Бюджетный дефицит

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:36, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование сущности бюджетного дефицита и выявление путей его финансирования. В рамках достижения поставленной цели мною были поставлены и решены следующие задачи:
–исследовать сущность бюджетного дефицита и причины его возникновения;
–дать классификацию бюджетного дефицита;
–выявить способы покрытия бюджетного дефицита;
–рассмотреть процесс формирования и регулировки бюджетного дефицита в РФ;
При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.
Объектом исследования является непосредственно бюджетный дефицит в РФ.

Содержание

Характеристика ………………………………………………………………...3
Календарно-тематический план прохождения производственной практики на предприятии. …………………………………………………………………...4
Дневник производственной практики ………………………………………5
Введение ………………………………………………………………………..8
1.Организационно-экономическая характеристика предприятия…...........10
1. 1. Общие сведения о предприятии ……………………………………..10
1.2. Организационная структура предприятия …………………………….12
1.3. Общие основы бухгалтерского учета на предприятии. ……………….17
2. Организация бухгалтерского учета на предприятии…………………...20
2.1. Учет внеоборотных активов …………………………………………….20
2.2. Учет материально-производственных запасов ………………………32
2.3. Учет денежных средств …………………………………………………40
2.4. Учет расчетов с персоналом …………………………………………….45
2.5. Учет расчетов ……………………………………………………………52
2.6. Учет затрат на производство…………………………………………... 59
2.7. Учет готовой продукции, товаров и их реализации………………….. 61
2.8. Учет финансовых результатов………………………………………… 63
2.9. Учет собственного капитала предприятия……………………………. 72
2.10. Учет кредитов и займов……………………………………………… .73
2.11. Бухгалтерская (финансовая) отчетность…………………………….. 75
Заключение…………………………………………………………………. .78
Список литературы…………………………………………………………..80
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………82

Работа содержит 1 файл

Бюджетный дефицит.doc

— 702.00 Кб (Скачать)

   В зависимости от характера проводимой государством финансовой политики бюджетный  дефицит может быть активным или пассивным.

   Первый  возникает в результате превышения расходов. Он может быть связан с  ростом инвестиций в новое производство, что ведет к созданию рабочих  мест, увеличивает занятость и  уровень дохода населения. Всё это  в конечном счете ведет к экономическому росту.

   Второй  – в связи со снижением налоговых  и прочих поступлений (из-за замедления экономического роста, недоплат).

   Выделяют  также особый вид дефицита - первичный  дефицит. Он представляет собой разность между величиной общего дефицита и суммой процентных выплат по долгу. При долговом финансировании первичного дефицита увеличивается и основная сумма долга и коэффициент его обслуживания, т.е. возрастает "бремя долга" в экономике.

   Если  возникает временный бюджетный  дефицит, имеются перспективы его преодоления и он не составляет большого удельного веса по отношению к стоимости ВНП, его не следует считать исключительным. Но в тех случаях, когда бюджетный дефицит глубок, возникает в результате чрезвычайных обстоятельств и отражает кризисные явления в экономике (развал, неэффективность финансовых связей), тогда, разумеется, это явление наносит огромный ущерб всему обществу и необходимо принимать кардинальные меры для преодоления значительного разрыва между расходами и имеющимися доходами .3

   Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровню инфляции в стране. Международные стандарты предполагают возможный дефицит бюджета на уровне 2 - 3% ВНП. Обычно бюджетный дефицит до 10% суммы доходов считается допустимым, тогда как дефицит более 20% - критическим. А, например, в середине 90-х годов дефицит государственного бюджета России достигал уровня 20%, а то и 25% доходов и превышал 5% ВВП.  

   1.3. Способы покрытия  бюджетного дефицита.

   Для покрытия дефицита бюджета в мировой  практике используются следующие меры:

   - правительственные заимствования;

   - повышение налоговых доходов;

   - монетизация бюджета (денежно-кредитная  эмиссия).

   По  мнению Н.В. Милякова, «ни один из указанных  способов не имеет абсолютных преимуществ  перед другими и не является полностью неинфляционным»4. Для определения бюджетного дефицита необходимо нормализовать саму экономику. Какие бы прогрессивные финансовые меры приняты не были, без устойчивого развития экономики они не принесут желаемого успеха.

