Ценные бумаги

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Ценные бумаги - необходимый атрибут нормального товарооборота. Будучи товаром, ценные бумаги способны сами по себе служить как средством кредита, так и средством платежа, эффективно заменяя наличные деньги. Переход к рыночной экономике и процесс формирования рынка ценных бумаг потребовали возрождения и использования всего многообразия рынка ценных бумаг.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 190.50 Кб (Скачать)

     Облигационные отношения оформляются специальным  договором между фирмой-эмитентом  и инвестором (облигационным соглашением), по условиям которого корпорация обязуется возместить инвестору предоставленную им сумму в установленный срок, а также в течение всего срока, на который выпущена облигация, выплачивать проценты по установленной ставке. Как и акционер, облигационер получает соответствующий документ, подтверждающий факт его владения облигациями - облигационный сертификат, в котором указываются название компании-эмитента, номинал, ставка процента, а также название "платежного агента" как по процентам, так и по капитальной сумме облигации.

     Виды  облигаций:

     1. Купонные облигации или облигации на предъявителя.

     К ним прилагаются специальные  купоны, которые должны откалываться два раза в год и представляться платежному агенту для выплаты процентов. Фактически купон - своеобразный простой  вексель на предъявителя. Эти облигации обратимы, а купон и сертификат выступают в качестве титула собственности. Поскольку эти облигации оформляются на предъявителя, корпорация не регистрирует, кто является их собственником. Хотя они больше не выпускаются, старые выпуски все еще обращаются на рынке

     2. Именные облигации.

     Большинство облигаций корпораций регистрируются на имя их владельца, при этом ему  выдается именной сертификат. Эти  облигации не имеют купонов, а  платежи по процентам осуществляет платежный агент в соответствии с установленным графиком. При продаже или обмене именных облигаций старый сертификат аннулируется и выпускается новый - с указанием нового владельца облигаций.

     3. "Балансовые" облигации.

     Этот  вид облигаций приобретает все  большее распространение, поскольку  их выпуск не сопряжен с такими формальностями, как выдача сертификатов и т.п. просто все необходимые данные об облигационере вводятся в компьютер.

     В зависимости от обеспечения облигации  разделяются на:

     1. Обеспеченные облигации. Эти облигации  имеют реальное обеспечение активами. Их можно разбить на три подтипа:

     а) облигации с залогом имущества, которые обеспечиваются основным капиталом  корпорации и иным вещным имуществом;

     б) облигации с залогом фондовых бумаг, которые обеспечиваются находящимися в собственности компании-эмитента ценными бумагами какой-либо другой корпорации - как правило, ее филиала или дочерней компании;

     в) облигации с залогом оборудования. Такие облигации обычно выпускаются  транспортными корпорациями, которые  в качестве залогового обеспечения  используют, например, транспортные средства (самолеты, локомотивы и т.п.).

     Смысл залогового обеспечения заключается  в том, что в случае банкротства  компании или ее неплатежеспособности держатели обеспеченных облигаций  могут претендовать на часть имущества  компании.

     2. Необеспеченные облигации. Эти  облигации не обеспечиваются  какими-либо материальными активами, они подкрепляются добросовестностью  компании-эмитента, иначе говоря - ее  обещанием. В случае банкротства  компании держатели таких облигаций  не могут претендовать на часть недвижимости. Эти облигации менее надежны, но и на них распространяются преимущественные права при ликвидации компании. В связи с тем же ставка процента по ним более высокая.

     3. Другие виды облигаций.

     а) Облигации с доходом на прибыль, или реорганизационные облигации предусматривают выплату процентов только в том случае, если у корпорации имеются существенные поступления, то есть в случае выпуска таких облигаций гарантируется погашение ее основной суммы, а выплата процентов зависит от решения совета директоров. Выпуск таких облигаций практикуется при рекапитализации корпорации - как правило, когда ей грозит банкротство.

     б) Гарантированные облигации: они  гарантируются не корпорацией-эмитентом, а другими компаниями. Чаще всего  они используются: транспортными корпорациями, когда эмитент предоставляет какой-либо компании свое оборудование, а взамен эта компания выступает гарантом по облигациям первой фирмы, либо дочерними компаниями крупных фирм, когда дочерняя компания выпускает облигации, а гарантом выступает основное предприятие. Как видно из названия, в случае неплатежеспособности эмитента, все претензии облигационеров удовлетворяются гарантом.

     в) Бескупонные облигации. По ним не выплачивается регулярного процента, однако это не значит, что они  не приносят дохода. Дело в том, что при выпуске эти облигации продаются с дисконтом, а погашаются по номинальной цене при наступлении срока платежа, причем скидка тем больше, чем длительнее срок, на который выпущены облигации.

     Стоит отметить, что в современной практике различия между акциями и облигациями корпораций постепенно стираются. С одной стороны, происходит узаконивание выпуска "не голосующих" акций, а с другой - появились "голосующие" облигации. Стиранию этих различий также способствует так же эмиссия конвертируемых облигаций и выпуск так называемых "гибридных фондовых бумаг". Это явление отражает в определенной мере тенденцию сращивания промышленного и банковского капитала [7].  

     1.2 Рынок ценных бумаг 

     В общем виде рынок ценных бумаг  можно определить как совокупность экономических отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг между его участниками.

     Классификации рынков ценных бумаг имеют много  сходства с классификациями самих  ценных бумаг. Так различают:

     международные и национальные рынки ценных бумаг;

     региональные  рынки ценных бумаг;

     рынки конкретных видов ценных бумаг (акций, облигаций и т.п.);

     рынки государственных и корпоративных  ценных бумаг;

     рынки первичных и производных ценных бумаг.

