Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 20:47, курсовая работа
Вопросы стратегии и тактики принятия ценовых решений постоянно занимают умы менеджеров западных и отечественных промышленных фирм, ведущих производительную деятельность. Ценообразование представляет собой второй уровень сложности по сравнению с внутренним ценообразованием за счет дополнительных внешних факторов и связанной с ними большей неопределенности при установлении цен.
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................5 1ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ ……………………………............7
1.1 Цена, сущность и функции ценообразования на предприятии………..........7 1.2Система цен и их классификация ценообразования на
предприятии..........................................................................................................10
1.3 Методы ценообразования...............................................................................21
1.4 Стратегии ценообразования предприятия....................................................24
1.5 Ценовая политика предприятия......................................................................28
2ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ....................................................38
2.1 Промышленно-производственный персонал предприятия..........................38
2.2 Основные фонды предприятия......................................................................41
2.3 Себестоимость продукции предприятия......................................................45
2.4 Оборотные средства предприятия................................................................56
2.5 Результаты хозяйственной деятельности предприятия...............................58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................
В рыночной экономике цены на товар
постоянно колеблются. Направления
изменения цен для конкретных
видов товаров и в конкретные
периоды может быть различным. Однако
есть и общие тенденции, характерные
как для отдельных групп
Таким образом, цены играют исключительно важную роль в развитии экономики страны в целом и для каждого отдельно взятого субъекта хозяйствования. Отсюда вытекает значимость политики в области ценообразования.
1.2 Система цен и их классификация ценообразования на предприятии.
Система цен характеризует взаимосвязь и соотношение различных видов цен. Обусловлена зависимостью предприятий, отраслей, производств. Изменение цен и тарифов в энергетике, транспорте, связи немедленно отражается в уровне других цен.
Система цен — это виды цен, их взаимная связь и соотношение.
Взаимосвязь и взаимозависимость цен обусловлены следующими обстоятельствами:
- формированием цен на единой методологической основе (на законах стоимости, спроса, предложения и других);
- взаимосвязью производства и всей хозяйственной деятельности.
Разные этапы и стадии процесса воспроизводства обслуживаются различными видами цен. Причем даже на одной стадии процесса воспроизводства, например в производстве, могут использоваться и используются разные виды цен.
Основой внутренней взаимосвязи цен в пределах единой системы цен является соподчиненность различных стадий общественного воспроизводства. Поскольку отдельные отрасли тесно и взаимно связаны между собой, установление количественных пропорций между ними диктует определенное соотношение цен, в которых выражается стоимость продукции отдельных отраслей, и на их основе устанавливаются натуральные и стоимостные показатели.
Если на продукцию одних отраслей
будут установлены чрезмерно
высокие цены, а на продукцию других
- чрезмерно низкие цены, т.е. если чистый
доход будет необоснованно
Для продукции различных отраслей
и продукции разных видов требования
к соотношению цен различны. Цены
на продукцию близких и тесно
связанных отраслей, на взаимозаменяемые
и взаимодополняющие товары должны
иметь одно соотношение; цены на продукцию
менее взаимосвязанных
При анализе системы цен необходимо учитывать следующие её особенности.
Во-первых, все элементы системы цен (отдельные виды цен) тесно взаимоувязаны и их следует рассматривать в единстве, изолированное рассмотрение отдельно взятой цены может привести к ошибочным выводам. Например, при определении цен на издательскую продукцию необходимо учитывать цены на бумагу, картон, переплетные материалы, на полиграфическое оборудование, тарифы на перевозку и т.д.
В основе взаимосвязи отдельных цен лежит объективный процесс формирования общественно необходимых затрат труда, в котором затраты труда на производство каждого конкретного товара зависят от затрат труда на производство всех других товаров и от всей совокупности затрат общественного труда. Взаимосвязь всех цен предопределяется взаимосвязью всех предприятий, производств и отраслей в хозяйственном механизме.
Во-вторых, все элементы системы цен находятся в определенной, строго обусловленной соподчиненности, выражающейся в том, что разные виды цен, решая конкретные задачи, настроены как единое целое на выполнение основной задачи, стоящей перед системой в целом.
