Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 05:11, курсовая работа
Понятие, виды бюджетно-налоговой политики Инструменты бюджетно-налоговой политики Состояние бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
По состоянию на 1 января 2007 года задолженность по платежам в бюджеты всех уровней сложилась в сумме 234,7 млрд. рублей. По сравнению с началом года недоимка сократилась на 47 млрд. рублей.
Расходы республиканского бюджета за январь-декабрь 2006 года составили около 27,5 трлн. рублей, или 95,1 процента годового плана.
В целом за январь-декабрь 2006 года обеспечено ритмичное финансирование расходов республиканского бюджета. Расчеты по расходам государственных целевых бюджетных фондов и Фонда социальной защиты населения осуществлялись в соответствии с заявляемой потребностью и с учетом доходов, формирующих эти фонды. Погашены по наступившим срокам все обязательства Республики Беларусь по государственному долгу.
На 01.01.2007 года по республиканскому бюджету кредиторская задолженность составила 26,6 млрд. рублей, сократилась с начала года на 15,5 млрд. рублей. На протяжении всего года она складывалась в стабильно низком объеме 40-50 млрд. рублей (без учета фондов).
Превышение доходов над расходами республиканского бюджета за январь-декабрь 2006 года составило около 1,2 трлн. рублей, главным образом, за счет опережающего поступления доходов Фонда социальной защиты населения над его расходами и средств Фонда национального развития [15].
Таблица 2.2 - Основные макроэкономические показатели за 2007 г.
млрд. рублей | |||
Показатели |
Уточненный |
Исполнено |
В % к плану 2007 года |
Всего доходов |
35117,3 |
36204,2 |
103,1 |
из них: |
|||
- налог на прибыль |
2106,1 |
2185,2 |
103,8 |
- налог на добавленную стоимость |
5955,4 |
6069,1 |
101,9 |
- акцизы |
2843,3 |
2884,0 |
101,4 |
Всего расходов |
36549,2 |
35909,0 |
98,2 |
из них: |
|||
- общегосударственные расходы |
8929,2 |
8734,1 |
97,8 |
- национальная экономика и ЖКХ |
9364,5 |
9178,3 |
98,0 |
- расходы на финансирование
социальной сферы (образование, |
14722,7 |
14515,9 |
98,6 |
Превышение доходов над |
|
295,2 |
В сопоставлении с аналогичными периодами прошлого года доходы республиканского бюджета за январь-декабрь 2007 года по предварительным данным (с учетом Фонда социальной защиты населения и целевых бюджетных фондов) увеличились на 0.2% и составили 36,2 трлн. рублей, или 103,1% уточненного годового плана.
В январе-декабре 2007 года динамика исполнения бюджета по основным доходным источникам увязана с темпами роста макроэкономических показателей[2; с.84].
По прежнему основными бюджетообразующими налогами являются налог на добавленную стоимость, доля которого в общей сумме доходов консолидированного бюджета составляет 6,1 трлн. рублей, или 101,9%, налог на прибыль- 2,2 трлн. рублей, или 103,8%,акцизы- 2,9 трлн. руб., или 101,4%. Доходы от внешнеэкономической деятельности составили 6,3 трлн. рублей, или 103,5% к уточненному годовому плану, что связано с увеличением поступлений по таможенным пошлинам (см. таб.2).
По состоянию на 1 января 2008 года задолженность по платежам в бюджеты всех уровней сложилась в сумме 149,5 млрд. рублей и сократилась с начала года на 85,2 млрд. рублей [15].
Расходы республиканского бюджета по предварительным данным за январь-декабрь 2007 года составили 35,9 трлн. рублей, или 98,2 процента годового плана.
В целом за январь-декабрь 2007 года обеспечено ритмичное финансирование расходов республиканского бюджета. Расчеты по расходам государственных целевых бюджетных фондов и Фонда социальной защиты населения осуществлялись в соответствии с заявляемой потребностью и с учетом доходов, формирующих эти фонды.
На 01.01.2008 года по республиканскому бюджету (без учета целевых бюджетных фондов и Фонда социальной защиты населения) кредиторская задолженность составила 80,1 млрд. рублей (без заключительных оборотов) и носила текущий характер.
В целом по доходам и расходам республиканский бюджет за январь-декабрь 2007 года сбалансирован с положительным сальдо в сумме 295,2 млрд. рублей, главным образом - за счет Фонда социальной защиты населения. Без целевых бюджетных фондов и Фонда социальной защиты населения республиканский бюджет исполнен с минимальным дефицитом [2; с.84].
Результаты исполнения республиканского бюджета за январь-декабрь 2007 года говорят о стабильности проводимой бюджетно- налоговой политики, которая способствует исполнению бюджета в запланированных объёмах и обеспечению его сбалансированности.
Таблица 3. Основные макроэкономические показатели за 2008 г.
млрд. рублей | |||
Показатели |
Уточненный годовой план |
Исполнено за январь-декабрь т.г. |
В % к годовому плану |
Всего доходов |
46392,6 |
49043,7 |
105,7 |
из них: |
|||
- налог на прибыль |
3230,0 |
3285,8 |
101,7 |
- налог на добавленную стоимость |
7771,7 |
8066,5 |
103,8 |
- акцизы |
3716,5 |
3730,6 |
100,4 |
Всего расходов |
49777,1 |
48117,9 |
96,7 |
из них: |
|||
- общегосударственные расходы |
12571,1 |
12073,5 |
96,0 |
- национальная экономика и ЖКХ |
14962,5 |
14446,8 |
96,6 |
- расходы на финансирование
социальной сферы (образование, |
18185,5 |
17718,8 |
97,4 |
Превышение доходов над |
- 3384,5 |
925,8 |
В сравнении с предыдущими годами доходы республиканского бюджета за январь-декабрь 2008 года составили 49,0 трлн. рублей, или 105,7% годового плана. Сверхплановое исполнение доходной части бюджета обусловлено, в первую очередь, поступлениями в Фонд социальной защиты населения (14.1 трлн. руб.) и инновационные фонды (2.1 трлн. руб.).
