Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 15:40, курсовая работа
Актуальность темы: Цена и ценообразование являются центральными элементами комплекса маркетинга. Цены обслуживают весь оборот по приобретению и реализации товаров, а ценообразование – это ключевой инструмент в распоряжении фирмы или организации. От выбора метода ценообразования зависит деятельность и развитие предприятия.
Целью курсовой работы является: рассмотрение методов ценообразования в торговли, анализ ценовой политики и выявление проблем, связанных с ценообразованием.
Введение 3
I. Теоретическая часть 4
1. Цена – понятие, сущность, функции 4
2. Основы механизма ценообразования в торговле 12
3. Характеристика потребительского рынка, методы регулирования цен на потребительском рынке 15
II. Практическая часть 20
1. Внешнеторговое развитие РФ 20
2. Оценка развития внутренней торговли РФ 28
3. Региональное развитие торговли 36
Заключение 43
Список использованной литературы 45
Проанализировав данные таблицы, можно сказать, что общий оборот розничной торговли в 2005 году по сравнению с 2004 годом увеличился на 25%, что в суммарном выражении составило 1400 млрд. рублей. На это оказало положительное влияние увеличение оборота продовольственных товаров на 27%, что в суммарном выражении составило 690 млрд. рублей и увеличение оборота непродовольственных товаров на 23,3%, что в суммарном выражении составило 710 млрд. рублей.
Удельный вес продовольственных товаров в общем обороте увеличился в 2005 году по сравнению с 2004 годом, а удельный вес оборота непродовольственных товаров в общем объеме оборота розничной торговли в анализируемых периодах снизился.
Структура оборота розничной торговли в 2004-2005 годах показана на рисунке 12.
Удельный вес оборотов продовольственных и непродовольственных товаров в общем объеме оборота розничной торговли можно рассмотреть на рисунке 13.
Рисунок 12.Структура
оборота розничной торговли в 2004-2005
годах
Рисунок
13. Удельный вес оборотов продовольственных
и непродовольственных товаров в общем
объеме оборота розничной торговли
Таблица 2 - Среднегодовая численность занятых в экономике России по отраслям, чел.
2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2005 г. в % к 2004 г. | 2005 г. в % к 2003 г. | Отклонение 2005 г. от 2004 г. (+/-) | |
Всего в отрасли торговля, в том числе | 29249,2 | 27241,3 | 28500 | 104,62 | 97,44 | 1258,7 |
розничная торговля | 17600 | 15700 | 16800 | 107,01 | 95,45 | 1100 |
оптовая торговля | 9269,2 | 9541.3 | 10400 | 109,0 | 112,20 | 858,7 |
общественное питание | 2400 | 2000 | 1300 | 65,0 | 54,17 | - 700 |
Удельный вес в общей численности занятых в розничной торговле, % | 60,17 | 57,63 | 58,95 | - | - | 1,32 |
Удельный вес в общей численности занятых в общественном питании, % | 8,21 | 7,34 | 4,56 | - | - | - 2,78 |
Удельный вес в общей численности занятых в оптовой торговле, % | 31,69 | 35,03 | 36,49 | - | - | 1,46 |
Проанализировав данные таблицы можно сделать вывод, что среднегодовая численность занятых в экономике России в 2005 году по сравнению с 2003 снизилась на 2,63%, а по сравнению с 2005 годом - увеличилась на 4,62%, что в суммарном выражении составило 1258,7. На увеличение среднегодовой численности оказал влияние рост численности занятых в розничной и оптовой торговли, который составил 7,01% и 9% соответственно.
Наибольший удельный вес в общем объеме отрасли торговля занимает удельный вес в общей численности занятых в розничной торговле в 2003 году, он составил 60,13%, удельный вес занятых в оптовой торговли достиг максимума в 2005 году и составил 36,49% , а удельный вес занятых в общественном питании был максимален в 2003 году и составлял 8,2%.
Динамика
среднегодовой численности
Удельный
вес среднегодовой численности
занятых в экономике России по
отраслям в 2003-2005 годах представлен
на рисунке 15.