   Использование эмиссии денежных знаков, т.е. выпуск такого объема денежных знаков, который приведет к общему увеличению денежной массы в обращении, для покрытия дефицита бюджета, как известно, влечет за собой инфляцию.

   В условиях повышения уровня инфляции возникает эффект Оливера-Танзи - сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный бюджет. Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для "откладывания" уплаты налогов, так как за время "затяжки" происходит обесценивание денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик. В результате дефицит госбюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти.

   Правительства особенно часто прибегают к этому  средству в критических ситуациях - во время войны, длительного кризиса. Последствия такой эмиссии общеизвестны: развивается неконтролируемая инфляция, подрываются стимулы для долгосрочных инвестиций, раскручивается спираль цены - заработная плата, обесцениваются сбережения населения, воспроизводится бюджетный дефицит. 5

   В целях сохранения хозяйственной  и социальной, стабильности правительства  развитых стран всемерно избегают неоправданной  эмиссии денег. Для этого в  систему рыночной экономики встроен  специальный предохранитель: конституционно закрепленная в большинстве стран независимость национального эмиссионного банка от исполнительной и законодательной властей.

   Монетизация дефицита госбюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляться в других формах, например в виде расширения кредитов Центрального банка государственным предприятиям по льготным ставкам процента или в форме отсроченных платежей. В последнем случае правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок. Если закупки осуществляются в частном секторе, то производители заранее увеличивают цены, чтобы застраховаться от возможных неплатежей. Это дает толчок к повышению общего уровня цен и уровня инфляции.

   Если  отсроченные платежи накапливаются  в отношении предприятий государственного сектора, то эти дефицита нередко непосредственно финансируются Центральным банком или же накапливаются, увеличивая общий дефицит госбюджета. Поэтому, хотя отсроченные платежи, в отличие от монетизации, официально считаются неинфляционным способом финансирования бюджетного дефицита, на практике это разделение оказывается весьма условным.

   В свою очередь, повышение налоговых ставок и количества налогов, как правило, ведет лишь к временному увеличению доходов бюджета, поскольку чрезмерно высокие налоги начинают сдерживать экономическую активность людей, подталкивают к уклонению от налогов и т.д. Высокие налоговые ставки снижают интерес производителя производить продукцию. Результатом этого является сокращение налоговой базы, с которой взимаются налоги и, следовательно, уменьшается объем налоговых поступлений.

   Использование правительственных заимствований  для балансирования доходов и  расходов – более эффективный  способ. Такой источник известен в  экономической литературе как финансирование за счет государственного долга, или «дефицитное финансирование»

   Итак, к правительственным заимствованиям относятся внутренние и внешние  источники покрытия дефицита, а по способу привлечения относят  кредиты и займы, имея в виду, что  кредиты предоставляются на основе договоров и соглашений, а займы реализуются посредством эмиссии государственных ценных бумаг. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ государство в лице Российской Федерации может осуществлять займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками.

   К государственным внешним заимствованиям Российской Федерации относят займы  и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте.

   К государственным внутренним заимствованиям Российской Федерации относят займы  и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных  государств, международных финансовых организаций, по которым возникают  долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте Российской Федерации.

   В свою очередь, государственные заимствования  субъектов Российской Федерации, муниципальные  заимствования – это займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства соответственно субъекта Российской Федерации или муниципального образования как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте обязательств.

   Следует отметить, что Бюджетный кодекс РФ ограничивает возможность привлечения  внешних источников для финансирования бюджетного дефицита лишь федеральным  уровнем. Практика выхода некоторых  субъектов Федерации на международные рынки капиталов оказалась крайне неэффективной из-за высоких рисков неплатежеспособности региональных заемщиков.

   Негативное  влияние государственных займов на экономику страны выражается в  том, что государство принудительно  размещает их на рынке, нарушая рыночную мотивацию финансовых институтов. «Мобилизуя свободные средства финансового рынка, выпуск государственных ценных бумаг тем самым увеличивает среднюю рыночную ставку процента. Это ведет к удорожанию кредитов, снижению объемов инвестиций в частном секторе, падению чистого экспорта и частично – к снижению потребительских расходов»6.

