Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 18:48, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в том, чтобы попытаться дать ответ на вопрос, может ли в принципе централизованно планируемая и управляемая экономическая система быть эффективной и обеспечивать высокий уровень жизни граждан.
Объектом исследования является централизованно планируемая и регулируемая национальная экономика.
Предмет исследования – сущность и тенденции развития централизованной экономики.
Теоретической и методологической основой исследования являются статьи, публикации в прессе, социологические и экономические исследования, монографии.
Введение.....................................................................................................................3
1. Сущность централизованной системы хозяйствования....................................5
1.1 Признаки централизованной экономической системы................................5
1.2 Хозяйственный механизм централизованной экономической системы....6
1.3 Основные преимущества и недостатки централизованной экономической
системы.............................................................................................................9
2. Централизованная система хозяйствования в CCCP......................................12
2.1 История развития централизованной экономической системы в СССР..12
2.2 Хозяйственный механизм централизованной экономической системы
в СССР............................................................................................................18
3. Перспективы развития централизованной экономической системы............24
Заключение...............................................................................................................26
Список использованной литературы.....................................................................28
Государственным органом, регулирующим экономику, являлся Госплан СССР, созданный в феврале 1921 года на базе комиссии ГОЭЛРО. Экономическая динамика страны определялась пятилетними народнохозяйственными планами. Первый из них был назван пятилеткой «индустриализации» (1928-1932). В конце 1932 г. было объявлено об успешном и досрочном выполнении первой пятилетки. На созданной индустриальной базе стало возможным проведение масштабного перевооружения.
Важным результатом осуществления в 1933-1937 гг. политики индустриализации (вторая пятилетка) стало преодоление технико-экономической отсталости, полное завоевание экономической независимости СССР. Торговый баланс СССР к исходу второй пятилетки стал активным и принес прибыль [10].
За годы довоенных пятилеток (1928-1940) был достигнут значительный рост промышленности и сельского хозяйства. Осуществление социалистической индустриализации и коллективизации сельского хозяйства, культурной революции привело к экономической победе социализма и обеспечило СССР 2-е место в мире и 1-е в Европе по производству промышленной продукции. В результате индустриализации была создана современная промышленность, что укрепило государственную собственность — основу социалистической собственности.
Третья пятилетка (1938-1942) проходила в условиях, когда начиналась Мировая война. Главное внимание уделялось не количественным показателям, а качественным. За три года объем производства вырос на 34%, что было близко к плановым показателям, хотя они и не были достигнуты. В целом темпы экономического развития были довольно скромными [10].
Директивное планирование продолжалось и в послевоенные годы. Вследствие фашистской агрессии страна потеряла около 30% национального богатства, но сила и жизненность советской экономики позволили восстановить разрушенное хозяйство в течение четвёртой пятилетки (1946-1950). В конце 1948 года был достигнут и превзойдён довоенный уровень промышленного производства.
После войны последовала
фаза относительной
Выполнение шестой пятилетки (1956-1960) было прервано, т. к. состоявшийся в начале 1959 года XXI съезд КПСС принял по инициативе Н. С. Хрущева вместо пятилетнего новый, семилетний план на 1959-1965 годы с повышенными показателями. Его претворение в жизнь должно было стать первой ступенью в построении коммунизма к 1980 году. Происходили изменения в управлении экономикой страны. В 1957 г. была проведена децентрализация управления путем передачи большинства функций центра в регионы. Вместо отраслевых министерств были созданы советы народного хозяйства, руководившие развитием экономики непосредственно в регионах (то есть произошёл переход от отраслевого принципа управления к территориальному).
Седьмой пятилетний план (1961-1965) начался с апрельского полета Юрия Гагарина в космос. Являлся частью семилетки с 1959 по 1965, которая сначала была принята по инициативе Хрущева, а потом была отменена после его отставки [10].
Восьмая пятилетка (1966-1970) по темпам роста была одной из наиболее удачных за всё послевоенное время. Валовой общественный продукт вырос на 13%. Среднегодовой рост производительности труда составил 7,4% (в предшествующей пятилетке - 5,8% [10]. Была проведена Косыгинская реформа, основными положениями которой являлись:
Потенциала реформы хватило
на десятилетие, но со второй половины
1970-х годов в экономике
В период девятой пятилетки (1971-1975) произошла смена экономических приоритетов. Повышалась роль военно-промышленного комплекса и вооруженных сил. Руководство страны пошло по пути экспорта сырьевых и энергетических ресурсов. Шел плавный процесс сворачивания Косыгинской реформы. Происходил возврат к жесткой административной структуре управления. Валовые показатели вновь стали играть ведущее место в экономической жизни.
В десятой пятилетке (1976-1980) в экономике СССР стали развиваться кризисные явления, такие как:
Задания одиннадцатой пятилетки (1981-1985) не были выполнены ни по одному показателю. Резко сократились капиталовложения в социальную сферу.
