Ценные бумаги

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Ценные бумаги - необходимый атрибут нормального товарооборота. Будучи товаром, ценные бумаги способны сами по себе служить как средством кредита, так и средством платежа, эффективно заменяя наличные деньги. Переход к рыночной экономике и процесс формирования рынка ценных бумаг потребовали возрождения и использования всего многообразия рынка ценных бумаг.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 190.50 Кб (Скачать)
Показатель      2006      2007      2008
Объем зарегистрированных выпусков облигаций  в % к ВВП  
     0,16
 
     0,49
 
     1,77
Объем облигаций, находящихся в обращении на конец года в % к ВВП  
     0,18
 
     0,53
 
     1,92
 

          Примечание. Источник: [10, с. 15]. 

      Кроме того, отмечается увеличение выпусков жилищных облигаций. В 2008 году сумма  эмиссии данных облигаций составила 113,4 млрд. белорусских рублей, что  в 2,9 раз больше объема зарегистрированных выпусков в 2007 году. Сравнение показателей развития рынков биржевых, ипотечных и жилищных облигаций в 2007-2008 годах представлено на рисунке 4. 

        

      Рисунок 4. Динамика выпусков облигаций 

          Примечание. Источник: [10, с. 16]. 

      Увеличение  суммы эмиссии долговых обязательств в 2008 году связано с совершенствованием законодательства в части создания благоприятных условий для привлечения  организациями республики средств  физических и юридических лиц посредством выпуска облигаций [10]. 

     2.3 Направления по развитию рынка  ценных бумаг на современном  этапе 

      Уровень развития мирового финансового рынка  во многом определяет состояние экономики, ее интеграционных процессов, а также  возможности национальных экономик. Эффективность его функционирования обусловлена степенью развития рынков ценных бумаг, капиталов, золота, валют, денежного рынка и т.д. Именно благодаря им формируются необходимые инвестиционные источники для модернизации и увеличения производства на национальном уровне, происходит гибкое перераспределение средств между отраслями, концентрация их на перспективных направлениях научно-технического прогресса. Это в конечном итоге обеспечивает экономический рост в стране.

      В целях упорядочения функционирования рынка ценных бумаг, соблюдения установленных правил его участниками, поддержания доверия к рынку ценных бумаг и обеспечения его динамичного развития государство осуществляет регулирующую функцию. Главным принципом регулирования рынка ценных бумаг является реализация общенациональных экономических интересов и обеспечение гарантий безопасности инвестиционной деятельности в Республике Беларусь.

      Система государственного регулирования реализуется  через:

    • определение ключевых направлений развития рынка ценных бумаг и роли участников рынка ценных бумаг;
    • создание для участников рынка благоприятных правовых условий деятельности;
    • установление ответственности за действия, которые могут привести к дезорганизации рынка, недобросовестной конкуренции между его участниками, нарушению прав инвесторов.

      Стратегическая  цель развития биржевого рынка ценных бумаг – его активизация посредством  обеспечения качественно нового уровня обслуживания участников торгов и роста торговых оборотов. Приоритетным в этой работе является модернизация расчетно-клиринговой системы по ценным бумагам, создание необходимых условий для осуществления через биржу продажи пакетов акций, принадлежащих государству, организация обращения и размещения на бирже новых инструментов, прежде всего биржевых облигаций, облигаций предприятий, облигаций с ипотечным покрытием, а также иных инструментов путем определения для них условий допуска к торгам. Совершенствование расчетно-клиринговой системы потребует унификации расчетов в различных секторах биржевого рынка, оптимизации использования денежных ресурсов и перемещения финансовых средств между биржевыми сегментами.

      Реализация  указанных мероприятий позволит расширить спектр проводимых участниками  операций, создаст условия для  повышения эффективности функционирования и ликвидности всех сегментов биржевого рынка, придаст новый импульс развитию рынка ценных бумаг в целом.

      Одним из приоритетных направлений развития рынка ценных бумаг Республики Беларусь является создание и развитие института  коллективных инвесторов (паевые, инвестиционные фонды), которые традиционно составляют группу консервативных инвесторов, настроенных на долгосрочные вложения. Однако для его развития необходимо, прежде всего создать ликвидный рынок ценных бумаг.

      Анализ  современного состояния рынка корпоративных  ценных бумаг свидетельствует о низкой ликвидности данного сегмента рынка ценных бумаг. К причинам, препятствующим развитию рынка акций, относятся:

    • ограничения на отчуждение акций, приобретенных гражданами Республики Беларусь у государства за денежные средства на льготных условиях (по цене на 20 процентов ниже номинальной стоимости) и в обмен на именные приватизационные чеки ”Имущество“, а также полученных взамен их долей в имуществе арендных и коллективных (народных) предприятий при преобразовании их в акционерные общества;
    • преимущественное право государства на приобретение акций предприятий, созданных в процессе разгосударствления и приватизации объектов государственной собственности, пользующихся различными формами государственной поддержки;
    • высокий удельный вес акционерных обществ с долей государственной собственности (всего таких акционерных обществ 1296, или 72,5 процента от их общего количества);
    • особое право (”золотой акции“) государства на участие в управлении хозяйственными обществами (особое право вводилось в 23 акционерных обществах);
    • ставка налогообложения доходов, полученных юридическими лицами по операциям с ценными бумагами, равная 40 процентам.

      Таким образом, сложившаяся практика выпуска  и обращения акций свидетельствует  о том, что данный инструмент не выполняет своей основной функции по привлечению дополнительных денежных ресурсов. Для активизации рынка акций необходимо совершенствование нормативной правовой базы по следующим направлениям: оптимизация доли государства в акционерном капитале. Особое внимание следует уделить не проведению разовых сделок по реализации пакетов акций, принадлежащих государству, а разработке новой концепции управления государственным имуществом, эффективного управления акциями, находящимися в собственности Республики Беларусь, ее административно-территориальных единиц.

