Цели макроэкономического регулирования и проблемы их достижения в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 13:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности государственного регулирования экономики на макроуровне и анализ основных проблем его осуществления в Республике Беларусь.
Задачами работы являются:
Отражение необходимости макроэкономического регулирования экономики;
2. Исследование основных направлений и инструментов государственного регулирования экономики;
3. Анализ основных проблем макроэкономического регулирования в Республике Беларусь.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Необходимость государственного регулирования экономике………………...4
1.1. История макроэкономического регулирования……………………................4
1.2. Обоснование необходимости макроэкономического регулирования…….....6
2. Государство в экономике…………………………...………….............................8
2.1. Роль государства в переходной экономике……….…………………....……...8
2.2. Основные функции государства…………………………………………....….9
3. Механизм макроэкономического регулирования……………………...….......11
3.1. Цели макроэкономического регулирования………………………………....11
3.2. Инструменты макроэкономического регулирования……………………….12
3.3. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь……………………………………………………………………………..18
Заключение………………………………………………………………………….25
Список использованных источников……….……………………………………..26

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 160.50 Кб (Скачать)

     Рыночный механизм не способен  решить проблему социального  неравенства, что ведет к дифференциации  доходов и социальной незащищенности  общества. Рынок не может саморегулироваться, т.к. излишняя концентрация производства и монополизация нарушает свободную конкуренцию. Возникает так называемое «фиаско рынка» - ситуация, с которой рыночное регулирование «невидимой руки» не может справиться. И эти «провалы» (фиаско) рынка обычно подразумевают государственное регулирование экономики, с целью устранения негативных последствий от чистого рыночного механизма.

     Недостатки использования лишь рыночного механизма проявляются в нанесении существенного вреда   экономическому и социальному развитию общества. Примером тому служат мировые экономические кризисы. Так,  Великая Депрессия, начавшаяся в 1929 году и продолжавшаяся вплоть до 1939 года отбросила уровень промышленного производства на 30 лет назад, а количество безработных в некоторых индустриально-развитых странах с рыночной экономикой достигало 30 млн. человек.

     Такие тяжелые последствия натолкнули  людей на понимание того, что  рыночный механизм далек от  идеала и нуждается в государственном  регулировании для эффективного  функционирования.

     Одним из недостатков рыночной  системы является тенденция к  монополизации. Из массы мелких  производителей выделяются наиболее  крупные, которые стремятся полностью  овладеть рынком. Разрушение рынков  монополиями не сулит экономике  ничего хорошего. Подавляя стимулы к технологическим инновациям, монополии делают экономику чрезвычайно расточительной, развивающейся главным образом за счет привлечения дополнительных ресурсов, обрекают ее на низкую эффективность. Потребители надолго остаются наедине со своими потребностями, без необходимых им товаров и услуг.

     Также рынок отличается социальной  ограниченностью - он не может  реализовать принцип социальной  справедливости. Вопрос о том,  для кого производить, решается  в пользу тех, кто имеет больший  доход, богатство. Рыночное распределение доходов социально «несправедливо» по отношению к нетрудоспособным, неимущим, безработным, не желающим трудиться. Государство же организует перераспределение доходов, которое должно осуществляться в определенных пределах. На минимальную границу влияет уровень жизни в стране, текущее состояние экономики и выбранная модель ее регулирования.

     Не в состоянии рыночный механизм  решить и проблему инфляции. Эту  функцию может выполнять государство  в форме антиинфляционного регулирования.

     Кроме того, к недостаткам рыночной  системы еще можно отнести  отсутствие экономического механизма  защиты окружающей среды и  неспособность регулировать сохранение  ресурсов, принадлежащих всему человечеству.

     В таких условиях за решение всех этих вопросов берется государство. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ГОСУДАРСТВО В ЭКОНОМИКЕ

     2.1. Роль государства  в переходной экономике 

   

     Страны с рыночной экономикой, формирующейся уже не одно  столетие, постоянно ищут оптимальное  сочетание рыночного механизма, действующего автоматически, с сознательным государственным регулированием. Та же задача стоит и перед странами, переходящими к рыночным отношениям от командно-административной системы.

     Роль государства в экономике,  несомненно, очень велика. Оно регулирует правильное денежное обращение, гарантирует выполнение прав потребителей, защиту окружающей среды и т.д.

     Изменение роли государства как  регулятора хозяйственных процессов  выступает одним из главных  условий перехода к рыночной  экономике. С одной стороны, происходит уменьшение степени государственного вмешательства в экономику и государственное регулирование экономических процессов теряет всеобъемлющий характер. С другой стороны, меняются формы и методы государственного регулирования.

          Государственное регулирование экономики переходного периода  объективно необходимо по многим причинам. Для Республики Беларусь можно выделить исчезновение централизованного механизма государственного управления; сильную государственную власть; высокий удельный вес государственного сектора. Кроме того, становление рыночной экономики – процесс длительный, и государственное регулирование должно контролировать его, особенно на первоначальном этапе.

