Цели макроэкономического регулирования и проблемы их достижения в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 13:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности государственного регулирования экономики на макроуровне и анализ основных проблем его осуществления в Республике Беларусь.
Задачами работы являются:
Отражение необходимости макроэкономического регулирования экономики;
2. Исследование основных направлений и инструментов государственного регулирования экономики;
3. Анализ основных проблем макроэкономического регулирования в Республике Беларусь.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Необходимость государственного регулирования экономике………………...4
1.1. История макроэкономического регулирования……………………................4
1.2. Обоснование необходимости макроэкономического регулирования…….....6
2. Государство в экономике…………………………...………….............................8
2.1. Роль государства в переходной экономике……….…………………....……...8
2.2. Основные функции государства…………………………………………....….9
3. Механизм макроэкономического регулирования……………………...….......11
3.1. Цели макроэкономического регулирования………………………………....11
3.2. Инструменты макроэкономического регулирования……………………….12
3.3. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь……………………………………………………………………………..18
Заключение………………………………………………………………………….25
Список использованных источников……….……………………………………..26

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 160.50 Кб (Скачать)

     Бюджетно-налоговая (фискальная) политика  – это политика государства  в области налогообложения и  государственных расходов, направленная  по замыслу на поддержание  высокого уровня занятости, стабильной  экономики, роста ВНП. Она реализуется с целью накопления финансовых ресурсов, достижения макроэкономической стабильности, перераспределения ресурсов и доходов, обеспечения полной занятости, снижения инфляции, а в сочетании с мерами кредитно-денежной политики – влияния на чистый экспорт товаров и услуг.       

К важнейшим  задачам фискальной политики относятся  усиление стимулирующей и регулирующей функций налоговой системы, подготовка законодательно-нормативного обеспечения  бюджетной и налоговой реформ, своевременное формирование доходов  государства, совершенствование структуры и повышение эффективности использования государственных средств, поддержание дефицита бюджета на приемлемом уровне.

     Основными инструментами осуществления  налогово-бюджетной политики являются  налоговые и бюджетные регуляторы. К налоговым относятся устанавливаемые виды налогов и платежей, источники налогов, ставки, льготы, санкции, сроки взимания, способы внесения и др.

     Республика Беларусь - страна с  малой открытой экономикой, для  нее характерно усиление налогово-бюджетных методов государственного регулирования в сочетании с поддержанием фиксированного обменного курса, политикой стимулирования развития производства ориентированного на экспорт и импортозамещение.

     Анализируя бюджетно-налоговую систему  Республики Беларусь, можно заметить, что высокой является доля централизации финансов в государственном бюджете, также высока нагрузка на реальный сектор экономики.  Недостатком является и большое количество налоговых платежей и льгот и неравномерность распределения налоговой нагрузки по отраслям экономики.

     Несовершенство налоговой системы  привело к тому, что собираемость  налогов низка, распространилось  уклонение от их уплаты. В результате  государственный бюджет недополучает  запланированную сумму налоговых  поступлений.

     Хозяйствующим субъектам приходится  выплачивать множество отчислений  в различные внебюджетные фонды,  которые по величине не уступают  налоговым отчислениям. Это отражается  в увеличении себестоимости и  цен на продукцию.

     Налоговая нагрузка по отраслям распределена неравномерно, в зависимости от причитающихся льгот по каждому предприятию. Также ряд налоговых и неналоговых платежей включаются в выручку и себестоимость.

     В Республике Беларусь действуют  две систему налогообложения  – общая и упрощенная.

     Общая система налогообложения  применяется большинством белорусских  юридических лиц. 

      При общей системе налогообложения  юридическое лицо уплачивает  в Республике Беларусь следующие  налоги, сборы и иные обязательные  платежи:

— налог  на добавленную стоимость (ставка — 20% от оборота по реализации товаров/работ/услуг);

— налог  на прибыль (ставка — 24% от налогооблагаемой прибыли);

— страховые  взносы на обязательное социальное страхование  наёмных работников (ставка — 35% от фонда оплаты труда);

— обязательное страхование от несчастных случаев  на производстве (ставка — 0,6% от фонда  оплаты труда).

    Областные и Минский городской  Советы депутатов, Советы депутатов  базового территориального уровня  вправе устанавливать местные  налоги, сборы.

     Кроме обозначенных выше налогов при наличии объекта налогообложения белорусские юридические лица могут уплачивать следующие налоги:

— налог  на недвижимость;

— земельный  налог;

— акцизы;

— экологический  налог;

— налог  за добычу (изъятие) природных ресурсов;

— налог  на услуги (местный налог);

— оффшорный  сбор;

— гербовый сбор;

— и  другие.

     Уплата налога по упрощенной  системе налогообложения заменяет  уплату большинства платежей  из перечисленных выше. При применении этой системы налогообложения бухгалтерский учет организации может вестись в упрощенном порядке.       

Многие  предприятия выплачивают налоги по сумме, превышающей размер прибыли, а некоторым приходится расплачиваться с государством даже при отсутствии прибыли. В результате предприятия изымают средства из амортизационных отчислений, что обостряет проблемы накопления и расширения инвестиционной деятельности.

     Недостатки фискальной политики  обусловили ее пересмотр в  следующих направлениях:

    • внедрение общеправовых норм и принципов налогообложения;
    • модернизация методов расчета и уплаты налогов;
    • принятие мер по увеличению собираемости налогов;
    • использование практики бюджетного ограничения, т.е. финансовые ограничения на расходование денежных средств из бюджета.

