Ценообразование на рынке факторов производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 22:08, курсовая работа

Описание работы

Как продавец своей продукции фирма выходит на рынок товаров; как покупатель ресурсов - на рынок факторов производства. Каковы поведенческие особенности фирмы как продавца? Его главный интерес в соответствии с законом предложения - продать больше продукции по более дорогой цене. При высокой цене продукции, фирмы увеличивают свое производство и предложение на рынке.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

1.Факторы производства……………………………………………………...4

2.Рынки факторов производства……………………………………………..10
2.1. Рынок труда……………………………………………………………..11
2.2. Рынок капитала…………………………………………………………17
2.3. Рынок земли…………………………………………………………….22
2.4. Предпринимательство как фактор производства…………………….27

3.Особенности спроса и предложения основных факторов производства..31
3.1. Особенности формирования спроса и предложения по основным факторам производства……………………………………………………….31
3.2. Условие равновесия фирмы. Закон взаимозамещения………………34

4.Особенности формирования цены на рынках факторов производства в условиях совершенной конкуренции………………………………………...35
4.1. Особенности ценообразования на рынке труда………………………37
4.2. Особенности ценообразования на рынке капитала…………………..40
4.3. Особенности ценообразования на рынке земли……………………...45

Заключение…………………………………………………………………….48

Список использованной литературы…………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 424.50 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра: Экономической теории

Финансово-Учетный факультет

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

 

 

По дисциплине: ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ

 

 

По теме: «Ценообразование на рынке факторов производства»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 1курса

группы УА-12-07

Полуянова Елена

Проверила: Сальникова

 

 

 

 

г. Симферополь

2008г.

Тема №38: «Ценообразование на рынке факторов производства»

 

Введение……………………………………………………………………….3


1.Факторы производства……………………………………………………...4

 

2.Рынки факторов производства……………………………………………..10
2.1.              Рынок труда……………………………………………………………..11
2.2.              Рынок капитала…………………………………………………………17
2.3.              Рынок земли…………………………………………………………….22

2.4.              Предпринимательство как фактор производства…………………….27


3.Особенности спроса и предложения основных факторов производства..31
3.1.              Особенности формирования спроса и предложения по основным факторам производства……………………………………………………….31

3.2.              Условие равновесия фирмы. Закон взаимозамещения………………34


4.Особенности формирования цены на рынках факторов производства в условиях совершенной конкуренции………………………………………...35
4.1.              Особенности ценообразования на рынке труда………………………37

4.2.              Особенности ценообразования на рынке капитала…………………..40

4.3.              Особенности ценообразования на рынке земли……………………...45



Заключение…………………………………………………………………….48

 

Список использованной литературы………………………………………...49

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Любое предприятие на рынке выступает в двух ролях: как продавец созданного товара и как покупатель факторов производства (земли, труда, капитала).

Факторы производства представляют собой совокупность, взаимосвязанную систему использования экономических ресурсов в производственном процессе.

Как продавец своей продукции фирма выходит на рынок товаров; как покупатель ресурсов - на рынок факторов производства. Каковы поведенческие особенности фирмы как продавца? Его главный интерес в соответствии с законом предложения - продать больше продукции по более дорогой цене. При высокой цене продукции, фирмы увеличивают свое производство и предложение на рынке. 

На рынке факторов производства предприятия выступают как носители спроса и стратегии покупки необходимых ресурсов как можно дешевле. Поведение фирмы как покупателя в целом описывается уже известным законом спроса: больше покупок ресурсов по более низким ценам.

Купив факторы производства и организовав процесс изготовления товара, предприниматель впоследствии получит доход от продажи готовых изделий. Доход  этот распределяется в определенной зависимости от того, сколько и каких факторов использовано. Величина заработной платы зависит от количества вложенного труда (рабочей силы); рента - от величены  стоимости используемого земельного участка; процент и прибыль - от величины приведенного в действие капитала.

Именно производство (величина издержек производства) определяет и структуру покупок факторов производства. Можно нанять пять или на ту же сумму купить один станок. Что более выгодно для предприятия? На этот вопрос можно ответить, только сравнивая затраченные издержки с полученным результатом.

