Ценообразование в Интернете на информационные товары и услуги

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 07:55, реферат

Описание работы

Рынок информационных товаров и услуг является сегодня самым динамично развивающимся. Информационный бизнес, ставший одним из наиболее прибыльных и перспективных, привлекает все больше и больше фирм. Информационные потребности разных уровней растут быстрыми темпами, что расширяет возможности информационного обмена, ведет к появлению все новых информационных продуктов, стимулирует развитие всех видов информационной деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Интернет - рынок информации…………………………………...………4
1.1 Понятие рынок информации…………………………………………..4
1.2 Предпосылки появления и характеристика информационного рынка Интернет…………………………………………………………………...…….8
1.3 О рынке поиска информации в Интернете……………………….…14
2. Механизм ценообразования на информационные продукты в Интернете………………………………………….…………………………..19
2.1 Постановка задачи ценообразования………………………………..19
2.2 Маркетинговые стратегии цен……………………………………….21
2.3 Определение цены………………………………………………….…25
Заключение………………………………………………………………….…29
Список литературы……………………………

Работа содержит 1 файл

Ценообразование в инэт.doc

— 195.00 Кб (Скачать)

Как известно, собственность  на информацию является основой монопольной  власти, поскольку владение патентами и лицензиями служит барьером для проникновения в отрасль. Существует и другой важный аспект, связанный с передачей информации, - условия продажи технологий. В них могут включаться ограничения, заранее устраняющие проявление каких-либо конкурентных преимуществ, например, касающиеся рынков сбыта готовой продукции. В таком случае нарушается механизм конкуренции. В то же время информатизация экономики придает данному механизму новые качества. Так, высокая насыщенность рынка товарами и услугами заставляет фирмы постоянно следить за техническими достижениями в своей отрасли, отыскивать на рынке ниши для новых товаров и услуг. Гибкость информационного производства и маркетинг на основе электронных технологий позволяют производителю быстро реагировать на изменение рыночной ситуации. В таких условиях конкуренция становится динамичной, сменяя статичную конкуренцию индустриальной эпохи, когда фирмы, внедрив новые технологии, могли в течение некоторого времени пожинать плоды нововведений, получая монопольную сверхприбыль. 

1.2 Предпосылки появления  и характеристика  информационного  рынка Интернет

В области  электронных сделок рынок информации выступает непосредственным элементом  рыночной инфраструктуры, область электронной  коммуникации находится на стыке  с отраслью связи, а информация, относится к нематериальному производству.

Возникновение и функционирование полнофункционального и широкомасштабного информационного  рынка имеет полностью объективный  характер.

Предпосылок этого процесса немало, к ним относится:

  1. слияние в последнее время телефонных и компьютерных систем, телекоммуникаций и обработки информации в одну модель;
  2. замена бумаги электронными средствами, включая электронные банковские услуги вместо использования чеков, электронную почту, передачу газетной и журнальной информации факсимильными средствами и дистанционное копирование документов;
  3. расширение телевизионной службы через кабельные системы с множеством каналов и специализированными услугами, что позволило осуществлять прямую связь с домашними терминалами потребителей (хотя этот процесс не получил пока массовой поддержки);
  4. реорганизация хранения информации и систем ее запроса на базе компьютеров в интерактивную информационную сеть, доступную для исследовательских групп; прямое получение информации из банков данных через библиотечные и домашние терминалы;
  5. постепенное расширение системы образования на базе компьютерного обучения и т.д.

Одной из важнейших  составных частей или даже некого авангарда информационного рынка  выступает на сегодняшний день Интернет (Сеть, Всемирная Паутина и т.д.). 

Особенности  Интернет – рынка: 

1.Конкуренция  между поставщиками информации  усилилась, так как исчезли   барьеры входа на данный  рынок  снизились: исчез географический  барьер, подешевел интернет, регистрация  сайта и хостинг. 

