ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бюджетно-налоговая политика
является одним из основных инструментов
макроэкономического регулирования.
Бюджетно-налоговая политика в
зависимости от механизмов ее регулирования
на изменение экономической ситуации
делится на дискреционную и автоматическую
бюджетно-налоговую политику (политику
встроенных стабилизаторов).
Наиболее значительными инструментами
фискального воздействия являются
налоги и государственные расходы.
В периоды спада производства
необходимо увеличивать государственные
расходы, снижать налоги или делать
и то и другое, т.е. проводить стимулирующую
политику. В целях снижения темпов
инфляции реализуют сдерживающую бюджетно-налоговую
политику. Она заключается в сокращении
государственных расходов, увеличении
налогов или в сочетании тех
и других мер
Бюджетно-налоговая политика, направленна
на стабилизацию экономики в мире.
Однако эта политика должна быть оправданной:
нельзя сознательно повышать или
занижать налоговые ставки, увеличивать
или уменьшать профицит и дефицит,
если в этом нет острой необходимости.
Иначе фискальная политика превратится
в круговую атаку то налогов, то бюджетной
политики.
В целом, исполнение республиканского
бюджета на 2006-2008 года в Республике
Беларусь, было стабильным: обеспечено
его наполнение, произведены запланированные
расходы, бюджет сбалансирован. Вместе
с тем сохраняют свою актуальность
вопросы снижения налоговой нагрузки
на экономику и упорядочение государственных
обязательств.
Правительство финансирует государственные
программы, такие как возрождение
и развитие села; проводит бюджетно-налоговую
политику посредством ценных бумаг,
то есть погашает долг.
Доходы республиканского
бюджета за январь-декабрь 2008 года составили
49,0 трлн. рублей, или 105,7% годового плана.
Сверхплановое исполнение доходной
части бюджета обусловлено, в
первую очередь, поступлениями в
Фонд социальной защиты населения (14.1
трлн. руб.) и инновационные фонды
(2.1 трлн. руб.). Но складывающаяся общеэкономическая
ситуация в 2009 году в значительной степени
повлияла на исполнение бюджета республики
за январь-август 2009 года. Доходы республиканского
бюджета за январь - август 2009 года сложились
в сумме 28,8 трлн. рублей (61,8 процента
ожидаемого исполнения 2009 года). По ряду
статей наблюдается снижение размеров
поступлений и в текущих ценах,
в результате чего консолидированный
бюджет в первые месяцы 2009 г. был
исполнен на уровне 2008 г. Падение его
доходов обусловлено сокращением
налоговой базы, продажей продукции
по сниженным ценам и выручки
организаций, уменьшением объёма экспортно-импортных
операций.
Бюджет республики сохраняет
свою социальную направленность- здравоохранение,
физическая культура, спорт, культура
и средства массовой информации, образование,
социальная политика профинансированы
на 12,6 трлн. рублей (59,4%), национальной экономики
и жилищно-коммунального хозяйства
- 7,9 трлн. рублей (66,4%), расходы на общегосударственную
деятельность составили 6,3 трлн. рублей
(66,1%).Дефицит республиканского бюджета
за январь-август 2009 года составил 185,5
млрд. рублей.
Необходимо определить приоритетные
направления бюджетных расходов.
Ими должны стать такие сферы
и отрасли, которые обеспечили бы
структурные сдвиги в экономике,
позволили перейти качественно
новому её росту, повысили эффективность
и конкурентоспособность.Принимаемые
меры должны способствовать преодолению
негативного влияния мирового экономического
кризиса на белорусскую экономику.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Базылев, Н.И. Экономическая теория: Учеб. пособие/ Н. И. Базылев, М. Н. Базылева. – Мн.: Книжный Дом, 2004. – 608с.
- Бондарь, А.В. Бюджетно-налоговая политика / А.В. Бондарь // Экономический бюллетень Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь. - 2007. - № 11. – 84 с.
- Бычинская, В.Д. Макроэкономика: учеб.-метод. комплекс для студентов эконом. специальностей / В. Д. Бычинская, Е. И. Платоненко, Е. Н. Гриц ; под ред. В. Д. Бычинской. — Барановичи : РИО БарГУ, 2009. — 412 с.
- Головачев, А.С. Макроэкономика / А.С. Головачев , И.В. Головачева – 2-е стер. изд. – Мн.:Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005. – 256 с.
- Дейко, А.К. Бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политика// Экономический бюллетень Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь. - 2008. - № 5. - 112 с.
- Демчук, М.И. Бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политика / М.И Демчук // Экономический бюллетень Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь. - 2009. - № 5. - 115 с.
- Долан, Э. Дж. Макроэкономика / Э. Дж. Долан, Д. Линдсей ; пер. с англ. В. Лукашевича [и др.] ; под общ. ред. Б. Лисовика. — СПб. : С.-петерб. оркестр : Литера плюс, 1999. —171с.
- Зенькова, Л.П. Макроэкономика: Учеб. пособие/ под ред. Л. П. Зеньковой. – Мн.: Новое знание, 2002. – 244с.
- Лемешевский, И.М. Макроэкономика: соц.-экон. аспект: курс лекций/ И.М. Лемешевский.- 2-е изд. перераб. и доп.- Минск: Аимформ, 2006.- 544 с.
- Лутохина, Э.А. Макроэкономика: социально ориентированный подход: учебное пособие / под ред. Э. А. Лутохиной. - Минск : Тесей , 2003. - 320 с.
- Макконнелл, К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика / К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю. - Пер. с 14-ого англ. Изд. – М.: ИНФРА – М, 2005. – 972 с.
- Матвеева, Т.Ю. Введение в макроэкономику: Учеб. Пособие / под ред. Матвеева Т. Ю. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. – 512с.
- Миклашевская, Н.А. Международная экономика : Н. А. Миклашевская, А. В. Холопов ; под ред. А. В. Сидоровича ; МГУ им. М. В. Ломоносова / Н. А. Миклашевская, А. В. Холопов ; ред. А. В. Сидорович. - Москва : Дело и Сервис, 1998. - 271 с.
- Шимонов, В.Н. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления : учеб. пособие / В. Н. Шимов ; под общ. ред. В. Н. Шимова. — Минск : БГЭУ, 2005. — 844с.
- http://www.econimy.gov.by (Сайт Министерства Экономики)