Методы
государственного регулирования внешнеэкономической
деятельности можно разделить на
следующие:
- таможенно-тарифное
регулирование;
- нетарифное
регулирование;
- запреты и
ограничения внешней торговли услугами
и интеллектуальной собственностью;
- меры экономического
и административного характера, способствующие
развитию внешнеторговой деятельности.
Одной из важнейших целей государства
в области внешнеэкономического
регулирования является разработка
оптимального соотношения мер регулирования
для решения поставленных задач, в том
числе самой главной – создания благоприятных
внешнеторговых условий для развития
промышленного производства в стране.
Правовыми формами государственного
регулирования являются нормативные правовые
акты и индивидуальные правовые акты в
сфере регулирования внешнеэкономических
отношений. Основным видом внешнеэкономической
деятельности, т.е. предметом правового
регулирования является внешнеторговая
деятельность. Правовая основа системы
государственного регулирования именно
этой деятельности получила самостоятельное
закрепление на законодательном уровне.
- Основные
направления социально-экономического
развития Республики
Беларусь
Основной целью социальной политики
Республики Беларусь в долгосрочной перспективе
является обеспечение устойчивого роста
уровня и качества жизни населения и создание
условий для развития человеческого потенциала.
При этом государство должно предоставлять
каждому трудоспособному человеку условия,
при которых у него будет возможность
собственным трудом и предприимчивостью
обеспечить благосостояние своей семьи
и полностью выполнить социальные обязательства
перед инвалидами, многодетными семьями,
нетрудоспособными и малообеспеченными
слоями населения. Для реализации этой
цели основными направлениями социальной
политики в Республике Беларусь должны
являться:
- создание
условий и возможностей для всех трудоспособных
граждан зарабатывать средства для удовлетворения
своих потребностей;
- повышение
уровня оплаты труда как основного источника
денежных доходов населения и важнейшего
стимула трудовой деятельности наемных
работников;
- формирование
среднего класса как фактора стабилизации
общества на основе роста денежных доходов
населения и снижения уровня малообеспеченности;
- обеспечение
рациональной занятости населения на
основе сохранения рабочих мест на особенно
важных и перспективных предприятиях,
создания новых рабочих мест, в том числе
в частном секторе экономики, создание
гибкой системы подготовки и переподготовки
кадров;
- повышение
уровня пенсионного обеспечения, повышение
социальной защиты нуждающихся, пересмотр
системы льгот, улучшение социального
обслуживания.
Приоритетной задачей национальной
экономики Республики Беларусь
является необходимость приближения
по уровню и качеству жизни населения
нашей страны к экономически развитым
странам на основе формирования социально
ориентированного рыночного типа экономики.
Социальная политика нашего государства
имеет яркую направленность на
последовательное повышение денежных
доходов населения, как важнейшего показателя
уровня жизни населения. Рост денежных
доходов населения и заработной платы
в Республике Беларусь рассматривается
как фактор экономического роста и расширения
внутреннего потребительского спроса.
В 2010 году Внутренний валовой продукт
(ВВП) в Республике Беларусь вырос на 7,6%
по сравнению с 2009 годом при увеличении
реальной среднемесячной заработной платы
работников в 2010 г . на 14, 9%.
Приоритетными направлениями политики
нашей страны в области оплаты труда должны
стать: кардинальное повышение уровня
заработной платы работников как основного
источника формирования денежных доходов
населения и важного стимула трудовой
активности; повышение производительности
труда и эффективности хозяйствования
во всех звеньях экономики; рост инвестиционного
потенциала населения; снижение налоговой
нагрузки на фонд заработной платы субъектов
хозяйствования всех форм собственности.
Согласно проекту программы социально-экономического
развития Республики Беларусь на 2011-2015
гг. предусматривается повышение реальных
располагаемых денежных доходов населения
в 2015 г. к уровню 2010г. в 1,7-1,76 раза на основе
обеспечения роста ВВП в 1,61-1,68 раза.
Прогнозируется постепенный рост
заработной платы. Для этого субъектам
хозяйствования будут предоставляться
более широкие права в области выбора
форм и методов оплаты труда, также будут
созданы экономические предпосылки для
легализации всех доходов. В 2010 году
уже были приняты меры по увеличению начисленной
заработной платы. Если с 1 января 2010 года
минимальная заработная плата составляла
258,6 тыс. бел. рублей, то с 1 ноября 2010 года
она повысилась до 400 тыс. бел. рублей, а
с 1 января 2011 года – до 460 тыс. бел. рублей.
