Централизованно планируемая и регулируемая национальная экономика: сущность и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 18:48, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы попытаться дать ответ на вопрос, может ли в принципе централизованно планируемая и управляемая экономическая система быть эффективной и обеспечивать высокий уровень жизни граждан.
Объектом исследования является централизованно планируемая и регулируемая национальная экономика.
Предмет исследования – сущность и тенденции развития централизованной экономики.
Теоретической и методологической основой исследования являются статьи, публикации в прессе, социологические и экономические исследования, монографии.

Содержание

Введение.....................................................................................................................3
1. Сущность централизованной системы хозяйствования....................................5
1.1 Признаки централизованной экономической системы................................5
1.2 Хозяйственный механизм централизованной экономической системы....6
1.3 Основные преимущества и недостатки централизованной экономической
системы.............................................................................................................9
2. Централизованная система хозяйствования в CCCP......................................12
2.1 История развития централизованной экономической системы в СССР..12
2.2 Хозяйственный механизм централизованной экономической системы
в СССР............................................................................................................18
3. Перспективы развития централизованной экономической системы............24
Заключение...............................................................................................................26
Список использованной литературы.....................................................................28

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ - копия.docx

— 62.33 Кб (Скачать)

Государственным органом, регулирующим экономику, являлся Госплан СССР, созданный в феврале 1921 года на базе комиссии ГОЭЛРО. Экономическая динамика страны определялась пятилетними народнохозяйственными планами. Первый из них был назван пятилеткой «индустриализации» (1928-1932). В конце 1932 г. было объявлено об успешном и досрочном выполнении первой пятилетки. На созданной индустриальной базе стало возможным проведение масштабного перевооружения.

Важным результатом осуществления в 1933-1937 гг. политики индустриализации (вторая пятилетка) стало преодоление технико-экономической отсталости, полное завоевание экономической независимости СССР. Торговый баланс СССР к исходу второй пятилетки стал активным и принес прибыль [10].

За годы довоенных пятилеток (1928-1940) был достигнут значительный рост промышленности и сельского хозяйства. Осуществление социалистической индустриализации и коллективизации сельского хозяйства, культурной революции привело к экономической победе социализма и обеспечило СССР 2-е место в мире и 1-е в Европе по производству промышленной продукции. В результате индустриализации была создана современная промышленность, что укрепило государственную собственность — основу социалистической собственности.

Третья пятилетка (1938-1942) проходила в условиях, когда начиналась Мировая война. Главное внимание уделялось не количественным показателям, а качественным.  За три года объем производства вырос на 34%, что было близко к плановым показателям, хотя они и не были достигнуты. В целом темпы экономического развития были довольно скромными [10].

Директивное планирование продолжалось и в послевоенные годы. Вследствие фашистской агрессии страна потеряла около 30% национального богатства, но сила и жизненность советской экономики позволили восстановить разрушенное хозяйство в течение четвёртой пятилетки (1946-1950). В конце 1948 года был достигнут и превзойдён довоенный уровень промышленного производства.

 После войны последовала  фаза относительной стабилизации, обусловленная факторами внутреннего  и внешнего порядка. К числу  первых можно отнести коррекцию  планирования, предоставление государственным  предприятиям некоторой коммерческой  самостоятельности; к числу вторых  — исключительный рост мировых  цен на нефть (до 60 долл. за баррель), позволивший заметно увеличить импортную квоту потребительских товаров [3, с. 97].  Пятый пятилетний план (1951-1955) предусматривал дальнейший подъем всех отраслей народного хозяйства, повышение материального благосостояния и культурного уровня народа. Успешное развитие экономики за первые 15 послевоенных лет привело к значительному росту экономического потенциала страны.

Выполнение шестой пятилетки (1956-1960) было прервано, т. к. состоявшийся в начале 1959 года XXI съезд КПСС принял по инициативе Н. С. Хрущева вместо пятилетнего новый, семилетний план на 1959-1965 годы с повышенными показателями. Его претворение в жизнь должно было стать первой ступенью в построении коммунизма к 1980 году. Происходили изменения в управлении экономикой страны. В 1957 г. была проведена децентрализация управления путем передачи большинства функций центра в регионы. Вместо отраслевых министерств были созданы советы народного хозяйства, руководившие развитием экономики непосредственно в регионах (то есть произошёл переход от отраслевого принципа управления к территориальному).

Седьмой пятилетний план (1961-1965) начался с апрельского полета Юрия Гагарина в космос. Являлся частью семилетки с 1959 по 1965, которая сначала была принята по инициативе Хрущева, а потом была отменена после его отставки [10].