Основными бюджетообразующими налогами являются: налог на прибыль- 3,2 трлн. рублей, или 101,7% годового плана, НДС — 3,3 трлн. рублей, или 101,7% годового плана, акцизы- 3.7 трлн. руб., или 100,4% годового плана (см. таб. 3).
Доходы от
По состоянию на 1 января 2009 года задолженность по платежам в бюджеты всех уровней сложилась в сумме 58,5 млрд. рублей и сократилась по сравнению с началом года на 91,0 млрд. рублей, что также благоприятно отражается на наполняемости бюджета.
Расходы республиканского бюджета за январь-декабрь 2008 года составили 48,1 трлн. рублей, или 96,7 процента годового плана.
Расчеты по расходам государственных целевых бюджетных фондов и Фонда социальной защиты населения осуществлялись в соответствии с заявляемой потребностью и с учетом доходов, формирующих эти фонды и источников финансирования.
Кредиторская задолженность на 01.01.2009 года по республиканскому бюджету, без учета целевых бюджетных фондов и Фонда социальной защиты населения, составила 89,5 млрд. рублей (4% среднемесячных расходов республиканского бюджета) и носила текущий характер.
В целом по итогам исполнения республиканского бюджета за 2008 год превышение доходов над расходами составило 925,7 млрд. рублей трлн. рублей за счет опережающего поступления доходов, мер бюджетной политики, направленных на экономию бюджетных средств и неполного освоения распорядителями средств, предусмотренных им плановых назначений [5; с.112].
Таким образом, исполнение республиканского бюджета на рассматриваемом временном отрезке, 2006-2008 года, было стабильным: обеспечено его наполнение, произведены запланированные расходы, бюджет сбалансирован. Вместе с тем сохраняют свою актуальность вопросы снижения налоговой нагрузки на экономику и упорядочение государственных обязательств.
Складывающаяся
Рисунок 2.1 - Исполнение бюджета Республики Беларусь в январе-феврале 2008-2009 гг.
Снижение поступлений в бюджет вызывает необходимость сокращения государственных расходов. В текущем году осуществляется своего рода комплексная ревизия последних: проводится инвентаризация программ с целью их оптимизации, из бюджета исключаются неэффективные расходы, дублирующие мероприятия. По расчётам Министерства финансов, это позволит сэкономить около 900 млрд. руб. В результате данной работы расходы республиканского бюджета за январь-август 2009 года составили 29,0 трлн. рублей (62,1 процента к ожидаемому исполнению 2009 года). Наряду с ужесточением политики бюджетных расходов положительную роль в преодолении последствий экономического кризиса призваны сыграть принятые в конце 2008 г. меры по снижению налогового бремени, а также вступившие в силу с 1 января 2009 г. изменения в порядке использования упрощённой системы налогообложения субъектами малого предпринимательства, направленные на стимулирование развития этого сектора [6; с.115].
Бюджет республики сохраняет свою социальную направленность- здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации, образование, социальная политика профинансированы на 12,6 трлн. рублей (59,4%), национальной экономики и жилищно-коммунального хозяйства - 7,9 трлн. рублей (66,4%), расходы на общегосударственную деятельность составили 6,3 трлн. рублей (66,1%).
Дефицит республиканского бюджета за январь-август 2009 года составил 185,5 млрд. рублей [15].
Необходимо определить приоритетные
направления бюджетных
Принимаемые меры должны способствовать преодолению негативного влияния мирового экономического кризиса на белорусскую экономику. Однако, было бы целесообразно уже в текущем году осуществить запланированную на 2010 г. отмену сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, местных целевых сборов, уплачиваемых из прибыли. Взимание такого рода налоговых платежей не характерно для стран с рыночной экономикой и в условиях, когда субъекты хозяйствования испытывают серьёзные проблемы, становится ещё одним фактором, ухудшающим их положение[6; с.116 ].
Таким образом, после всего выше сказанного, можно сделать вывод, что на протяжении 2006-2008 гг. показатели социально-экономического развития были стабильными: обеспечено наполнение республиканского бюджета, произведены запланированные расходы, бюджет сбалансирован. Но в результате негативного влияния проблем национальной экономики, вызванных мировым финансово-экономическим кризисом, в сопоставлении с аналогичными периодами прошедших лет доходы бюджета в реальном выражении снизились.
ГЛАВА 3
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНО-
3.1 Особенности фискальной политики в Республике Беларусь
Беларусь, как и большинство
стран постсоветского пространства,
выбрала путь постепенных реформ.
Первоначальная либерализация цен
(1992 – 1993гг) в условиях проинфляционной
денежной политики, проводимой с целью
недопущения падения ВВП, создала
условия для быстрого роста цен.
Относительная стабилизация (1995-1996г)
и ужесточение денежной политики
показали всю слабость не реформируемого
реального сектора. В качестве приоритетной
цели развития с осени 1996 года выбирается
рост ВВП, стимулируемый активной кредитной
эмиссией в выбранные «точки роста»
- АПК и жилищное строительство. Президент
перед правительством поставил цель
– достигнуть показателей выпуска
1990г. В 1997 – 2000гг. Беларусь демонстрирует
высокие темпы роста ВВП, который
увеличился за эти годы на 40%. «Белорусское
экономическое чудо» стало