Ценообразование в сфере торговли. Методы регулирования цен на потребительском рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы: Цена и ценообразование являются центральными элементами комплекса маркетинга. Цены обслуживают весь оборот по приобретению и реализации товаров, а ценообразование – это ключевой инструмент в распоряжении фирмы или организации. От выбора метода ценообразования зависит деятельность и развитие предприятия.

Целью курсовой работы является: рассмотрение методов ценообразования в торговли, анализ ценовой политики и выявление проблем, связанных с ценообразованием.

Содержание

Введение 3
I. Теоретическая часть 4
1. Цена – понятие, сущность, функции 4
2. Основы механизма ценообразования в торговле 12
3. Характеристика потребительского рынка, методы регулирования цен на потребительском рынке 15
II. Практическая часть 20
1. Внешнеторговое развитие РФ 20
2. Оценка развития внутренней торговли РФ 28
3. Региональное развитие торговли 36
Заключение 43
Список использованной литературы 45

Работа содержит 1 файл

Курсовик 2.doc

— 1.12 Мб (Скачать)
 

     Проанализировав данные таблицы, можно сделать вывод, что оборот в государствах-участниках СНГ и странах дальнего зарубежья по импорту увеличился. Оборот по экспорту среди этих стран также увеличился в анализируемых периодах.

     В общем объеме оборотов по экспорту в странах дальнего зарубежья и государствах-участниках СНГ в 2005 году наибольшую долю занимает оборот IV квартала; в общем объеме оборотов по импорту среди этих стран в анализируемом периоде также наибольшую долю занимает IV квартал.

     В 2006 году в общем объеме оборотов по экспорту в странах дальнего зарубежья  наибольшую долю также занимает оборот  IV квартала, а в государствах-участниках СНГ наибольшую долю занимает оборот III квартала. В общем объеме оборотов по импорту в анализируемом периоде наибольшую долю среди этих стран занимает оборот IV квартала.

     Удельный  вес каждого квартала в обороте  экспорта и импорта в странах дальнего зарубежья в 2005 и 2006 году показан на графике 3, а в государствах-участниках СНГ на графике 4. 

Рисунок 3. Удельный вес каждого квартала в обороте экспорта и импорта в странах дальнего зарубежья в 2005 и 2006 году 

 

     Рисунок 4. Удельный вес каждого квартала в обороте экспорта и импорта в государствах-участниках СНГ в 2005 и 2006 году 
 

Таблица 3 - Динамика внешней торговли Российской Федерации (по методологии платежного баланса), млрд. руб.

Показатели 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2006 в % к 1995
ВТО 145,0 149,9 155,7 168,3 212,0 280,6 368,9 468,4 323,03
Экспорт 82,4 105,0 101,9 107,3 135,9 183,2 243,6 304,5 369,54
Импорт 62,6 44,9 53,8 61,0 76,1 97,4 125,3 163,9 261,82
Сальдо  торгового баланса 19,8 60,1 48,1 46,3 59,8 85,8 118,3 140,7 710,61
В том  числе  
Со  странами дальнего зарубежья 109,6 122,3 127,3 139,7 175,6 230,5 313,4 399,7 364,69
Экспорт 65,4 90,8 86,6 90,9 114,6 153,0 210,0 261,1 399,24
Импорт 44,2 31,5 40,7 48,8 61,0 77,5 103,4 138,6 313,57
Сальдо  торгового баланса 21,2 59,3 45,9 42,1 53,6 75,5 106,6 122,5 577,83
Со  странами СНГ 35,2 27,6 28,2 28,6 36,5 50,1 55,3 68,6 194,89
Экспорт 16,9 14,2 15,2 16,4 21,4 30,2 33,5 43,4 256,80
Импорт 18,3 13,4 13,0 12,2 15,1 19,9 21,8 25,2 137,70
Сальдо  торгового баланса -1,4 0,8 2,2 4,2 6,3 10,3 11,7 18,2 -1300

Проанализировав данные таблицы, можно сделать следующий  вывод: ВТО в 2006 году по сравнению с 1995 годом увеличился на 233,03%. На это оказали положительное влияние следующих факторов: как увеличение ВТО по экспорту на 269,54 и увеличение оборота по импорту на 161,82;а также увеличение оборотов по экспорту и по импорту со странами  дальнего зарубежья и СНГ в целом. Динамика ВТО РФ в 1995-2006 годах показана на рисунке 6.

