Централизованно планируемая и регулируемая национальная экономика: сущность и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 18:48, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы попытаться дать ответ на вопрос, может ли в принципе централизованно планируемая и управляемая экономическая система быть эффективной и обеспечивать высокий уровень жизни граждан.
Объектом исследования является централизованно планируемая и регулируемая национальная экономика.
Предмет исследования – сущность и тенденции развития централизованной экономики.
Теоретической и методологической основой исследования являются статьи, публикации в прессе, социологические и экономические исследования, монографии.

Содержание

Введение.....................................................................................................................3
1. Сущность централизованной системы хозяйствования....................................5
1.1 Признаки централизованной экономической системы................................5
1.2 Хозяйственный механизм централизованной экономической системы....6
1.3 Основные преимущества и недостатки централизованной экономической
системы.............................................................................................................9
2. Централизованная система хозяйствования в CCCP......................................12
2.1 История развития централизованной экономической системы в СССР..12
2.2 Хозяйственный механизм централизованной экономической системы
в СССР............................................................................................................18
3. Перспективы развития централизованной экономической системы............24
Заключение...............................................................................................................26
Список использованной литературы.....................................................................28

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ - копия.docx

— 62.33 Кб (Скачать)

                                               Содержание

 

 

Введение.....................................................................................................................3

1. Сущность централизованной системы хозяйствования....................................5

    1.1 Признаки централизованной экономической системы................................5

    1.2 Хозяйственный механизм централизованной экономической системы....6

    1.3 Основные преимущества и недостатки централизованной экономической

          системы.............................................................................................................9

2. Централизованная система хозяйствования в CCCP......................................12

    2.1 История развития централизованной экономической системы в СССР..12

    2.2 Хозяйственный механизм централизованной экономической системы   

         в  СССР............................................................................................................18

3. Перспективы развития централизованной экономической системы............24

Заключение...............................................................................................................26

Список использованной литературы.....................................................................28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                Введение

 

Национальная экономика  является единым комплексом взаимосвязанных отраслей (видов экономической деятельности), сформированных в результате общественного разделения труда, научно-технического развития и международного сотрудничества [8, с. 9].

В современной теории и  практике мирохозяйствования принято  выделять несколько типов национальных экономик, или национальных систем хозяйствования.

По стадиям развития рыночных отношений национальную экономику  подразделяют на:

    • экономику свободного капитализма;
    • экономику современного капитализма;
    • централизованно планируемую и управляемую национальную экономику;
    • экономику «традиционного» типа [7, с. 42].

Мною была выбрана тема централизованно планируемой и  регулируемой национальной экономики. Актуальность данной темы заключается в том, что такой тип экономики является недавним прошлым России, и ряд стран современного мира, такие, например, как Китай, Северная Корея, Куба и социалистический Вьетнам, продолжают её использовать, постоянно развивая и совершенствуя организационно-экономический механизм управления ею.

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы попытаться дать ответ на вопрос, может ли в принципе централизованно планируемая и управляемая экономическая система быть эффективной и обеспечивать высокий уровень жизни граждан. На основании сформулированной цели были поставлены следующие задачи:

    • рассмотрение основных черт централизованно планируемой и регулируемой национальной экономики;
    • характеристика хозяйственного механизма;
    • выявление преимуществ и недостатков данного типа хозяйствования;
    • характеристика данного типа национальной экономики на примере СССР;
    • определение перспектив развития данной хозяйственной системы.

Объектом исследования является централизованно планируемая и регулируемая национальная экономика.

Предмет исследования –  сущность и тенденции развития централизованной экономики.

Теоретической и методологической основой исследования являются статьи, публикации в прессе, социологические  и экономические исследования, монографии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           Глава 1. Сущность централизованной системы хозяйствования

 

 

1.1 Признаки централизованной экономической системы

 

Централизованно планируемая  и регулируемая национальная экономика—это  такой тип национальных хозяйственных  систем, который имманентно (внутренне) присущ всем странам, общественно-политическое устройство которых строится на производственных отношениях социализма.

Начало этой хозяйственной  системе было положено в процессе формирования экономики СССР и выполнения советских пятилетних планов. После развала СССР в нашей стране эта система практически прекратила свое существование.