В-третьих, задачи, возложенные на систему цен в целом, распределяются по отдельным видам цен. Отдельные элементы системы цен решают строго определенные задачи: если на какую - либо цену возложить решение несвойственной ей задачи, это может привести к отрицательным последствиям. Например, если цены на детскую, научную или учебную литературу устанавливать исходя из требований получения высокой прибыли, то это может вызвать сокращение спроса на эти виды литературы.
В-четвертых, система цен обладает определенной устойчивостью (стабильностью), но вместе с тем она динамична. Стабильность системы цен и ее динамичность (т. е. гибкость системы цен) определяются характером хозяйственного механизма, его стабильностью или изменчивостью. Система цен, являясь составной частью хозяйственного механизма, должна соответствовать ему, своевременно реагировать на его изменение. В случае изменений системы цен вслед за изменениями, происходящими в хозяйственном механизме, изменяются конкретные виды цен. Однако следует иметь ввиду, что отдельные виды цен обладают относительно меньшей устойчивостью, чем система цен в целом.
Взаимосвязь между ценами не исключает относительно самостоятельного движения отдельных видов цен. Повышение или понижение цены на какой-либо один товар или цен на группу товаров под влиянием каких-либо факторов не должно обязательно сопровождаться соответствующим изменением цен на все другие даже технологически тесно связанные между собой товары. Однако такое самостоятельное, изолированное движение отдельных цен возможно только в так называемых границах относительной самостоятельности изменений цен. Изменение цен, превышающее эти границы, вызывает изменение и других цен.
Границы относительно самостоятельного движения цен определяются силой соответствующих взаимосвязей между ценами, зависящей от действия целого ряда факторов. К числу важнейших из них относятся: комплексность и сопряженность производства различных товаров, степень их функциональной однородности или взаимозаменяемости, удельный вес данного производства во всем общественном производстве и пр.
В-пятых, система цен обладает обратными связями, т. с. изменение цены на какой-либо отдельный товар может вызвать изменение цен на другие товары по всей технологической цепочке и привести к общему изменению отдельных видов цен или системы цен в целом.
Так, система цен обладает свойством, по которому сумма всех конечных цен, входящих в систему, должна соответствовать общественной стоимости. Каждая отдельно взятая цена случайно может совпасть со стоимостью, но как правило, она отклоняется, от нее под воздействием ценообразующих факторов. Это свойство заложено в самой природе цены как денежной формы стоимости.
К конкретной цене нельзя предъявлять
все требования, которые ставятся
перед системой цен в целом. Реальные
обстоятельства иногда объективно обусловливают,
необходимость предъявления таких
требований к отдельным ценам, которые
могут в определенной мере противоречить
требованиям, предъявляемым к системе
цен. Игнорирование указанных
Для стоимостной оценки результатов сделок и затрат используются различные виды цен. Отечественный и мировой опыт показывает, что существует множество цен, связанных с особенностями товара. Несмотря на многообразие действующих на рынке цен, они между собой взаимосвязаны. В зависимости от того, какой признак использован для классификации, все виды цен можно разделить на различные группы. Одна и та же цена может одновременно относиться к нескольким группам.
I. По обслуживаемому обороту:
1. Оптовые цены - цены, по которым предприятия-производители и оптовые организации реализуют произведенную продукцию другим предприятиям крупными партиями (оптом). Оптовые цены применяются между отраслями внутри оптовой сферы, при передаче продукции из оптовой в розничную сферу. К оптовым ценам относятся:
• оптовые цены на продукцию промышленности - это цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий и организаций промышленности, независимо от форм собственности в порядке оптового оборота;
• закупочные цены - это цены на сельскохозяйственную продукцию или цены, по которым сельхозпроизводители (сельскохозяйственные предприятия, фермеры, население) реализуют продукцию предприятиям, организациям, фирмам, промышленным предприятиям для последующей переработки;
• биржевые цены;
• цены на услуги - тарифы. Тарифы относят к оптовым ценам при условии, что услуги оказываются в больших количествах, т.е. в сфере оптовой торговли (например, грузовые транспортные тарифы, фрахт).
