Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 19:12, дипломная работа
Цель дипломной работы – проанализировать формирование и финансирование расходов на образование в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
– рассмотреть теоретические аспекты формирования расходов на образование;
– определить экономическую сущность расходов на образование и их роль в социально-экономическом развитии;
– привести классификацию расходов на образование;
– проанализировать нормативно-правовую базу формирования системы образования;
Введение
1. Теоретические аспекты формирования расходов на образование
1.1. Экономическая сущность расходов на образование и их роль в социально-экономическом развитии
1.2. Классификация расходов бюджета на образование
1.3. Законодательные основы формирования расходов на образование
2. Анализ и оценка бюджетных расходов в сфере образования на региональном уровне (на примере РТ)
2.1. Анализ системы образования в РТ и источников его финансирования
2.2. Анализ и оценка формирования расходов бюджета на общее (среднее) образование в РТ
2.3. Анализ формирования расходов регионального бюджета на систему профессионального образования
3. Основные направления совершенствования механизмов финансирования образования на уровне субъекта федерации
3.1. Пути развития общего (среднего) образования на основе совершенствования источников финансирования в субъектах РФ
3.2. Модернизация системы профессионального образования на региональном уровне
Выводы и предложения
Список использованной литературы
Порядок финансирования бюджетных расходов через казначейства прогрессивен по своему характеру и экономически целесообразен. Он может дать положительные результаты для государства не только в части совершенствования методов управления финансовыми ресурсами, но и в части получения оперативной информации о кассовых расходах, перечисления средств по назначению, контроля за финансовыми операциями бюджетополучателей. Однако нельзя не заметить, что с внедрением казначейских технологий значительно затрудняется решение повседневных хозяйственных вопросов у исполнителей бюджетных услуг.
Определенные трудности возникают из-за необходимости учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, на лицевых счетах в органах казначейства. Законодательством установлено, что такие средства наряду с бюджетными поступлениями расходуются в строгом соответствии со сметами доходов и расходов, подлежат контролю со стороны казначейств и главных распорядителей бюджетных средств, а это в определенной степени лишает руководителей учреждений оперативности.
В Российской Федерации носителем ответственности за всю деятельность учреждения, включая финансовую, является руководитель. На него возлагаются вопросы оптимизации бюджетных расходов и целевого использования средств. Целевой характер выделяемых ассигнований определяется кодом бюджетной классификации. Самостоятельное перераспределение средств между предметными статьями не допускается.
Детализация бюджетных расходов по экономическим статьям связана с необходимостью усиления контроля со стороны финансирующих и административных органов за их целевым использованием. Этому соответствует принцип постатейного выделения бюджетных средств для конкретного учреждения на основе сметно-финансового обоснования или сметы доходов и расходов. Определяет объёмы бюджетных ассигнований и распределяет разнообразные расходы по экономическим статьям государственный орган в пределах выделенных из бюджета средств на календарный финансовый год.
Подводя промежуточный итог, отметим, что суммарные расходы муниципального, регионального и федерального бюджетов на образование определяются в соответствии с сетью учреждений и предполагаемым её развитием в планируемом году, а также показателями по контингентам детей, учащихся воспитанников, студентов. Финансированию подлежит не только образовательная деятельность, но и ряд социозащитных функций отрасли: выплата стипендий студентам, питание школьников из малообеспеченных семей, содержание сирот, воспитание детей в дошкольных образовательных учреждениях.
1.3. Законодательные основы формирования расходов на образование
Законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Конституцию Российской Федерации, Федеральные законы Российской Федерации, принимаемые в соответствии с ними другие законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативно-правовые акты представительных органов местного самоуправления в области образования.
Федеральные законы в области образования, в том числе и закон «Об образовании» [3]:
– разграничивают компетенцию и ответственность в области образования Федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
– регулируют в рамках установленной федеральной компетенции вопросы в отношении области образования, которые должны решаться одинаково всеми субъектами Российской Федерации. В этой части федеральные законы в области образования являются законами прямого действия и применяются на всей территории Российской Федерации;
– вводят общие установочные нормы по вопросам, которые к компетенции субъектов Российской Федерации и в соответствии с которыми, последние осуществляют собственное правовое регулирование в области образования.
Субъекты Российской Федерации в соответствии с их статусом и полномочий могут принимать в области образования законы и иные нормативные акты, не противоречащие федеральным законам в области образования. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования не могут ограничивать права физических и юридических лиц по сравнению с законодательством Российской Федерации в области образования.
Финансово–хозяйственная деятельность образовательного учреждения и его взаимоотношения с другими организациями регулируется следующими законодательными актами: Гражданским кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации « Об образовании » и другими законодательными актами и нормативными документами.
Гражданский кодекс РФ определяет и регламентирует равноправные отношения между взаимодействующими друг с другом организациями и частными лицами. Виды самостоятельной деятельности, которые может осуществлять образовательное учреждение, также определены Гражданским кодексом Российской Федерации и конкретизированы в статьях 43,45,47 Закона Российской Федерации «Об образовании» [2; 3].
Бюджетный кодекс РФ определяет и регулирует отношения, связанные с получением и расходованием образовательным учреждением бюджетных средств, то есть средств учредителя, направляемых на обеспечение деятельности образовательного учреждения.
Налоговый кодекс РФ определяет и регулирует отношения уплаты налогов, устанавливает налоговые льготы, представляет налоговые освобождения хозяйствующим субъектам, в том числе и образовательным учреждениям, осуществляющим самостоятельную финансово–хозяйственную деятельность.
Федеральный Закон «Об образовании» дополняет и конкретизирует эти общие условия функционирования юридического лица применительно к сфере образования и образовательным учреждениям при осуществлении ими финансово–хозяйственной деятельности [3].
