Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 16:39, курсовая работа
Ценные бумаги - необходимый атрибут нормального товарооборота. Будучи товаром, ценные бумаги способны сами по себе служить как средством кредита, так и средством платежа, эффективно заменяя наличные деньги. Переход к рыночной экономике и процесс формирования рынка ценных бумаг потребовали возрождения и использования всего многообразия рынка ценных бумаг.
Показатель | 2006 | 2007 | 2008 |
Объем зарегистрированных выпусков облигаций в % к ВВП | 0,16 |
0,49 |
1,77 |
Объем облигаций, находящихся в обращении на конец года в % к ВВП | 0,18 |
0,53 |
1,92 |
Примечание.
Источник: [10, с. 15].
Кроме
того, отмечается увеличение выпусков
жилищных облигаций. В 2008 году сумма
эмиссии данных облигаций составила
113,4 млрд. белорусских рублей, что
в 2,9 раз больше объема зарегистрированных
выпусков в 2007 году. Сравнение показателей
развития рынков биржевых, ипотечных и
жилищных облигаций в 2007-2008 годах представлено
на рисунке 4.
Рисунок
4. Динамика выпусков облигаций
Примечание.
Источник: [10, с. 16].
Увеличение
суммы эмиссии долговых обязательств
в 2008 году связано с совершенствованием
законодательства в части создания
благоприятных условий для
2.3
Направления по развитию рынка
ценных бумаг на современном
этапе
Уровень развития мирового финансового рынка во многом определяет состояние экономики, ее интеграционных процессов, а также возможности национальных экономик. Эффективность его функционирования обусловлена степенью развития рынков ценных бумаг, капиталов, золота, валют, денежного рынка и т.д. Именно благодаря им формируются необходимые инвестиционные источники для модернизации и увеличения производства на национальном уровне, происходит гибкое перераспределение средств между отраслями, концентрация их на перспективных направлениях научно-технического прогресса. Это в конечном итоге обеспечивает экономический рост в стране.
В целях упорядочения функционирования рынка ценных бумаг, соблюдения установленных правил его участниками, поддержания доверия к рынку ценных бумаг и обеспечения его динамичного развития государство осуществляет регулирующую функцию. Главным принципом регулирования рынка ценных бумаг является реализация общенациональных экономических интересов и обеспечение гарантий безопасности инвестиционной деятельности в Республике Беларусь.
Система государственного регулирования реализуется через:
Стратегическая
цель развития биржевого рынка ценных
бумаг – его активизация
Реализация
указанных мероприятий позволит
расширить спектр проводимых участниками
операций, создаст условия для
повышения эффективности
Одним из приоритетных направлений развития рынка ценных бумаг Республики Беларусь является создание и развитие института коллективных инвесторов (паевые, инвестиционные фонды), которые традиционно составляют группу консервативных инвесторов, настроенных на долгосрочные вложения. Однако для его развития необходимо, прежде всего создать ликвидный рынок ценных бумаг.
Анализ современного состояния рынка корпоративных ценных бумаг свидетельствует о низкой ликвидности данного сегмента рынка ценных бумаг. К причинам, препятствующим развитию рынка акций, относятся:
Таким
образом, сложившаяся практика выпуска
и обращения акций
Такая концепция должна предусматривать мероприятия по преобразованию республиканских и коммунальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, а также принятие мер по продаже части пакетов акций, принадлежащих государству, частным инвесторам (для организаций, не имеющих стратегического значения).
Кроме того, необходимо определить перечень организаций, к приобретению акций которых могут быть допущены частные инвесторы, включая нерезидентов, выставить на открытые биржевые торги крупные пакеты акций, создать условия для продажи акций указанных организаций физическим лицам (прежде всего резидентам);
снятие ограничений на отчуждение акций;
отмена
преимущественного права
приведение норм, регулирующих применение особого права (”золотой акции“) государства на участие в управлении хозяйственными обществами, в соответствие с международными правилами;
отмена
необходимости согласования дополнительных
эмиссий акций с
освобождение доходов акционерных обществ, полученных при размещении ими акций по цене выше номинальной стоимости, от уплаты налогов, других обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды;
поэтапное
совершенствование системы
Ставка налога на доходы, полученные юридическими лицами от операций с акциями, должна быть сопоставима с действующей ставкой налога на прибыль (в настоящее время они составляют соответственно 40 и 24 процента). При снижении налога на доходы от операций с акциями до 24 процентов бюджет получит дополнительные поступления за счет увеличения объемов совершаемых операций.
К причинам, препятствующим развитию рынка облигаций юридических лиц, относятся:
Для инвесторов:
высокая ставка налогообложения доходов (40 процентов), полученных юридическими лицами по операциям с ценными бумагами;
неравные конкурентные возможности для банков и субъектов хозяйствования при заимствовании средств у населения.
В соответствии с законодательством доходы, полученные физическими лицами от операций с ценными бумагами, в том числе процентные доходы по облигациям, облагаются по ставкам налогообложения совокупного годового дохода. В то же время проценты по вкладам физических лиц в банках налогами не облагаются.
Для эмитентов:
наличие дополнительных расходов эмитента (в отличие от получения банковских кредитов), связанных с его затратами по выплате доходов (процентов) по облигациям, их регистрацией, размещением, обращением и погашением (до 5 процентов от суммы займа);
отсутствие кредитного рейтинга, который служит индикатором кредитоспособности эмитента.
Для развития рынка облигаций юридических лиц необходимо:
изменить
налоговую политику в отношении
налогообложения доходов, полученных
от операций с облигациями. Освобождение
от налогов на доходы, полученные инвесторами
при погашении облигаций
определить единый порядок отнесения затрат эмитента при выплате доходов по облигациям и заемщика при уплате процентов по кредитам;
активизировать работу с потенциальными эмитентами и инвесторами посредством подготовки правового акта ненормативного характера по применению инструментов фондового рынка в привлечении организациями инвестиций, а также повышения информационной открытости эмитентов и информационной прозрачности рынка ценных бумаг в целом.
Активизация
рынка облигаций юридических
лиц – один из способов формирования
кредитной истории организаций-
Рынок
прочих ценных бумаг (муниципальные
облигации, складские свидетельства,
коносамент) несмотря на существующую
нормативную правовую базу, не развивается
в связи с отсутствием
На
сегодняшний день решение вопроса
о возможности привлечения
Кроме того, подлежат также решению вопросы перехода организаций на международные стандарты финансовой отчетности, раскрытия информации в соответствии с международными стандартами, формирования кредитной истории и получения корпоративного рейтинга эмитентов [11].