2. Розничные цены - цены, по которым розничная торговля продает товары (услуги) индивидуальному или мелкооптовому потребителю, преимущественно населению; цены, по которым товар реализуется конечному потребителю в ограниченном количестве. Розничные цены являются конечными ценами: по этим ценам товары выбывают из сферы обращения. Например: отпускные цены на предприятиях общественного питания; цены на услуги населению в розничной сфере (пассажирские тарифы, тарифы на парикмахерские услуги, на коммунальные услуги населению).
II. В зависимости от
1. Свободные (рыночные) цены - это цены, устанавливаемые производителями (продавцами) товаров (услуг) на основе спроса и предложения на рынке. Свободные цены не подвержены прямому вмешательству со стороны государства и формируются в соответствии с конъюнктурой рынка. К свободным ценам относятся:
• цена спроса (верхний предел цены, цена покупателя) - это максимальная цена, по которой потребитель заинтересован приобрести товар, ценную бумагу, валюту;
• цена предложения (нижний предел цены, цена продавца) -это минимальная, стартовая цена, по которой продавец готов продать товар, ценную бумагу, валюту; цена, определяемая на основе издержек производства с прибавлением небольшой прибыли; рыночная цена, которая указывается в оферте (официальное предложение продавца).
• фактическая цена реализации.
2. Регулируемые цены - цены, которые устанавливают органы управления или цены, в отношении которых перечисленные органы власти и управления устанавливают какие-либо ограничивающие условия. Виды регулируемых цен:
- гарантированные - единые для всех производителей цены; устанавливаются с целью создания оптимальных условий производства продукции;
- рекомендованные - цены, которые предполагается устанавливать на тот или иной вид продукции; рекомендации не носят обязательный, директивный характер;
- предельные (лимитные, пороговые).
Регулирование цены осуществляется на основе экономических и административных методов. Например, путем установления:
• предельных цен - цены, выше или ниже которых предприятия не могут устанавливать цену своей продукции (соответственно максимальный или минимальный предел уровня цены). Данные пределы также называют «потолок» цены и «пол» цены соответственно.
• фиксированных цен - цены, устанавливаемые на определенном уровне и их изменение возможно только по решению субъекта рынка, утвердившего их. Фиксированные цены устанавливает государство в лице каких-либо органов власти и управления. В плановой экономике жестко фиксированные цены - основной тип цен. В рыночной экономике круг товаров, на которые устанавливают фиксированные цены, ограничен. Фиксированные цены применяются, например, при заключении государственных контрактов.
III. По степени устойчивости во времени
Данные разновидности цен
Контрактная (договорная) цена - это цена фактической договоренности между продавцом и покупателем, величина которой определяется предварительным соглашением купли-продажи, документально зафиксированным контрактом между продавцом и покупателем. Контрактная цена бывает:
1. Твердая (постоянная, стабильная, фиксированная, гарантированная) цена - цена, которая устанавливаются в момент подписания договора и не меняется в течение срока поставки по договору. Эта цена используются на весь срок действия договора. Твердая цена применяются в сделках с немедленной поставкой или с поставкой в течение короткого срока. В договорах делается оговорка - «цена твердая, изменению не подлежит».
2. Подвижная цена - зафиксированная в договоре цена меняется в момент поставки, если изменилась рыночная цена товара, установленная по оговоренному в контракте источнику. При установлении подвижной цены в договор вносится «оговорка об увеличении или уменьшении цены». Обычно в контракте оговаривается допустимый минимум отклонения рыночной цены от контрактной (чаще это 2-5 %), в пределах которого пересмотр зафиксированной цены не производится. Подвижные цены, как правило, устанавливаются на промышленные сырьевые и продовольственные товары, поставляемые по долгосрочным контрактам.
3. Скользящая цена - цена, исчисляемая в момент исполнения договора путем пересмотра первоначально договорной (базисной) цены с учетом изменений в издержках производства за период времени, произошедших в период исполнения договора. Устанавливается на товар с длительным сроком изготовления, например, на сложное промышленное оборудование, суда, самолеты.
4. Цена с последующей фиксацией (плавающая, регулируемая, гибкая цена) - цена, фиксируемая в процессе исполнения договора, может утоняться непосредственно перед поставкой каждой партии товара (используется при долгосрочных контрактах). В договоре определяются условия фиксации и принцип определения уровня цены (периодичность, база фиксации, сроки согласования и осуществления фиксации).