Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 15:40, курсовая работа
Актуальность темы: Цена и ценообразование являются центральными элементами комплекса маркетинга. Цены обслуживают весь оборот по приобретению и реализации товаров, а ценообразование – это ключевой инструмент в распоряжении фирмы или организации. От выбора метода ценообразования зависит деятельность и развитие предприятия.
Целью курсовой работы является: рассмотрение методов ценообразования в торговли, анализ ценовой политики и выявление проблем, связанных с ценообразованием.
Введение 3
I. Теоретическая часть 4
1. Цена – понятие, сущность, функции 4
2. Основы механизма ценообразования в торговле 12
3. Характеристика потребительского рынка, методы регулирования цен на потребительском рынке 15
II. Практическая часть 20
1. Внешнеторговое развитие РФ 20
2. Оценка развития внутренней торговли РФ 28
3. Региональное развитие торговли 36
Заключение 43
Список использованной литературы 45
3. Характеристика
потребительского рынка
Потребительский рынок представляет собой ту часть товарного рынка, на которой товары (услуги) покупаются для личного пользования. Рынок товаров - это еще не потребительский рынок в его широком социально-экономическом значении. Если главная функция товарного рынка - реализация товаров, то на потребительском рынке товар не только реализуется, но и через сложный механизм потребностей и спроса переходит в сферу потребительного производства, потребляется, в результате воспроизводится рабочая сила. Здесь происходит столкновение интересов производителей и потребителей, завершается экономическое движение товара, дается оценка товарам. Специфические черты, присущие потребительскому рынку, обусловлены экономическим назначением потребительских товаров и услуг, как средства удовлетворения личных и коллективных потребностей, и содержанием услуг, оказываемых покупателям хозяйствующими субъектами рынка.
По
своему удельному весу и роли в
обеспечении жизнедеятельности
населения потребительский
Систему государственного регулирования потребительского рынка следует понимать как совокупность отношений между субъектом и объектом управления, которые в свою очередь подразумевают наличие целей, задач, принципов, функций и методов осуществления управленческого воздействия.
Главной целью государственного регулирования потребительского рынка является оптимизация потребностей, интересов и целей всех его участников, объединенных для необходимого достижения общественно значимых и приемлемых целей. Решение задач регулирования потребительского рынка направлено на обеспечение условий для гармоничного развития индивидуальных, коллективных и общественных потребностей в товарах и услугах, что можно рассматривать как гарантию устойчивого развития общества.
Системный характер любого явления или процесса подразумевает наличие определенных принципов его протекания. В буквальном значении принцип - руководящая идея, основное правило деятельности или же основа устройства, действия какого-либо механизма.
Механизм государственного регулирования рынка потребительских товаров также основан на определенных принципах, соблюдение которых позволяет эффективно достигать обозначенных целей. Эти принципы должны учитывать особенности текущего периода социально-экономического развития: состояние экономики, роль государственных институтов управления рынком, шкалу общественных приоритетов, уровень развития материальных и духовных потребностей населения и т.д. Вместе с тем они должны включать и универсальные правила управленческой деятельности, независимо от текущих особенностей. Потребительский рынок можно определить как сферу проявления причинно-следственных связей между производителями и потребителями материальных, нематериальных и духовных благ в форме товарно-денежного оборота, между потребностями, спросом и потребительным производством.
Разработка ценовой политики и стратегии предприятия осуществляется в три этапа:
– сбор исходной информации (оценка
затрат, уточнение финансовых целей
предприятия, определение
– стратегический анализ (финансовый, сегментный анализ рынка, анализ конкуренции и потребителей, оценка влияния государственного регулирования);
– формирование окончательной стратегии.
Основные типовые стратегии
Разновидностью премиального
При выборе стратегии средних
цен фирма устанавливает цену
на уровне конкурентов (
Нейтральное ценообразование
– покупатели весьма чувствительны к уровню цены;
– предприятия-конкуренты жестко отвечают на любую попытку изменить сложившиеся пропорции продаж на рынке;
– каждому предприятию на рынке необходимо поддерживать определенные соотношения цен в рамках ценового ряда. Под ценовым рядом понимается существующие одновременно соотношения цен на различные модели или модификации одной и той же продукции.
Если предприятие
Различные варианты последней стратегии:
– низкая цена на ходовой товар (приманку), повышенные цены на другие товары ассортимента;
– низкая цена на основной товар компенсируется завышением цен на дополняющий товар;
– выпуск несколько версий товара для сегментов с разной эластичностью;
- связывание в набор
Кроме
этого, существует ряд дополнительных
стратегий поощрения покупателей к потреблению.
Например, стратегия «неокругленных цен»,
или «дифференциации цен в рамках взаимосвязанных
товаров».
II.
