Бюджетно-налоговая (фискальная) политика
– это политика государства
в области налогообложения и
государственных расходов, направленная
по замыслу на поддержание
высокого уровня занятости, стабильной
экономики, роста ВНП. Она реализуется
с целью накопления финансовых ресурсов,
достижения макроэкономической стабильности,
перераспределения ресурсов и доходов,
обеспечения полной занятости, снижения
инфляции, а в сочетании с мерами кредитно-денежной
политики – влияния на чистый экспорт
товаров и услуг.
К важнейшим
задачам фискальной политики относятся
усиление стимулирующей и регулирующей
функций налоговой системы, подготовка
законодательно-нормативного обеспечения
бюджетной и налоговой реформ,
своевременное формирование доходов
государства, совершенствование структуры
и повышение эффективности использования
государственных средств, поддержание
дефицита бюджета на приемлемом уровне.
Основными инструментами осуществления
налогово-бюджетной политики являются
налоговые и бюджетные регуляторы.
К налоговым относятся устанавливаемые
виды налогов и платежей, источники налогов,
ставки, льготы, санкции, сроки взимания,
способы внесения и др.
Республика Беларусь - страна с
малой открытой экономикой, для
нее характерно усиление налогово-бюджетных
методов государственного регулирования
в сочетании с поддержанием фиксированного
обменного курса, политикой стимулирования
развития производства ориентированного
на экспорт и импортозамещение.
Анализируя бюджетно-налоговую систему
Республики Беларусь, можно заметить,
что высокой является доля централизации
финансов в государственном бюджете, также
высока нагрузка на реальный сектор экономики.
Недостатком является и большое количество
налоговых платежей и льгот и неравномерность
распределения налоговой нагрузки по
отраслям экономики.
Несовершенство налоговой системы
привело к тому, что собираемость
налогов низка, распространилось
уклонение от их уплаты. В результате
государственный бюджет недополучает
запланированную сумму налоговых
поступлений.
Хозяйствующим субъектам приходится
выплачивать множество отчислений
в различные внебюджетные фонды,
которые по величине не уступают
налоговым отчислениям. Это отражается
в увеличении себестоимости и
цен на продукцию.
Налоговая нагрузка по отраслям
распределена неравномерно, в зависимости
от причитающихся льгот по каждому предприятию.
Также ряд налоговых и неналоговых платежей
включаются в выручку и себестоимость.
В Республике Беларусь действуют
две систему налогообложения
– общая и упрощенная.
Общая система налогообложения
применяется большинством белорусских
юридических лиц.
При общей системе налогообложения
юридическое лицо уплачивает
в Республике Беларусь следующие
налоги, сборы и иные обязательные
платежи:
— налог
на добавленную стоимость (ставка — 20%
от оборота по реализации товаров/работ/услуг);
— налог
на прибыль (ставка — 24% от налогооблагаемой
прибыли);
— страховые
взносы на обязательное социальное страхование
наёмных работников (ставка — 35% от
фонда оплаты труда);
— обязательное
страхование от несчастных случаев
на производстве (ставка — 0,6% от фонда
оплаты труда).
Областные и Минский городской
Советы депутатов, Советы депутатов
базового территориального уровня
вправе устанавливать местные
налоги, сборы.
Кроме обозначенных выше налогов при наличии
объекта налогообложения белорусские
юридические лица могут уплачивать следующие
налоги:
— налог
на недвижимость;
— земельный
налог;
— акцизы;
— экологический
налог;
— налог
за добычу (изъятие) природных ресурсов;
— налог
на услуги (местный налог);
— оффшорный
сбор;
— гербовый
сбор;
— и
другие.
Уплата налога по упрощенной
системе налогообложения заменяет
уплату большинства платежей
из перечисленных выше. При применении
этой системы налогообложения бухгалтерский
учет организации может вестись в упрощенном
порядке.
Многие
предприятия выплачивают налоги
по сумме, превышающей размер прибыли,
а некоторым приходится расплачиваться
с государством даже при отсутствии
прибыли. В результате предприятия изымают
средства из амортизационных отчислений,
что обостряет проблемы накопления и расширения
инвестиционной деятельности.
Недостатки фискальной политики
обусловили ее пересмотр в
следующих направлениях:
- внедрение
общеправовых норм и принципов налогообложения;
- модернизация
методов расчета и уплаты налогов;
- принятие
мер по увеличению собираемости налогов;
- использование
практики бюджетного ограничения, т.е.
финансовые ограничения на расходование
денежных средств из бюджета.
Также частью общей макроэкономической
политики является денежно-кредитная
(монетарная) политика. Под ней понимают
комплекс мер, предпринимаемых
государством с целью регулирования
количества денег в экономике.
Для осуществления денежно-кредитной
политики государством используется совокупность
денежно-кредитных инструментов (параметры
денежной массы, нормы резервов, уровень
процента, сроки кредита, ставки рефинансирования
и т. д.) и институтов денежно-кредитного
регулирования.
Обычно денежно-кредитная политика
направлена на достижение и сохранение
финансовой стабильности, в первую очередь
– на укрепление курса национальной
валюты и обеспечение устойчивости платежного
баланса страны.
Осуществляет монетарную политику
Центральный банк страны.
