Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 05:11, курсовая работа
Понятие, виды бюджетно-налоговой политики Инструменты бюджетно-налоговой политики Состояние бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ВВЕДЕНИЕ
Последняя треть XX столетия ознаменовалась бурными событиями в жизни общества. Тектонические сдвиги в экономических, политических, общественных структурах периодически взрывают устоявшийся, казалось бы, порядок вещей, вызывают непредсказуемый ход событий. И, возможно, наиболее драматические события развертываются именно в экономической сфере. В основе этих движений – слишком быстрый экономический рост или, наоборот, спад экономики, безработица, инфляция, нехватка средств на содержание экономики. Происходящие ныне в развитых странах перемены убедительно подтверждают вывод о том, что в государственном управлении, не может быть самоуправляемого механизма, удачно налаженного какой-либо крупной реформой, пусть самой радикальной и "научно обоснованной", обеспечивающего развитие общества "по рыночным законам". Целый ряд целенаправленных действий государственных органов по управлению экономическими рычагами, имеющимися в их распоряжении для достижения поставленных правительством целей, подразумевает понятие бюджетно-налоговой политики.
Бюджетно-налоговая политика является очень сильным оружием. Некоторые экономисты утверждают, что это, подобно атомной бомбе, слишком мощное оружие, чтобы позволить отдельным лицам и правительствам играть с ним, так что было бы лучше, если бы фискальная политика никогда не применялась.
В данной курсовой работе мне хотелось бы раскрыть роль бюджетно-налоговой политики в государственной экономике и рассмотреть её цели и структуру. Эта тема очень актуальна сегодня, так как наша экономика, бюджет и налоговая сфера, в частности, находятся ещё в неустойчивой стадии формирования. Каждое правительство всегда проводит некоторую бюджетно-налоговую политику, независимо от того, осознает оно это или нет. Реальный вопрос в том, будет ли эта политика конструктивной или она будет неосознанной и непоследовательной. Успех на этом пути в значительной степени зависит от механизма данной политики.
В экономической литературе можно встретить разные точки зрения о содержании бюджетно-налоговой политики. В данной работе она рассматривается как деятельность государства по регулированию налоговой политики и правительственных расходов. Поскольку осуществление государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, бюджетно-налоговая политика сводится к манипулированию государственным бюджетом.
Цель данной работы: раскрыть содержание налогово-бюджетной политики как инструмента регулирования государственной экономики. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- раскрыть цели и направления бюджетно-налоговой политики;
- рассмотреть инструменты,
с помощью которых
- рассмотреть виды бюджетно-
- проанализировать эффективность бюджетно-налоговой политики;
- выяснить состояние фискальной политики в Республике Беларусь.
Безусловно, невозможно в одной работе досконально рассмотреть бюджетно-налоговую политику со всеми ее особенностями, пусть даже и на примере такой отдельно взятой страны как Республика Беларусь. Но, тем не менее в данной работе была сделана попытка рассмотреть проблемы и особенности осуществления на территории Республики Беларусь бюджетно-налоговой политики, проводимой нашим правительством.
При подготовке данной работы использовались статьи из периодических изданий, статистические сборники, учебные пособия и др.
ГЛАВА 1
ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЁ МЕХАНИЗМ
1.1Понятие, виды бюджетно-налоговой политики
Время
от времени правительства
Бюджетно-налоговая политика является весьма важным инструментом в сглаживании инфляции и поддержании на должном уровне занятости населения. Поэтому необходимо вырабатывать четкий механизм действия такой политики. Мировой практикой здесь наработан определенный опыт, который необходимо использовать.
Основными целями бюджетно-налоговой политики являются:
1. ликвидация безработицы;
2. борьба с инфляцией;
3. стабилизация экономического развития;
4. антициклическое регулирование экономики;
5. стимулирование экономического роста;
6. достижение внешнеторговой сбалансированности.
