Буджетно-налоговое управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 05:11, курсовая работа

Описание работы

Понятие, виды бюджетно-налоговой политики Инструменты бюджетно-налоговой политики Состояние бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Работа содержит 1 файл

Введение полная.docx

— 252.27 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

Последняя треть XX столетия ознаменовалась бурными событиями в жизни общества. Тектонические сдвиги в экономических, политических, общественных структурах периодически взрывают устоявшийся, казалось бы, порядок вещей, вызывают непредсказуемый ход событий. И, возможно, наиболее драматические события развертываются именно в экономической сфере. В основе этих движений – слишком быстрый экономический рост или, наоборот, спад экономики, безработица, инфляция, нехватка средств на содержание экономики. Происходящие ныне в развитых странах перемены убедительно подтверждают вывод о том, что в государственном управлении, не может быть самоуправляемого механизма, удачно налаженного какой-либо крупной реформой, пусть самой радикальной и "научно обоснованной", обеспечивающего развитие общества "по рыночным законам". Целый ряд целенаправленных действий государственных органов по управлению экономическими рычагами, имеющимися в их распоряжении для достижения поставленных правительством целей, подразумевает понятие бюджетно-налоговой политики.

Бюджетно-налоговая политика является очень сильным оружием. Некоторые экономисты утверждают, что это, подобно атомной бомбе, слишком мощное оружие, чтобы позволить отдельным лицам и правительствам играть с ним, так что было бы лучше, если бы фискальная политика никогда не применялась.

В данной курсовой работе мне  хотелось бы раскрыть роль бюджетно-налоговой политики в государственной экономике и рассмотреть её цели и структуру. Эта тема очень актуальна сегодня, так как наша экономика, бюджет и налоговая сфера, в частности, находятся ещё в неустойчивой стадии формирования. Каждое правительство всегда проводит некоторую бюджетно-налоговую политику, независимо от того, осознает оно это или нет. Реальный вопрос в том, будет ли эта политика конструктивной или она будет неосознанной и непоследовательной. Успех на этом пути в значительной степени зависит от механизма данной политики.

В экономической литературе можно встретить разные точки зрения о содержании бюджетно-налоговой политики. В данной работе она рассматривается как деятельность государства по регулированию налоговой политики и правительственных расходов. Поскольку осуществление государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, бюджетно-налоговая политика сводится к манипулированию государственным бюджетом.

Цель данной работы: раскрыть содержание налогово-бюджетной политики как инструмента регулирования государственной экономики. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

- раскрыть цели и направления бюджетно-налоговой политики;

- рассмотреть инструменты,  с помощью которых осуществляется  бюджетно-налоговая политика;

- рассмотреть виды бюджетно-налоговой политики;

- проанализировать эффективность бюджетно-налоговой политики;

- выяснить состояние фискальной  политики в Республике Беларусь.

Безусловно, невозможно в  одной работе досконально рассмотреть  бюджетно-налоговую политику со всеми ее особенностями, пусть даже и на примере такой отдельно взятой страны как Республика Беларусь. Но, тем не менее в данной работе была сделана попытка рассмотреть проблемы и особенности осуществления на территории Республики Беларусь бюджетно-налоговой политики, проводимой нашим правительством.

При подготовке данной работы использовались статьи из периодических изданий, статистические сборники, учебные пособия и др.

 

 

 

 

ГЛАВА 1

ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЁ МЕХАНИЗМ

1.1Понятие, виды бюджетно-налоговой  политики

Время от времени правительства различных  стран предпринимают действия, направленные на «стимулирование экономики», которое  носит название бюджетно-налоговой (фискальной) политики. Бюджетно-налоговая  политика представляет собой деятельность государства по регулированию правительственных  расходов и налоговой политики [1; с.412]. Ее инструменты воздействуют как на совокупный спрос (величину совокупных расходов), так и на совокупное предложение (величину издержек фирм и деловую активность) [11; с.446]. Поскольку осуществление государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, бюджетно-налоговая политика сводится к манипулированию государственным бюджетом.

Бюджетно-налоговая политика является весьма важным инструментом в сглаживании инфляции и поддержании на должном уровне занятости населения. Поэтому необходимо вырабатывать четкий механизм действия такой политики. Мировой практикой здесь наработан определенный опыт, который необходимо использовать.

Основными целями бюджетно-налоговой политики являются:

1. ликвидация безработицы;

2. борьба с инфляцией;

3. стабилизация экономического развития;

4. антициклическое регулирование экономики;

5. стимулирование экономического роста;

6. достижение внешнеторговой сбалансированности.

Бюджетно-налоговая политика в зависимости от механизма реагирования на изменения экономической ситуации подразделяется на дискреционную и недискреционную (автоматическую), в соответствии с чем определяется механизм ее функционирования, конкретизируются формы и методы регулирования[4; с.116].

Дискреционная политика — целенаправленные изменения величины государственных расходов, налогов и сальдо бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства и темпов инфляции.  Поэтому дискреционную политику часто называют активной, так как для неё типично сознательное манипулирование налогами и государственными расходами.