2.С развитием  Интернет тиражирование информационных  продуктов  стало практически  бесплатным. Если раньше надо  было переписывать информацию  на материальный носитель –  книгу, или дискету, то сейчас  ее можно свободно скачать  через интернет. Вследствие этого  определенная часть информации перестает быть редким благом. То есть, вместо покупки, например, книги, ее можно спокойно скачать. Пиратство и плагиат – тоже следствие данного явления. 

3.Произодство  и бесплатное распространение  информационного продукта становится одним из сигналов, снижающих асимметрию информацию. Например, корпоративный блог показывает профессионализм его владельца, а качественная статья больше говорит о статусе ученого, чем его регалии.  

4.Часть информации  производится и предоставляется потребителю бесплатно, для того чтобы обеспечить посещаемость своего ресурса и поднять его привлекательность для рекламодателей. Раньше это был удел профессионалов на телевидении и прочих СМИ. Сейчас это может сделать каждый. Тем более, как было указано ранее, из-за низких затрат на тиражирование, многие коммерческие информационные продукты воруются и распространяются бесплатно уже другими фирмами. Поэтому многие фирмы предпочитают бесплатно выставить свой продукт и заработать на рекламе. К тому же, не каждый будет платить за информацию, а с помощью рекламы определенный уровень дохода обеспечен. 

5.Стать игроком  на рынке информации может  каждый, кто может ее производить  или систематизировать. Это стимулирует  производство информации и в  тоже время создает множество некачественных информационных продуктов. 

6.Информационные  ресурсы создаются не только  владельцем «веб-площадки», а  сообществом, которое интересуют  общие проблемы (например, Википедия,  форумы, электронные журналы и  т.п.). Причем именно здесь проявляется  сетевой эффект – чем больше участников сообщества, тем оно привлекательней. 

7.Знания стали  передаваться практически мгновенно.  Поэтому приходится их все  быстрее производить, чтобы получить  конкурентное преимущество. 

8.Организации  переводят информационные потоки в интернет и создаются концепции электронного правительства, электронной коммерции, даже электронной кафедры и деканата. 

Это снижает  трансакционные издержки для субъектов  рынка информации. А уровень трансакционных затрат в современной экономике является одним из главных критериев эффективности организации бизнес-процесса и одним из главных критериев привлекательности субъекта информационного рынка. Например перенос многих информационных потоков между кафедрой и студентами в Интернет (консультации, методическая информации, электронные материалы и т.п.) позволит снизить затраты времени как преподавателей так и  студентов. 

9.Доступность  информации о фирме, ее информационная  открытость, снижающая асимметрию, становится одним из факторов  конкурентоспособности фирмы и специалиста, то есть является сигналом о высоком качестве, так как фирмам с «плохим товаром»  выгодна непрозрачность рынка. 

Для производителя  научной информации, например, ученого (как одного из главных производителя  знаний) информационная открытость начинает выражаться в ведении собственного блога, на котором публикуются статьи, мнения о событиях и проблемах и т.п.. Какие преимущества дает подобная практика? 

Во-первых, благодаря  механизму обратной связи, с помощью  блоггинга можно выработать адекватную самооценку. Читая отзывы, советы и критические замечания, ученый более точно оценит свои идеи. 

Во-вторых, можно  наладить связь с другими исследователями. Ведь именно они будут целевой  аудиторией блога. 

В-третьих, повышается ответственность, поскольку, зная, что его высказывания будут изучаться множеством посетителей блога, ученый будет гораздо тщательней прорабатывать материал. 

В-четвертых, ведение  блога может позволить извлечь  доход от рекламы и продажи  своего информационного продукта. 

10.Фирмы приобретают  сетевой характер, так как интернет, снижая трансакционные издержки, позволяет уменьшить количество уровней иерархии. 

11.Получают распространения  сетевые блага. Сетевые блага  - это блага, обладающие следующими  свойствами: 

• комплементарность, совместимость и стандартность;

• существенная экономия на масштабе производства;

• сетевые внешние  эффекты; эффекты ловушки. 

