Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 22:08, курсовая работа
Как продавец своей продукции фирма выходит на рынок товаров; как покупатель ресурсов - на рынок факторов производства. Каковы поведенческие особенности фирмы как продавца? Его главный интерес в соответствии с законом предложения - продать больше продукции по более дорогой цене. При высокой цене продукции, фирмы увеличивают свое производство и предложение на рынке.
Введение……………………………………………………………………….3
1.Факторы производства……………………………………………………...4
2.Рынки факторов производства……………………………………………..10
2.1. Рынок труда……………………………………………………………..11
2.2. Рынок капитала…………………………………………………………17
2.3. Рынок земли…………………………………………………………….22
2.4. Предпринимательство как фактор производства…………………….27
3.Особенности спроса и предложения основных факторов производства..31
3.1. Особенности формирования спроса и предложения по основным факторам производства……………………………………………………….31
3.2. Условие равновесия фирмы. Закон взаимозамещения………………34
4.Особенности формирования цены на рынках факторов производства в условиях совершенной конкуренции………………………………………...35
4.1. Особенности ценообразования на рынке труда………………………37
4.2. Особенности ценообразования на рынке капитала…………………..40
4.3. Особенности ценообразования на рынке земли……………………...45
Заключение…………………………………………………………………….48
Список использованной литературы…………
В условиях рыночной экономики земля приобретает товарную форму: она покупается и продается. На землю предъявляется спрос, так же, как и на другие факторы производства - труд и капитал. В связи с этим важно выяснить, чем же определяется цена земли. Если земельный участок рассматривать как капитальное благо, приносящее поток доходов, то становится понятно, что цена земли зависит от двух величин:
- размеров земельной ренты, которую можно получать, став собственником данного участка;
- ставки ссудного процента;
Покупатель земельного участка стремится приобрести его не ради почвы как таковой, а ради той ренты, того постоянного ежегодного дохода, который приносит земля. То есть здесь покупается право на получение регулярного дохода в течение неопределенного периода времени.
В связи с этим становится понятным привлечение размера ссудного процента для определения цены земли. Ведь в экономической теории все, что приносит доход, рассматривается как капитал. Владелец денег, имея определенную сумму, может положить ее в банк и получить доход в виде процента. Но он может и потратить эти деньги на покупку земельного участка. Следовательно, цена земли должна рассчитываться как дисконтированная стоимость, по аналогии с приобретением любого капитального блага, приносящего регулярный доход. Формула текущей дисконтированной стоимости земли будет равна:
VP = размер арендной платы - ренты 100 %
величина ссудного процента
Из этой формулы видно, что цена земли будет расти, если увеличивается размер ренты и падать, если повышается норма процента.
Данное определение цены земли является теоретическим. На практике цена земли зависит от множества факторов, влияющих на спрос и предложение земельных участков.
2.4.Предпринимательство как фактор производства.
Предпринимательство - это неотъемлемый атрибут рыночного хозяйства, главная отличительная черта которого - свободная конкуренция. Это специфический фактор производства, во-первых, потому что, в отличие от капитала и земли, неосязаемо. Во-вторых, мы не можем трактовать прибыль как своеобразную равновесную цену, по аналогии с рынком труда, капитала и земли.
Современное понимание предпринимательства сложилось в период становления и развития капитализма, который избрал свободное предпринимательство в качестве основы и источника своего процветания.
Взгляды классиков явились одним из отправных пунктов марксистской концепции предпринимательства. К. Маркс видел в предпринимателе лишь капиталиста, который вкладывает свой капитал в собственное предприятие, а в предпринимательстве - эксплуататорскую сущность. Лишь много позже на рубеже XIX и XX вв., экономисты признали его решающее значение для экономического прогресса. А. Маршалл добавил к трем классическим факторам производства - труду, земле, капиталу - четвертый - организацию, а Й. Шумпетер дал этому фактору современное его название - предпринимательство и определил основные функции предпринимательства:
- создание нового, еще не знакомого потребителю материального блага или прежнего блага, но с новыми качествами;
- введение нового, еще не применявшегося в данной отрасли промышленности способа производства;
- завоевание нового рынка сбыта или более широкое использование прежнего;
- использование нового вида сырья или полуфабрикатов;
- введение новой организации дела, например, монопольного положения или, наоборот, преодоление монополии.