Рисунок 14. Динамика среднегодовой численности занятых в экономике России по отраслям в 2003-2005 годах
Рисунок 15.Удельный
вес среднегодовой численности
занятых в экономике России по отраслям
в 2003-2005 годах
Таблица 3 - Динамика оборота общественного питания, в млн. руб.
1 квартал | 2 квартал | 3 квартал | 4 квартал | За год | |
2004 г. | 260 | 303,4 | 317 | 335,9 | 1216,3 |
2005 г. | 289,2 | 328,4 | 346,5 | 366,5 | 1330,6 |
Темп роста, % | 111,23 | 108,24 | 109,31 | 109,11 | 109,40 |
Отклонение (+/-) | 29,2 | 25 | 29,5 | 30,6 | 114,3 |
Проанализировав данные таблицы, можно сказать, что оборот общественного питания в 2005 году по сравнению с 2004 годом вырос на 9,4%, что в суммарном выражении составило 114,3 млн. рублей. На это оказало положительное влияние увеличения оборота за I, II, III, IVкварталы.
Динамика оборота общественного питания поквартально в 2004-2005 годах показана на рисунке 16.
Рисунок 16. Динамика
оборота общественного питания поквартально
в 2004-2005 годах
Заключение.
Ценообразование является важным элементом системы управленческого учета. Оно подразумевает не только установление цены на продукцию, товары, услуги и работы, но и процесс управления ценами предприятия торговли в различных рыночных ситуациях.
Из всех экономических инструментов цена - наиболее привлекательный инструмент воздействия производителя (продавца) на покупателя. Уровень цены сразу влияет на объем продаж, увеличивает или уменьшает размер получаемой предприятием прибыли. Одновременно цена выполняет роль индикатора рыночной конъюнктуры и является активным рыночным инструментом в руках профессионального и вдумчивого маркетолога.
Сам процесс ценообразования - сложная процедура, поскольку на нее оказывают влияние многочисленные факторы, включая внутренние (цели предприятия, возможности по сокращению издержек, философия предприятия и др.) и внешние (тип рынка, эластичность спроса, государственное регулирование, общая экономическая ситуация, ситуация на рынке розничных продавцов и т.д.) факторы. Эти факторы приходится учитывать экономистами при обосновании и проведении своей ценовой политики на рынках сбыта. Особенно актуальной эта проблема становится в условиях перехода к рыночной экономике, это предполагает объективное и всестороннее участие в регулировании воспроизводственного процесса всех стоимостных экономических категорий, в первую очередь, цены. Ни для кого не секрет, что в условиях рыночной экономики коммерческий успех любого предприятия во многом зависит от правильно выбранной стратегии и тактики ценообразования на товары и услуги.
Сложность ценообразования состоит в том, что цена - категория конъюнктурная. На ее уровень оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. Вместе с тем, ценовая политика многих фирм, особенно в России, нередко оказывается недостаточно квалифицированной. Наиболее часто встречаются следующие ошибки: ценообразование чрезмерно ориентировано на издержки; цены слабо приспособлены к изменению рыночной ситуации; цены недостаточно структурируются по различным вариантам товара и сегментам рынка и другие. В ряде случаев эти ошибки ведут к существенным убыткам, а иногда и к банкротству предприятий. Данные недостатки вызваны во многом наследием плановой экономики, когда цены определялись директивно или только на основе издержек.
Цены являются активным инструментом формирования структуры производства, оказывают решающее воздействие на движение общественного продукта, способствуют повышению эффективности производства, влияют на распределение и использование рабочей силы, предопределяют жизненный уровень населения. Рыночная экономика основывается на самостоятельных, экономически обоснованных товаропроизводителях, а для них цены - решающий фактор результатов производственной и финансовой деятельности фирмы. Рынок диктует условия выживания.
Правильно
выбранная ценовая политика, грамотная
тактика формирования цен, экономически
выверенные методы ценообразования составляют
основу успешной деятельности любого
предприятия, независимо от форм собственности.
Объект исследования - сфера торговли.
Список использованной литературы