Ценовая политика в международном бизнесе

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 13:18, курсовая работа

Описание работы

Неустойчивость внешней и внутренней среды предприятий, переменчивость конъюнктуры рынка заставляют хозяйствующих субъектов различных стран искать новые сферы и перспективные направления развития своей деятельности не только на внутреннем, но и на международных рынках. С каждым годом конкурентная ситуация растет и все более осложняется в результате расширения границ внешних рынков, присутствия на внутреннем рынке зарубежных фирм, имеющих значительный опыт международного предпринимательства.

Содержание

Введение
1.1 Роль выбора ценовой стратегии………………………………………….........4
1.2 Факторы, влияющие на ценообразование………………………………….9
1.3 Ценовая политика в зависимости от жизненного цикла товара……………………………………………………………………………………………….18
2.1 Ценообразование в условиях различных типов мировых рынков.……………………………………………………………………………………………..20
2.2 Ценообразование в зависимости от законодательства и экономической политики………………………………………………………………..25
2.3 Анализ условий ценообразования в российской бизнес-практике……………………………………………………………………………………………28
Заключение………………………………………………………………………………………31
Литература………………………………………………………………………………………..32

Работа содержит 1 файл

Kursovaya.docx

— 71.98 Кб (Скачать)

 

· рынок  совершенной (чистой) конкуренции;

 

· рынок  чистой монополии;

 

· рынок  монополистической конкуренции;

 

· рынок  конкуренции немногих поставщиков  олигополия.

 

Прежде  всего, эти рынки отличаются друг от друга количеством субъектов  торговли. Последнее очень сильно влияет на механизм ценообразования.

    Рынок совершенной (чистой) конкуренции  характеризуется, прежде всего,  очень большим числом субъектов  внешней торговли (покупателей и  продавцов) и сравнительно однородным  характером поставляемой продукции.  Под воздействием спроса и  предложения цены имеют тенденцию  к сближению, т.е. в данном  регионе, в данный временной  промежуток цены практически  одинаковы. Согласно практическим  наблюдениям, в условиях данной  рыночной модели стремление каждого  экспортера к получению максимальной  прибыли приводит к снижению  цены на товар. Для сохранения  своих позиций на рынке экспортер  прибегает к скидкам, который не столь значителен 3-5%. Выигрыш экспортера - в возрастающих объемах поставок.

    Замечено, что на рынке совершенной  конкуренции поставщики продукции  (ими могут быть как сами  производители-экспортеры, так и  их торговые агенты) стремятся  к максимизации удовлетворения  потребительного спроса. Кон­курирующие  фирмы-поставщики ориентируются  на товары, произведенные по более эффективным технологиям, а производители, на продажу товара по достаточно низкой цене с учетом своих издержек производства.

    На практике к данному типу  рынка (с определенным резервом) можно отнести, например, международную  торговлю различными товарами  широкого потребления - одеждой,  обувью, табаком, сельхозпродукцией  и в т.ч. продовольствием и  т.д. 

    Рынок чистой монополии характеризуется  наличием одного единственного  поставщика товара. Ценообразование  в этом случае диктуется монополистом, он контролирует все предложения,  варьирует цены в зависимости  от спроса и может вызывать  изменения цен, манипулируя объемами  производимой продукции, заранее  заручается на рынках зарубежных  стран эксклюзивным правом на  поставку своей продукции, чем  уже и юридически затрудняет  проникновение конкурента.

    Монополист в силу самой природы  данного рынка стремится установить  цены на товар на наиболее  высоком уровне по методу полных  затрат, включающих издержки производства  и желательную (для производителя)  прибыль. Существуют, однако, определенные  установки, которых вынужден придерживаться  монополист. Так, несмотря на единоличное  присутствие на рынке, монополист, как правило не назначает наивысшую  цену на товар, потому что  в конечном счете общая прибыль  может быть меньше. Происходит, правда  под диктовку монополиста, такой  оптимальный подбор объемов производства  и цен, чтобы совокупный доход  был как можно выше, который  все же будет ниже максимума  прибыли на единицу продукции.  Это и естественно, так как  не все участники мирового  рынка имеют возможность приобрести  товар по наивысшей цене. Имеется  понятие «ценовая дискриминация», означающая, что монопольный поставщик  товара на международный рынок  варьирует цену на поставляемый  товар в зависимости от страны-импортера,  точнее от финансовых возможностей  импортера. Однако при этом  всегда имеется в виду, возможен  ли дальнейший реэкспорт данной  продукции. Дискриминационные цены, как правило, устанавливаются  на изолированных рынках, исключающих  реэкспорт. 6

    В мировой практике в настоящее  время чистых монополистов сравнительно  немного. В 70-80-е годы на мировом  косми­ческом рынке чистым монополистом  выступали США через компанию  НАСА, которая полностью контролировала  коммерческие запуски (СССР все-таки  по не вполне понятным причинам  отсутствовал на этом рынке). Практически  чистым монополистом является  компания Де Бирс на рынке  алмазов. 

