Цели макроэкономического регулирования и проблемы их достижения в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 13:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности государственного регулирования экономики на макроуровне и анализ основных проблем его осуществления в Республике Беларусь.
Задачами работы являются:
Отражение необходимости макроэкономического регулирования экономики;
2. Исследование основных направлений и инструментов государственного регулирования экономики;
3. Анализ основных проблем макроэкономического регулирования в Республике Беларусь.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Необходимость государственного регулирования экономике………………...4
1.1. История макроэкономического регулирования……………………................4
1.2. Обоснование необходимости макроэкономического регулирования…….....6
2. Государство в экономике…………………………...………….............................8
2.1. Роль государства в переходной экономике……….…………………....……...8
2.2. Основные функции государства…………………………………………....….9
3. Механизм макроэкономического регулирования……………………...….......11
3.1. Цели макроэкономического регулирования………………………………....11
3.2. Инструменты макроэкономического регулирования……………………….12
3.3. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь……………………………………………………………………………..18
Заключение………………………………………………………………………….25
Список использованных источников……….……………………………………..26

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 160.50 Кб (Скачать)

Учреждение  образования Федерации  Профсоюзов Беларуси

«Международный  институт трудовых и  социальных отношений» 

Кафедра мировой экономики  и финансов

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

на  тему «Цели макроэкономического  регулирования и  проблемы их достижения в Республике Беларусь» 

по  дисциплине «Макроэкономика» 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                            
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                       __________________________                  
 
 
 

Минск 2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………...3

1.  Необходимость государственного регулирования экономике………………...4

1.1.  История  макроэкономического регулирования……………………................4

1.2. Обоснование  необходимости макроэкономического регулирования…….....6

2. Государство  в экономике…………………………...………….............................8

2.1. Роль государства  в переходной экономике……….…………………....……...8

2.2. Основные  функции государства…………………………………………....….9

3. Механизм макроэкономического регулирования……………………...….......11

3.1. Цели макроэкономического  регулирования………………………………....11

3.2. Инструменты  макроэкономического регулирования……………………….12

3.3. Основные  направления социально-экономического  развития Республики Беларусь……………………………………………………………………………..18

Заключение………………………………………………………………………….25

Список использованных источников……….……………………………………..26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 
 

     Рыночная система включает в  себя множество важных компонентов,  без которых она не может полноценно функционировать. Одним из этих компонентов, безусловно, является экономическая политика государства.

     Вмешательство государства в  экономику необходимо в любых  условиях, независимо от самой  модели экономики.

     Рассматривая рыночную систему экономики, в процессе перехода к которой находится сейчас Республика Беларусь, можно сказать, что государственное регулирование в ней имеет важное значение. Рыночный механизм не совершенен, он не в состоянии разрешить все проблемы, связанные с оптимальным развитием экономики конкретного государства.

Организация производства товаров, распределение  капитала и ресурсов в рыночной системе  осуществляется непосредственно производителями  и потребителями, что, с одной, стороны, снимает с государства эти функции, а с другой – влечет за собой и множество социально-экономических проблем. И возникает необходимость вмешательства государства в механизм принятия экономических решений.

     Основными целями государственного  регулирования любого государства являются экономическая и социальная стабильность, укрепление существующего строя как внутри страны, так и за ее пределами и своевременная адаптация к изменениям. Поэтому для успешного формирования и использования механизмов регулирования рыночных отношений (в частности, в Республике Беларусь) актуальны вопросы о том, в каких сферах и в каком объеме государство должно вмешиваться в экономику; какой должна быть экономическая политика и какими ее инструментами необходимо пользоваться для достижения результата.

     Целью данной курсовой работы  является раскрытие сущности  государственного регулирования  экономики на макроуровне и  анализ основных проблем его  осуществления в Республике Беларусь.

     Задачами работы являются:

  1. Отражение необходимости макроэкономического регулирования экономики;

    2. Исследование  основных направлений и инструментов  государственного регулирования  экономики;

    3. Анализ  основных проблем макроэкономического  регулирования в Республике Беларусь.

     Основными источниками данной  курсовой работы являются различная учебная и методическая литература, а также периодические издания, освещающие новости экономики Республики Беларусь. 
 

  1. НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  ЭКОНОМИКИ
    1. История макроэкономического регулирования
 
 

     Государственное регулирование в современном его понимании и форме сформировалось в результате исторического прогресса общества, охватывающего длительный период. И даже сейчас рамки этого регулирования, в зависимости от системы экономики – планово-распределительной, административно-командной или рыночной, - не всегда одинаковы.

     Государственные власти устанавливали  свои законы, правила осуществления  хозяйственной деятельности еще  задолго до того, как государство  было сформировано в настоящем  его виде. Примером тому служат законы царя Хаммурапи – правителя Вавилонии XVII в. до н.э. Этот свод законов включал в себя 282 статьи и регулировал практически все сферы жизни того времени – хозяйственные, экономические, семейные отношения. Там же ограничивались и регламентировались частнособственнические отношения, утверждался государственный контроль над хозяйственной жизнью.

     Выдающимся достижением в области  законодательных сборников явилась  «Русская правда» Ярослава Мудрого  XI в. Этот правовой кодекс Руси содержал в себе нормы уголовного, торгового, процессуального законодательства и был основным источником правовых, социальных и экономических отношений восточных славян.

    В XV-XVI вв. – в «эпоху первоначального накопления капитала» ускоряется процесс формирования национальных торгово-денежных капиталов. Возникает первая буржуазная экономическая школа, получившая название меркантилистов.

