Бюджетные расходы на образование и перспективы их развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 19:12, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – проанализировать формирование и финансирование расходов на образование в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
– рассмотреть теоретические аспекты формирования расходов на образование;
– определить экономическую сущность расходов на образование и их роль в социально-экономическом развитии;
– привести классификацию расходов на образование;
– проанализировать нормативно-правовую базу формирования системы образования;

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты формирования расходов на образование
1.1. Экономическая сущность расходов на образование и их роль в социально-экономическом развитии
1.2. Классификация расходов бюджета на образование
1.3. Законодательные основы формирования расходов на образование
2. Анализ и оценка бюджетных расходов в сфере образования на региональном уровне (на примере РТ)
2.1. Анализ системы образования в РТ и источников его финансирования
2.2. Анализ и оценка формирования расходов бюджета на общее (среднее) образование в РТ
2.3. Анализ формирования расходов регионального бюджета на систему профессионального образования
3. Основные направления совершенствования механизмов финансирования образования на уровне субъекта федерации
3.1. Пути развития общего (среднего) образования на основе совершенствования источников финансирования в субъектах РФ
3.2. Модернизация системы профессионального образования на региональном уровне
Выводы и предложения
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Бюджетные расходы на образование и перспективы их развития.doc

— 683.00 Кб (Скачать)

В рамках нынешнего реформирования профессиональному образованию необходимо ориентироваться на личность, на приоритеты развития человеческого потенциала. Целью образования должно быть получение знаний, умений и навыков, развитие личности, а не получение любыми способами документа («корочек»): купить, «отработать», пойти на другое противоправное действие ради диплома. Культура образовательного процесса несовместима с делением знаний на «нужные» и «ненужные». Его задача - научить учиться, научить видеть мир целостно, научить мыслить и действовать, сформировать научное мировоззрение, не дающее шансов псевдонауке. Сам процесс профессионального образования должен стать целостным, систематизированным. Именно целостность должна быть положена в основу новой парадигмы профессионального образования, основанной на личностно-ориентированном и компетентностном подходах, которые поднимают процесс обучения на уровень образования, а профессиональное образование - на уровень культуры. Процесс профессионального образования должен охватывать как логический, так и конкретно-чувственный способы познания мира, а также процесс вхождения в профессию, включая духовную и материальную сферы. Однако в сфере профессионального образования сегодня можно встретить и другой, однобокий подход, основанный на «профессиональной нужности» предметов. На все остальные дисциплины, не связанные с профессиональными навыками, студенты, с легкой руки пропагандистов такого подхода, могут «махнуть рукой» и даже не приходить на занятия.

Однако только личностно ориентированного подхода в системе профессионального образования недостаточно. Есть и другая цель: подготовить молодого специалиста, способного не просто работать с современным оборудованием и быть коммуникабельным, но и быть мобильным, уметь перестраиваться в быстро меняющихся производственных условиях. Ведь существует много рабочих мест, где для эффективного выполнения работы часто достаточно высшего образования, которое формирует у будущего работника универсальные деловые способности (высокая обучаемость, гибкость, адаптивность и т. п.) Специальные же знания и навыки приобретаются на рабочем месте и в ходе дополнительной подготовки. Поэтому в современном профессиональном образовании нужно ориентироваться на компетентностный подход, который соответствует формирующейся в России рыночной экономике, где выпускник системы профессионального образования свободен в поиске работы, ему желательно иметь как можно более широкий диапазон возможностей, и чем шире, универсальнее его подготовка, тем большими шансами трудоустройства он будет обладать. Данный подход соответствует и изменившейся структуре российского рынка труда: российская экономика за последние годы превратилась в экономику услуг, в секторе услуг занято сегодня около 60% всех работников.

Безусловно, в самом профессиональном образовании произошли значительные сдвиги. Более того, экономическая перестройка, ликвидация многих предприятий остро поставили проблему непрерывного профессионального образования, концентрации переподготовки высвобождающегося и незанятого населения в учреждениях начального и среднего профессионального образования. И если раньше у работника был шанс прожить всю трудовую биографию в рамках однажды выбранной профессии, то теперь типичными стали внутри - и межпрофессиональная мобильность, доучивание и переучивание. Степень ориентированности профессионального образования на рынок труда становится ключевым показателем его эффективности и качества подготовки. Ориентированность на рынок труда реализуется через систематизированное взаимодействие образования и работодателей и формализуется в виде требований к выпускникам. Осуществляется введение мер, обеспечивающих реализацию государственных приоритетов в профессиональном образовании. Активно создается система прогнозирования перспективной потребности в квалифицированных кадрах в контексте специальностей, совершенствование на этой основе формирования государственных заданий учреждениям профессионального образования.

