Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 05:11, курсовая работа
Понятие, виды бюджетно-налоговой политики Инструменты бюджетно-налоговой политики Состояние бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Рост ВВП проходил на фоне снижения показателей реальных доходов населения. В 1997 – 1998 годах заработная плата равнялась $40, а в 1999г. количество людей, получающих доходы ниже прожиточного минимума, составляло уже 50%. В 2000 году, в результате акции по росту заработной платы в преддверии президентских выборов, начисленная среднемесячная заработная плата достигла уровня 1995г. Пенсионеры получали $40 пенсии. Семьи с двумя детьми и более автоматически попадали в категорию нуждающихся [8 c.180].
За прошедшие годы достигнуто значительное
продвижение в построении бюджетной
системы, отвечающей современным требованиям.
Фактически, она прошла трансформацию
от административно-командных
Новая бюджетная классификация
легла в основу новой редакции
Закона РБ «О бюджетной системе в
РБ», которая внесла существенные поправки
в термины и определения
Анализ бюджетно-налоговой
Основными недостатками проводимой в настоящее время в нашей стране фискальной политики являются ее преимущественно фискальный характер, сдерживающий производственно–инвестиционную активность товаропроизводителей. Наблюдается слабая координация фискальной политики с другими формами государственного регулирования, прежде всего с денежно–кредитной политикой.
Существующие проблемы в организации бюджетного процесса еще велики, поэтому пока невозможно говорить о завершении формирования основы бюджетной системы, которую можно развивать и совершенствовать в последующие годы. Фундаментальные проблемы, характеризующие текущее состояние бюджетной системы (без учета вышеперечисленных налоговых проблем), заключаются в следующем:
Управление долгом практически не сопряжено с управлением государственными активами. В управлении государственным имуществом отсутствует комплексность и подходы, опирающиеся на оценку эффективности. Все перечисленные проблемы требуют серьезной реформы бюджетного законодательства с ориентацией в перспективе на подготовку и принятие по аналогии с Российской Федерацией Бюджетного кодекса Республики Беларусь.
Кроме того, в нашей стране экономика
в основном представлена банковским
сектором. Рынок капитала минимален,
а страховой сектор почти не растет
в реальном выражении. На рынке ценных
бумаг отсутствуют хорошие
Бюджетная политика в ближайшие годы будет направлена на инвестирование бюджетных средств в формирование конкурентоспособной структуры национальной экономики, реализацию социально–экономических приоритетов и государственных программ, проведение активной социальной политики при одновременном ужесточении контроля за целевым исполнением запланированных расходов [7; с.111].
Приоритетными направлениями бюджетно-налоговой политики являются:
В соответствии с общепринятой практикой
эффективной организации
Для достижения этих целей Беларуси требуется поэтапная реализация комплекса мер как в части совершенствования бюджетного законодательства, так и конкретных решений текущей бюджетно-налоговой политики:
3.2 Важнейшие механизмы обеспечения устойчивого развития до 2020 года
Основными целями бюджетно-налоговой политики являются обеспечение финансовой и социальной стабильности, создание макроэкономических условий для устойчивого экономического роста и повышения уровня жизни населения с учётом решения экологических проблем. Для их достижения необходимо продолжить налоговую реформу, одной из приоритетных задач которой является создание налоговой системы, благоприятной для экономической деятельности; повысить эффективность бюджетных расходов при общем сокращении объемов перераспределяемых государством ресурсов; добиться сбалансированности и бездефицитности бюджета; создать эффективную систему управления государственными финансами. Важно обеспечить единое правовое поле и создание равных условий налогообложения для субъектов хозяйствования на территории Республики Беларусь и Российской Федерации [13; с.310].
На первом этапе (до 2010 г.) должны быть полностью отменены сборы, взимаемые с выручки от реализации товаров (работ, услуг) для формирования на республиканском и местных уровнях целевых бюджетных фондов, значительно снижена налоговая нагрузка на фонд оплаты труда, оптимизированы ставки подоходного налога с одновременным увеличением необлагаемого налогом минимума доходов. Требуется максимально упростить налоговую систему, сократив общее количество республиканских налогов, сборов и пошлин. Дальнейшее развитие получит правовая основа налогообложения на базе практического применения Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь, что будет способствовать укреплению экономической интеграции в рамках Союзного государства и СНГ, а также привлечению внешних капиталов и обеспечению конкурентоспособности отечественной экономики на мировых рынках.