      Такая концепция должна предусматривать  мероприятия по преобразованию республиканских  и коммунальных унитарных предприятий  в открытые акционерные общества, а также принятие мер по продаже  части пакетов акций, принадлежащих государству, частным инвесторам (для организаций, не имеющих стратегического значения).

      Кроме того, необходимо определить перечень организаций, к приобретению акций  которых могут быть допущены частные  инвесторы, включая нерезидентов, выставить  на открытые биржевые торги крупные пакеты акций, создать условия для продажи акций указанных организаций физическим лицам (прежде всего резидентам);

      снятие  ограничений на отчуждение акций;

      отмена  преимущественного права государства  на приобретение долей (акций) в уставных фондах организаций, созданных в процессе разгосударствления и приватизации объектов государственной собственности, пользующихся различными формами государственной поддержки;

      приведение  норм, регулирующих применение особого  права (”золотой акции“) государства на участие в управлении хозяйственными обществами, в соответствие с международными правилами;

      отмена  необходимости согласования дополнительных эмиссий акций с Государственным  комитетом по имуществу либо соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами;

      освобождение  доходов акционерных обществ, полученных при размещении ими акций по цене выше номинальной стоимости, от уплаты налогов, других обязательных платежей в республиканский и местные  бюджеты, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды;

      поэтапное совершенствование системы налогообложения  доходов, полученных юридическими и  физическими лицами от операций с  акциями.

      Ставка  налога на доходы, полученные юридическими лицами от операций с акциями, должна быть сопоставима с действующей ставкой налога на прибыль (в настоящее время они составляют соответственно 40 и 24 процента). При снижении налога на доходы от операций с акциями до 24 процентов бюджет получит дополнительные поступления за счет увеличения объемов совершаемых операций.

      К причинам, препятствующим развитию рынка  облигаций юридических лиц, относятся:

      Для инвесторов:

      высокая ставка налогообложения доходов (40 процентов), полученных юридическими лицами по операциям с ценными бумагами;

      неравные  конкурентные возможности для банков и субъектов хозяйствования при заимствовании средств у населения.

      В соответствии с законодательством  доходы, полученные физическими лицами от операций с ценными бумагами, в том числе процентные доходы по облигациям, облагаются по ставкам налогообложения совокупного годового дохода. В то же время проценты по вкладам физических лиц в банках налогами не облагаются.

      Для эмитентов:

      наличие дополнительных расходов эмитента (в  отличие от получения банковских кредитов), связанных с его затратами по выплате доходов (процентов) по облигациям, их регистрацией, размещением, обращением и погашением (до 5 процентов от суммы займа);

      отсутствие  кредитного рейтинга, который служит индикатором кредитоспособности эмитента.

      Для развития рынка облигаций юридических лиц необходимо:

      изменить  налоговую политику в отношении  налогообложения доходов, полученных от операций с облигациями. Освобождение от налогов на доходы, полученные инвесторами  при погашении облигаций эмитентами, позволит значительно активизировать процесс инвестирования организаций за счет внутренних источников;

      определить  единый порядок отнесения затрат эмитента при выплате доходов  по облигациям и заемщика при уплате процентов по кредитам;

      активизировать  работу с потенциальными эмитентами и инвесторами посредством подготовки правового акта ненормативного характера по применению инструментов фондового рынка в привлечении организациями инвестиций, а также повышения информационной открытости эмитентов и информационной прозрачности рынка ценных бумаг в целом.

      Активизация рынка облигаций юридических  лиц – один из способов формирования кредитной истории организаций-эмитентов, что является необходимой предпосылкой для получения ими международного кредитного рейтинга и дальнейшего  привлечения кредитных ресурсов на зарубежных финансовых рынках. Производные ценные бумаги (фьючерсы, опционы), в основе которых лежат базовые активы (валютные ценности, долевые, долговые ценные бумаги, иные финансовые инструменты или права относительно их), практически не используются в связи с отсутствием ликвидного базисного актива.

      Рынок прочих ценных бумаг (муниципальные  облигации, складские свидетельства, коносамент) несмотря на существующую нормативную правовую базу, не развивается  в связи с отсутствием заинтересованности у субъектов хозяйствования в использовании таких инструментов. Наряду с продолжением работы по активизации уже действующих сегментов рынка ценных бумаг необходимо уделить достаточное внимание созданию рынков производных ценных бумаг, инструментов секьюритизации финансовых активов и ипотечных ценных бумаг, биржевых облигаций, а также иных инструментов рынка ценных бумаг. Появление новых инструментов обеспечит доступ на национальный рынок ценных бумаг новых участников, и будет способствовать его развитию.

      На  сегодняшний день решение вопроса  о возможности привлечения организациями  инвестиций на зарубежных фондовых рынках путем выпуска еврооблигаций  и депозитарных расписок на акции  является одной из приоритетных задач. Однако основным требованием допуска  эмитента к иностранным инвестиционным ресурсам является наличие в свободном обороте не менее 25 процентов акций данного эмитента. В ситуации, когда 60 процентов выпущенных акций (в стоимостном выражении) находится в собственности Республики Беларусь либо ее административно-территориальных единиц, выход организаций на зарубежные финансовые рынки возможен после создания государством условий, обеспечивающих наличие в свободном обращении не менее 25 процентов акций эмитентов.

      Кроме того, подлежат также решению вопросы перехода организаций на международные стандарты финансовой отчетности, раскрытия информации в соответствии с международными стандартами, формирования кредитной истории и получения корпоративного рейтинга эмитентов [11].

Информация о работе Ценные бумаги