Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 13:36, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности государственного регулирования экономики на макроуровне и анализ основных проблем его осуществления в Республике Беларусь.
Задачами работы являются:
Отражение необходимости макроэкономического регулирования экономики;
2. Исследование основных направлений и инструментов государственного регулирования экономики;
3. Анализ основных проблем макроэкономического регулирования в Республике Беларусь.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Необходимость государственного регулирования экономике………………...4
1.1. История макроэкономического регулирования……………………................4
1.2. Обоснование необходимости макроэкономического регулирования…….....6
2. Государство в экономике…………………………...………….............................8
2.1. Роль государства в переходной экономике……….…………………....……...8
2.2. Основные функции государства…………………………………………....….9
3. Механизм макроэкономического регулирования……………………...….......11
3.1. Цели макроэкономического регулирования………………………………....11
3.2. Инструменты макроэкономического регулирования……………………….12
3.3. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь……………………………………………………………………………..18
Заключение………………………………………………………………………….25
Список использованных источников……….……………………………………..26
Рыночный механизм не способен
решить проблему социального
неравенства, что ведет к
Недостатки использования лишь рыночного механизма проявляются в нанесении существенного вреда экономическому и социальному развитию общества. Примером тому служат мировые экономические кризисы. Так, Великая Депрессия, начавшаяся в 1929 году и продолжавшаяся вплоть до 1939 года отбросила уровень промышленного производства на 30 лет назад, а количество безработных в некоторых индустриально-развитых странах с рыночной экономикой достигало 30 млн. человек.
Такие тяжелые последствия
Одним из недостатков рыночной
системы является тенденция к
монополизации. Из массы
Также рынок отличается
Не в состоянии рыночный
Кроме того, к недостаткам рыночной
системы еще можно отнести
отсутствие экономического
В таких условиях за решение
всех этих вопросов берется государство.
2.1. Роль государства
в переходной экономике
Страны с рыночной экономикой, формирующейся уже не одно столетие, постоянно ищут оптимальное сочетание рыночного механизма, действующего автоматически, с сознательным государственным регулированием. Та же задача стоит и перед странами, переходящими к рыночным отношениям от командно-административной системы.
Роль государства в экономике, несомненно, очень велика. Оно регулирует правильное денежное обращение, гарантирует выполнение прав потребителей, защиту окружающей среды и т.д.
Изменение роли государства
Государственное регулирование экономики переходного периода объективно необходимо по многим причинам. Для Республики Беларусь можно выделить исчезновение централизованного механизма государственного управления; сильную государственную власть; высокий удельный вес государственного сектора. Кроме того, становление рыночной экономики – процесс длительный, и государственное регулирование должно контролировать его, особенно на первоначальном этапе.
Таким образом, вопрос о
Государство в переходной
Основными задачами
Вышеперечисленные задачи и
Роль государства в экономике
конкретизируется в его
К основным функциям государства можно
отнести следующие:
- правовая;
- воспроизводственно-
- зашита конкуренции;
- стабилизационная;
- прогностическая;
- регулирующая и др.
Правовая
функция регулирует наиболее
важные отношения между
Воспроизводственно-
Функция защиты конкуренции. В Законе
Республики Беларусь «О противодействии
монополистической деятельности и развитии
конкуренции» она определяется, как соревнование
хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные
действия ограничивают возможность каждого
влиять на общие условия реализации товаров
на рынке и стимулируют производство необходимых
потребителю товаров. Противоположностью
конкуренции является монополия, – когда
число продавцов становится настолько
малым, что позволяет им оказывать влияние
на объем и цену выпускаемой продукции.
Для предотвращения монополизации государство
вмешивается в экономику. Однако необходимо
отметить, что государство должно придерживаться
дифференцированного подхода по отношению
к монополиям. Дело в том, что в экономике
существуют естественные монополии (для
Белоруссии, например, добыча минеральных
удобрений, МТЗ – завод-монополист). Существует
и государственная монополия, например
на производство вино-водочных и табачных
изделий, для получения сверхприбылей
и пополнения за счет них бюджета.
Стабилизационная функция представляет
собой деятельность правительства, направленную
на обеспечение экономического роста,
полной занятости и стабильности цен.
Основная проблема здесь заключается
в том, что для увеличения объема производства
необходим рост совокупных расходов, обеспечить
который рыночная экономика не в состоянии.
В результате возможны две ситуации: безработица
и инфляция. Для достижения полной занятости
государству следует увеличить совокупные
расходы. Это возможно путем роста собственных
совокупных расходов и расходов частного
сектора. Для их стимулирования необходимо
снижение ставок налогообложения. В случае
инфляционной экономики у правительства
возникает противоположная цель – уменьшение
расходов. Достигается это путем сокращения
государственных закупок и увеличения
налогов на частный сектор.
Прогностическая функция – определяет
приоритетные направления экономического
развития, которые вырабатываются на основе
прогнозирования развития экономики;
выявления тенденций и направлений движения,
формирования механизма рыночного хозяйствования,
обеспечения хозяйствования, обеспечения
занятости населения и регулирования
безработицы.
Регулирующая функция представляет собой
деятельность государства направленная
на минимизацию негативных последствий
функционирования рыночной экономики;
создание правовых, финансовых, социальных
основ функционирования рынка; обеспечения
социальной защиты населения. Для достижения
этих целей правительство способствует
формированию инфраструктуры, поддерживает
сбалансированность экономики, для чего
использует кредитно-денежные, ценовые,
налоговые инструменты.
Разработка мер государственного макроэкономического регулирования происходит одновременно с определением его целей, средств, возможной эффективности и границ.
Государственные регулирующие органы разрабатывают и осуществляют свои цели не отдельно, а в непременной увязке друг с другом. Именно поэтому в современных государственных программах цели макроэкономического регулирования оформляются в виде многоугольников.
В общем, правительство любой страны ставит перед собой следующие цели по управлению экономикой:
Но наиболее распространенным
среди официальных целей
Достичь одновременно всех
В макроэкономическом
Значимость и
Для воздействия на макроэкономическую ситуацию в стране государство использует различные инструменты, системы методов, которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования. Анализ западных теорий и мирового опыта позволяют говорить как о формировании национальных моделей, так и о сложившемся стандартном наборе общественных форм и методов государственного регулирования.
Общепринято деление способов государственного регулирования на правовые, административные, экономические.
Правовое регулирование
Административное
Экономическое регулирование