В области занятости населения
перед государством стоят такие задачи,
как создание новых рабочих мест в научной
сфере, в области высоких технологий, сфере
услуг; рост занятости в сфере услуг;
мотивация к высокоэффективному труду
и повышение социальной ответственности
за результаты своего труда;
создание
системы социального страхования
от безработицы и др. План развития
на 2011-2015 гг. ставит своей целью не
просто обеспечение граждан Республики
Беларусь рабочими местами, а предоставление
им возможности максимально эффективно
применить свой опыт и способности, гарантировать
достойное вознаграждение за достойный
труд. В результате выполнения этих задач
прогнозируется рост уровня занятости
населения до 80% к трудовым ресурсам и
повышение доли работников сферы услуг
до 58 процентов от
общей
численности занятых в экономике.
В области демографической
политики традиционно планируется повышение
продолжительности жизни и – особенно
– уровня рождаемости населения. За 2010
год в республике родилось 108,1 тыс. детей,
что на 1,1 тыс. детей меньше, чем за 2009 год,
умерло – 137,3 тыс. человек, или на 2,2 тыс.
человек больше. Естественная убыль населения
составила 29,2 тыс. человек. За 2010 год по
сравнению с 2009 годом число умерших в целом
по республике увеличилось на 1,6%. Таким
образом, предпринятые меры по увеличение
рождаемости оказались малоэффективными.
Однако удалось достичь миграционного
прироста, который за 2010 год составил 10
303 человека.
В 2011-2015 гг. для решения демографических
проблем будет принят ряд мер,
среди которых:
- увеличение
размеров пособий и иных выплат, связанных
с рождением и воспитанием детей;
- создание
условий для воспитания детей-инвалидов
в семейной среде;
- совершенствование
системы помощи молодым семьям в улучшении
жилищных условий;
- укрепление
институтов семьи и брака.
С помощью этих мер планируется
стабилизировать численность населения
Республики Беларусь до уровня
9,4 млн. человек и увеличить
продолжительность жизни до 72-73 лет
к 2015 году. Сокращение смертности
будет достигаться путем совершенствования
системы здравоохранения – развития инфраструктуры
медицинских услуг, повышения их качества;
расширения использования высокотехнологичных
разработок; увеличения инвестиций в здравоохранение,
роста платных медицинских услуг и т.д.
Если в 2010 году смертность составляла
более 14 человек на 1000 населения, то к 2015
году ожидается ее снижение до 13 человек.
Предусматривается и повышение
качества образования. Реформирование
в этой области уже завершено,
теперь главным является дальнейшее
развитие в этой области и совершенствование
системы воспитательной и идеологической
работы с учащимися. Основным достижением
последних лет является принятие в 2011
году Кодекса об образовании Республики
Беларусь. Он направлен на комплексное
и системное регулирование общественных
отношений в сфере образования. Кодекс
предусматривает создание на базе сложившихся
правовых институтов единого, целостного
механизма правового регулирования образовательных
отношений, обеспечивает систематизацию
и упорядочение правовых норм, сокращение
количества нормативных правовых актов
в этой сфере, а также устранение иных
имеющихся недостатков в регулировании
образовательных отношений. Кодекс Республики
Беларусь об образовании вступает в силу
с 1 сентября 2011 года и позволяет завершить
процесс кодификации законодательства
об образовании, обеспечить более полное
соответствие правовых норм современному
состоянию образовательных отношений.
Необходим пересмотр и стратегии
в области обеспечения населения
жильем. Основными вопросами являются
увеличение объемов строительства для
нуждающихся в улучшении жилищных условий,
внедрение форм долгосрочного кредитования
граждан, улучшение качества жилья и повышения
качества услуг, оказываемых жилищно-коммунальными
хозяйствами. К 2015 году прогнозируемый
уровень обеспеченности населения жильем
в расчете на одного жителя составит 27-28
кв. метров против 24, 1 кв. метров в 2010 году.
