Бюджетные расходы на образование и перспективы их развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 19:12, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – проанализировать формирование и финансирование расходов на образование в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
– рассмотреть теоретические аспекты формирования расходов на образование;
– определить экономическую сущность расходов на образование и их роль в социально-экономическом развитии;
– привести классификацию расходов на образование;
– проанализировать нормативно-правовую базу формирования системы образования;

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты формирования расходов на образование
1.1. Экономическая сущность расходов на образование и их роль в социально-экономическом развитии
1.2. Классификация расходов бюджета на образование
1.3. Законодательные основы формирования расходов на образование
2. Анализ и оценка бюджетных расходов в сфере образования на региональном уровне (на примере РТ)
2.1. Анализ системы образования в РТ и источников его финансирования
2.2. Анализ и оценка формирования расходов бюджета на общее (среднее) образование в РТ
2.3. Анализ формирования расходов регионального бюджета на систему профессионального образования
3. Основные направления совершенствования механизмов финансирования образования на уровне субъекта федерации
3.1. Пути развития общего (среднего) образования на основе совершенствования источников финансирования в субъектах РФ
3.2. Модернизация системы профессионального образования на региональном уровне
Выводы и предложения
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Бюджетные расходы на образование и перспективы их развития.doc

— 683.00 Кб (Скачать)

 

Увеличение расходов государства на образование было не только абсолютным, но и в процентном отношении к ВВП несмотря на значительные темпы его роста.

В соответствии с функциональной классификацией расходы на образование в бюджетах всех уровней относятся к функциональной группе «04 Образование» (Ф-04). Названия, номера, количество программ, а также число администраторов, исполняющих программы Ф-04, из года в год изменяются.

В таблице 2 представлены данные о динамике изменения программ функциональной группы «04 Образование» в разрезе трех лет: 2002-2005.

Таким образом, после резкого уменьшения количества программ в 2004 (42 в 2004 году против 85 в 2002 году), в 2005 году количество программ группы образование увеличилось до 57.

 

Таблица 2

Программы функциональной группы «04 Образование»

№№ п/п

Годы

Количество администраторов программ

функц. группы

04 Образование

Количество программ функц. группы

04 Образование

Всего программ

Программ администратора 225 МОиН

Программ других администраторов

1

2003

19

85

48

37

2

2004

12

42

21

21

3

2005

14

57

26

31


 

В таблице 3 и на рисунке 1 представлены сравнительные данные об общих расходах бюджета и расходах на финансирование образовательных программ.

 

Рисунок 1 – Удельный вес расходов на образование в бюджете РТ (%)

Таблица 3

Сравнительная таблица расходов бюджета и бюджета образования

Наименование

Бюджет Республики Татарстан

Абсолютное Отклонение расходов тыс. тг 2005/

2004гг

Уд. вес расходов на образование в расходах бюджета РК ( %)

Темп роста (%)

 

2002

2004

2005

2002

2004

2005

2002/

2004

2004/

2005

Расходы бюджета

567856905

1026969555

1089469412

62499857

-

-

-

180,85

106,09

В том числе на образование

16452861

36128220

57371693

21243473

2,90

3,52

5,27

219,59

158,80


 

Таким образом, по данным рисунка 1 видно, что в 2002 – 2005 годах расходы на образование стабильно растут. Причем темпы роста бюджета образования опережают темпы роста расходов республиканского бюджета. Увеличивается также и удельный вес бюджета образования в расходах республиканского бюджета (рисунок 2).

 

Рисунок 2 .Удельный вес программ в бюджете образования РТ (%)

 

Таким образом, в структуре бюджетов 2002, 2004, 2005 годов наибольший удельный вес приходится на программы по подготовке специалистов с высшим и послевузовским профессиональным образованием. (Рис. 2). Причем их доля в бюджете постепенно снижается от 70% в 2002 году до 37,12% в 2005 году. Но по абсолютной величине стоимость этих программ увеличивается и темп их роста в 2004/2005 годах составил 123%. Доля расходов республиканского бюджета на подготовку специалистов со средним профессиональным образованием снижается: от 6,06% в 2002 году до 3,09% в 2005 году. По программам, исполняемым другими администраторами, темп роста составляет 114,03%, тогда как по программам, исполняемым администратором 225 МОиН темп роста 75,07%.

Интересна динамика финансирования программ по повышению квалификации и переподготовке кадров, исполняемых администратором 225 МОиН (таблица 4).

По данным таблицы 4 видно, что в 2002 – 2004 годах финансирование по этим программам уменьшилось и по удельному весу, (с 1,19% до 0,11%) и по абсолютной величине: с 196383 до 40878 тыс. тенге, темп роста 20,82%. В бюджете же 2005 года происходит резкое увеличение финансирования этих программ: с 40878 до 156544 тыс. тенге и темп роста составил 382,95%.