Для централизованно планируемой  и регулируемой национальной экономики как хозяйственной системы характерны определённые признаки, такие как:

  • Наличие масштабной общественной собственности (государственной, кооперативно-колхозной и собственности общественных организаций);
  • высокая степень бюрократизации управления и монополизация подавляющего большинства числа отраслей экономики;
  • централизованное планирование производства, распределение материальных, трудовых и финансовых ресурсов и результатов труда;
  • организационно-экономический механизм хозяйствования, основанный на преобладании административно-распорядительных методов над экономическими и морально-этическими методами [1, с. 79];
  • жесткий масштабный контроль со стороны органов государственной власти и хозяйственного управления, всемерная координация ими хозяйственной деятельности отраслей, регионов, предприятий, учреждений и организаций;
  • непосредственное управление процессами производства, распределения, обмена и потребления, протекающими в национальной хозяйственной системе, со стороны единого экономического центра — Госплана [7, с. 53];
  • осуществление практики хозяйствования по единому государственному плану экономического и социального развития страны, разрабатываемому на долгосрочный (10–20 лет), среднесрочный (5 лет), годовой периоды;
  • централизация и концентрация всех ресурсов национальной экономики и источников экономического роста, составляющих экономический, социальный, трудовой, интеллектуальный и другие потенциалы страны;
  • развитие и совершенствование национальной экономики на базе единой государственной структурной, инвестиционной, инновационной, промышленной политики [1, с. 79].

Низовой экономической ячейкой хозяйственной национальной системы страны, её первичным звеном выступают государственные предприятия, учреждения и организации, колхозы и совхозы, а также предприятия и организации, находящиеся в собственности профсоюзов и других общественных организаций.

 

 

1.2 Хозяйственный механизм централизованной экономической системы

 

Хозяйственный механизм централизованно регулируемой и управляемой системы имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра — высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-командных (директивных) методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда [2, с. 12].

Хозяйственный механизм, регулирующий состояние и развитие хозяйственной  системы централизованно планируемого и управляемого типа, строится по следующей  схеме:

 

                        (С1 + V1) * (1 + K1),

                       (C2 + V2) + НДХ = Q2,

 

где C1 и C2 – затраты постоянного капитала соответственно в I (производство средств производства) и во II подразделениях (производство предметов потребления) национальной экономики;

K1 – фиксированный уровень (коэффициент) рентабельности деятельности предприятий I подразделения;

Q2 – стоимостной объём продукции, работ и услуг, произведённых в процессе функционирования национальной экономики;

НХД – народнохозяйственный доход [7, c. 53].

С социально-экономической  точки зрения такой механизм хозяйствования по сравнению, например, с механизмом рыночной хозяйственной системы, означает более высокую степень организации производственных отношений, жёсткости государственного контроля и координации хозяйственной деятельности в масштабе национальной экономики.

Основным экономическим  регулятором функционирования хозяйственной национальной системы централизованно планируемого и управляемого типа выступает норма совокупного (народнохозяйственного) дохода:

 

                        Р нхд = НХД / (С1 +V1) + (C2 + V2),

 

где Р нхд – норма совокупного (народнохозяйственного) дохода;

C1 и C2 – затраты постоянного капитала, израсходованного на производство продукции I и II подразделений национальной экономики;

V1 и V2 – затраты переменного капитала, израсходованного на производство продукции I и II подразделений национальной экономики.

При этом совокупный размер дохода страны складывается из составляющих его частей прибыли, идущей на потребление и накопление, а не распадается на них. При формировании такого механизма осуществляется масштабный процесс национализации средств производства и общественного присвоения прибавочного продукта [1, с. 80].

Выступая основным регулятором хозяйственной деятельности в системе централизованно планируемого и управляемого типа, НДХ даёт возможность значительную часть средств экономии от снижения издержек производства направлять на:

    • снижение розничных цен на потребительские товары и тарифов на услуги;
    • обеспечение непрерывного и нормального процесса простого воспроизводства на уже действующих предприятиях и расширенного воспроизводства в масштабе национальной хозяйственной системы страны в целом;
    • планомерный рост товарной массы, производимой в стране;
    • исключение какой-либо возможности использования иностранных инвестиций для становления и совершенствования отраслей, способных «закабалить» страну, что противоречит интересам населения и государства [7, с. 55].