Для характеристики предпринимательства как экономической категории центральной проблемой является установление его субъектов и объектов. Субъектами предпринимательства могут быть, прежде всего, частные лица (организаторы единоличного, семейного, а также более крупного производств). Деятельность таких предпринимателей осуществляется на основе, как собственного труда, так и наемного. Предпринимательская деятельность может осуществляться также группой лиц, связанных между собой договорными отношениями и экономическим интересом. Субъектами коллективного предпринимательства выступают АО, арендные коллективы, кооперативы и т.д. В отдельных случаях к субъектам предпринимательства относят и государство в лице его соответствующих органов. Таким образом, в рыночной экономике существуют три формы предпринимательской деятельности: государственная, коллективная, частная, каждая из которых находит свои ниши в хозяйственной системе.
Объект предпринимательства - наиболее эффективная комбинация факторов производства для максимизации дохода. Для предпринимательства как метода ведения хозяйства первым и главным условием является самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов, наличие у них определенной совокупности свобод и прав по выбору вида предпринимательской деятельности, источников финансирования, формированию производственной программы, доступу к ресурсам, сбыту продукции, установлению на нее цен, распоряжения прибылью и т.д.
Вторым условием предпринимательства - является ответственность за принимаемые решения, их последствия и связанный с этим риск. Риск всегда связан с неопределенностью, непредсказуемостью. Даже самый тщательный расчет и прогноз не могут устранить фактор непредсказуемости, он является постоянным спутником предпринимательской деятельности.
Третье условие предпринимателя - ориентация на достижение коммерческого успеха, стремление к увеличению прибыли.
Под прибылью предпринимателя понимается разница между доходами, полученными предприятием от продажи товаров, и расходами, которые были осуществлены им в процессе производственной и сбытовой деятельности. Таким образом, в отличие от заработной платы, процента и ренты прибыль не является своеобразной равновесной ценой, носящей договорный характер, а выступает в качестве остаточного дохода. Такой взгляд утвердился в науке не сразу. Прибыль долгое время не отличали от заработной платы и от процента на капитал.
Современные экономисты трактуют прибыль как вознаграждение за функцию предпринимателя, т.е. как доход от фактора предпринимательства.
Прибыль как разница между полной выручкой и полными издержками имеет две формы: бухгалтерскую и экономическую. Бухгалтерская прибыль рассчитывается путем вычета из полученного дохода так называемых внешних, или бухгалтерских, издержек (это денежные расходы фирмы на сырье, материалы, заработную плату, оборудование и т.д.). Фирма выплачивает эти деньги внешним поставщикам, покупая необходимые ей ресурсы на рынке.
Однако кроме бухгалтерских, явных издержек существуют и неявные, скрытые издержки, которые фирма также должна учитывать при оценке экономических результатов своей деятельности. Это платежи за ресурсы, которыми владеет и которые использует фирма. Они получили название альтернативных издержек, т.е. издержек упущенных возможностей. Хотя фирма не выплачивает эти издержки, фактически они существуют, так как при альтернативном использовании данные ресурсы могли бы принести доход. Поэтому эти скрытые издержки также необходимо вычесть из общего дохода для определения прибыли фирмы. В этом случае мы получим экономическую (чистую) прибыль.
В условиях совершенной конкуренции, т.е. в статичной экономической системе, функционирующей по замкнутому кругу, нет места для экономической прибыли. Предприниматель не получает прибыли и не терпит убытков, альтернативная стоимость услуг предпринимателя, которая войдет в полные издержки будет платой за его труд по организации и ведению дела. Такой доход - плата за управление в экономической теории получил название нормальной прибыли. Размер этой прибыли определяется доходом, который предприниматель мог бы получать, работая по найму. Это нижняя граница дохода предпринимателя, так как при доходе ниже этого предела предприниматель будет склонен отказаться от своей деятельности и принять наиболее благоприятное для него предложение о работе по найму.
Но вознаграждение фактора предпринимательства происходит не только из нормальной прибыли, которая входит в экономические издержки, но и из возможного излишка дохода, превышающего явные и неявные издержки, т.е. из экономической прибыли. Рыночные структуры отличаются определенным несовершенством конкуренции: нехватка информации, концентрация производства в руках немногих фирм, выпуск новых, неизвестных ранее изделий - одним словом, экономики находится в состоянии непрерывного развития, динамического преобразования, что придает ей известную неопределенность. В основном такое состояние экономической системы обусловлено действиями предпринимателей, ищущих свои ниши на рынке и использующих их в своих интересах. Это ведет к нарушению сложившегося рыночного равновесия, и на какой-то период одни предприниматели оказываются в более выгодном положении, чем другие, их конкуренты, и стремятся реализовать эту выгоду с пользой для себя.
3.Особенности спроса и предложения основных факторов производства
3.1.Особенности формирования спроса и предложения по основным факторам производства.