    Монополистическая конкуренция  предполагает смешанный тип рынка  - на данном рынке присутствуют, как пра­вило, ряд крупных монополистов  и значительное число менее  сильных фирм, но которые занимают  видное место. Характер ценообразования конкурентный, с приоритетом монополизма в пределах рынка дифференцированного фирменного продукта.

    Господство крупных фирм одной  страны на рынке отдельных  товаров ослабляется натиском  крупных монополистичес­ких фирм  другой страны, а также более  «легковесных» конкурентов, стремящихся  получить свою долю высокой  при­были. В случае взвинчивания  цен со стороны монополий всегда  находятся конкуренты, способные  дать более выгодные предложения,  т.е. лучшие цены.

    Значительное влияние на цены  оказывает конкуренция монополий,  представляющих разные отрасли,  предлагающие товары с различной  товароведческой характеристикой  и разными физическими свойствами, но которые используются для  одной и той же цели. В качестве  примера может служить конкуренция  между производителями-поставщиками  металла и пластмасс автомобилестроительным  концернам. При формировании цен  учитывается и конкуренция товаров  заменяющих по своим качествам  традиционные. Например, компании Австралии  и Англии, традиционно поставлявшие  на мировой рынок шерсть, сталкиваются  с серьезной конкуренцией со  стороны производителей-поставщиков  химических волокон.

Рынок конкуренции немногих поставщиков - олигополия - характеризуется наличием нескольких крупных компаний производителей-поставщиков, обладающих значительными сегментами рынка, полностью или практически  полностью обеспечивающих поставку товаров на мировой рынок. Между  фирмами и странами-импортерами, как правило, существуют соглашения о сотрудничестве (т.е. разделены  сферы влияния), зачастую фирмы обладают эксклюзивными правами на покупку  стратегически необходимого сырья, вкладывают огромные средства на рекламные  мероприятия.

    Практика ценообразования на  поставляемую продукцию показывает, что любое крупное решение,  принимаемое экспортером, - установление  цены, определение объемов производства, закупок, инвестиций и т.д. - требует  взвешивания вероятной реакции  конкурентов. Важную роль в  плане сохранения компаниями  статус-кво играют неафишируемые  для широкой публики неофициальные  договоренности основных конкурентов.  В ходе специальных переговоров  достигаются соглашения о фиксировании  цен, о разделе рынков сбыта,  об объемах производства.

    Потребность в относительной  координации деятельности на  мировом рынке привела компании  к созданию специаль­ных механизмов, с помощью которых можно было  бы действовать с большей долей  предсказуемости. Наиболее простой  формой такого механизма является  картель, в рамках которого  предполагается формальное письменное  соглашение относительно объемов  производства и ценовой политики. Компании договариваются о разделе  рынков сбыта с целью поддержания  согласованных уровней цен. Наиболее  известным картелем, регулировавшим до недавнего времени мировой рынок нефти, был ОПЕК (Организация стран экспортеров нефти). В течении длительного периода времени картелю удавалось довольно успешно координировать нефтяные рынки.

    Для компаний, участвующих в работе  подобных механизмов, характерна  тенденция к максимизации прибылей, т.е. их поведение в определенной  степени напоминает действие  чистых монополий. Величина воздействия  субъектов олигополис-тического  рынка на уровень цен зависит  главным образом от степени  монополизации рынка, от того, насколько силен контроль за  производством и сбытом товара, источниками сырья и за другими  не менее важными факторами.  Отмечено, что чем выше степень  монополизации, тем выше уровень  монопольных цен и тем меньше  их колебания. 

     Вместе с тем ценообразование  на рынках машин и оборудования, например, по сравнению с сырьем  и полуфабрикатами - процесс значительно  отличающийся, а анализ формирования  цен на конкретные изделия,  поставляемые на международный  рынок, затруднен из-за различий  конструктивного характера, многообразия  оборудования и т.д. Тем не  менее, поставщики аналогичной  продукции на мировой рынок  имеют определенное представление  о ценах конкурента. Как правило,  уровень цен отражает конкретные  производственные издержки с  до­бавлением определенного процента, с учетом конкретного рынка  сбыта, партнера, региона и т.д. 

  Влияние государства на внешнеторговые  цены. Государственное регулирование  внутренних цен, субсидирование  экспорта, поддержка импорта, проведение  таможенно-тарифной политики и  т.д. в конечном счете оказывает  существенное влияние и на  цены внешние, причем тем больше, чем мощнее присутствие компаний  данной страны на мировом рынке. 

