Ценообразование на рынке факторов производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 22:08, курсовая работа

Описание работы

Как продавец своей продукции фирма выходит на рынок товаров; как покупатель ресурсов - на рынок факторов производства. Каковы поведенческие особенности фирмы как продавца? Его главный интерес в соответствии с законом предложения - продать больше продукции по более дорогой цене. При высокой цене продукции, фирмы увеличивают свое производство и предложение на рынке.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

1.Факторы производства……………………………………………………...4

2.Рынки факторов производства……………………………………………..10
2.1. Рынок труда……………………………………………………………..11
2.2. Рынок капитала…………………………………………………………17
2.3. Рынок земли…………………………………………………………….22
2.4. Предпринимательство как фактор производства…………………….27

3.Особенности спроса и предложения основных факторов производства..31
3.1. Особенности формирования спроса и предложения по основным факторам производства……………………………………………………….31
3.2. Условие равновесия фирмы. Закон взаимозамещения………………34

4.Особенности формирования цены на рынках факторов производства в условиях совершенной конкуренции………………………………………...35
4.1. Особенности ценообразования на рынке труда………………………37
4.2. Особенности ценообразования на рынке капитала…………………..40
4.3. Особенности ценообразования на рынке земли……………………...45

Заключение…………………………………………………………………….48

Список использованной литературы…………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 424.50 Кб (Скачать)

Практически задача выбора наилучшего сочетания факторов производства решается путём сравнения:

1) рыночной цены факторов производства;

2) предельного, дополнительного продукта, который производиться с помощью дополнительной единицы этого фактора производства. Предельный продукт фактора производства - это прирост физического объёма продукта при том, что затраченный на его производства дополнительный фактор производства возрос на какую-то минимальную величину (одну единицу).

Почему для сравнения берётся не весь произведённый продукт, а только его прирост (предельный продукт)? Это связано с тем, что для определения стратегии и тактики поведения фирмы на рынке факторов производства важно знать изменяющуюся часть (прирост) продукта, а также за счёт чего этот прирост можно обеспечивать, на, чём можно сэкономить деньги.

Тем самым сравнение величины предельных продуктов, полученных для использования дополнительных единиц различных факторов производства, позволяет предпринимателям добиваться оптимальной организации производства. Если один фактор дороже, его заменяют другим, происходит как бы конкуренция между дополнительными факторами производства за предельный продукт.

В результате такой конкуренции образуется равновесие факторов производства, т.е. их более или менее устойчивое сочетание.

Процесс замещения одного фактора другим прекращается по достижении состояния равновесия, когда на 1 рубль любого фактора производства получается равный предельный продукт и равный доход после его продажи.

Спрос на факторы производства (землю, труд, капитал) в основном зависит:

1) от объёма производства;

2) от соотношения цен на факторы производства.

При приобретении объёма производства фирма исходит из:

1) спроса на товар;

2) необходимости достижения равенства предельного дохода предельным издержкам. При этом у предприятия появляются устойчивые доходы при определённых издержках производства. Эта величина определяет совокупный спрос на все факторы производства. Кроме того, спрос на факторы производства - производный, для которого исходным всегда является спрос на конечную продукцию фирмы.

Иначе говоря, чем выше спрос на тот товар, который выпускает фирма, тем выше спрос предприятия на определённую комбинацию факторов производства по ценам, которые могут свести к минимуму издержки. Купив факторы производства, предприниматель обеспечивает себе возможность получения доходов, поскольку купленный фактор производства становить капиталом предприятия.               

 

4.Особенности формирования цены на рынке труда в условиях совершенной конкуренция

Для рынка труда, или рынка рабочей силы, справедливо все сказанное ранее о рынках факторов производства вообще. Вместе с тем следует отметить некоторые особенности, относящиеся, прежде всего к предложению труда. Последнее может быть рассмотрено на трех уровнях:

- предложение труда со стороны отдельного рабочего;

- предложение труда индивидуальному предпринимателю;

- рыночное предложение конкретного вида труда.

Индивидуальное предложение труда определяется его вмененными издержками, которые, в свою очередь, характеризуют обусловленные трудом жертвы: работа может быть неприятной и даже вредной для здоровья, работа сокращает продолжительность досуга. Каждый дополнительный час работы обусловливает и дополнительные, или предельные, жертвы, т.е. вмененные издержки растут. Кривая обусловленных трудом жертв имеет положительный наклон. Кривая предложения труда отдельного работника не всегда будет восходящей. При определенных обстоятельствах количество предлагаемых работником часов (дней и т.д.) труда может сокращаться, несмотря на повышение ставки заработной платы.

