые страны, хотя на данный момент приоритетными отраслями для привлечения инвестиций являются те же направления, что и для развивающихся стран.
Транспортная инфраструктура. Ее недостаточное развитие – один из главных барьеров экономического роста в России. Для того, чтобы удовлетворить текущие и потенциальные потребности экономики, нужно инвестировать в развитие транспорта около двадцати миллиардов долларов в год. Невозможность найти такие ресурсы в госбюджете вызывает необходимость развития частно-государственного партнерства в этой сфере.
Например,
в Санкт-Петербурге реализуется
ряд проектов по развитию инфраструктуры
города и области, для которых
успешно может быть использован
механизм партнерства, в том числе
проекты западного скоростного
диаметра, морского пассажирского терминала.
Надземного экспресса и орловского
тоннеля. Суммарные капитальные
затраты реализуемых проектов составят
около 165,19 млрд. рублей, из которых 55% -
инвестиционные средства. Очевидно, что
без объединения средств
В отличие от ЖКХ, частно-государственное партнерство на транспорте в большей степени зависит от решений на федеральном уровне. Ключевой проблемой здесь является предоставление налоговых льгот для инвестора. Наиболее перспективные секторы на транспорте для использования партнерства – строительство и эксплуатация железных дорог, платных автомобильных дорог, мостов, тоннелей, аэропортов, морских портов, терминалов, трубопроводов, закупки и эксплуатация транспортных средств, услуги в области транспорта (продажа билетов, сервисное обслуживание транспорта и прочее).
Жилищно-коммунальное хозяйство. Основные фонды ЖКХ в стране изношены более чем на 60%, эффективность расходования средств потребителей и государственных дотаций очень низкая, плохое качество услуг «стимулирует» потребителя не платить вообще. До 2010 года в отрасль, по расчетам МЭРТ РФ, необходимо вложить около 100 млрд. долларов. Секторы ЖКХ, в которых «работает» частно-государственное партнерство, это – водоснабжение и канализация, тепло-, газо- и энергоснабжение, комплексное эксплуатационное обслуживание недвижимости. Необходимо улучшение качества обслуживания потребителей, повышение эффективности эксплуатации, обновление и развитие ЖКХ.
Основные барьеры на пути развития партнерства в сфере ЖКХ – это слабость нормативно-правовой базы, недостаточное развитие финансовых рынков, нехватка специализированных компаний и организаций (инжиринговые компании, строительные организации, группы проектного финансирования), неопределенность тарифной политики на федеральном уровне и другие барьеры.
Здравоохранение. В настоящее время самыми острыми в России являются проблемы финансирования здравоохранения. Необходимость привлечения дополнительных источников финансирования в данную отрасль подтверждается и международным исследованием.
Так, по данным Европейской экономической комиссии ООН, 32 государства Европы и Америки тратят на здравоохранение в два раза больше средств, чем Россия (примерно 3% от ВВП). Ниже, чем в России, финансирование здравоохранения только в Армении, Кыргызстане, Грузии, Казахстане, Таджикистане и Азербайджане.
Недостаточное финансирование медицины на протяжении нескольких десятилетий не могло не отразиться на состоянии здоровья россиян. За 1998-2000 года продолжительность жизни снизилась на 1%. Причем российская оценка ожидаемой продолжительности жизни (65 лет) выше, чем по методике ВОЗ. В стране растут заболеваемость и смертность (кроме младенческой), причем темп роста смертности трудоспособного населения опережает рост общей смертности на 7,4 пункта13.
Организация досуга (гостинично-туристская инфраструктура). Современная туристическая индустрия – одна из самых высокодоходных и быстрорастущих отраслей в мировой экономике. По прогнозам Всемирной туристской организации, к 2010 году общее количество туристов превысит 1 млрд. человек в год, а доход, получаемый от каждого туриста, возрастет на 40% и составит 1252 доллара. Создание, например, в Санкт Петербурге инфраструктуры по приему туристов, соответствующей современным международным стандартам, возможно только с помощью привлечения российских и иностранных инвестиций для строительства и реконструкций ее объектов.
Гостиничная
индустрия – основная движущая сила
в процессе трансформации сферы
туризма в бюджетообразующую
отрасль регионального
Частно-государственное
партнерство может
Основная угроза индустрии гостеприимства – недостаток финансирования, который, несмотря, на предпринимаемые правительством РФ и администрацией Санкт-Петербурга меры, будет достаточно сложно восполнить без вливания частного капитала.
Бизнес
не может развиваться без
Поэтому, для реализации таких партнерств необходимо решение ряда принципиальных вопросов.
Во-первых,
обеим сторонам партнерских отношений
следует четко осознавать, что
эффективное частно-
Во-вторых, необходим существенный прогресс в понимании и практической реализации публично-правовых функций государства.
Таким
образом, в России имеется масштабный
потенциал для развития многих проектов
частно-государственного партнерства.
Для этого необходима четкая определенность
с обязательствами: государство развивает
транспортную, энергетическую, телекоммуникационную,
социальную инфраструктуру, бизнес же
реализует на этой базе инвестиционные
проекты. Следовательно, инфраструктурная
политика государства должна быть четко
согласована с нуждами бизнеса.
Первые
концессионные соглашения в России
были заключены еще до принятия в
2005 году «Закона о концессионных
соглашениях». В городах возникали
платные стоянки, дороги, мосты, рынки.
Публичное имущество
К основным проблемам реализации частно-государственного партнерства в России можно отнести следующие.
Во-первых, это проблемы в законодательстве. Впервые законопроект «О концессионных соглашениях» был принят Верховным Советом РСФСР в 1993 году, но отклонен президентом. Затем новый законопроект поступил ф Государственную Думу в 1995 году, был принят в первом чтении в 1996 году, а начал действовать только с 2005 года.
Общество,
власть и бизнес имеют слабое,
искаженное и неполное представление
о сути концессий, практике их применения,
возможных социально-
Поэтому механизмы российского частно-государственного партнерства до сих пор не проработаны должным образом на законодательном уровне. В законодательстве относительно частно-государственного партнерства есть определенные пробелы. В частности, необходима ясная юридическая позиция относительно собственности, структуры налогообложения и регулирования потенциальных конфликтов интересов. Оно должно также установить приемлемую структуру для принятия государственным сектором связанных риском обязанностей.
Во-вторых, отсутствие комплексного подхода на государственном уровне, то есть разработка проблемы концессий ведется в стране не системно: власть сосредотачивается в основном на законодательных вопросах, не уделяя должного внимания экономическим и социальным проблемам, механизму функционирования и регулирования концессий. В то же время проблема концессий не сводится к одному или нескольким законам. Она имеет комплексный, институциональный характер и должна решаться на основе системного подхода.