Определяя основные направления экономического и социального развития СССР на 12-ю пятилетку (1986-1990), XXVIII съезд КПСС поставил задачу: вдвое увеличить национальный доход, используемый на потребление и накопление, выплаты и льготы населению из общественных фондов потребления, выпуск промышленной продукции. На старте пятилетки намеченный темп преобразований выдерживался. Однако кризисные явления в экономике только нарастали, что стало предпосылками начала «перестройки».
В марте 1985 года начался новый и последний этап в истории СССР, получивший название «перестройка». Стали проводиться осторожные реформы всех общественных структур, в том числе и в экономике, поскольку глубокий кризис уже успел охватить основные звенья системы. Был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны, направленный на достижение ежегодного прироста национального дохода не менее чем на 4%. Предполагалось перестроить систему материально-технического снабжения, ценообразования, финансирования. Но при этом оставалось обязательным одно условие: незыблемость социалистической (государственной) собственности. В середине 1988 года были приняты законы, по которым разрешалось открывать частные предприятия в более чем 30 видах производственной деятельности. В соответствии с этими законами фактически был легализован большой сектор теневой экономики. В июне 1990 года было принято постановление Верховного Совета СССР «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике», по которому предусматривалась постепенная демонополизация и разгосударствление собственности, создание акционерных обществ, реформирование кредитной и ценовой политики, развитие частного предпринимательств [6, с. 355].
Происходили изменения во внешней политике СССР. Постепенно (с 1987) стали заключаться соглашения с США об уничтожении стратегических вооружений. Обострялась продовольственная проблема. С 1989 стал нарастать дефицит самых необходимых продуктов питания. В 1990 по всей стране появились талоны, которые регулировали распределение мяса, масла, сахара, муки и т.д. В декабре 1990 года в Конституцию РФ была внесена поправка, которая признавала возможность закрепления земли крестьянскими хозяйствами в частную собственность. Происходило ослабление территориального единства страны. Все республики начали формировать собственные бюджеты и существенно сокращать отчисления в союзный бюджет. В январе 1991 была проведена одна из самых неудачных денежных реформ — решение о пересмотре розничных цен. Одновременно проходила компенсация роста цен путем денежных выплат населению, но размеры компенсации явно отставали от роста цен, в экономику буквально хлынул поток необеспеченных денег [6, с. 357].
В 1991 году Советский Союз распался. 25 декабря 1991 г. Горбачев подал в отставку с поста Президента СССР в связи с исчезновением данного государства.
Таким образом, характерными чертами советской модели экономики являлись:
2.2 Хозяйственный механизм централизованной экономической системы в СССР
В практике централизованного планирования важную роль играла система показателей, которая охватывала все отрасли и сферы советской экономики и общества. В эту систему входили показатели различного вида:
Натуральные показатели плана охватывали огромную часть общественного производства страны и выражались в обычных мерах веса, количества, длины, объема и т.д. Стоимостные выражались в рублях и включали в себя прежде всего совокупный общественный продукт (СОП), национальный доход, капиталовложения, основные фонды, фонд заработной платы, валовую и товарную продукцию, которые обычно оценивались как в текущих, так и в сопоставимых ценах.
В СССР была сформирована следующая иерархическая система планов. Исходным звеном этой системы стала Комплексная программа научно-технического прогресса на 20 лет (с разбивкой по пятилетиям), которая разрабатывалась Академией наук СССР, Государственным комитетом СССР по науке и технике и Госстроем СССР.
Далее, Госплан СССР совместно с министерствами и ведомствами СССР и Советами министров союзных республик разрабатывал проект Основных направлений экономического и социального развития СССР на 10 лет с разбивкой на две пятилетки. При этом через каждые пять лет в основные направления вносились необходимые изменения.
В свою очередь на базе Основных
направлений Госплан СССР разрабатывал
контрольные цифры по основным показателям
и экономическим нормативам на предстоящую
пятилетку, которые доводились до министерств
и ведомств и брались в качестве
основы отраслевых и региональных проектов
пятилетних планов. С учётом этих проектов
Госплан СССР составлял проект Государственного
пятилетнего плана
Годовые планы составлялись на основе погодовых заданий и экономических нормативов пятилетнего плана на данный год [4, с. 67-68].
Главным показателем плана был показатель валовой (затем товарной) продукции, включавший в себя огромный повторный счёт материальных затрат на всех стадиях переработки сырья, от его добычи до выпуска конечной продукции [4, с.60].
Важным вопросом в системе централизованного планирования был вопрос ценообразования. Цены устанавливались в административном порядке, как твёрдые, представляя собой норматив длительного действия.
Практика централизованного планирования опиралась на балансовый метод, на составление целой системы стоимостных, трудовых и материальных плановых балансов, а также сводного планового баланса народного хозяйства СССР. Эти балансы были призваны заменить собой механизм товарно-денежных отношений, отношений спроса и предложения в нормальной рыночной экономике.
Стоимостные балансы впервые
стали составляться для первого
пятилетнего плана. Это были сводный
финансовый план, или государственный
бюджет страны, финансовые планы отраслей
народного хозяйства, кредитные
планы и баланс доходов и расходов
населения. Стоимостные балансы
использовались для обоснования
темпов роста и структуры производства
и потребления, для централизованного
распределения совокупного