     Смысл той или иной классификации рынка  ценных бумаг определяется ее практической значимостью.

     В той части, в какой рынок ценных бумаг основывается на деньгах как  на капитале, он называется фондовым рынком. Фондовый рынок образует большую  часть рынка ценных бумаг. Оставшаяся часть рынка ценных бумаг в  силу своих небольших размеров не получила специального названия, и поэтому часто понятия рынка ценных бумаг и фондового рынка считаются синонимами.

     Рынок ценных бумаг - это часть финансового  рынка. Другой его частью является рынок  банковских ссуд. Коммерческий банк редко дает ссуду более чем на год. Выпуская ценные бумаги, можно получить ссуду на несколько десятилетий (облигации) или в бессрочное пользование (акции). За делением финансового рынка на две части стоит деление капитала на оборотный и основной. Рынок ценных бумаг дополняет систему банковского кредита и взаимодействует с ней [1].

     Важной  частью рынка ценных бумаг является денежный рынок, на котором обращаются краткосрочные долговые обязательства, главным образом, казначейские векселя. Денежный рынок обеспечивает гибкую подачу наличности в казну государства и дает возможность корпорациям и отдельным лицам получать доход на их временно свободные денежные средства.

     Рынок ценных бумаг имеет целый ряд  функций, которые можно условно  разделить на две группы: общерыночные функции, присущие обычно каждому рынку, и специфические функции, которые отличают его от других рынков.

     К общерыночным функциям относятся:

     коммерческая  функция, т.е. функция получения прибыли  от операций на данном рынке;

     ценовая функция, т.е. обеспечение процесса складывания рыночных цен, их постоянное движение и т.д.

     информационная  функция, т.е. рынок производит и  доводит до своих участников рыночную информацию об объектах торговли и  ее участниках;

     регулирующая  функция, т.е. создание правил торговли и участия в ней, порядок разрешения споров между участниками, устанавливает приоритеты, органы контроля или даже управления.

     К специфическим функциям рынка ценных бумаг можно отнести следующие:

     перераспределительную функцию;

     перераспределение денежных средств между отраслями и сферами рыночной деятельности;

     перевод сбережений, прежде всего населения, из непроизводительной в производительную форму;

     финансирование  дефицита государственного бюджета  на неинфляционной основе, т.е. без выпуска  в обращение дополнительных денежных средств.

     функцию страхования ценовых и финансовых рисков [4].

     Составные части рынка ценных бумаг имеют  своей основой не тот или иной вид ценной бумаги, а способ торговли на данном рынке в широком смысле слова. С этих позиций выделяют следующие рынки:

     первичный и вторичный;

     организованный  и неорганизованный;

     биржевой  и внебиржевой;

     традиционный  и компьютеризированный;

     кассовый  и срочный.

     Первичный рынок - это приобретение ценных бумаг  их первыми владельцами, первая стадия процесса реализации ценной бумаги; первое появление ценной бумаги на рынке, обставленное определенными правилами и требованиями. В результате продажи акций и облигаций на первичном рынке эмитент получает необходимые ему финансовые средства, а бумаги оседают в руках первоначальных покупателей. Все остальные перепродажи бумаг образуют вторичный рынок.

     Кроме физического изготовления ценных бумаг (если оно предусмотрено) процесс  эмиссии включает заключение соглашения между эмитентом и консорциумом, определение способа передачи последнему ценных бумаг (продажа или передача на комиссию), а также порядок размещения среди инвесторов.

     Важнейшей чертой первичного рынка является полное раскрытие информации для инвесторов, позволяющее сделать обоснованный выбор ценной бумаги для вложения денежных средств. Вся деятельность на первичном рынке служит для раскрытия информации: подготовка проспекта эмиссии, его регистрация и контроль государственными органами с позиций полноты представленных данных, публикация проспекта и итогов подписки и т.д.

     Механизм  продажи (размещения ценных бумаг) на первичном  рынке может быть разный:

  1. в непосредственном (частном) контакте без посредников;
  2. через финансовых посредников (андеррайтеров);
  3. на уличном рынке.

     Частное размещение характеризуется продажей (обменом) ценных бумаг ограниченному количеству заранее известных инвесторов без публичного предложения и продажи.

       Публичное предложение – это  размещение ценных бумаг при  их первичной эмиссии путем  публичных объявления и продажи  неограниченному числу инвесторов. Соотношение между публичным предложением и частичным размещением постоянно меняется и зависит от типа финансирования, который избирают предприятия в той или иной экономике, от структурных преобразований, которые проводит правительство, и других факторов. Так, в России в 1990 – 1995 гг. преобладало частное размещение акций (создание открытых акционерных обществ). Основная часть публичного предложения акций приходилась на банки и инвестиционные институты. С развитием масштабного процесса приватизации доля публичного предложения акций постепенно увеличивается.

     Хотя  эмитенты ценных бумаг могут сами разместить (то есть продать) свои обязательства  в виде ценных бумаг, сложный механизм эмиссии в условиях конкуренции, потребность в гарантированном  размещении ценных бумаг требует не только больших расходов, но и профессиональных знаний, специализации, навыков. Поэтому эмитенты в подавляющем большинстве случаев прибегают к услугам андеррайтеров – профессиональных посредников (банков, брокеров, инвестиционных компаний), организующих и гарантирующих размещение ценных бумаг на согласованных условиях за специальное вознаграждение.

Информация о работе Ценные бумаги