Чтобы понять механизм такого поведения, рассмотрим два эффекта повышения ставки заработной платы: эффект замещения и эффект дохода. Эффект замещения побуждает людей больше трудиться, так как рост ставки заработной платы делает досуг экономически невыгодным. Эффект дохода состоит в том, что более высокая заработная плата повышает благосостояние человека, он начинает больше ценить свободное время и, главное, может позволить себе больше досуга без снижения уровня жизни. В зависимости от того, какой эффект преобладает, предложение труда со стороны работника будет либо расти, либо сокращаться. Обычно при низких ставках заработной платы преобладает эффект замещения, т.е. люди стремятся работать больше.

Если рассматривать предложение труда, с которым сталкивается индивидуальный предприниматель, то в условиях свободной конкуренции это предложение будет совершенно эластичным. Предприниматель при найме рабочих выступает как ценополучатель, т.е. выплачивает заработную плату на равновесном рыночном уровне. Что касается рыночного предложения конкретного вида труда, то кривая в данном случае будет иметь сугубо восходящий характер, поскольку более высокие ставки заработной платы привлекут большее количество людей, готовых выполнять данный вид работы.

 

4.1.Ценообразование на рынке труда в условиях несовершенной конкуренции

Несовершенная конкуренция может проявляться в разных формах. Рассмотрим поочередно некоторые типичные случаи. Монополия на рынке товаров и услуг. Предположим, что фирма-монополист на рынке готовой продукции закупает ресурсы на совершенно конкурентных рынках. Тогда на рынке готовой продукции фирма является ценодателем, а на рынке ресурсов — ценополучателем. Монополистическая цена на готовую продукцию в таком случае будет выше предельного дохода от дополнительной единицы изделия. Следовательно, на рынке ресурсов стоимость предельного продукта от использования дополнительной единицы ресурса будет выше создаваемого в данном случае предельного дохода. Во-первых, поскольку монополист занижает объем выпуска продукции по сравнению с рынком совершенной конкуренции, его спрос на ресурсы будет также ниже, следовательно, уровень занятости работников, или уровень использования иных ресурсов, будет также ниже, чем при совершенной конкуренции. Во-вторых, если при совершенной конкуренции для предельного работника маржиналистская теория предусматривает хотя бы формальную видимость эквивалентного обмена (MRP = VMP = РL = W), то при монополии на рынке товаров и услуг даже этот предельный работник получает заработную плату меньшую, чем стоимость созданного им предельного продукта (W = MRP, MRP < VMP, следовательно, W < VMP). Другими словами, возникает бесплатный для предпринимателя выигрыш, составляющий его экономическую прибыль. Монопсония на рынке труда. Если на рынке существует лишь один покупатель, такая ситуация называется монополией покупателя или монопсонией. Достаточно часто существует монопсония на рынках факторов производства, в частности на рынке труда. Монопсония, как и монополия производителя, может существовать как в общенациональном, так и в местном, региональном масштабе. Последнее встречается особенно часто. Так, нередки города, вся жизнь которых основывается на работе одного предприятия (например, шахты, химического, машиностроительного или текстильного комбината). Такое предприятие является на местном рынке практически единственным работодателем, и его закрытие грозит существованию всего города.

В отличие от совершенно конкурентной фирмы монопсонисту противостоит восходящая кривая предложения труда, т.е. кривая совокупного рыночного предложения. В этом случае, чтобы нанять дополнительного работника, фирма будет вынуждена повысить заработную плату. Это повышение с необходимостью коснется не только этого предельного работника, но и всех нанятых ранее. В результате предельные издержки от найма дополнительного работника будут выше, чем новый, повышенный уровень заработной платы (MRC > W). Поскольку монопсонист никогда не принимает какую-либо цену как данность, ему не противостоит кривая спроса на труд (аналогично тому, как монополисту-производителю не противостоит кривая предложения продукции). Монопсонист является ценодателем и должен одновременно выбрать некоторую комбинацию из цены труда и количества нанимаемых работников. Основным критерием поведения монопсониста является максимизация прибыли, следовательно, он будет нанимать работников до тех пор, пока не установится равенство его предельных издержек и предельных доходов от дополнительного работника, т.е. MRP — MRC. Пересечение кривых предельных издержек и кривой предельного дохода от фактора обусловит рыночное равновесие монопсониста и соответствующий ему уровень занятости. Что же касается ставки заработной платы, то ее уровень будет устанавливаться в зависимости от отраслевого предложения труда, от того уровня трансфертов, при котором данное количество работников готовы выполнять указанную работу. Монопсонисту нет смысла предлагать более высокую ставку, поскольку он найдет данное количество работников и по уровню заработной платы, равному трансферту. Таким образом, при монопсонии на рынке труда MRC > WM1 значит, и MRP> WM. Факт недоплаты и эксплуатации работников монопсонистом совершенно очевиден. Если сравнить монопсонический и совершенно конкурентный рынок, то легко заметить, что во втором случае равновесие рынка наступает в точке пересечения кривой отраслевого предложения к кривой отраслевого спроса (идентичной кривой предельного дохода от труда).