Спрос на факторы производства вторичен и определяется спросом на продукцию, производимую с помощью этих факторов. Чем выше спрос на продукцию, тем выше спрос на ресурсы, из которых она сделана, и наоборот. Производный характер спроса на факторы производства объясняется тем, что
потребность в них возникает лишь в том случае, если с их помощью могут быть произведены пользующиеся спросом конечные потребительские блага. Для организации производственного процесса требуются многие факторы (труд, капитал, земля). Все они в большей или меньшей степени могут быть взаимодополняемыми и взаимозамещаемыми: живой труд может быть частично заменён техникой, природные сырьевые ресурсы могут быть заменены искусственными материалами. Однако и труд, и сырьё, и техника сопряжены и взаимодополняемы лишь в едином производственном процессе. По отдельности каждый из них бесполезен. Но при прочих равных условиях изменения цен на один из факторов производства вызовет изменение привлекаемого количества не только этого, но и сопряжённых с ним других факторов производства. Например, более высокая зарплата и относительно низкие цены на станки способны вызвать снижение спроса на труд и повышение его на оборудование, заменяющее рабочую силу.
Следовательно, спрос на факторы производства определяет объём каждого привлекаемого в производство ресурса, который зависит от не только на каждый из них. Но и на остальные сопряженные с ним ресурсы. Информацию о движении цен на факторы производства даёт рынок. Цена фактора - одно из важнейших условий изменения эластичности спроса по каждому фактору производства.
Эластичность спроса на ресурс - это отношение процентного изменения потребления производственного ресурса к процентному изменению его цены. Спрос более эластичен на те факторы, которые при прочих равных условиях имеют более низкую цену. Это позволяет осуществлять взаимозамещение, вытеснять дорогостоящие факторы производства. Высокие рыночные цены вызывают снижение спроса и переключение его на альтернативные факторы производства, имеющие относительно низкие цены.
Факторами устойчивого спроса на ресурсы являются:
1)эффективность (производительность) производственного ресурса при создании товара (например, чем более производительную технику используют на предприятии, тем меньше нужно станков для производства запланированного количества продукции);
2) рыночная стоимость (или цена) товара, произведенного при помощи производственного ресурса; если растёт стоимость какого-нибудь товара, то становиться выгодным увеличивать объём его производства, поэтому спрос на ресурсы также возрастет.
Различают два основных вида рынков производственных ресурсов:
рынок производственных ресурсов в условиях совершенной конкуренции - ни продавец, ни покупатель не могут влиять на цены ресурсов. На этом рынке одновременно действует большое число продавцов и покупателей.
рынок производственных ресурсов в условиях несовершенной конкуренции - либо покупатель, либо продавец могут оказывать влияние на цены ресурсов производства.
Фирма - монополист на рынке готовой продукции может контролировать и цену ресурса. Поскольку она стремиться производить продукции меньше, чем фирмы конкуренты, ей всегда требуется меньше ресурсов. Скупая основную часть ресурсов, она влияет на их цену.
Отраслевой спрос на производственные ресурсы есть сумма объёмов спроса на ресурсы со стороны отдельных фирм в отрасли при каждой возможной цене на него. А рыночный спрос на ресурсы - это сумма всех отраслевых спросов.
Предложение факторов производства - это количество, которое может быть предъявлено по существующим на данный момент ценам. На рынках факторов производства спрос рождает предложение так же, как и на рынках обычных потребительских благ, однако факторные рынки имеют существенные особенности. Здесь предложение во многом зависит от специфики каждого фактора производства.
Особенности предложения обусловлены тем, что экономические ресурсы (труд, земля, природные ископаемые и др.) ограничены по сравнению с потребностью производства в каждый данный момент времени. Если бы ресурсы не были ограничены, они были бы бесплатными, как, например, воздух, а разнообразные потребности людей были бы полностью удовлетворены. Отпала бы потребность в рынках факторов производства.
В действительности же предложение факторов производства испытывает на себе действие закона редкости, ограниченности ресурсов. Люди неустанно и заинтересованно отслеживают показатели количества пригодных к использованию земель цены этого использования; количество трудовых ресурсов, уровня их занятости и оплаты труда; количества добываемого сырья и цен в этой области.
3.2.Условие равновесия фирмы. Закон взаимозамещения.
Факторы производства в известном смысле взаимозаменяемы. Фирма может использовать различные комбинации факторов производства. Каким же принципом нужно руководствоваться? Критерий отбора комбинирования факторов производства - наименьшие издержки производства.
Информация о работе Ценообразование на рынке факторов производства