При дискреционной бюджетно-налоговой политике в целях стимулирования совокупного спроса в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения госрасходов (например, на финансирование программ по созданию новых рабочих мест) или снижения налогов. Соответственно, в период подъема целенаправленно создается бюджетный излишек.

Дискреционная политика правительства  связана со значительными внутренними временными лагами, так как изменение структуры государственных расходов или ставок налогообложения предполагает длительное обсуждение этих мер в парламенте. Наличие временного лага может привести к тому, что мероприятия дискреционной (активной) фискальной политики не уменьшат, а ещё больше усилят циклические колебания, т.е. приведут к проциклическим воздействиям[9; с.354].

Дискреционная бюджетно-налоговая политика в зависимости от фазы экономического цикла может быть стимулирующей или сдерживающей.

Стимулирующая бюджетно-налоговая  политика (фискальная экспансия) в краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Осуществление этих целей связано с проведением комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной денежно-кредитной политикой Центрального (Национального) банка и оптимизацией структуры государственных расходов.

В краткосрочном периоде  она смягчает экономический цикл. В долгосрочном – снижение налогов  может привести к стимулированию экономического роста. Так было в 80-е  годы в развитых странах, где налоговые  реформы, в результате которых были снижены ставки налога на прибыль  корпораций, подоходного налога, способствовали подъему экономики.

Если государственный  бюджет сбалансирован, бюджетно-налоговая политика в период спада должна быть направлена на создание бюджетного дефицита. Бюджетный дефицит – сумма превышения расходов федерального правительства над его доходами в каждый данный год [11; с.930].

Когда возникает инфляция спроса, для контроля над ней необходима ограничительная, или сдерживающая бюджетно-налоговая политика. Такая бюджетно-налоговая политика  имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер. В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более продолжительном периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции, особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда. Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создаёт предпосылки для разрушения экономического потенциала[4; с.120].

Стабилизационное воздействие  налогов и государственных расходов на экономическое развитие обусловлено  тем, что они обладают мультипликационным эффектом и оказывают прямое влияние  на совокупный спрос, объем национального  производства, занятость населения.

При инфляции спроса фискальные действия направляются на создание бюджетного профицита, то есть на превышение налоговых  поступлений над государственными расходами.

Влияние бюджетного дефицита на экономический рост зависит от источников финансирования этого дефицита, а воздействие бюджетного профицита - от того, как им распорядится государство.

Финансирование дефицитов происходит тремя способами: за счет выпуска  новых денег, за счет кредитов Национального  Банка, за счет займов у населения.

Каждый из этих способов имеет свои плюсы и минусы. Преимущества первых двух заключаются в том, что их использование дает возможность  избежать вытеснения частных инвестиций государственными, поэтому расходы  бизнеса и личное потребление  не будут уменьшаться. Однако их применение чревато увеличением инфляции.

В результате государственных  займов формируется государственный  долг. Он может принимать форму  внутреннего и внешнего долга. Обычно займы размещаются в первую очередь  внутри страны, но часть из них может  быть размещена и за границей.

Та часть, которую государство  занимает за рубежом для покрытия дефицита государственного бюджета, будет, таким образом, входить как в  государственный, так и в иностранный  долг.

Внешний долг ложится тяжелым грузом на страну (хотя многие должны друг другу) – надо отдавать ценные товары, оказывать  услуги, чтобы оплатить процент и  погасить долг. Кроме того, иногда кредитор ставит определенные условия.

Внутренний государственный долг приводит к перераспределению доходов  среди населения страны. Выплаты  государственного долга приводят к  тому, что, как правило, деньги из карманов менее обеспеченных слоев переходят  к более обеспеченным, так как  именно они покупают государственные  облигации.

Обычно в государственном долге  видят две опасности:

  1. возможность банкротства нации;
  2. переложение долгового бремени на другие поколения.

Эффект бюджетно-налоговой политики при ликвидации профицитов зависит от действий государства, которые могут быть следующими:

1. Погашение долга. Для  погашения долга государство  выкупает у населения часть  своих долговых обязательств. Этим  самым государство возвращает  свой избыток от налоговых  доходов обратно на денежный  рынок. В итоге происходит уменьшение  процентных ставок и рост частных  займов и расходов.

2. Изъятие из обращения.  Когда правительство изымает  излишек из обращения, происходит  «урезание» общей покупательной  способности экономики. Если избыточные  налоговые поступления не возвращаются  в экономику, то исключается  возможность дальнейшего расходования  даже части бюджетного профицита.  Значит, избытки не смогут оказывать  инфляционное давление на экономику  и ослабить антиинфляционное  воздействие сдерживающей бюджетно-налоговой политики [7; с.105].

Чтобы выяснить, правильна ли проводимая правительством бюджетно-налоговая политика, часто используют бюджет полной занятости. Он показывает, какими были бы дефицит или излишек государственного бюджета, если бы экономика функционировала в условиях полной занятости. Рассмотрим бюджетные дефициты и излишки ( рисунок 1.1).

Налоги, государственные  расходы

 


 

 

                                                                                                     T


 

 

                                                                          N


 

                                         K                  E               M                              G


 

 

 

                                            L


                                               Q1                 Qe           Q2                                               Доход, выпуск

Информация о работе Буджетно-налоговое управление