Цели макроэкономического регулирования и проблемы их достижения в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 13:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности государственного регулирования экономики на макроуровне и анализ основных проблем его осуществления в Республике Беларусь.
Задачами работы являются:
Отражение необходимости макроэкономического регулирования экономики;
2. Исследование основных направлений и инструментов государственного регулирования экономики;
3. Анализ основных проблем макроэкономического регулирования в Республике Беларусь.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Необходимость государственного регулирования экономике………………...4
1.1. История макроэкономического регулирования……………………................4
1.2. Обоснование необходимости макроэкономического регулирования…….....6
2. Государство в экономике…………………………...………….............................8
2.1. Роль государства в переходной экономике……….…………………....……...8
2.2. Основные функции государства…………………………………………....….9
3. Механизм макроэкономического регулирования……………………...….......11
3.1. Цели макроэкономического регулирования………………………………....11
3.2. Инструменты макроэкономического регулирования……………………….12
3.3. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь……………………………………………………………………………..18
Заключение………………………………………………………………………….25
Список использованных источников……….……………………………………..26

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 160.50 Кб (Скачать)

     Исходя из вышеперечисленных  нововведений в области бюджетно-налоговой  политики, основными задачами на  ближайшие годы в этой области  будут являться:

    • дальнейшее снижение налоговой нагрузки на прибыль и фонд заработной платы организаций;
    • развитие системы электронного налогового декларирования;
    • повышение эффективности использования государственных займов и т.д.

     Планируется, что при успешном  осуществлении намеченных целей позволит довести долю налоговых доходов консолидированного бюджета в ВВП до 25,4 процента.

     Денежно-кредитная политика будет  способствовать повышению темпов  роста экономики,  укреплению  устойчивости национальной валюты, совершенствованию системы рефинансирования банков и т.д. В результате планируется снижение ставки рефинансирования до 6-8% (сейчас она составляет 10,5%).

     Важным вопросом государственного  регулирования остается и ценовая  политика. Планируется сохранение  государственного регулирования на отдельный перечень товаров, продукцию организаций-монополистов, социально значимые товары. При условии роста доходов граждан повысится и окупаемость затрат на услуги жилищно-коммунальных служб. Будет проводиться также и антимонопольная политика, направленная на переход к свободному ценообразованию.

      Важным достижением в этой  области является принятие постановления  Министерства экономики Республик  Беларусь от 30 декабря 2010 г. №  196, которым вносятся изменения  и дополнения в Инструкцию  о порядке формирования и применения цен и тарифов. Согласно этому документу возможности импортеров в формировании цен на импортный товар увеличиваются. Важнейшим изменением является значительное сокращение случаев, когда надбавка импортеров ограничивается 30 процентами.

Сокращены также случаи применения оптовой  надбавки в размере 20 процентов. Сняты  ограничения по размеру оптовой  надбавки также и для организаций  оптовой торговли, производящих фасовку  продовольственных товаров в  одноразовые упаковочные материалы, использование которых допускается техническими нормативными правовыми актами. Расширены возможности в применении скидок.

     Кроме того, 25 февраля 2011 года  глава государства Александр  Лукашенко подписал указ №72 "О  некоторых вопросах регулирования  цен (тарифов) в Республике Беларусь". Документ подписан в целях сокращения сферы государственного регулирования цен и тарифов. С принятием указа отменяются предельные индексы изменения отпускных цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые на территории республики, которые ранее устанавливались правительством. Исключена необходимость представления экономических расчетов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при определении уровня применяемых ими цен (тарифов), за исключением регулируемых. Отмена этих норм обусловила и необходимость изменения состава административных правонарушений в сфере ценообразования. В частности, указом установлено, что правонарушением не будет являться превышение индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом установленных предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) на товары (работы, услуги) при их реализации без регистрации цен (тарифов). Также не будет правонарушением реализация товаров (работ, услуг) с нарушением установленного порядка регистрации цен (тарифов), за исключением регулируемых, равно как и реализация товаров (работ, услуг) при отсутствии экономических расчетов, подтверждающих уровень применяемых цен (тарифов), за исключением регулируемых.

     Одной из главных задач социально-экономического развития Республики Беларусь в ближайшие годы является развитие сферы услуг. Для этого планируется увеличение объема этих услуг, повышение вклада в развитие этой сферы предпринимательства, развитие экспорта услуг, развитие электронной торговли и т.д.

     Важные секторы этой сферы  – это связь и транспорт.  Тут прогнозируется повышение  технического уровня дорог, их  реконструкция, обновление парков  транспорта, повышение качества  транспортных услуг.

     Также к концу 2015 года 99,8 процентов  населения должно быть охвачено цифровым телевизионным вещанием, а абонентами широкополосного доступа в Интернет должно стать около 3,5 млн. человек.

     Удельный вес сферы услуг в  ВВП планируется около 47%, а доля работающих в данной сфере в общем объеме занятых в экономике – 58%.

