Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 05:11, курсовая работа
Понятие, виды бюджетно-налоговой политики Инструменты бюджетно-налоговой политики Состояние бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Рисунок 1.1 - Бюджетные дефициты, излишки. Бюджет полной занятости
Предположим, что бюджет может быть сбалансирован в точке Е при объеме выпуска Qe. Фактический объем производства Q1, а потенциальный (при полной занятости) – Q2.
Существующий при фактическом объеме производства Q1 бюджетный дефицит KL может свидетельствовать о том, что проводится стимулирующая бюджетно-налоговая политика, которая сопровождается появлением или ростом бюджетного дефицита. Однако на самом деле никаких стимулирующих мер не предпринимается. Это доказывает то, что при полной занятости и тех же фактических государственных расходах и налогах (линии G и Т остаются на прежних местах) бюджет полной занятости имеет излишек МN. Таким образом, причиной фактического дефицита является спад производства. Бюджетно-налоговая политика, наоборот, была сдерживающей и отчасти, поэтому уровень производства в стране был ниже потенциального. Возникает необходимость в принятии надлежащих фискальных мер, т.е. в стимулировании совокупного спроса.
На практике уровень государственных расходов, налоговых поступлений может измениться даже в случае, если правительство не принимает соответствующих решений. Это объясняется существованием встроенной стабильности, которая определяет автоматическую (пассивную, недискреционную) бюджетно-налоговую политику.
Недискреционная (автоматическая) бюджетно-налоговая политика – автоматическое изменение величины государственных расходов, налогов и сальдо бюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода (бычинская).Недискреционная бюджетно-налоговая политика предполагает автоматическое увеличение (уменьшение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (уменьшения) ВНП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику.
Чистые налоговые поступления представляют собой разность между величиной общих налоговых поступлений в бюджет и суммой выплаченных правительством трансфертов[4; с.117]
Размер государственных
налоговых поступлений в какой-
Степень встроенной стабильности экономики
непосредственно зависит от величин
циклических бюджетных
Циклический дефицит (излишек) – дефицит (излишек) государственного бюджета, вызванный автоматическим сокращением (увеличением) налоговых поступлений и увеличением (сокращением) государственных трансфертов на фоне спада (подъема) деловой активности. Действие "встроенных стабилизаторов" объясняется следующим образом. В фазе циклического подъема налоговые отчисления автоматически возрастают, а трансфертные платежи автоматически снижаются. В результате возрастает бюджетный излишек и инфляционный бум сдерживается. В период же циклического спада налоги автоматически падают, а трансферты растут. В итоге увеличивается бюджетный дефицит на фоне относительного роста совокупного спроса и объема производства, что ограничивает глубину спада.
Степень стабилизационного воздействия бюджетного дефицита зависит от способов его финансирования, в качестве которых могут использоваться: увеличение налоговых поступлений в госбюджет, выпуск займов, денежная эмиссия.
Если дефицит госбюджета
финансируется за счет выпуска государственных
займов, то это ведет к росту
рыночной ставки банковского процента.
А рост последней приводит к удорожанию
кредитов и к уменьшению объема инвестиций,
что снижает стимулирующий
Однако,
следует отметить, что встроенные
стабилизаторы не устраняют причин
циклических колебаний
Главное достоинство недискреционной бюджетно-налоговой политики состоит в том, что ее инструменты (встроенные стабилизаторы) включаются немедленно при малейшем изменении экономических условий, т. е. здесь практически отсутствует временной лаг.
Недостатки автоматической бюджетно-налоговой политики в том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но не может их устранить [3; с.157].
1.2 Инструменты бюджетно - налоговой политики
Основными инструментами осуществления бюджетно-налоговой политики являются налоговые и бюджетные регуляторы. К налоговым регуляторам относятся устанавливаемые виды налогов и платежей, их структура, объекты обложения, субъекты платежей, источники налогов, ставки, льготы, санкции, сроки взимания, способы внесения и др. В качестве бюджетных регуляторов выделяют уровень централизации средств государством, соотношение между федеральным или республиканским и местными бюджетами, дефицит бюджета, соотношение между государственным бюджетом и внебюджетными фондами, бюджетную классификацию статей доходов и расходов и др.[4; с.125]
Исследование влияния инструментов бюджетно-налоговой политики на экономику в целом проводилось Дж. Кейнсом и его последователями, которые пытались обосновать более высокую эффективность бюджетно-налоговой политики по сравнению с монетарной для стабилизации экономики. Это предположение основывалось на идее, что все инструменты бюджетно-налоговой политики воздействуют на экономику с эффектом мультипликатора [11; с.972]. Кейнс взял бюджетно-налоговую политику за основу государственного регулирования экономикой. К встроенным стабилизаторам он относил подоходные и социальные налоги, пособия по безработице. По мнению Кейнса, встроенная стабильность возникает вследствие наличия функциональной зависимости между правительственным бюджетом и национальным доходом, а ее функционирование основывается на данной налоговой системе и текущей структуре государственных расходов.