Эффективность проводимой государством
денежно-кредитной политики во
многом зависит от правильного
выбора инструментов и методов
денежно-кредитного регулирования.
Методы монетарной политики подразделяются
на:
- прямые –
это административные меры в форме различных
директив Центрального Банка, касающихся
объема денежного предложения и цен на
финансовом рынке. Реализация этих методов
даёт наиболее быстрый экономический
эффект. При использовании прямых методов
сокращается период времени между моментом
возникновения потребности в применении
той или иной меры в сфере денежно-кредитной
политики и осознания такой потребности,
а также между осознанием потребности,
выработкой мнения и началом реализации.
- косвенные
– воздействуют на мотивацию поведения
хозяйствующих субъектов с помощью рыночных
механизмов. Последствия их применения
менее предсказуемы, чем прямых методов.
Но их использование не ведет к деформации
рынка. Переход к косвенным методам характерен
для процесса либерализации.
Кроме того, выделяют еще общие
и селективные методы. Общие являются
в основном косвенными, влияют
в целом на денежный рынок,
на все его параметры; селективные
же регулируют конкретные формы
кредита, условия кредитования
и т.д.
Среди инструментов денежно-кредитного
регулирования можно выделить
следующие:
- операции
на открытых рынках – это продажа и покупка
Центральным банком государственных ценных
бумаг на рынке. Это уменьшает (увеличивает)
кредитные возможности банков, увеличивая
(уменьшая) одновременно процентную ставку.
Обычно этот метод используется в краткосрочном
периоде.
- изменение
минимальной резервной нормы – используется
достаточно редко из-за возможных негативных
последствий. Норма обязательных резервов
влияет на объем избыточных резервов банка,
т.е. и на его возможности создания новых
денег. Повышение норм ведет к недостатку
избыточных резервов. В этом случае банки
могут оставить прежние обязательные
резервы, но это приведет к сокращению
их возможности по созданию новых денег.
Если банки захотят увеличить свои обязательные
резервы, то это вынудит их часть денег
с текущих счетов перевести в обязательные
резервы, что приведет к уменьшению количества
денег в обращении. Это значит, что повышение
норм приведет к сокращению предложения
денег. Понижение нормы переводит часть
обязательных резервов в избыточные и
тем самым расширить возможности банков
к кредитованию, т.е. увеличивает предложение
денег. Этот инструмент используют в основном
в долгосрочном периоде.
- изменение
учетной ставки – основан на возможности
Центрального банка выдавать ссуды коммерческим
банкам. Ставка, взимаемая при этом, называется
учетной ставкой, она может изменяться
Центральным банком. Спрос на кредиты
с понижением ставки растет, увеличиваются
и резервы коммерческих банков. Возможности
их по кредитованию населения возрастают,
банковские проценты за кредит снижаются,
отсюда увеличивается предложение денег.
Напротив, при повышении учетной ставки,
денежная масса в стране уменьшается.
Борьба с инфляцией также может осуществляться
с помощью повышения учетной ставки.
Страна осуществляет выбор политики
в зависимости от экономической
ситуации. Может проводиться политика
«дешевых» либо «дорогих» денег.
В период спада, низкой конъюнктуры
используют политику «дешевых» денег,
заключающуюся в увеличении предложения
денег. Политика «дорогих» денег – напротив,
проводится прежде всего как антиинфляционная,
направленная на сокращение денежного
предложения.
Следующим инструментом макроэкономического
регулирования является социальная политика
- система мер, направленных на осуществление
социальных программ, поддержания доходов,
уровня жизни населения, обеспечения занятости,
поддержки отраслей социальной сферы,
предотвращения социальных конфликтов.
В современном обществе человеческий
фактор – основной в социально-экономическом
развитии. Поэтому государству необходимо
регулировать социально-экономические
процессы путем разработки и грамотного
использования различных направлений
социальной политики.
Целью социальной политики
(социальными приоритетами) являются:
- достижение
улучшения материального положения и
условий жизни людей;
- обеспечение
занятости, повышение качества и конкурентоспособности
рабочей силы;
- гарантии
конституционных прав граждан в области
труда, социальной защиты, образования,
охраны здоровья, культуры, обеспечения
жильем;
- переориентация
социальной политики на семью, обеспечение
прав и социальных гарантий, предоставляемых
семье, женщинам, детям и молодежи;
- нормализация
и улучшение демографической ситуации,
снижение смертности населения;
- улучшение
социальной инфраструктуры.
Эффективность социальной политики
государства, масштабы и финансовые
возможности ее реализации определяются
в основном эффективностью реального
сектора экономики страны, уровнем
ее экономического развития. Вместе с
тем социальная политика оказывает огромное
обратное воздействие на эффективность
развития народного хозяйства и имеет
самостоятельное значение в социально-экономическом
развитии общества. Эффективность социальной
политики зависит не только от экономической
базы страны, но и от самого государства.
Основные функции социальной
политики государства заключаются
в стабилизации социальных отношений
и социального положения; поддержании
социально-экономической активности населения
и социальной защите.
Макроэкономическое регулирование
не может полноценно осуществляться
и без контроля внешнеэкономической
деятельности. Рыночной системе
хозяйства больше соответствуют
экономические инструменты регулирования
внешнеэкономических связей, прежде всего
таможенные пошлины, налоги и т. д.