В предстоящем пятилетии важную
роль играет и модернизация
самой системы государственного
регулирования. Приоритетным является
переход к инновационной экономике, снижение
роли государственных органов в прямом
управлении
деятельностью организаций. Переход
к использованию рыночных стимулов
будет осуществляться с помощью
упрощения законодательства, регулирующего
предпринимательскую деятельность, снижения
количества проверок коммерческих организаций,
пересмотра системы взысканий, пересмотра
налоговой системы и т.д.
Нельзя не отметить проведенной
работы в этой сфере за последние
годы. Особо стоит отметить изменения,
касающиеся налоговой системы. 15 октября
2010 года были внесены дополнения и изменения
в Налоговый кодекс Республики Беларусь,
благодаря чему решилась комплексная
задача по упрощению налоговой системы.
В основе изменений лежат три основных
направления:
- сокращено
количество применяемых налогов, что снижает
налоговую нагрузку на экономику;
- сокращена
периодичность уплаты налогов и подачи
налоговой декларации;
- усовершенствован
механизм взимания основных налогов и
расширены инвестиционные льготы.
С 1 января 2011 года, согласно новому
Налоговому кодексу, отменяются два местных
налога - сбор на развитие территорий (ранее
уплачиваемый по ставке в пределах 3% из
прибыли) и местный налог на услуги (ранее
взимаемый по ставке 5% от выручки). В составе
экологического налога отменяются три
платежа: за производство и (или) импорт
товаров, содержащих в своем составе 50
и более процентов летучих органических
соединений; за переработку нефти и нефтепродуктов
организациями, осуществляющими переработку
нефти;
за перемещение
по территории Республики Беларусь нефти
и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами
и нефтепродуктопроводами транзитом.
Подача деклараций по этим
налогам с 2011 года осуществляется
преимущественно один раз в
квартал, хотя 5 лет назад обязательных
платежей было более 20, а декларации подавались
ежемесячно.
Совершенствуются и основные
инвестиционные льготы в налоговом
законодательстве. До 2011 года они
применялись с ограничениями,
а с 1 января 2011 года эти ограничения
были сняты.
По НДС были сняты ограничения по
налоговым вычетам, которые осуществляются
при инвестициях. Таким образом, принятые
меры позволяют снизить налоговую нагрузку
в 2011 году на 0,4% ВВП, что составит более
700 млрд. бел. рублей.
Существенно улучшил Налоговый
кодекс и ситуацию с периодичностью уплаты
налогов и представлением налоговой отчетности:
- по налогу
на прибыль — осуществлен переход на ежеквартальную
уплату этого налога с подачей налоговой
декларации (расчета) по налогу на прибыль
один раз в год (ранее в 70% случаев эти действия
осуществлялись ежемесячно);
- по налогу
на добавленную стоимость — отменены
«авансовые» платежи (6 платежей в месяц
для некоторых плательщиков), а уплата
этого налога производится один раз в
месяц или один раз в квартал по решению
плательщика. При этом сроки уплаты НДС
(месяц или квартал) будут определяться
плательщиком самостоятельно без привязки
к размеру выручки, как это происходило
ранее. В результате количество платежей
у некоторых плательщиков сокращается
с 72 до 4–12 в год;
- по акцизам
— отменены «авансовые» платежи (6 платежей
в месяц для некоторых плательщиков), и
все плательщики платят акцизы один раз
в месяц.
Осуществление указанных мер
позволяет приблизить налоговую
систему Республики Беларусь
по составу налогов и сборов,
периодичности их уплаты к налоговым системам
развитых стран.
Кроме того, Президент Беларуси
Александр Лукашенко 31 декабря
подписал Директиву №4 "О развитии
предпринимательской инициативы
и стимулировании деловой активности
в Республике Беларусь". Это программный
документ, направленный на дальнейшую
либерализацию экономики и раскрепощение
деловой инициативы, создание благоприятных
условий для динамичного и устойчивого
развития Беларуси. Она значительно расширяет
возможности для предпринимателей. Директива
предусматривает защиту и развитие частной
собственности для беспрепятственного
развития предпринимательства. Защита
частной собственности состоит в невозможности
конфискации имущества предпринимателя.
В целом документ направлен на развитие
всех форм собственности. Однако конкретные
меры по реализации Директивы еще предстоит
рассмотреть.