На втором этапе (2011–2020 гг.) общее количество налогов должно быть сведено к 7–8 основным, построенным таким образом, чтобы не допускать их искажающего воздействия на экономику и обеспечивать достаточные поступления в бюджет. Реформирование налоговой системы будет направлено на снижение налоговой нагрузки на экономику на 7,5–8,5 процентных пунктов к ВВП, в том числе в 2011–2020 гг. – на 2–4 процентных пункта, а также на достижение следующих целей: повышение уровня справедливости и нейтральности налоговой системы за счет выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков путем отказа от необоснованных льгот и исключений; совершенствования моделей построения налогов и сборов; улучшения налогового администрирования и повышения уровня собираемости налогов за счет создания в стране самостоятельной отрасли законодательства – налогового права, имеющей свой собственный предмет, принципы, методы и способы регулирования отношений, связанных с уплатой налогов и сборов; упрощение налоговой системы за счет установления закрытого перечня налогов и сборов; сокращения их количества; максимальной унификации налоговых баз и правил их исчисления по отдельным налогам, а также порядка уплаты; обеспечение стабильности и предсказуемости налоговой системы. В ходе проведения налоговых реформ должно повыситься фискальное значение налогов, связанных с использованием природных ресурсов и защитой экологической среды, а также имущественных налогов, которые станут основой формирования местных бюджетов. В общем объеме налоговых поступлений при значительной доле НДС и акцизов должно возрасти значение прямых налогов на доходы и прибыль юридических и физических лиц.
Одновременно с уменьшением налоговой нагрузки на экономику предусматривается осуществлять сокращение объемов перераспределяемых государством финансовых ресурсов с 47,4% к ВВП в 2002 г. до 44% к ВВП в 2010 г. и 42–43% к 2020 г. Доходы консолидированного бюджета (без учета Фонда социальной защиты населения) составят соответственно 33,8, 30–31 и 29–30%к ВВП. Усилится социальная направленность бюджета, гарантирующая защиту населения в области занятости, образования, здравоохранения, культуры, пенсионного обеспечения, оказания адресной поддержки малообеспеченным слоям населения [14; с.551].
Предполагается полностью
ликвидировать бюджетные
Отказ государства от финансирования
направлений, где его участие необязательно
и неэффективно, позволит увеличить расходы
на социальную политику и бюджетную сферу.
Расширение сети предоставляемых платных
услуг должно осуществляться одновременно
с адекватным увеличением доходов основной
массы населения [10; с.294]. В области совершенствования
межбюджетных отношений в прогнозируемом
периоде будет обеспечена реальная децентрализация
бюджетной системы с одновременной передачей
на республиканский уровень всех финансовых
обязательств общенационального характера
и соответствующих им налоговых ресурсов.
Должно быть проведено четкое разграничение
расходов между уровнями бюджетной системы,
повышена степень автономности налоговых
полномочий, выработаны прозрачные процедуры
распределения финансовой поддержки регионам.
Задачи сохранения окружающей среды предполагают
проведение комплекса природоохранных
мероприятий, научных исследований и разработок
в области энерго- и ресурсосбережения,
развития системы экологического мониторинга.
Важным направлением расходов бюджета
являются капитальные вложения, направляемые
на строительство объектов, связанных
с проведением на территориях радиоактивного
загрязнения защитных мер по их реабилитации.
Предполагается расширение участия частного
капитала в финансировании природоохранных
мероприятий и ресурсосбережении. Важнейшими
мерами бюджетно-налоговой политики в
области охраны природы для обеспечения
устойчивого развития должны стать: поиск
новых методических подходов к построению
экологических платежей с учетом мирового
опыта, способных в существующих условиях
обеспечить адекватную оценку природно-сырьевого
потенциала и его эффективное использование;
пересмотр объектов и повышение ставок
платежей за пользование природными ресурсами,
выбросы (сбросы) вредных веществ и размещение
отходов; перераспределение поступлений,
получаемых от ресурсных платежей, с частичным
их зачислением в бюджетные фонды охраны
окружающей среды; ограничение прямого
и косвенного субсидирования природоемких
и опасных для окружающей среды видов
хозяйственной деятельности [14; с.564].