Так как налоги ведут к потере, а государственные расходы – к увеличению потенциальной покупательной способности в экономике, то, по мнению Кейнса, для поддержания стабильности нужно при подъеме и движении экономики к инфляции сдерживать правительственные расходы с целью сдерживания роста инвестиций.
В кейнсианской теории бюджетно-налоговая политика ориентируется на изменение в сумме взимаемых налогов по отношению к сумме правительственных расходов. Основным показателем бюджетно-налоговой политики является изменение бюджетной позиции, то есть величины дефицита или излишка федерального бюджета[12; с.448].
Стабилизационное воздействие
налогов и государственных
Мультипликатор
, (1.1)
где МРС – предельная склонность к потреблению.
Он показывает приращение ВВП в результате роста государственных расходов на закупку товаров и услуг.
Так же, на объем выпуска и доход, действуют изменения трансфертных платежей, которые являются элементом государственных расходов.
Трансферты представляют собой как бы «антиналоги». Рост трансфертов ведет к росту располагаемого дохода, а их сокращение – к уменьшению располагаемого дохода. Величина мультипликатора выводится по следующей формуле (1.2):
multTr = mpc/(1-mpc) (1.2)
или
multTr = mpc/mps.
Мультипликатор трансфертов – это коэффициент, который показывает, на сколько увеличивается (уменьшается) совокупный доход при увеличении (уменьшении) трансфертов на единицу [12; с.455].
При значительном уровне безработицы государство проводит стимулирующую политику в форме сокращения налогов. Более низкие налоги вызывают увеличение доходов домашних хозяйств, что ведет к увеличению расходов и к росту совокупного спроса, цен, расширению объема производства и совокупного предложения. В результате повышается реальный ВВП. Низкие налоги также стимулируют рост сбережений домашних хозяйств и увеличение прибыльности предпринимательских инвестиций. Это способствует повышению нормы накопления капитала, расширению производства, снижению безработицы и увеличению национального продукта. Следовательно, налоги также приводят к мультипликационному эффекту.
Мультипликатор чистых налогов – это отношение величины изменения совокупного спроса к величине заданного изменения реальных чистых налогов. Его абсолютная величина определяется по формуле (1.4):
МР налогов = МРг – 1 (1.4)
Если в эту формулу подставить значение мультипликатора расходов, то получится (1.5):
МР налогов = МРС (1 – МРС)
Налоги по сравнению с государственными расходами в меньшей степени воздействуют на изменение национального продукта. Налоговый мультипликатор меньше мультипликатора государственных расходов на величину предельной склонности к потреблению. Это объясняется тем, что государственные расходы являются составляющей совокупных расходов, а налоги выступают фактором, влияющим только на потребление – одну из переменных совокупных расходов. Кроме того, если каждая денежная единица, использованная на закупку товаров и услуг, оказывает прямое воздействие на прирост ВВП, то при сокращении налогов только одна часть доходов семейных хозяйств идет на рост потребления, поскольку другая часть уходит на сбережения [9; с.356].
После всего выше сказанного можно сделать о том, что бюджетно-налоговая политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета.
ГЛАВА 2
СОСТОЯНИЕ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА 2006-2009 ГГ.
2.1 Состояние бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь на 2006-2009 гг.
Таблица 2.1- Основные макроэкономические показатели за 2006 г.
млрд. рублей | |||
Показатели |
Уточненный |
Исполнено |
В % к плану 2006 года |
Всего доходов |
27857,3 |
28666,6 |
102,9 |
из них: |
|||
- налог на прибыль |
1716,6 |
1752,0 |
102,1 |
- налог на добавленную стоимость |
5043,2 |
5147,3 |
102,1 |
- акцизы |
2699,3 |
2683,7 |
99,4 |
Всего расходов |
28913,4 |
27488,1 |
95,1 |
из них: |
|||
- общегосударственные расходы |
7346,5 |
6438,5 |
87,6 |
- национальная экономика и ЖКХ |
6244,4 |
6063,5 |
97,1 |
- расходы на финансирование
социальной сферы (образование, |
12324,3 |
12076,9 |
98,0 |
Превышение доходов над |
|
1178,5 |
Из таблицы 1 следует, что доходы республиканского бюджета за январь-декабрь 2006 года составили 28,7 трлн. рублей, или 102,9 процента уточненного годового плана.
В январе-декабре 2006 года динамика
исполнения бюджета по основным доходным
источникам была увязана с опережающими
темпами роста
Налога на прибыль поступило около 1,8 трлн. рублей, или 102,1 процента к уточненному годовому плану. За январь-декабрь текущего года в республиканский бюджет поступило НДС на сумму более 5,1 трлн. рублей, или 102,1 процента годового плана. Доходы от внешнеэкономической деятельности составили около 2,1 трлн. рублей, или 104,5 процента к годовому плану.