1.Факторы производства

Факторы производства - экономические ресурсы, используемые для производства товаров и услуг. Факторы производства подразделяются на:

1.      материальные ресурсы - земля, или сырьевые материалы, и капитал;

2.      людские ресурсы - труд и предпринимательская способность.

К понятию земля относятся все естественные, природные ресурсы, которые применяются в производственном процессе - земельные участки, полезные ископаемые, леса, реки и т.п.

Понятие капитал охватывает все производственные, т.е. созданные человеком, средства производства - здания, сооружения, оборудование, инструменты и т.п., используемые в производстве товаров и услуг и доставке их конечному потребителю. Различают понятия реальный капитал – это инструменты, машины и др. производительное оборудование – это экономический ресурс, и финансовый капитал - деньги и близкие к ним финансовые инструменты - акции, облигации и т.п. - экономическим ресурсом не является.

Фирмы делят капитал на два типа: основной и оборотный. Основной капитал состоит из объектов, не изменяющих свою форму в процессе производства (здания, оборудование и т.п.). Оборотный капитал - это все предметы, которые "потребляются" в процессе производства, т.е. принимают какую-то другую форму. Фирма включает в оборотный капитал средства, которые используются на текущие расходы (покупку материалов и заработную плату).

Процесс производства и накопления реальных капитальных товаров называется инвестированием.

Валовые инвестиции представляют собой общий объем производства капитальных товаров в течение определенного периода времени (год).

Чистые инвестиции - это ежегодное увеличение основного капитала. Чистые инвестиции меньше валовых, часть которых идет на замену устаревшего и изношенного капитала.

Термином труд обозначают все физические и умственные способности людей, применяемые в производстве товаров и услуг.

Значение термина предпринимательская способность раскрывается определением основных взаимосвязанных функций предпринимателя. Главные из них: инициатива в соединении факторов производства - земли, труда и капитала - в единый процесс производства товаров и услуг; принятие основных решений в процессе ведения бизнеса; новаторство, поиск новых сфер вложения капитала, новых возможностей - внедрение на коммерческой основе новых технологий, продуктов, форм организации бизнеса: ответственность и риск за использование факторов производства и вложенные средства.

Плата за ресурсы:

Материальные ресурсы – рентный доход, доход в виде процентов.

Людские ресурсы – заработная плата.

Возможна иная классификация факторов производства, когда они рассматриваются не столько как ресурсы, сколько как параметры, оказывающие влияние на производство. Такой подход позволяет существенно расширить список факторов производства, включив в него организацию, технологию, информацию, научно-технический прогресс, валовой национальный продукт, а также влияющие на него потребление, сбережение и инвестиции.

Производственные возможности.

Центральная проблема экономики - проблема выбора хозяйственных решений в условиях ограниченности ресурсов. Простейшая модель функционирования экономики - Граница производственных возможностей - позволяет проиллюстрировать решение основных задач выбора: что, как и для кого производить, а также ввести ряд фундаментальных экономических понятий.

Граница производственных возможностей показывает максимально возможный объем производства двух товаров при полном использовании всех имеющихся ресурсов. Каждая точка на кривой (границе) производственных возможностей характеризует определенную комбинацию двух товаров. Поскольку ресурсы ограничены и применяются целиком, экономика сталкивается с необходимостью выбора между альтернативами. Всякое увеличение объема производства одного товара потребует переключения части ресурсов с производства другого товара, т.е. влечет за собой сокращение его производства. Количество одного товара, которым надо пожертвовать для увеличения производства другого товара, экономисты называют альтернативной стоимостью или вмененными издержками - издержками упущенных возможностей.

В экономических терминах все имеет альтернативную стоимость. Альтернативная стоимость товара или услуги - это стоимость, измеренная с точки зрения потерянной возможности заниматься наилучшим из доступных альтернативных видов деятельности, требующих того же самого времени или тех же ресурсов.

Возрастание альтернативной стоимости дополнительных единиц товара объясняется отсутствием абсолютной взаимозаменяемости (эластичности) ресурсов. В силу того, что ресурсы не обладают равной производительностью во всех возможных процессах их использования, возникает необходимость увеличения количества ресурсов, переключаемых с производства одного продукта на производство другого. Следовательно возрастают затраты на единицу дополнительной продукции.