Бюджетно-налоговая политика в зависимости от механизма реагирования на изменения экономической ситуации подразделяется на дискреционную и недискреционную (автоматическую), в соответствии с чем определяется механизм ее функционирования, конкретизируются формы и методы регулирования[4; с.116].
Дискреционная политика — целенаправленные изменения величины государственных расходов, налогов и сальдо бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства и темпов инфляции. Поэтому дискреционную политику часто называют активной, так как для неё типично сознательное манипулирование налогами и государственными расходами.
При дискреционной бюджетно-
Дискреционная политика правительства связана со значительными внутренними временными лагами, так как изменение структуры государственных расходов или ставок налогообложения предполагает длительное обсуждение этих мер в парламенте. Наличие временного лага может привести к тому, что мероприятия дискреционной (активной) фискальной политики не уменьшат, а ещё больше усилят циклические колебания, т.е. приведут к проциклическим воздействиям[9; с.354].
Дискреционная бюджетно-налоговая политика в зависимости от фазы экономического цикла может быть стимулирующей или сдерживающей.
Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Осуществление этих целей связано с проведением комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной денежно-кредитной политикой Центрального (Национального) банка и оптимизацией структуры государственных расходов.
В краткосрочном периоде она смягчает экономический цикл. В долгосрочном – снижение налогов может привести к стимулированию экономического роста. Так было в 80-е годы в развитых странах, где налоговые реформы, в результате которых были снижены ставки налога на прибыль корпораций, подоходного налога, способствовали подъему экономики.
Если государственный бюджет сбалансирован, бюджетно-налоговая политика в период спада должна быть направлена на создание бюджетного дефицита. Бюджетный дефицит – сумма превышения расходов федерального правительства над его доходами в каждый данный год [11; с.930].
Когда возникает инфляция спроса, для контроля над ней необходима ограничительная, или сдерживающая бюджетно-налоговая политика. Такая бюджетно-налоговая политика имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер. В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более продолжительном периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции, особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда. Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создаёт предпосылки для разрушения экономического потенциала[4; с.120].
Стабилизационное воздействие
налогов и государственных
При инфляции спроса фискальные
действия направляются на создание бюджетного
профицита, то есть на превышение налоговых
поступлений над
Влияние бюджетного дефицита на экономический рост зависит от источников финансирования этого дефицита, а воздействие бюджетного профицита - от того, как им распорядится государство.
Финансирование дефицитов
Каждый из этих способов имеет свои плюсы и минусы. Преимущества первых двух заключаются в том, что их использование дает возможность избежать вытеснения частных инвестиций государственными, поэтому расходы бизнеса и личное потребление не будут уменьшаться. Однако их применение чревато увеличением инфляции.
В результате государственных займов формируется государственный долг. Он может принимать форму внутреннего и внешнего долга. Обычно займы размещаются в первую очередь внутри страны, но часть из них может быть размещена и за границей.
Та часть, которую государство занимает за рубежом для покрытия дефицита государственного бюджета, будет, таким образом, входить как в государственный, так и в иностранный долг.
Внешний долг ложится тяжелым грузом на страну (хотя многие должны друг другу) – надо отдавать ценные товары, оказывать услуги, чтобы оплатить процент и погасить долг. Кроме того, иногда кредитор ставит определенные условия.
Внутренний государственный
Обычно в государственном
Эффект бюджетно-налоговой политики при ликвидации профицитов зависит от действий государства, которые могут быть следующими:
1. Погашение долга. Для
погашения долга государство
выкупает у населения часть
своих долговых обязательств. Этим
самым государство возвращает
свой избыток от налоговых
доходов обратно на денежный
рынок. В итоге происходит
2. Изъятие из обращения.
Когда правительство изымает
излишек из обращения,
Чтобы выяснить, правильна ли проводимая правительством бюджетно-налоговая политика, часто используют бюджет полной занятости. Он показывает, какими были бы дефицит или излишек государственного бюджета, если бы экономика функционировала в условиях полной занятости. Рассмотрим бюджетные дефициты и излишки ( рисунок 1.1).