     Таким образом, вопрос о государственном  регулировании – это не вопрос о том, необходимо ли оно; а, скорее, о границах и методах этого регулирования.

     Государство в переходной постсоциалистической  экономике выступает инициатором  макроэкономических реформ, одновременно  являясь и их субъектом; осуществляет  контроль над внешнеэкономическими отношениями; проводит мероприятия по защите внутреннего рынка от зарубежных конкурентов; занимается поддержкой конкурентоспособности национальных товаров на мировом рынке и т.д.

     Основными задачами государства  в условиях переходной экономики являются:

  1. Преодоление кризисных явлений в экономике: стабилизация и рост национального объема производства, снижение уровня инфляции и укрепление курса национальной валюты, повышение инвестиционной активности и т.д.
  2. Формирование рыночных отношений собственности как основы экономической системы;
  3. Создание условий экономической свободы для всех субъектов хозяйствования;
  4. Формирование развитой системы социальной защиты.

     Вышеперечисленные задачи и старается  разрешить государство, выбирая  для себя макроэкономический курс. Проблемы безработицы и инфляции, проблемы регулирования экономического цикла, например, решаются путем использования определенных финансовых и налоговых систем. Социальное неравенство может корректироваться при помощи прогрессивного налогообложения, в форме субсидий и других методов перераспределения дохода для помощи малоимущим слоям населения и т.д. 
 

    1. Основные  функции государства

   

 

     Роль государства в экономике  конкретизируется в его функциях. Функции государства – это основные направления его деятельности.   

     К основным функциям государства можно отнести следующие: 
       - правовая; 
       - воспроизводственно-технологическая; 
       - зашита конкуренции; 
       - стабилизационная; 
       - прогностическая; 
       - регулирующая и др.

     Правовая  функция регулирует наиболее  важные отношения между субъектами  хозяйствования, которые требуют  государственной охраны. Это установление  норм и правил хозяйствования, формирование организационной структуры  управления, регламентация отношений собственности, конкретизация правил создания и ликвидации предприятий и т.п. 
        Воспроизводственно-технологическая функция сводится к созданию условий для обеспечения производства необходимыми ресурсами, удовлетворению людей материальными и духовными благами, а также условиями для образования, обучения и жизни. В качестве самостоятельных здесь выделяются две подфункции: перераспределение доходов и ресурсов. Это обуславливается тем, что сам по себе рыночный механизм не в состоянии их разрешить и ввиду этого возникает потребность их государственного регулирования. 
        Функция защиты конкуренции. В Законе Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» она определяется, как соревнование хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия ограничивают возможность каждого влиять на общие условия реализации товаров на рынке и стимулируют производство необходимых потребителю товаров. Противоположностью конкуренции является монополия, – когда число продавцов становится настолько малым, что позволяет им оказывать влияние на объем и цену выпускаемой продукции. Для предотвращения монополизации государство вмешивается в экономику. Однако необходимо отметить, что государство должно придерживаться дифференцированного подхода по отношению к монополиям. Дело в том, что в экономике существуют естественные монополии (для Белоруссии, например, добыча минеральных удобрений, МТЗ – завод-монополист). Существует и государственная монополия, например на производство вино-водочных и табачных изделий, для получения сверхприбылей и пополнения за счет них бюджета. 
        Стабилизационная функция представляет собой деятельность правительства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильности цен. Основная проблема здесь заключается в том, что для увеличения объема производства необходим рост совокупных расходов, обеспечить который рыночная экономика не в состоянии. В результате возможны две ситуации: безработица и инфляция. Для достижения полной занятости государству следует увеличить совокупные расходы. Это возможно путем роста собственных совокупных расходов и расходов частного сектора. Для их стимулирования необходимо снижение ставок налогообложения. В случае инфляционной экономики у правительства возникает противоположная цель – уменьшение расходов. Достигается это путем сокращения государственных закупок и увеличения налогов на частный сектор. 
        Прогностическая функция – определяет приоритетные направления экономического развития, которые вырабатываются на основе прогнозирования развития экономики; выявления тенденций и направлений движения, формирования механизма рыночного хозяйствования, обеспечения хозяйствования, обеспечения занятости населения и регулирования безработицы. 
        Регулирующая функция представляет собой деятельность государства направленная на минимизацию негативных последствий функционирования рыночной экономики; создание правовых, финансовых, социальных основ функционирования рынка; обеспечения социальной защиты населения. Для достижения этих целей правительство способствует формированию инфраструктуры, поддерживает сбалансированность экономики, для чего использует кредитно-денежные, ценовые, налоговые инструменты.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. МЕХАНИЗМ  МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
    1. Цели макроэкономического регулирования
 
 

     Разработка мер государственного макроэкономического регулирования происходит одновременно с определением его целей, средств, возможной эффективности и границ.