Ключевым соображением при принятии решения о том, как производить, является эффективность использования ресурсов. Эффективное использование ресурсов означает, что при данном их количестве и при имеющемся уровне знаний невозможно увеличить выпуск одного товара без уменьшения выпуска любого другого. Ситуацию эффективности отражает "граница производственных возможностей"

Общество может выйти за границу своих производственных возможностей либо путем увеличения предложения производственных ресурсов, либо за счет технических и экономических нововведений. Экономический рост - это способность производить больший объем продукции, что выражается в смещении границы производственных возможностей вправо. Выбор обществом структуры современного производства (т.е. выбор точки на кривой производственных возможностей) предопределяет будущее положение кривой производственных возможностей. Если новые ресурсы и новые технологии будут внедряться одновременно и равномерно во всех отраслях, то возможности выпуска средств производства и предметов потребления увеличатся примерно в равной степени. Если же нововведения будут осуществляться преимущественно в отраслях, производящих средства производства, либо преимущественно в отраслях, производящих предметы потребления, увеличение области производственных возможностей будет соответственно скошено. Поэтому весьма важно, кто и каким образом осуществляет выбор положения на границе производственных возможностей и, соответственно, предопределяет распределение ресурсов между конкурирующими альтернативными целями.

Валовой внутренний продукт и валовой национальный продукт.

Валовой внутренний продукт (ВВП) представляет собой суммарную оценку текущего производства конечных товаров и услуг в границах страны за определенный период, которым, как правило, является квартал или год.

Различные способы измерения ВВП: первым является метод исчисления ВВП на основе затрат (расходов). В соответствии с ним ВВП измеряется как сумма конечного спроса на продукцию, имеющего разнообразные формы. Продукция, произведенная в экономике, может быть использована для потребления домашними хозяйствами (С) и государством (G), на инвестиции в новый капитал (I) или же на финансирование чистых продаж иностранцам (другими словами, на чистый экспорт). Предположим далее, что цена потребительских товаров равна Рс, а объем их продаж составляет С; для средств производства эти параметры соответственно равны Рi и I, для государственных закупок — Рg и G и, для экспортируемых товаров — Рх и X наконец, для импортируемых товаров — Рм и Iм.

Рыночная стоимость потребления равна РсС, т.е. произведению цены потребительских товаров и объема их продаж. Тем же способом может быть рассчитана рыночная стоимость инвестиций (PiI), государственных расходов (PgG), экспорта (Pх X) и импорта (Рм Im ). В результате расчет ВВП может быть представлен следующим образом: ВВП = РcС + PiL + РgG + (РхХ – Pg Im). Итак, величина ВВП представляет собой сумму рыночных стоимостей всех видов конечной продукции в экономике, измеренных в текущих рыночных ценах.

Валовой национальный продукт

По своей сути валовой национальный продукт (ВНП), представляющий собой совокупную оценку дохода, полученного жителями страны за определенный период, близок к показателю ВВП. Однако в действительности определенная часть произведенной внутри страны продукции всегда является собственностью иностранных граждан, а некоторая часть продукции, произведенной за рубежом, в свою очередь, принадлежит гражданам данной страны. Поэтому для всех реально существующих экономик ВВП и ВНП различаются между собой, хотя для некоторых стран это различие и составляет небольшую величину.

ВНП — это доходы жителей данной страны независимо от того, в какой экономике — отечественной либо зарубежной — они получены.

Таким образом, мы имеем еще одно важное макроэкономическое равенство: чистый доход факторов производства (ЧДФ), или чистые платежи, полученные из-за рубежа, равен суммарному объему поступлений в адрес жителей страны от прибыли иностранных предприятий, процентов по займам, денежных переводов от работающих за границей, за вычетом доходов, заработанных иностранцами в данной стране, т.е. ВНП = ВВП + ЧДФ. Заметим, что в тех случаях, когда отечественные факторы производства, занятые за границей, получают больше доходов, чем иностранные факторы, занятые в данной экономике (ЧДФ > 0), ВНП страны больше, чем ее ВВП.

Производственная функция и предельный продукт труда

Информация о работе Ценообразование на рынке факторов производства