Практическая часть
1.Внешнеторговое
развитие РФ
Таблица 1 -Динамика внешнеторгового оборота России (по методологии платежного баланса)
Период | ВТО, млн. | Темп изменения, % | В том числе | Отклонение(+/-) | |||||
Экспорт, млн. | Импорт, млн. | Экспорт | Импорт | ||||||
2005 | 2006 | 2005 | 2006 | 2005 | 2006 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Январь | 21168 | 29518 | 139,45 | 14172 | 20938 | 6996 | 8580 | 1584 | 6766 |
Февраль | 24684 | 32323 | 130,95 | 16212 | 21964 | 8472 | 10359 | 1887 | 5752 |
Март | 29991 | 37125 | 123,79 | 19798 | 24462 | 10193 | 12663 | 2470 | 4664 |
I квартал | 75843 | 98966 | 130,49 | 50182 | 67364 | 25661 | 31602 | 5941 | 17182 |
Апрель | 29595 | 35229 | 119,04 | 19898 | 24070 | 9697 | 11159 | 1462 | 4172 |
Май | 29907 | 39794 | 133,06 | 20284 | 27118 | 9623 | 12676 | 3053 | 6834 |
Июнь | 29514 | 39770 | 134,75 | 19413 | 25432 | 10101 | 14338 | 4237 | 6019 |
II квартал | 89016 | 114793 | 128,96 | 59595 | 76620 | 29421 | 38173 | 8752 | 17025 |
I полугодие | 164859 | 213759 | 129,66 | 109777 | 143984 | 55082 | 69775 | 14693 | 34207 |
Июль | 32352 | 39623 | 122,47 | 21503 | 25902 | 10849 | 13721 | 2872 | 43399 |
Август | 32347 | 42771 | 132,23 | 21580 | 28273 | 10767 | 14498 | 3771 | 6693 |
Сентябрь | 32555 | 40386 | 124,05 | 21730 | 25794 | 10825 | 14592 | 3767 | 4064 |
III квартал | 97254 | 122780 | 126,25 | 64813 | 79969 | 32441 | 42811 | 10370 | 15156 |
Октябрь | 33754 | 40620 | 120,34 | 22206 | 24916 | 11548 | 15704 | 4156 | 2710 |
Ноябрь | 34665 | 41788 | 120,55 | 22304 | 25631 | 12361 | 16157 | 3796 | 3327 |
Декабрь | 38345 | 49438 | 128,93 | 24472 | 30019 | 13873 | 19419 | 5582 | 5547 |
IV квартал | 106764 | 131846 | 123,49 | 68982 | 80566 | 37782 | 51280 | 13498 | 11584 |
Год в целом | 368877 | 468385 | 126,98 | 243572 | 304519 | 125305 | 163866 | 38561 | 60947 |
Проанализировав данные таблицы, можно сделать вывод, что ВТО РФ в 2006 году, по сравнению с 2005 годом увеличился на 99508 млн. долларов США, 26,98%. На это повлияли следующие факторы:
1) увеличение ВТО происходило в четырех кварталах. В первом квартале на 23123 млн. долларов США, темп роста составил 30,49%, во втором – 25777 млн. долларов США, темп роста составил 28,96%, в третьем – 25526 млн. долларов США, темп роста составил 26,25% и в четвертом – 25082 млн. долларов США, темп роста составил 23,98%;
2) произошел рост оборота по импорту и экспорту. В 2006 году, по сравнению с 2005 годом, оборот по импорту увеличился на 38561 млн. долларов США, темп роста составил 30,77%, а оборот по экспорту - на 60947 млн. долларов США, темп роста составил 25,02%.
Динамика ВТО в 2005-2006 годах представлена на рисунке 1.
Объем
оборота по экспорту и импорту
можно рассмотреть по рисунку
2.
Рисунок
1. Динамика ВТО в 2005-2006 годах
Рисунок
2. Объем оборота по экспорту и импорту
Таблица 2- Динамика экспорта и импорта по странам дальнего зарубежья и государств-участников СНГ
Страны дальнего зарубежья | Государства-участники СНГ | |||||||
Экспорт | Импорт | Экспорт | Импорт | |||||
∑млн.$США | Удельный вес,% | ∑млн.$ США | Удельный вес,% | ∑млн.$ США | Удельный вес,% | ∑млн.$ США | Удельный вес,% | |
2005 год. | ||||||||
I квартал | 43466 | 20,69 | 20954 | 20,25 | 6716 | 20,04 | 4707 | 21,55 |
IIквартал | 51349 | 24,45 | 23920 | 23,12 | 8245 | 24,60 | 5500 | 25,18 |
IIIквартал | 55609 | 26,47 | 26860 | 25,96 | 9204 | 27,46 | 5581 | 25,55 |
IV квартал | 59629 | 28,39 | 31730 | 30,67 | 9352 | 27,90 | 6052 | 27,72 |
Год | 210033 | 100 | 103464 | 100 | 33517 | 100 | 21840 | 100 |
2006 год. | ||||||||
I квартал | 57787 | 22,13 | 26444 | 19,08 | 9677 | 22,24 | 5158 | 20,44 |
II квартал | 66421 | 25,44 | 32450 | 23,41 | 10200 | 23,44 | 5724 | 22,68 |
III квартал | 67617 | 25,90 | 35961 | 25,94 | 12352 | 28,39 | 6850 | 27,14 |
IV квартал | 69282 | 26,53 | 43775 | 31,58 | 11284 | 25,93 | 7505 | 29,74 |
Год | 261107 | 100 | 138630 | 100 | 43513 | 100 | 25237 | 100 |