     Внешнеэкономическая политика. Географическое  положение, небольшой размер страны, ограниченность собственных ресурсов  обуславливают необходимость для  Республики Беларусь формирования  открытой экономики.

В этой связи важнейшими приоритетами развития должны стать повышение

эффективности внешней торговли и обеспечение  сбалансированности

внешнеэкономических отношений. Необходимо увеличение рентабельности экспорта, развитие системы кредитования и страхования экспорта, снижение импортоемкости ВВП.

     Планируется участие Республики Беларусь в торгово-экономическом сотрудничестве в рамках СНГ (Союзное государство, ЕврАзЭС, Таможенный союз, Единое экономическое пространство), а также в рамках Европейского союза (Восточное партнерство).

     Перспективным является также расширение внешнеэкономических связей со странами Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки. Динамично развивающиеся национальные экономики, растущая покупательная способность делают рынки этих стран все более привлекательными для сбыта продукции белорусских производителей.

     Приоритетным является и направление  развития взаимоотношений с Россией.

     Достижение поставленных целей  внешнеэкономической политики позволит  увеличить экспорт товаров и услуг в 2,2 раза и выйти на положительное сальдо

внешней торговли.

     В целом, реализация поставленных  задач в совокупности с мерами  в области совершенствования  экологической политики, развития  областей строительства и сельского  хозяйства, развитие реального сектора экономики позволит существенно улучшить состояние торгового и платежного баланса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В современном мире экономика  развитых государств  – это  система смешанного типа, в которой  рыночный механизм дополнен различными  формами государственного регулирования. В странах со смешанной экономикой государство вовлечено во все стадии воспроизводства. Следует заметить, что в переходный период роль государственного регулирования более значима, чем в сложившемся рыночном хозяйстве. Государственное регулирование было и остается важным фактором общественного развития. 
       Усиление роли государства находит отражение в росте государственных расходов и расширению сферы прямого регулирования экономических процессов. 
       Современная Республика Беларусь находится на переломном, переходном этапе развития экономики, в ходе которого особенно необходима регулирующая роль государства. Это, прежде всего, определяется спецификой переходной экономики, масштабом и сложностью задач по трансформации социально-экономической системы. Положение сильно осложняется тем, что не решены многие актуальные социальные проблемы, перечисленные выше.  
       Нельзя не отметить, что не нужно абсолютизировать необходимость государственного вмешательства в экономику, допускать шаблонный подход к его границам и методам. Ведь в каждом отдельном случае это надо решать с учетом всей системы условий и возможностей, социально-экономических последствий. Соотношение всех факторов зависит от доли госсектора, исторических особенностей, характера решаемых задач. Особенности Беларуси в том, что, во-первых, идет переход от одного экономического строя с доминированием госсобственности к другому, основанному на развитии многоукладного хозяйства и рыночных отношений; во-вторых, реформы начались с попытки внедрения в короткие сроки либеральной модели рынка, сводящей госрегулирование к минимуму; в третьих, формы и методы такого регулирования во многих звеньях еще не сложились. 
     Эффективное решение проблем, связанных с государственным регулированием экономики, требует соответствующих условий, фундаментального научного обоснования и высокой квалификации исполнителей, поэтому вмешательство государства в экономику целесообразно лишь в той мере, в какой механизм рыночного регулирования не дает должного эффекта. 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Антонова  Н.Б. Государственное регулирование  экономики: Учеб. пособие. Ч.1. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 1999. – 130с.
  2. Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики: Учеб. пособие. Ч.2. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 1999. – 130с.
  3. Качуровский Е.П. Беларусь 2000. Новая экономическая стратегия. – Мн.: БГУ, 1999 – 200с.
  4. Курс макроэкономики в таблицах и схемах: учеб. пособие/ Н.И. Базылев, М.Н. Базылева. – Мн.: Современная школа, 2010. – 144с.
  5. Макроэкономика/ Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский; под общ. ред. Л.С. Тарасевича. – М., 2003 – 652с.
  6. Макроэкономика/ Т.Л. Агапова, С.Ф. Серегина; под общ. ред. А.В. Сидоровича. – М., 2002. – 447с.
  7. Основные положения программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы – Мн., 2010
  8. Папковская П.Я. Учет внешнеэкономической деятельности: Учебник. –Мн.: ООО «Мисанта», 1997
  9. Проблемы макроэкономического регулирования / А.И. Лученок, О.Л. Шулейко, О.И. Румянцева, М.В. Маркусенко и др. - Мн.: Право и экономика, 2005 – 178с.
  10. Сакс Дж.Д., Ларрен Ф.Б. Макроэкономика/Пер. с англ. –М.: 1999
  11. Экономическая теория: Системный курс: Учеб. Пособие/Под ред. Э.И. Лобковича. – Мн.: ООО «Новое знание», 2000 – 664с.
  12. Экономическая теория/ под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Минск, 1999. – 550с.
 
 
 
 
 
 
 

    

      
 
 

      

      

      

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    

Информация о работе Цели макроэкономического регулирования и проблемы их достижения в Республике Беларусь