Таблица 4

Соотношение затрат на переподготовку и повышение квалификации по МОиН и другим администраторам

Администратор

Название

Сумма, тыс. тенге

Удельный вес в бюджете образования

%

225

МОиН

 

2002

2004гг

2005

2002

2004

2005

Образование

16452861

36128220

57371693

 

 

 

10/ повышение квалификации и переподготовка кадров на республиканском уровне

196383

 

 

1,19

 

 

023/повышение квалификации и переподготовка кадров гос. организаций образования

 

40878

 

 

0,11

 

023/ повышение квалификации и переподготовка кадров

 

 

619044

 

 

1,08

ИТОГО ДРУГИЕ АДМИНИСТРАТОРЫ

 

 

 

 

 

 

ЗА 2002 ГОД

351222

 

 

2,13

 

 

ЗА 2004 ГОД

 

412412

 

 

 

1,14

 

ЗА 2005 ГОД

 

 

1291213

 

 

2,25


 

Кроме программы 023 в республиканском бюджете 2005 года впервые появились программы 038 и 039 Целевые текущие трансферты на переподготовку и повышение квалификации педагогических работников и на укрепление материально-технической базы областных (городских) институтов повышения квалификации педагогических кадров. И хотя доля этих программ в бюджете, включая программу 023, незначительна, всего 1,08%, но по абсолютной величине их финансирование увеличилось в 15,1 раза, темп роста составил 1514,4%.

Таким образом, в результате анализа динамики бюджета образования Республики Татарстан за 2002-2005 года выявлено, что бюджеты образования РТ 2004, 2005 годов по сравнению с 2002 годом по абсолютной величине увеличились, а количество бюджетных программ уменьшилось.

Наибольший удельный вес в структуре бюджета образования РТ приходится на программы по подготовке специалистов с высшим и послевузовским профессиональным образованием, строительству и реконструкции объектов образования и целевые трансферты областным бюджетам.

В 2005 году впервые выделены целевые текущие трансферты на переподготовку и повышение квалификации педагогических работников и на укрепление материально-технической базы областных (городских) институтов повышения квалификации педагогических кадров. Эти программы адм. 225 МОиН имеют наибольший темп роста в бюджете 2005 года.

 

2.2. Анализ и оценка формирования расходов бюджета на общее (среднее) образование в РТ

 

В этом контексте возрастают роль и значение системы образования, человеческих ресурсов как критериев уровня общественного развития, экономической мощи и национальной безопасности страны. Изменения в системе общественных отношений оказывают влияние на образование, требуя от него мобильности, адекватного ответа на реалии нового исторического этапа и соответствия потребностям развития экономики.

В условиях быстроизменяющегося мира и увеличения потоков информации фундаментальные предметные знания являются обязательной, но не достаточной целью образования. Обучающиеся должны не просто овладеть суммой знаний, умений и навыков, на что направлена система казахстанского образования (знаниецентризм). Гораздо важнее и сложнее привить обучающимся умение самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества (компетентность).

Система образования в нашей стране продолжает развиваться в условиях устаревших методологической базы, структуры и содержания, не позволяющих ей занять достойное место в мировом образовательном пространстве. Содержание образования остается фактологическим и не ориентировано на подготовку обучающихся к компетентному, ответственному и творческому участию в жизни общества. Отсутствие унифицированной системы управления образованием на региональном уровне, недостаток штатной численности специалистов в отделах образования отрицательно сказываются на эффективности управления образованием.

Зарубежный опыт реформ в общеобразовательной школе свидетельствует об увеличении сроков обучения до 12 - 13 лет, внедрении системы внешней оценки учебных достижений и профильного обучения учащихся старшей ступени.

Среднее общее образование Татарстане характеризуется увеличением численности общеобразовательных школ и уменьшением контингента учащихся в отдельных регионах ввиду демографических и миграционных процессов, что повлекло рост количества малокомплектных школ (таблица 2).

Таблица 2

Учебный год

Количество школ

Контингент обучающихся

2000/2001
2001/2002
2002/2003
2003/2004

8109
8171
8164
8260

3043,3
3019,5
3095,6
3026,2


В республике действуют 4272 малокомплектные (далее - МКШ) общеобразовательные школы (52 % от общего количества школ). В них обучаются 429,1 тыс. детей (14,1 % от общего контингента обучающихся). Затраты на обучение 1 учащегося МКШ на 30 - 100 % (в зависимости от региона) выше, чем в обычной школе. Ввиду отдаленности школ от мест проживания организован подвоз 37 тысяч детей.

В общеобразовательных школах республики работает более 270 тысяч педагогов, из них 195,8 тысячи имеют высшее образование, более 60 тысяч - среднее профессиональное. 36,5 тысячи педагогов имеют высшую категорию, 67 тысяч - первую. В малокомплектных школах работает более 64 тысяч учителей.

В учебный процесс общеобразовательных школ внедрены учебники нового поколения 1 - 8 классов, которыми бесплатно обеспечиваются учащиеся - сироты, дети из малообеспеченных и многодетных семей. В профессиональных школах (лицеях), колледжах внедряются отечественные учебники по специальным дисциплинам.

В результате реализации Государственной программы "Образование" количество психолого - медико - педагогических консультаций увеличилось на 27 единиц, что позволило обеспечить выявление детей, нуждающихся в специальном обучении.

В республике действуют 614 интернатных учреждений, где содержится за счет государства около 75 тысяч детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, из малообеспеченных и многодетных семей, с девиантным поведением, 18 детских домов - интернатов, в том числе один для детей с физическими недостатками, где воспитывается 2,8 тысячи детей, находящихся на полном государственном обеспечении.

Открыто 5 детских деревень семейного типа и 17 домов юношества, где условия жизни приближены к семейным. Получает развитие патронатная форма воспитания.

Информация о работе Бюджетные расходы на образование и перспективы их развития