Стратегия профессионального образования XXI в. может заключаться, в следующем: доведение максимального количества научных знаний до максимального количества потребителей, способных использовать их в производстве и других сторонах повседневной жизни. России нужна критическая масса высококлассных специалистов, которая способна изменить ситуацию в экономике, сделав ее перспективной для молодых.

Итак, можно выделить два основных пути решения проблем модернизации профессионального образования.

В первую очередь необходимо повышать качество профессионального образования в направлении подготовки высоквалифицированных компетентностных специалистов, способных найти себя на рынке труда, не только в России, но в других странах и повышать свою квалификацию в течение всей жизни. Для этого нужна многоуровневая система с наличием гибких внутренних возможностей, позволяющих осуществлять горизонтальные и вертикальные перемещения, обеспечивающая преемственность с программами высшего образования.

Во-вторых, у учащихся должна появиться возможность получения непрерывного образования - продолжения обучения и переобучения, позволяющая людям реагировать на сигналы динамично развивающейся экономики и изменения конъюнктуры рынка труда. Для достижения этих целей может потребоваться проведение реформы не только учреждений профессионального обучения, но и общего образования, чтобы все учащиеся, независимо от способностей, проходили обучение по соответствующим учебным программам, приобретая при этом навыки и знания, необходимые для продолжения учёбы после прохождения обязательного курса обучения, работы и непрерывного образования.

Государство возвращается в образование как гарант качества образовательных программ и услуг, предоставляемых как общеобразовательными, так и профессиональными образовательными учреждениями, независимо от организационно-правовых форм. Предстоит существенная модернизация содержания и структуры профессионального образования в соответствии с требованиями основных отраслей промышленности, сферы услуг, культуры, армии, государственной службы и др. В качестве основного фактора обновления профессионального образования выступают запросы развития экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий, федерального и территориальных рынков труда, а также перспективные потребности их развития. Должна быть создана система постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной квалификации, в том числе с учетом международных тенденций. В соответствие с этими потребностями предстоит выстроить оптимальную систему профессионального образования, в частности, реальную многоуровневую структуру высшего образования.

Результаты прогнозирования потребностей рынка труда, а также рейтинги учреждений профессионального образования должны доводиться до населения через средства массовой информации. Планируется создание эффективной системы содействия трудоустройству выпускников, включая развитие целевой контрактной подготовки, формирование у всех выпускников вузов, ССУЗов и профессиональных училищ готовности к самоопределению в вопросах подбора работы, в том числе и открытию собственного дела. В числе стратегических направлений развития профессионального образования особое место занимает укрепление и модернизация материально-технической базы и инфраструктуры образовательных учреждений. Необходимо включение их в глобальную сеть Интернет и локальные информационные сети, оснащение вузов современным оборудованием, приборами, материалами, что обеспечит как повышение качества учебного процесса, так и поддержку вузовской науки. Особое внимание будет уделено развитию в российской высшей школе научных исследований и разработок, оказывающих решающее влияние на укрепление кадрового и технологического уровня народного хозяйства страны. Наряду с этим уже в ближайшие годы будет реализован ряд мер, направленных на повышение требований к качеству профессионального образования, в частности: переаттестацию всех образовательных программ в области экономики, права и менеджмента; переаттестацию и при необходимости повторное лицензирование филиалов вузов, а также негосударственных вузов, выдающих дипломы государственного образца. К этим процедурам должны быть привлечены ведущие вузы России, видные ученые соответствующих специальностей, органы управления образованием субъектов Российской Федерации. Необходимо обеспечить опережающее развитие начального и среднего профессионального образования, поскольку на современном этапе возрастает потребность народного хозяйства в высококвалифицированных работниках начального и среднего звеньев производства. Надлежит существенно актуализировать содержание и повысить качество профессиональной подготовки на этих уровнях образования с ориентацией ее на международные стандарты качества, интенсифицировать деятельность по укрупнению, интеграции профессий, решительно повернуть учреждения начального и среднего образования к потребностям местного рынка труда. Предусмотреть увеличение их финансирования, в частности для создания современной учебно-методической и информационной базы обучения, расширения научно-исследовательских работ, издания учебной литературы для этих уровней образования. Одновременно предстоит отработать и провести в жизнь оптимальную концепцию реализации общего среднего образования в начальных и средних профессиональных учебных заведениях, обеспечить взаимосвязь их профессиональных образовательных программ, вертикальную мобильность их учащихся. Серьезному реформированию подлежит система управления профессиональным образованием.