Этому равновесию соответствуют уровень занятости Qск и ставка заработной платы WCK. Оба этих показателя оказываются выше, чем при монопсонии. Следовательно, монопсонист понижает как уровень занятости, так и уровень оплаты труда. Двусторонняя монополия. Современные рынки труда характеризуются присутствием достаточно сильных и организованных профессиональных союзов работников, которые противостоят не менее сплоченным работодателям. Ситуацию можно расценивать как наличие монополии продавца (профсоюзов, заключающих коллективные договоры) и монополии покупателя (фирмы-работодателя). Как формируется цена на рынке труда в данном случае? Ситуация непростая, и предсказать точный исход противостояния подчас невозможно. К.Маркс по этому поводу писал, что происходит столкновение двух прав: права продавца и права покупателя. Первый хочет продать свою рабочую силу как можно дороже, второй — купить как можно дешевле. Там, где сталкиваются два права, решение принадлежит силе. И действительно, историческая практика показывает, что конкретный уровень заработной платы устанавливается в зависимости от соотношения сил профсоюзов и предпринимателей. Абстрактный экономический анализ не может определить точный исход противостояния, однако он в состоянии установить пределы колебания ставки заработной платы. Очевидно, что ставка зарплаты, с одной стороны, не может подняться выше W1 так как это точка равновесия монопсониста, иначе его предельные издержки от труда станут превышать предельные доходы от труда. С другой стороны, ставка заработной платы не может быть ниже того уровня, который существует при монопсонии (WM и так наихудший для работников вариант). Следовательно, в интервале между вышеназванными уровнями и будет происходить борьба за конкретный уровень оплаты труда. Профсоюзы заинтересованы сузить этот интервал, т.е. сделать так, чтобы ставка была не ниже, чем при совершенной конкуренции. Пусть это будет уровень W2. Тогда кривая средних и предельных издержек пойдет первоначально горизонтально, и лишь после пересечения с кривой MRP она распадется на две восходящие кривые: MRC и АС. Профсоюзы в этом случае могут добиться одновременно увеличения как уровня занятости (Q2), так и оплаты труда (W1).

 

4.2 Особенности ценообразования на рынке капитала

Для понимания природы факторов производства и их роли в воспроизводственном процессе и процессе накопления капитала необходимо различать функцию фактора, или оказываемые им услуги, и сам фактор как материальный носитель, способный выполнять производственные функции. Так, любой станок сам по себе есть лишь металл в определенной форме. Функция станка состоит в способности производить какой-либо продукт посредством переработки сырого материала. Это отделение носителя капитала от его функции/услуги имеет большое значение при формировании дохода и при отчуждении. Владелец станка может сам использовать станок производительно и получать регулярно прибыль от этой деятельности. Можно продать станок. В таком случае бывший собственник станка получит разовый доход, равный его цене. Есть и третий вариант использования станка: можно продавать услуги капитала, т.е. сдавать станок в аренду. При этом доход будет представлен в форме регулярных рентных платежей. Следует отметить, что в последние десятилетия долгосрочная аренда средств производства, или лизинг, находит все большее распространение не только в национальных, но и в международных масштабах. Изложенное выше полностью справедливо и для природных ресурсов. Владелец участка земли может сам вести на ней хозяйство (выращивать урожай, рубить лес, добывать нефть и т.д.) и получать предпринимательскую прибыль. Однако с давних времен владение участком земли не предполагало, что собственник непременно сам будет ее обрабатывать. Земля испокон веков сдавалась в аренду и приносила собственнику доход в форме ренты. С другой стороны, землю можно продать и реализовать доход собственника в виде продажной цены земли. Несколько особняком стоит такой фактор, как труд. Само название этого фактора относится не к материальному носителю, как в случае земли и капитала, а к его функции. Носителем способности к труду выступает человек. При рабовладении различие между человеком и его трудом прослеживалось очень четко. Человека (раба) можно было продать, а можно было использовать его трудовую функцию. Не случайно, что раба расценивали как "говорящее орудие". В современных условиях существует только рынок труда (услуги), но не рынок рабов. Поэтому и личностный фактор производства называется по его функции, а не по носителю. Таким образом, выражение "цена труда" характеризует продажу не самого человека, а лишь его трудовых услуг.