   Вместе  с тем и  государственные кредиты  могут привести к неблагоприятным  последствиям, т.е., неизбежен мультикативный эффект роста зависимости государства  от кредитов, а значит, негативное влияние на экономику страны. Представители классической политэкономии вообще рассматривали государственные долги как зло. Считалось, что растущая государственная задолженность не просто изымает средства из производства, но и ложиться на население бременем выплаты процентов.

   Важно и то, что долговые обязательства, привлекаемые в целях покрытия дефицита бюджета, формируют внутренний и  внешний долг государства. Как известно, по долговым обязательствам необходимо выплачивать не только основной долг, но и проценты (т.е. иногда приходиться платить вдвойне). Ведь недаром говорят, что сегодняшние долги – это завтрашние налоги. Но это лучший вариант, худший – это выплата долгов за счет новых заимствований или проведения эмиссии.

   Все более активно осваивается резервирование бюджетных доходов, хотя это и не предусмотрено Бюджетным кодексом. Федеральным законом «О Федеральном бюджете на 2002 г.» создан финансовый резерв за счет профицита бюджета в сумме 97,0 млрд. руб. и свободных остатков средств федерального бюджета на счетах Федерального казначейства по состоянию на 1 января 2002 года.  Средства его могут использоваться только на замещение внутренних и внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета и погашение государственного долга. Эти крупные финансовые ресурсы правительство может размещать на финансовых рынках, в государственных ценных бумагах. Управление ими осуществляется Министерством финансов РФ в порядке, определяемом Правительством РФ.

   В качестве мероприятий, направленных на снижение дефицита бюджета, традиционно используются такие, которые, с одной стороны, стимулируют приток поступлений в бюджет, а с другой — способствуют сокращению расходов государства. К ним относятся:

   - изменение направлений государственных инвестиций в отрасли экономики с целью значительного повышения финансовой отдачи бюджетных средств;

   - более широкое использование финансовых льгот и санкций. Это позволяет полнее учитывать специфические условия хозяйствования и стимулирует рост производства;

   - сокращение сферы государственного финансирования (правительственной помощи иностранным государствам; военных расходов и т.п.) при сохранении финансирования лишь важнейших социальных программ;

   - запрет центральному банку предоставлять кредиты правительственным структурам любого уровня без надлежащего оформления задолженности государственными ценными бумагами. 

   1.4.  Формирование и  регулировка бюджетных  дефицитов в РФ.

   Начиная с 1992 г. в России принимались государственные  бюджеты с дефицитом. Так в  условиях инфляции, вызванной общей либерализацией экономических отношений, снятием контроля с предпринимательских доходов и цен в сфере производства и обращения (без создания конкурентной среды), правительство на первых этапах получает огромные инфляционные налоги, замораживая или задерживая индексацию бюджетных расходов. Таким образом, удается сжать бюджетный дефицит. На то же направлена и жесткая денежно-кредитная политика: повышаются до положительной ставки рефинансирования Центрального банка и процентные ставки коммерческих банков; урезаются кредиты экономике. Производится резкое ограничение  бюджетных расходов по всем основным статьям бюджетной классификации. Возникают проблемы длительного спада, предприятия реального сектора лишаются оборотных средств и накоплений, подпадают под пресс высоких налогов и оказываются неспособными не только к инвестиционной деятельности, но нередко и к простому воспроизводству производственных мощностей и кадрового потенциала. Вслед за глубоким спадом материального производства идет снижение реальных доходов и расходов государственного бюджета. Бюджетные дефициты не отражают в полной мере глубокий бюджетный кризис, ибо доходы и расходы деформированы, в реальном исчислении их объемы падают, а бюджетные дефициты могут быть незначительными, поскольку государство перестает финансировать многие отрасли и жизненные потребности страны, учреждения социальной сферы, науки, здравоохранения и образования. Свертываются расходы на финансирование капитальных вложений и вообще на поддержку национальной экономики. Бюджет приобретает «потребительский характер».

Информация о работе Бюджетный дефицит