Комплементарность означает, что потребители на рынках сетевых благ осуществляют покупку  блага, которое может быть использовано только совместно с другими благами: например, компьютеры потребляются совместно с мониторами. Таким образом, потребители покупают не просто отдельно взятые блага, а части системы, сети. С технической точки зрения, комплементарность означает совместимость, а совместимость требует, чтобы такие блага работали на одном стандарте. 

Структура издержек сетевых благ отличается от структуры  издержек обычных благ: основная часть  издержек приходится на начальный период их производства, а последующее копирование стоит ничтожно мало по сравнению с первоначальными затратами, из чего следует, что издержки изготовления первого экземпляра непропорционально велики по отношению к издержкам последующих экземпляров. 

Сетевой внешний  эффект, близкий по своей сути к эффекту экономии на масштабе производства: каждый дополнительный пользователь сетевого блага увеличивает полезность для других индивидов. 

В отношении  сетевых благ действуют так называемые эффекты ловушки. Американские экономисты К. Шапиро и X. Вэриан выделяют пять основных причин возникновения эффектов ловушки: 

1.Существующие  контракты и соглашения (потребители  часто оказываются пойманными  условиями, заключенных контрактов, расторжение которых связано  с дополнительными издержками); 

2.Обучение (иногда  потребителю бывает сложно переучиться для работы с другим сетевым благом: например, обучение работе с операционной системой Windows требует времени и увеличивает трансакционные издержки перехода с одной системы на другую); 

3.Конверсия информации (программное обеспечение генерирует файлы, которые сохраняются в определенном цифровом формате, а переход на новое программное оборудование требует конверсии); 

4.Издержки подключения  (подключение к системе Интернет, к мобильной телефонной связи  и т.п. сопряжено с определенными издержками). 

12.Вследствие  быстрого распространения знаний  и возрастании их роли в  деятельности фирмы. Возникает  концепция фирмы, направленной  на управление знаниями. Акцент  делается на следующих процессах: 

• обеспечение  доступа к ценным знаниям, находящимся за пределами организации;

• использование  имеющихся знаний при принятии решений;

• стимулирование роста знаний посредством организационной  культуры и поощрений; (не должны работать пословицы «инициатива наказуема» и т.п.)

• передача существующих знаний из одной части организации в другую;

• создание новых  знаний, признаваемых рынком.

• воплощение знаний в процессах, продуктах и/или услугах;  

Приверженцы этой теории считают, что смысл существования  фирмы не просто в снижении трансакционных и производственных издержек, а в том, чтобы стимулировать создание знаний, прежде всего, "скрытых". Скрытые знания – знания, которые трудно передать явным путем. 

Явные знания передаются легко и быстро, поэтому они  не могут быть источником конкурентоспособности. А скрытые знания передать трудно – поэтому именно они делают фирму уникальной. 

Каждый элемент  фирмы превращается в звено общей  цепи производства и реализации знания. 

Функции рынка: 

1.Снижение асимметрии  информации и усиление эффективности  работы рыночного механизма. 

4.Снижение трансакционных  издержек, как фирм, так и населения. 

2.Распространение  нововведений 

3.Повышение производительности  труда через внедрение новых  технологий и образование. 

Можно выделить 4 рынка, каждый из них имеет свою специфику:

• Рынок научной  информации - производит научные знания и покупателями здесь являются фирмы-новаторы.

• Рынок массовой информации – СМИ и т.п., - потребителем является население.

• Рынок коммерческой информации (маркетинговой, финансовой, рыночной) – информация о состоянии рынка. Покупателями являются фирмы, которые к риску не склонны.

• Рынок образования  – знания студентам – для повышения  качества своего человеческого капитала, отчасти.  

Кроме того, часть  информационного продукта является общественным благом, то есть благом, которое нужно обществу в целом, но не имеет коммерческой привлекательности. Его производством должно заниматься государство. 

Информация о работе Ценообразование в Интернете на информационные товары и услуги