Далее будут рассмотрены особенности ценообразования на рынке факторов производства с учетом различий между ценой самого ресурса и ценой его производственных услуг, или рентой. Рынок услуг капитала. На рынке услуг капитала спросу на арендуемое оборудование противостоит его предложение. При этом следует различать спрос и предложение со стороны отдельно взятой фирмы и рыночные спрос и предложение. Как фирма-арендатор, так и фирма-собственник руководствуются известным принципом рационального поведения на рынке: они продолжают наращивать количество арендуемой (сдаваемой в аренду) техники до тех пор, пока не уравняются их предельные издержки и предельные доходы от аренды дополнительной единицы оборудования (MRC = MRP).

Для совершенно конкурентной фирмы-арендатора ее спрос на оборудование будет определяться предельным доходом от капитальных услуг и зависеть обратно пропорционально от рыночной ставки рентных платежей. Вместе с тем фирма имеет дело с совершенно эластичным предложением, поскольку при данной рыночной ставке t она может закупить на рынке любое интересующее ее количество услуг капитала. Для рынка в целом в долгосрочном аспекте кривые спроса и предложения капитальных услуг имеют обычно соответственно нисходящий и восходящий характер. В краткосрочном периоде совокупное предложение услуг капитала определенного вида будет совершенно неэластичным и отображается графически вертикалью, поскольку в конкретный момент наличествует строго определенное количество конкретного типа оборудования. Собственник оборудования, сдающий его в аренду в условиях совершенной конкуренции, будет иметь горизонтальную кривую спроса, т.е. рынок готов принять любое предложенное данной фирмой количество капитальных услуг по действующей рыночной ставке рентных платежей.

Рассмотрим подробнее предложение со стороны собственника оборудования. В краткосрочном периоде количество сдаваемого в аренду оборудования не меняется. Поэтому сдача в аренду существующего оборудования сопряжена с предельными издержками, включающими:

1) амортизацию;

2) расходы на текущее обслуживание оборудования.

Эти расходы обусловлены тем, что в каждый временной период аренды оборудование изнашивается и теряет часть своей стоимости, а также тем, что для подготовки оборудования к сдаче в аренду его надо подремонтировать, отрегулировать, транспортировать.

Предельные издержки амортизации и текущего обслуживания практически постоянны, и каждый дополнительный день сдачи оборудования в аренду сопряжен с одинаковыми дополнительными расходами. Величина этих предельных издержек составит повременную ставку рентных платежей. В долгосрочном периоде фирма имеет возможность закупить дополнительное оборудование и предоставить его также в аренду. Третий элемент — временные издержки закупки оборудования, равны процентной ставке, от которой отказывается фирма, приобретая оборудование, вместо того чтобы положить деньги в банк или инвестировать их в иной проект.

Рынок капитала как такового. Спрос на капитал, или капитальные товары (оборудование, инструменты и пр.), вытекает из стремления инвестировать, т.е. прирастить капитал. Инвестиционный проект будет принят, если предельные издержки по его осуществлению не превысят предельного дохода от полученного в результате продукта. Следовательно, спрос на инвестиционные товары будет определяться этим предельным доходом. Подобная характеристика спроса не содержит ничего принципиально нового. Особенность спроса на инвестиционные товары состоит в том, что капитал существует во времени и многие компоненты связанных с ним издержек и доходов относятся к разным периодам. Таким образом, достаточно сложно сравнивать предельные затраты и выгоды и принимать рациональное решение. Существуют два метода решения данной проблемы: 1) метод приведения потока будущих издержек и доходов к настоящему моменту времени, или дисконтирования стоимости будущих денежных потоков, 2) метод определения уровня отдачи (окупаемости) от капитальных вложений.

Информация о работе Ценообразование на рынке факторов производства