Рисунок 5. Динамика ВТО РФ в 1995-2006 годах 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Оценка  развития внутренней  торговли РФ 
 

Таблица 1 - Динамика основных показателей деятельности организаций торговли

  Организации, осуществляющие торговлю автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническим обслуживанием и ремонтом. Организации оптовой торговли (включая торговлю через агентов), кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами. Организации розничной торговли, кроме торговли транспортными средствами и мотоциклами, и по ремонту бытовых изделий и предметов личного пользования.
  2004 2005 2004 2005 2004 2005
Число организаций на конец года, тыс. 54,3 61,7 645,9 605,6 206,1 198,6
Среднегодовая численность работников, тыс.чел. 431,6 397,4 2270,7 2265,0 1829,7 1808,4
Среднемесячная  номинальная начисленная заработная плата ,тыс.руб. 5893,2 7112,0 5645,1 7521,0 3756,4 5214,3
Оборот (в фактически действовавших ценах), млрд.руб. 819,1 1211,7 7083,6 10275,9 1745,6 2659,8
Инвестиции  в основной капитал(в фактически действовавших ценах),млн.руб. 5062,5 8424,7 48958,8 55216,2 19617,7 34243,4
Среднемесячная  численность работников в расчете на одну организацию, чел. 0,66 0,54 0,29 0,31 0,74 0,76
ТО  в расчете на одну организацию за год, тыс. руб. 15084,7 19638,6 10967,0 16968,1 8469,7 13392,7
ТО  в расчете на одну в среднем  за день, тыс. руб. 41,9 54,6 30,5 47,1 23,5 37,2
Инвестиции  в расчете на одну организацию, млн. 0,09 0,14 0,08 0,09 0,10 0,17

Проанализировав данные таблицы, можно сделать следующий  вывод:

     1)число организаций, осуществляющих торговлю автотранспортными средствами и мотоциклами в 2005 году по сравнению с 2004 годом увеличилось на 7,4 тысячи, но это не вызвало увеличение  среднегодовой численности работников как в общем, так и в расчете на одну организацию, их число в 2005 году по сравнению с 2004 снизилось. Однако среднемесячная номинальная начисленная заработная плата выросла, что повлияло на увеличение оборота на 392,6 млрд. рублей. В связи с успешной работой организаций приток инвестиций в основной капитал увеличился на 3362,2 млн. рублей, что повлекло за собой увеличение инвестиций в расчете на одну организацию. Также увеличение общего оборота повлияло на рост товарооборота в расчете на одну организацию за год и в среднем за день.

     2)Число  организаций оптовой торговли  в 2005 году по сравнению с  2004 годом снизилось. Уменьшение  числа организаций повлекло за  собой снижение среднегодовой  численности работников, но, несмотря на это, среднемесячная  численность работников в расчете на одну организацию увеличилась на 0,02 человек. Однако  среднемесячная номинальная начисленная заработная плата выросла на 1875,9 тысяч рублей, что вызвало увеличение объема оборота как в общем, так и в расчете на одну организацию за день и год. Также увеличился приток инвестиций в основной капитал, что составило 6257,4 млн. рублей и повлекло за собой увеличение притока инвестиций в расчете на одну организацию.

     3) В период с 2004 по 2005 год число организаций розничной торговли уменьшилось на 7,5 тысяч, что повлияло на среднегодовую численность работников и привело к её снижению, однако среднемесячная численность работников увеличилась на 0,02 человек. Средняя номинальная начисленная заработная плата выросла, что привело к увеличению объема оборота на 914,2 млрд. рублей. В связи с этим товарооборот в расчете на одну организацию за год и в среднем за день также увеличился. Успешная работа организаций повлекла за собой увеличение притока инвестиций в целом, что привело к росту притока инвестиций в расчете на одну организацию на 0,07 млн. рублей.

     Динамика  основных показателей деятельности организаций, осуществляющих торговлю автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническим обслуживанием и ремонтом показана на рисунке 6; организаций оптовой торговли (включая торговлю через агентов), кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами – на рисунке 7; организаций розничной торговли, кроме торговли транспортными средствами и мотоциклами, и по ремонту бытовых изделий и предметов личного пользования - на рисунке 8.

Рисунок 6. Динамика основных показателей деятельности организаций, осуществляющих торговлю автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническим обслуживанием и ремонтом 
 
 

Рисунок 7. Динамика основных показателей деятельности организаций оптовой торговли (включая торговлю через агентов), кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами

Рисунок 8. Динамика основных показателей деятельности организаций розничной торговли, кроме торговли транспортными средствами и мотоциклами, и по ремонту бытовых изделий и предметов личного пользования

Таблица 2 - Динамика оборота розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами

Период 2004 г. 2005 г.
Продовольственные товары Непродовольственные товары Продовольственные товары Непродовольственные товары
∑ млн. руб. Уд. вес ∑ млн. руб. Уд. вес ∑ млн. руб. Уд. вес ∑ млн. руб. Уд. вес
Январь 1988,4 7,42 1682,8 6,52 2306,5 7,97 2332,7 6,59
Февраль 1901,0 7,10 1703,9 6,60 2307,3 7,97 2395,9 6,77
Март 2062,3 7,70 2041,4 7,91 2479,1 8,56 2646,7 7,48
I квартал 5951,7 22,22 5428,1 21,02 7092,9 24,50 7375,3 20,85
Апрель 2290,7 8.55 1887,2 7,31 2600,9 8,98 2685,3 7,60
Май 2273,5 8,49 1960,4 7,59 2631,5 9.09 2731,2 7,72
Июнь 2206,5 8,24 2019,5 7,82 2381,6 8,22 2912,5 8,23
II квартал 6770,7 25,28 5867,1 22,72 7614 26,29 8329,0 23,54
1-ое  полугодие 12722,4 47,50 11295,2 43,74 14706,9 50,79 15704,3 44,39
Июль 2128,8 7,95 2150,9 8,33 2261,3 7,81 3217,0 9,09
Август 2265,1 8,46 2265,8 8,77 2229,1 7,70 3188,8 9,01
Сентябрь 2262,0 8,44 2408,4 9,33 2252,8 7,78 3220,0 9,10
II квартал 6655,9 24,85 6825,1 26.43 6743,2 23,29 9625,8 27,21
Январь-сентябрь 19378,3 72,34 18120,3 70,17 21450,1 74,08 25330,1 71,59
Октябрь 2433,7 9,09 2607,3 10,1 2330,1 8,05 3338,2 9,44
Ноябрь 2279,2 8,51 2385,9 9,24 2315,9 8,0 3326,0 9,40
Декабрь 2695,6 10,06 2708,4 10,49 2860,1 9,88 3385,7 9,57
IV квартал 7408,5 27,66 7701,6 29,83 7506,1 25,92 10049,9 28,41
Итог  за год 26786,8 100 25821,9 100 28956,2 100 35380 100

     Проанализировав данные таблицы можно сделать  вывод, что годовой оборот розничной  торговли по продовольственным товарам  в 2005 году по сравнению с 2004 годом  увеличился на 8,1%, что в суммарном  выражении составило 2169,4 млн. рублей. На увеличение объема оборота повлиял рост объема в период с января по сентябрь на 10,63%, что в суммарном выражении составило  2061,8 млн. рублей и увеличение оборота за IVквартал.

     Годовой оборот розничной торговли по непродовольственным  товарам в 2005 году по сравнению вырос на 9558,1 млн. рублей, что в процентном отношении составляет 37,02 %. На увеличение повлиял существенный рост оборота в I, II,III иIV кварталах.

     Наибольшую  долю  в общем объеме  розничной  торговли по непродовольственным товарам в 2004 году занимает IVквартал – 27,66%, в 2005 году – IIквартал, что составило 26,29%. Наибольшую долю в общем объеме по непродовольственным товарам в 2004 и 2005 году занимает IVквартал – 29,83% и 28,41% соответственно.

     Динамика  оборота розничной торговли продовольственными товарами показана на рисунке 10, непродовольственными товарами – на рисунке 10.

     Удельный  вес каждого квартала в оборотах продовольственных и непродовольственных товаров представлены на рисунке 11. 

Рисунок 9. Динамика оборота розничной торговли продовольственными товарами

Рисунок 10. Динамика оборота розничной торговли непродовольственными товарами 

Рисунок 11. Удельный вес каждого квартала в оборотах продовольственных и непродовольственных товаров 
 

3.Региональное  развитие торговли 
 

Таблица 1- Структура оборота розничной  торговли в 2004-2005 годах, (млрд.руб.)

Основные  показатели 2004 год 2005 год Абсолютное  отклонение(+/-) 2005 г. в % к  2004 г.
1.Общий  оборот розничной торговли 5600 7000 1400 125,0
2.Оборот  продовольственных товаров, в том числе: 2560 3250 690 127,0
Оборот  продуктов питания 1990 2560 570 128,6
Оборот  алкогольных напитков 570 690 120 121,1
3.Оборот  непродовольственных товаров. 3040 3750 710 123,3
Ткани, одежда, обувь. 1550 1910 360 123,2
Культурно-бытовые и хозяйственные товары. 1490 1840 350 123,5
4.Удельный  вес продовольственных товаров в общем объеме оборота розничной торговли, %. 45,7 46,4 0,7 -
5.Удельный  вес непродовольственных товаров в общем объеме оборота розничной торговли, %. 54,3 53,6 -0,7 -

Информация о работе Ценообразование в сфере торговли. Методы регулирования цен на потребительском рынке