Необходимо обеспечить качественное изменение во взаимодействии регионов и федерального центра в вопросах функционирования и развития профессионального образования всех уровней. В целях повышения эффективности деятельности учреждений начального и среднего профессионального образования следует разделить их на два уровня - федерального и регионального подчинения, предусмотрев возможность передачи части полномочий в этой сфере на муниципальный уровень. Для достижения нового качества профессионального образования будет осуществляться: прогнозирование потребностей рынка труда и создание кооперации сети профессиональных образовательных учреждений, рекрутинговых и информационных агентств, служб занятости; устранение сегментации профессионального образования, неоправданного монополизма и слабой информированности потребителей, а также диспропорций и излишнего дублирования в подготовке кадров; оптимизация перечней профессий и специальностей, по которым осуществляется подготовка кадров; структурная и институциональная перестройка профессионального образования, оптимизация сети его учреждений, отработка различных моделей интеграции начального и среднего, среднего и высшего профессионального образования, обеспечение реальной многоуровневости высшего образования, создание университетских комплексов; радикальное улучшение материально-технической базы профессиональных учебных заведений; информатизация образования и оптимизация методов обучения, активное использование технологий открытого образования; углубление в высшей школе интеграционных и междисциплинарных программ, соединение их с прорывными высокими технологиями; повышение статуса вузовской науки как одного из основных факторов обеспечения высокого качества подготовки специалистов, развития производительных сил общества и непрерывного обновления содержания профессионального образования; интеграция университетской, академической и отраслевой науки; разработка в рамках Федеральной программы развития образования подпрограммы "Университеты России"; осуществление государственной поддержки ведущих научных и творческих школ с определением порядка и форм такой поддержки; формирование условий для непрерывного профессионального роста кадров, привлечение в этих целях ведущих ученых Российской академии наук, обеспечение преемственности различных уровней профессионального образования и создание эффективной системы дополнительного профессионального образования, обеспечивающей психологическую поддержку населению при смене видов деятельности и карьерном росте; сосредоточение переподготовки высвобождающегося и незанятого населения в учреждениях начального и среднего профессионального образования с учетом конкурсного отбора и наличия центров службы занятости; обеспечение участия работодателей и других социальных партнеров в решении проблем профессионального образования, в том числе в разработке образовательных стандартов, согласующихся с современными квалификационными требованиями (профессиональными стандартами), в формировании заказа на подготовку специалистов, в контрактной подготовке кадров и проведении кадровой политики на уровне субъектов Российской Федерации; организация на базе гражданских учебных заведений высшего и среднего профессионального образования общепрофессиональной подготовки офицеров по отдельным специальностям инженерного, социально-экономического и гуманитарного профилей, создание межвузовских военных факультетов подготовки офицеров запаса.

Для стимулирования научно-исследовательской деятельности преподавателей высшей школы будут расширены масштабы ее финансовой государственной поддержки, в том числе - в форме грантов на конкурсной основе. Основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования.

Решение задачи коренного улучшения системы профессионального образования, качества подготовки работников в тесной взаимосвязи с развитием фундаментальной и прикладной науки имеет определяющее значение для будущего страны. Оно предполагает совместные усилия академического и педагогического сообщества, государства, предпринимательских кругов.

 

 

 

 

 

 

Выводы и предложения

 

Проведенное исследование позволило сформулировать основные выводы по курсовой работе.

Государственный бюджет выполняет специфическое общественное назначение — служит удовлетворению общегосударственных потребностей. Из государственного бюджета финансируются текущие расходы функциональных групп и обслуживание государственного долга.

Таким образом, государственные расходы представляют собой денежные издержки, связанные с функционированием государства. Преобладающая часть государственных расходов направляется для производства или обеспечения общественными товарами, благами и услугами населения страны.

Государственные расходы на образование подразумевают под собой выделение бюджетных ассигнований на образование с учетом его приоритетности по текущим бюджетным программам и бюджетным программам развития.

Расходная часть текущего бюджета формируется на основе бюджетных программ с указанием конкретных целей.

Стабилизация экономического положения страны позволила значительно увеличить расходы государственного бюджета на образование.

Тем не менее, в результате анализа динамики бюджета образования Республики Татарстан за 2002-2005 года выявлено, что бюджеты образования РК 2004, 2005 годов по сравнению с 2002 годом по абсолютной величине увеличились, а количество бюджетных программ уменьшилось.

Информация о работе Бюджетные расходы на образование и перспективы их развития