     Будучи представителями интересов  купеческого капитала, представители  этой школы рассматривают деньги  как абсолютную форму богатства. Накопление же богатства (естественно, в денежной форме) происходит в процессе внешней торговли или в ходе добычи благородных металлов. Основным вопросом исследования была экономическая политика, направленная на увеличение притока золота и серебра в страну.

    В эпоху «раннего» меркантилизма  (XV-XVI в.) ставка делалась на удержание  благородных металлов в стране, всесторонне ограничивался импорт, устанавливались высокие цены  на импортируемые товары. Главной  являлась теория денежного баланса,  которая обосновала политику, направленную на увеличение денежного баланса.

     Такие суровые меры препятствовали  развитию внешнеторговых отношений,  что привело к переходу к  политике «позднего» меркантилизма  (2-ая пол. XVI-XVII вв.) Суть ее состояла в обеспечении увеличения благородных металлов в стране не административными, а экономическими средствами. Появляется система активного торгового баланса, который достигался путем вывоза готовых изделий своей страны и при помощи посреднической торговли, в связи с чем разрешается вывоз денег за границу.

     Учение меркантилистов долго  использовалось при выработке  государственной политики во  многих странах, в частности,  в XVII веке в Англии, в России  при Петре I, в Германии в  XVIII веке.

     В конце  XVIII в. на смену меркантилизма приходит экономический либерализм. Девизом этой формы либерализма является «свободное частное предприятие».

     Ярким представителем этой концепции  является Адам Смит (1723-1790гг.) –  классик английской политической  экономики. Он выступал за рыночное саморегулирование экономики, сформулировал концепции «экономического человека» и «естественного порядка». В представлении Смита, естественный порядок – это рыночные отношения, в которых поведение человека базируется на собственных корыстных интересах, а их совокупность – определяет интересы общества. Такой порядок, считал Смит, обеспечивает богатство, благополучие и развитие как отдельного человека, так и общества в целом.

     Самый известный афоризм Смита  — «невидимая рука рынка», используемая  для демонстрации самодостаточности системы. Смысл заключался в том, что получение собственной выгоды основано на удовлетворении потребностей других людей. Отсюда рынок сам как бы подталкивает производителей к росту богатства всего общества через реализацию интересов отдельного потребителя. Таким образом, Адам Смит считал, что эффективность экономики будет тем выше, чем    слабее ее государственное регулирование. Данная позиция была вполне объективна в условиях свободной конкуренции в этот период.

     Однако экономическая практика в XIX-XX вв. показала, что рыночный механизм не всегда самодостаточен. Его недостатки не позволяют обеспечить наиболее эффективное использование ограниченных ресурсов.

     В XX в. вопрос о роли государства в экономической жизни стал центральным. Данная проблема нашла свое отражение в трудах английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса. Он обособил макроэкономику в самостоятельную дисциплину, в то время как классики и неоклассики не выделяли макроэкономические вопросы в качестве самостоятельного объекта рассмотрения. Основная идея кейнсианства заключалась в том, что склонность к сбережению части доходов неизбежна, поэтому совокупное предложение превышает совокупный спрос. Государство же в этой ситуации должно воздействовать на спрос, применяя правильную налоговую и финансово-кредитную политику, что поведет рыночные отношения в нужном направлении, ускорит экономический рост и повысит благосостояние населения в целом.

     По данной схеме развитые страны  успешно строили экономику в  течение 25 лет. Лишь в начале 1970-х начали проявляться проблемы макроэкономической политики, обострившиеся в связи с нефтяным кризисом 1973 г.

     Однако в противовес кейнсианству  возникают и современные неоклассические  теории. Они утверждают, что рыночным  отношениям присуще саморегулирование и вмешательство государства только ухудшают состояние экономики.

     Одним из главных направлений  неоклассической экономической  мысли стал монетаризм, основоположником  которого был Милтон Фридман  (1912-2006). Концепция его заключалась в том, что регулирующая роль государства должна быть ограничена контролем над денежным обращением. Согласно взглядам монетаристов, деньги являются главной сферой, определяющей движение и развитие производства. Спрос на деньги имеет постоянную тенденцию к росту, и чтобы обеспечить соответствие между спросом на деньги и их предложением, необходимо проводить курс на постепенное увеличение денег в обращении.

     Идеи монетаризма использовались  в ряде стран в 80-90-е годы. В Великобритании они нашли  свое отражение в политике «тэтчеризма» - экономической политике под руководством Маргарет Тэтчер в 1979-1990 гг. Она основывалась на дерегулировании частного сектора экономики; приватизации коммерческих организаций, контролируемых государством и местными органами власти; переходе к косвенному налогообложению и перераспределении доходов.

     В США возникла «рейганомика»  - экономическая политика администрации  США в период президентства  Рональда Рейгана, проводившаяся  с 1981 по 1988 г. Приоритетной в  ней была экономическая теория предложения, направленная на снижение инфляции и уровня безработицы. Это достигалось путем сокращения расходов на социальные программы и сокращения масштабов  государственного регулирования частного предпринимательства. Однако естественным развитием этой экономической политики, стал мировой экономический кризис, остро проявившийся в 2008 году форме очень сильного ухудшения основных экономических показателей в большинстве развитых стран. 
 

    1. Обоснование необходимости макроэкономического  регулирования
 

     

     Несмотря на множество достоинств  рыночной системы экономики, она   не совершенна. Рынок, даже учитывая  его спонтанный характер, представляет  собой хорошо отлаженный механизм, способный решать основные экономические  задачи. Однако с развитием экономики недостатки этой системы выявляются все больше и негативнее.

Информация о работе Цели макроэкономического регулирования и проблемы их достижения в Республике Беларусь