Восьмая пятилетка (1966-1970) по темпам роста была одной из наиболее удачных за всё послевоенное время.  Валовой общественный продукт вырос на 13%. Среднегодовой рост производительности труда составил 7,4% (в предшествующей пятилетке - 5,8% [10]. Была проведена Косыгинская реформа, основными положениями которой являлись:

    • сокращение числа спускаемых сверху обязательных показателей;
    • провозглашение хозрасчета;
    • осуществление финансирования промышленного строительства с помощью кредитов;
    • в распоряжении предприятий оставалась доля прибыли (создание фонды материального стимулирования, социокультурного и бытового развития, самофинансирования производства);
    • вводилась твердая, не зависящая от прибыли плата за используемые предприятиями производственные фонды;
    • не допускалось изменение планов без согласования с предприятиями [6, с. 329].

Потенциала реформы хватило  на десятилетие, но со второй половины 1970-х годов в экономике страны стали нарастать негативные тенденции. Во-первых, из-за ухудшения международного положения СССР был вынужден включиться в очередной виток гонки вооружений. Усилилась милитаризация народного хозяйства. На нужды оборонной промышленности стало уходить около 20% валового национального дохода. Это привело к серьезным диспропорциям в структуре промышленности [10].

В период девятой пятилетки  (1971-1975) произошла смена экономических приоритетов. Повышалась роль военно-промышленного комплекса и вооруженных сил. Руководство страны пошло по пути экспорта сырьевых и энергетических ресурсов. Шел плавный процесс сворачивания Косыгинской реформы. Происходил возврат  к жесткой административной структуре управления. Валовые показатели вновь стали играть ведущее место в экономической жизни. 

В десятой пятилетке (1976-1980) в экономике СССР стали развиваться кризисные явления, такие как:

    • физический и моральный износ оборудования;
    • вкладывание денег преимущественно в строительство новых предприятий, а не в модернизацию, что обуславливало большой удельный вес ручного и малоквалифицированного труда;
    • значительный рост военных расходов и теневой экономики [10].

Задания одиннадцатой пятилетки (1981-1985) не были выполнены ни по одному показателю. Резко сократились капиталовложения в социальную сферу.

Определяя основные направления  экономического и социального развития СССР на 12-ю пятилетку (1986-1990), XXVIII съезд КПСС поставил задачу: вдвое увеличить национальный доход, используемый на потребление и накопление, выплаты и льготы населению из общественных фондов потребления, выпуск промышленной продукции. На старте пятилетки намеченный темп преобразований выдерживался. Однако кризисные явления в экономике только нарастали, что стало предпосылками начала «перестройки».

В марте 1985 года начался новый  и последний этап в истории  СССР, получивший название «перестройка». Стали проводиться осторожные реформы всех общественных структур, в том числе и в экономике, поскольку глубокий кризис уже успел охватить основные звенья системы.  Был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны, направленный на достижение ежегодного прироста национального дохода не менее чем на 4%. Предполагалось перестроить систему материально-технического снабжения, ценообразования, финансирования. Но при этом оставалось обязательным одно условие: незыблемость социалистической (государственной) собственности. В середине 1988 года были приняты законы, по которым разрешалось открывать частные предприятия в более чем 30 видах производственной деятельности. В соответствии с этими законами фактически был легализован большой сектор теневой экономики. В июне 1990 года было принято постановление Верховного Совета СССР «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике», по которому предусматривалась постепенная демонополизация и разгосударствление собственности, создание акционерных обществ, реформирование кредитной и ценовой политики, развитие частного предпринимательств [6, с. 355].

Происходили изменения во внешней политике СССР. Постепенно (с 1987) стали заключаться соглашения с США об уничтожении стратегических вооружений. Обострялась продовольственная проблема. С 1989 стал нарастать дефицит самых необходимых продуктов питания. В 1990 по всей стране появились талоны, которые регулировали распределение мяса, масла, сахара, муки и т.д.  В декабре 1990 года в Конституцию РФ была внесена поправка, которая признавала возможность закрепления земли крестьянскими хозяйствами в частную собственность. Происходило ослабление территориального единства страны. Все республики начали формировать собственные бюджеты и существенно сокращать отчисления в союзный бюджет. В январе 1991 была проведена одна из самых неудачных денежных реформ — решение о пересмотре розничных цен. Одновременно проходила компенсация роста цен путем денежных выплат населению, но размеры компенсации явно отставали от роста цен, в экономику буквально хлынул поток необеспеченных денег [6, с. 357].