     Государственные  регулирующие органы разрабатывают и осуществляют свои цели не отдельно, а в непременной увязке друг с другом. Именно поэтому в современных государственных программах цели макроэкономического регулирования оформляются в  виде многоугольников.

     В общем, правительство любой страны ставит перед собой следующие цели по управлению экономикой:

    • устойчивые и высокие темпы экономического роста в стране;
    • высокий уровень занятости и низкий уровень безработицы. Добиться уровня безработицы меньше 1% - нереально. Нормальным уровнем считается – до 4%;
    • экспортно-импортная сбалансированность. В Республике Беларусь, например, торговый баланс не сбалансирован, импорт больше экспорта;
    • стабильный уровень цен в стране;
    • сбалансированность торгового и платёжного баланса;
    • справедливая система регулирования доходов и др.

     Но наиболее распространенным  среди официальных целей государственного  экономического регулирования является  подход «магического четырехугольника»,  когда из всех этих целей  выделяются четыре основные, ответственность за реализацию которых лежит на государстве.

     Достичь одновременно всех поставленных  целей – задача трудная. Каждая  цель взаимосвязана с другой, поэтому никогда неизвестно, сколько  времени потребуется на их  реализацию, и возможно ли это  вообще.

     В макроэкономическом регулировании  развитых стран обычно выделяют  следующие основные цели, являющиеся  «углами» описанного четырехугольника:

  1. Постоянный и умеренный хозяйственный рост – первая цель государства. Без устойчивого экономического роста не удастся обеспечить нормальную занятость населения, рост жизненного уровня, развитие инфраструктуры, а также увеличить доходы государственного бюджета.
  2. Стабильные цены. Тут государство борется с двумя явлениями: инфляцией, выражающейся в длительном и ощутимом повышении цен, и дефляцией – устойчивым снижением цен. Для нормального функционирования экономики нежелательно и то, и другое. Поэтому правительство неизменно заботится о состоянии цен. Показателями уровня цен в государстве служат различные индексы - индекс цен производителей, индекс цены активов, индексы валового внутреннего продукта и др., а также состав потребительской корзины.
  3. Высокая степень занятости. До сих пор не существует гарантий, защищающих рыночный механизм от массовой безработицы. Государство стремится решить эту проблему с помощью различных регулирующих мер. Главным является удерживать уровень безработицы в допустимых пределах. Основные показатели – численность экономически активного населения, занятых и безработных, распределение численности занятых по возрастным группам, размещение производительных сил по территории, численность полностью или частично безработных в сопоставлении с числом свободных рабочих мест и др.
  4. Внешнеэкономическое равновесие. Внешнеэкономическое равновесие   выражается в сальдо текущих платежей, сальдо платежного баланса и курсе национальной валюты по отношению к валютам других стран. 
    Целям внешнеэкономического равновесия служат повышение конкурентоспособности национального продукта, политика стабилизации национальной экономики при плавающем валютном курсе и развитие долгосрочного международного экономического сотрудничества.

     Значимость и последовательность  постановки целей в той или  иной стране определяется разнообразными  обстоятельствами внутреннего и  внешнего порядка. Определяя цели государственного регулирования на конкретно временном отрезке, государство сталкивается с проблемой взаимопротиворечивости целей. Поэтому сложнейшим вопросом государственного регулирования являются поиски оптимально гармоничной системы целей. 
 

    1. Инструменты макроэкономического  регулирования
 

 

     Для воздействия на макроэкономическую ситуацию в стране государство использует различные инструменты, системы методов, которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования. Анализ западных теорий и мирового опыта позволяют говорить как о формировании национальных моделей, так и о сложившемся стандартном наборе общественных форм и методов государственного регулирования.

     Общепринято деление способов государственного регулирования на правовые, административные, экономические.

     Правовое регулирование состоит  в установлении государством  правил "экономической игры" для  фирм-производителей и потребителей. Система законодательных норм и правил определяет формы и права собственности, условия заключения контрактов и функционирования фирм, взаимные обязательства в области трудовых отношений профсоюзов и работодателей и т.д.

     Административное регулирование  включает в себя меры по регулированию, контингентированию, лицензирование, квотирование и т.д. С помощью системы административных мер (в виде мер закрепления, разрешения, принуждения) осуществляется контроль над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом. В ряде стран сфера действия административных мер ограничивается областью охраны окружающей среды, социальной защиты населения.

     Экономическое регулирование предполагают  воздействие на характер рыночных  связей через влияние на совокупный  спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуризацию экономики и социальных условий, использование факторов экономического роста. С этой целью используется: бюджетная и фискальная политика; денежно-кредитная политика; программирование; прогнозирование и планирование.

Информация о работе Цели макроэкономического регулирования и проблемы их достижения в Республике Беларусь