Учитывая установленную конституированную и организационно-правовую связанность муниципальной системы образования, с одной стороны, с государственной системой образования (в субъектах РФ), с другой – системой местного самоуправления, представляется целесообразным рассмотреть проблемы разграничения компетенции между указанными системами и муниципальной системой образования.
Необходимость разделения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления связана, прежде всего, с тем, что они имеют неодинаковые возможности оценки факторов, влияющих на содержание управленческих решений в данной области. Так, орган государственной власти, «имея возможность более полно учесть все разнообразные факторы общего характера, не может предусмотреть всех деталей применения вынесенного решения, всех дополнительных обстоятельств, связанных с индивидуальными особенностями каждого отдельного случая» [13, С.54]. С другой стороны, органы местного самоуправления так же не всегда могут иметь полное представление об общих пропорциях, о структуре хозяйства в целом, о тенденциях и закономерностях его развития, об участии страны в международном разделении труда в области образования.
Таким образом, мы приходим к выводу, что органы местного самоуправления действуют в области образования в русле государственной политики в тесном единстве с органами государственной власти и могут выполнять лишь часть задач, стоящих в данной области [12, С.21].
Далее, исследуя различные аспекты взаимодействия органов государственной власти с муниципальными системами образования, следует указать на наличие комплексных нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы организации и деятельности муниципальной системой образования. При этом основополагающими, как и для системы образования в целом, для муниципальной системой образования являются законодательные и другие нормативные акты федерального уровня. Наряду с этим, обязательными для исполнения на уровне местного самоуправления являются законодательные акты, разработанные и принятые субъектами Российской Федерации, на территории которых находится данное муниципальное образование. Наконец, на территории местного самоуправления действуют принятые в пределах его компетенции нормативно-правовые акты муниципального значения, в том числе и в области образования, обязательные для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования органами, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от подчиненности и форм собственности, а также должностными лицами и гражданами [14, С.87].
Муниципальная система образования существенно отличается по своему построению от подсистем образования, соответствующих уровням государственной власти, например, региональной системы образования.
Их различие обусловлено тем, что местное самоуправление, в рамках которого складывается муниципальная система образования, по своей сути является не ступенью иерархии государственной власти, а формой самоорганизации общества. Это означает, что для всех институтов местного самоуправления, включая образование, характерны два основных признака:
– их деятельность носит по преимуществу организационный характер;
– население через полномочные структуры является основным субъектом этой деятельности, именно его интересы определяют ее общую направленность.
Данные признаки обуславливают системные характеристики управленческого компонента муниципальной системы образования. Для наглядности представим основные функции (направления деятельности) органов местного самоуправления в области образования в сопоставлении с соответствующими функциями субъекта Российской Федерации, как они установлены Законом «Об образовании» и другими нормативно-правовыми актами (таблица 1.1).
Таблица 1.1
Сопоставительный анализ основных функций управленческой деятельности в области образования субъекта РФ и органов местного самоуправления
Субъект РФ | Органы местного |
Определение региональной политики в области образования | Осуществление государственной политики в области образования |
Разработка законодательства субъекта РФ в области образования и контроль | Нормативное регулирование в пределах своей компетенции |
Административное управление в области образования | Планирование, организация, регулирование и контроль деятельности в области образования |
Кроме того, к компетенции государственных органов управления образованием в соответствии со статьей 37 Закона «Об образовании» относятся:
– формирование структуры системы образования;
– разработка перечней профессий и специальностей, по которым ведется профессиональная подготовка;
– разработка государственных образовательных стандартов;
– прогнозирование развития сети образовательных учреждений и др.
Муниципальный уровень управления образованием не обладает какой-либо компетенцией в решении этих вопросов, связанных с установлением системообразующих связей и отношений в образовании. Его главная задача – обеспечить функционирование установленной государством системы образования [13, С.56].
Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что, в отличие от органов государственной власти, деятельность которых направлена на выработку политики и законодательных основ в области образования, органы местного самоуправления обеспечивают практическую реализацию этой политики и соблюдение законодательных норм на своей территории посредством целенаправленной организационной деятельности. При этом принципиально меняется характер управления в сфере образования.
Если на нижнем уровне государственной власти – уровне субъекта федерации управление носит преимущественно административный характер и тем самым определяет отношения в системе образования, которые строятся на основе прямого подчинения и отчетности, то в рамках местного самоуправления прежде всего возникают отношения взаимодействия, совместной организации между всеми субъектами и объектами образования, управление возникает как необходимое средство, механизм их регулирования.
2. Анализ и оценка бюджетных расходов в сфере образования на региональном уровне (на примере РТ)
2.1. Анализ системы образования в РТ и источников его финансирования
Стабилизация экономического положения страны позволила значительно увеличить расходы государственного бюджета на образование (таблица 1).
Таблица 1
Расходы государственного бюджета на образование (млн. тенге)
| 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 |
Дошкольное воспитание и обучение | 2975 | 3322 | 3880 | 4553 | 5742 |
Среднее общее образование | 60007 | 67224 | 81744 | 98906 | 124979 |
Начальное профессиональное образование | 2693 | 3018 | 3910 | 5299 | 6540 |
Среднее профессиональное образование | 2662 | 2528 | 2989 | 3495 | 5001 |
Высшее и послевузовское образование | 8120 | 9344 | 11783 | 12763 | 15506 |
Прочие программы | 4959 | 17640 | 14671 | 24505 | 33547 |
Итого | 81416 | 103076 | 118977 | 149521 | 191315 |
в % к ВВП | 3,1 | 3,1 | 3,2 | 3,4 | 3,8 |
Информация о работе Бюджетные расходы на образование и перспективы их развития