В 1991 году Советский Союз распался. 25 декабря 1991 г. Горбачев подал в отставку с поста Президента СССР в связи с исчезновением данного государства. 

Таким образом, характерными чертами советской модели экономики являлись:

    • обобществление средств производства, т. е. соединение политической и экономической власти в руках государства;
    • всеобщее планирование народного хозяйства, процессов производства, распределения и потребления;
    • общественный характер и обязательность труда;
    • курс на создание мировой социалистической системы;
    • постепенное перерастание социализма в коммунизм [3, с. 96];
    • однопартийная система с полным контролем со стороны партийных органов всех сторон экономической и социальной жизни страны;
    • государственная собственность на средства производства;
    • централизованное управление и планирование экономики;
    • наличие правящей номенклатуры – чиновников;
    • строгая приверженность государственной идеологии;
    • изоляция от всего мира, внешняя торговля на базе государственной монополии [4, с. 48].

 

2.2 Хозяйственный механизм централизованной экономической системы в СССР

 

В практике централизованного  планирования важную роль играла система  показателей, которая охватывала все  отрасли и сферы советской  экономики и общества. В эту  систему входили показатели различного вида:   

    • натуральные;
    • стоимостные;
    • качества и ассортимента продукции;
    • издержек производства и обращения;
    • потребления населения;
    • динамики развития производства;
    • технического прогресса;
    • занятости и социальных расходов.

Натуральные показатели плана  охватывали огромную часть общественного  производства страны и выражались в  обычных мерах веса, количества, длины, объема и т.д. Стоимостные выражались в рублях и включали в себя прежде всего совокупный общественный продукт (СОП), национальный доход, капиталовложения, основные фонды, фонд заработной платы, валовую и товарную продукцию, которые обычно оценивались как в текущих, так и в сопоставимых ценах.

В СССР была сформирована следующая иерархическая система планов. Исходным звеном этой системы стала Комплексная программа научно-технического прогресса на 20 лет (с разбивкой по пятилетиям), которая разрабатывалась Академией наук СССР, Государственным комитетом СССР по науке и технике и Госстроем СССР.

Далее, Госплан СССР совместно  с министерствами и ведомствами  СССР и Советами министров союзных  республик разрабатывал проект Основных направлений экономического и социального  развития СССР на 10 лет с разбивкой на две пятилетки. При этом через каждые пять лет в основные направления вносились необходимые изменения.

В свою очередь на базе Основных направлений Госплан СССР разрабатывал контрольные цифры по основным показателям  и экономическим нормативам на предстоящую  пятилетку, которые доводились до министерств  и ведомств и брались в качестве основы отраслевых и региональных проектов пятилетних планов. С учётом этих проектов Госплан СССР составлял проект Государственного пятилетнего плана экономического и социального развития СССР с  распределением по годам. Основные направления  пятилетнего плана выносились, как  тогда говорилось, на всенародное  обсуждение, они рассматривались  и утверждались на очередном съезде КПСС, а затем сам план после  рассмотрения его в высших партийных  и государственных органах обсуждался и утверждался парламентом –  Верховным Советом СССР.

Годовые планы составлялись на основе погодовых заданий и  экономических нормативов пятилетнего плана на данный год [4, с. 67-68].

Главным показателем плана был показатель валовой (затем товарной) продукции, включавший в себя огромный повторный счёт материальных затрат на всех стадиях переработки сырья, от его добычи до выпуска конечной продукции [4, с.60].

 Важным вопросом в системе централизованного планирования был вопрос ценообразования. Цены устанавливались в административном порядке, как твёрдые, представляя собой норматив длительного действия.

Практика централизованного  планирования опиралась на балансовый метод, на составление целой системы  стоимостных, трудовых и материальных плановых балансов, а также сводного планового баланса народного  хозяйства СССР. Эти балансы были призваны заменить собой механизм товарно-денежных отношений, отношений спроса и предложения  в нормальной рыночной экономике.

Стоимостные балансы впервые  стали составляться для первого  пятилетнего плана. Это были сводный  финансовый план, или государственный  бюджет страны, финансовые планы отраслей народного хозяйства, кредитные  планы и баланс доходов и расходов населения. Стоимостные балансы  использовались для обоснования  темпов роста и структуры производства и потребления, для централизованного  распределения совокупного общественного  продукта и национального дохода, планирования объёма и структуры  капиталовложений и показателей уровня жизни населения.

Информация о работе Централизованно планируемая и регулируемая национальная экономика: сущность и перспективы развития