     Также частью общей макроэкономической  политики является денежно-кредитная  (монетарная) политика. Под ней понимают  комплекс мер, предпринимаемых   государством с целью регулирования  количества денег в экономике.  Для осуществления денежно-кредитной политики государством используется совокупность денежно-кредитных инструментов (параметры денежной массы, нормы резервов, уровень процента, сроки кредита, ставки рефинансирования и т. д.) и институтов денежно-кредитного регулирования.

     Обычно денежно-кредитная политика направлена на достижение и сохранение финансовой стабильности, в первую очередь – на  укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны.

     Осуществляет монетарную политику  Центральный банк страны.

     Эффективность проводимой государством  денежно-кредитной политики во  многом зависит от правильного  выбора инструментов и методов  денежно-кредитного регулирования. 

     Методы монетарной политики подразделяются  на:

    • прямые – это административные меры в форме различных директив Центрального Банка, касающихся объема денежного предложения и цен на финансовом рынке. Реализация этих методов даёт наиболее быстрый экономический эффект. При использовании прямых методов сокращается период времени между моментом возникновения потребности в применении той или иной меры в сфере денежно-кредитной политики и осознания такой потребности, а также между осознанием потребности, выработкой мнения и началом реализации.
    • косвенные – воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов с помощью рыночных механизмов. Последствия их применения менее предсказуемы, чем прямых методов. Но их использование не ведет к деформации рынка. Переход к косвенным методам характерен для процесса либерализации.

     Кроме того, выделяют еще общие  и селективные методы. Общие являются  в основном косвенными, влияют  в целом на денежный рынок,  на все его параметры; селективные  же регулируют конкретные формы  кредита, условия кредитования  и т.д.

     Среди инструментов денежно-кредитного  регулирования можно выделить  следующие:

    • операции на открытых рынках – это продажа и покупка Центральным банком государственных ценных бумаг на рынке. Это уменьшает (увеличивает) кредитные возможности банков, увеличивая (уменьшая) одновременно процентную ставку. Обычно этот метод используется в краткосрочном периоде.
    • изменение минимальной резервной нормы – используется достаточно редко из-за возможных негативных последствий. Норма обязательных резервов влияет на объем избыточных резервов банка, т.е. и на его возможности создания новых денег. Повышение норм ведет к недостатку избыточных резервов. В этом случае банки могут оставить прежние обязательные резервы, но это приведет к сокращению их возможности по созданию новых денег. Если банки захотят увеличить свои обязательные резервы, то это вынудит их часть денег с текущих счетов перевести в обязательные резервы, что приведет к уменьшению количества денег в обращении. Это значит, что повышение норм приведет к сокращению предложения денег. Понижение нормы переводит часть обязательных резервов в избыточные и тем самым расширить возможности банков к кредитованию, т.е. увеличивает предложение денег. Этот инструмент используют в основном в долгосрочном периоде.
    • изменение учетной ставки – основан на возможности Центрального банка выдавать ссуды коммерческим банкам. Ставка, взимаемая при этом, называется учетной ставкой, она может изменяться Центральным банком. Спрос на кредиты с понижением ставки растет, увеличиваются и резервы коммерческих банков. Возможности их по кредитованию населения возрастают, банковские проценты за кредит снижаются, отсюда увеличивается предложение денег.  Напротив, при повышении учетной ставки, денежная масса в стране уменьшается. Борьба с инфляцией также может осуществляться с помощью повышения учетной ставки.

     Страна осуществляет выбор политики  в зависимости от экономической  ситуации. Может проводиться политика  «дешевых» либо «дорогих» денег.  В период спада, низкой конъюнктуры  используют политику «дешевых» денег, заключающуюся в увеличении предложения денег. Политика «дорогих» денег – напротив, проводится прежде всего как антиинфляционная, направленная на сокращение денежного предложения.

     Следующим инструментом макроэкономического  регулирования является социальная политика - система мер, направленных на осуществление социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной сферы, предотвращения социальных конфликтов.

     В современном обществе человеческий фактор – основной в социально-экономическом развитии.  Поэтому государству необходимо регулировать социально-экономические процессы путем разработки и грамотного использования различных направлений социальной политики.  
    Целью социальной политики (социальными приоритетами) являются:

    • достижение улучшения материального положения и условий жизни людей;
    • обеспечение занятости, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;
    • гарантии конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;
    • переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи;
    • нормализация и улучшение демографической ситуации, снижение смертности населения;
    • улучшение социальной инфраструктуры.

     Эффективность социальной политики  государства, масштабы и финансовые  возможности ее реализации определяются  в основном эффективностью реального  сектора экономики страны, уровнем ее экономического развития. Вместе с тем социальная политика оказывает огромное обратное воздействие на эффективность развития народного хозяйства и имеет самостоятельное значение в социально-экономическом развитии общества. Эффективность социальной политики зависит не только от экономической базы страны, но и от самого государства.

     Основные функции социальной  политики государства заключаются  в стабилизации социальных отношений  и социального положения; поддержании  социально-экономической активности населения и социальной защите.

     Макроэкономическое регулирование  не может полноценно осуществляться  и без контроля внешнеэкономической  деятельности. Рыночной системе  хозяйства больше соответствуют  экономические инструменты регулирования  внешнеэкономических связей, прежде всего таможенные пошлины, налоги и т. д.

Информация о работе Цели макроэкономического регулирования и проблемы их достижения в Республике Беларусь