Государство регулирует цены внутреннего рынка, в основном, с помощью двух инструментов: гарантируя производите­лям уровень  продажных цен и предоставляя субсидии для покрытия издержек производства. Хрестоматийными являются пример поддержки  государством сельского хозяйства  в США и сельскохозяйственная политика ЕС. В США государство  предоставляет субсидии из федерального бюджета в случае понижения рыночных цен ниже гарантированного уровня цен. Специальная правительственная  организация по гарантированным  ценам принимает в залог у  производителей сельскохозяйственные продукты и в случае, если цены рынка  превысят залоговые, производитель  выкупает свой товар и продает  его на рынке. Если цены ниже залоговых  ставок, то товар остается в собственности  правительственной организации. Таким  образом, США, являясь крупнейшим экспортером  агропродукции, путем поддержки  собственных производителей принимает  действенные меры по сохранению такого зазора мировых цен, в результате которых и собственный производитель не остается в проигрыше, и уровень мировых цен остается под контролем.7

 

Эффективен  механизм ценообразования в ЕС, разработанный  по каждому виду сельхозпродукции и  для каждого региона. Устанавливаются  несколько категорий цен - индикативные цены, определяемые Сообществами как  желательные, минимальные цены импорта  или пороговые, минимальные продажные  цены, гарантированные производителю  интервенциями, официальными организациями. Существование пороговой цены защищает рынок от импорта, цена интервенции  гарантирует минимальный доход  производителям. Таким образом протекционизм  на границах ЕС защищает производителей от резких толчков мирового рынка. Продуманная  агрополитика ЕС позволила в течение 10-15 лет пройти путь от импортера  сельхозпродукции до положения близкого к самообеспечению и второго  мирового экспортера.

  Что касается машиностроительных и сырьевых отраслей, то воздействие государства на уровень цен, как правило, осуществляется косвенным образом. Например, государство берет на себя часть финансирования НИОКР, проводит преимущественно скрытое финансирование экспорта, ведет протекционистскую таможенную политику. Так, предоставляя экспортные субсидии компаниям, государство позволяет им держать экспортные цены на уровне мировых и не покидать рынок. Устанавливая низкий уровень импортных пошлин, например, на сырье, государство имеет своей целью повышение конкурентоспособности на внешнем рынке тех товаров, на изготовление которых оно идет. Одной из разновидностей воздействия на цены мирового рынка является демпинг. Цель демпинга - завоевание определенным товаром или группой товаров внешнего рынка путем продажи товаров на мировом рынке по ценам ниже внутренних. В дальнейшем убытки покрываются путем повышения цен на внешнем рынке, а затем и за счет проник­новения в экономику стран-импортеров. 8

   Имеются и другие механизмы и инструменты, используемые государством для проведения внешнеторговой политики (квоты, добровольное ограничение экспорта и т.д.), использование которых в конечном счете оказывает существенное влияние на уровень цен на мировом рынке, особенно если данная страна является, с экономической точки зрения, крупной.

 

 

 

2.2 Ценообразование в зависимости от законодательства и экономической политики.

 

 

 

Одним из важнейших факторов внешней среды, оказывающих влияние на деятельность фирмы за рубежом, является существующие там законодательство и правовая система.

 

Правовые  системы обычно бывают трех типов: система  обычного права, система гражданского права и система теократического  права. Соединенные Штаты и Великобритания являются примерами систем обычного права (common low system), хотя в США существует Единый коммерческий кодекс (Uniform Commercial Code), регулирующий предпринимательство и обладающий свойствами системы гражданского права. Обычное право базируется на традиции, прецеденте, нравах и обычаях, а важнейшая роль в истолковании закона принадлежит судам. Поскольку основоположниками обычного права являются англичане, бывшие колонии Великобритании также являются странами действия обычного права.

 

Система гражданского права (civil law system), именуемая также кодифицированной правовой системой, базируется на детально разработанном комплексе законов, которые сведены в кодекс, являющийся основой ведения хозяйственной деятельности. Свыше 70 стран, в том числе Германия, Франция, Россия и Украина, в своей хозяйственной деятельности опираются на гражданское право.

 

Примером  системы теократического права (theoretic low system) основанном на религиозных заповедях и текстах, являются законы действующие в ряде стран, население которых исповедует ислам. Однако правовые системы, действующие в этих странах, представляют собой смесь исламского права и систем обычного и гражданского права.

 

Национальные  законы оказывают воздействие на способ осуществления маркетинговой  деятельности. Эти законы могут относиться к ведению бизнеса внутри страны и к деловым отношениям между  странами. К важнейшим элементам  законодательной среды, в которой  осуществляется международная маркетинговая  деятельность в сфере ценообразования, относятся :

 

1) коммерческое, или договорное законодательство;

 

2) антимонопольное  и антитрестовское законодательство (в том числе законодательство  о картелях);

 

Информация о работе Ценовая политика в международном бизнесе