Как правило, причинами существования  такого хозяйственного механизма выступают:

    • необходимость ускоренного развития национальной экономики;
    • обеспечение выживания страны в условиях жесткого противостояния военно-политических блоков разных стран и отсутствие гарантий мирного сосуществования;
    • особенности исторического, экономического и социального развития стран, избравших одним из путей своего развития переход от стадий свободного капитализма, минуя стадию государственно-корпоративного капитализма, сразу к централизованно планируемой и управляемой экономике [1,с. 80].

 

 

1.3 Основные преимущества и недостатки централизованной экономической системы

 

Централизованно планируемая  и управляемая национальная экономика обладает целым рядом преимуществ. Прежде всего, к ним относят:

    • стабильность экономики, т. е. отсутствие экономических кризисов и ярко выраженной инфляции;
    • постоянное наращивание объёмов производства товаров, работ и услуг;
    • возможность мобилизовать достаточное количество ресурсов для быстрого решения острых проблем, что особенно важно во время войн, крупных стихийных бедствий [9]. Также это позволяет сокращать технологический разрыв. Так, например, в СССР удалось в своё время достаточно быстро реализовать программу освоения космоса. Многие из передовых технологий, созданных в СССР, до сих пор не имеют аналогов [7, с. 54];
    • активная социальная политика применительно к конкретным слоям и категориям населения страны в области решения масштабных социальных задач и проблем в различных сферах жизнедеятельности общества (например, отсутствие проблемы трудоустройства населения);
    • достаточные для условий мирного существования военный паритет; экономическая, технологическая, фармацевтическая, продовольственная и другая безопасность страны;
    • гарантированность всем минимума обеспеченности жизненными благами;
    • отсутствие ярко выраженного неравенства в обществе;
    • уверенность в будущем.

Наибольшим достижением  централизованно планируемой и  управляемой экономики является ее способность концентрировать в руках государства ресурсы фонда накопления, балансировать факторы экономического роста, управлять ими и важнейшими макроэкономическими показателями хозяйства, формировать и регулировать макроэкономические пропорции воспроизводственного процесса, разрабатывать концепции и приоритеты, выбирать стратегию, направления и тактику развития национальной экономики. Все это позволяет определять эффективные соотношения между объемами капиталовложений и темпами экономического роста, валовым общественным продуктом (ВОП) и национальным доходом (НД), потреблением и накоплением, спросом и предложением [1, с. 80-81].

Балансы и балансовые расчёты, разрабатываемые в масштабе национальной хозяйственной системы, в разрезе её межотраслевых, отраслевых и региональных составляющих, позволяют формировать и реализовывать единую социальную, техническую, технологическую, структурную, инвестиционную, инновационную и другую политику [7, с. 55].

В качестве главных недостатков централизованно управляемой хозяйственной системы выделяют:

    • бюрократизация хозяйственного механизма и экономических связей как следствие чрезмерной централизации исполнительной власти;
    • отсутствие самостоятельности и свободных рыночных взаимосвязей хозяйственных субъектов [2, с. 13];
    • неэффективное использование ресурсов;
    • отсутствие экономических стимулов к повышению производительности труда, т. к. преобладает уравнительный подход к оплате труда;
    • медленное внедрение новых технологий и достижений НТП;
    • дефицитный характер экономики;
    • относительно низкий уровень жизни населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           Глава 2. Централизованная система хозяйствования в CCCP

 

 

2.1 История развития централизованной экономической системы в СССР

 

Созданная в СССР централизованно планируемая и регулируемая модель хозяйствования — это модель нерыночной, командно-административной экономики, экономики тоталитарного государства со сверхцентрализованным управлением сверху вниз, заменившим собой традиционные горизонтальные рыночные связи [4, с. 48].

В СССР административное управление хозяйством было установлено в конце 1918 года, когда началась Гражданская война и иностранная интервенция. [6, с. 197].

Информация о работе Централизованно планируемая и регулируемая национальная экономика: сущность и перспективы развития