Бюджетные расходы на образование и перспективы их развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 19:12, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – проанализировать формирование и финансирование расходов на образование в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
– рассмотреть теоретические аспекты формирования расходов на образование;
– определить экономическую сущность расходов на образование и их роль в социально-экономическом развитии;
– привести классификацию расходов на образование;
– проанализировать нормативно-правовую базу формирования системы образования;

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты формирования расходов на образование
1.1. Экономическая сущность расходов на образование и их роль в социально-экономическом развитии
1.2. Классификация расходов бюджета на образование
1.3. Законодательные основы формирования расходов на образование
2. Анализ и оценка бюджетных расходов в сфере образования на региональном уровне (на примере РТ)
2.1. Анализ системы образования в РТ и источников его финансирования
2.2. Анализ и оценка формирования расходов бюджета на общее (среднее) образование в РТ
2.3. Анализ формирования расходов регионального бюджета на систему профессионального образования
3. Основные направления совершенствования механизмов финансирования образования на уровне субъекта федерации
3.1. Пути развития общего (среднего) образования на основе совершенствования источников финансирования в субъектах РФ
3.2. Модернизация системы профессионального образования на региональном уровне
Выводы и предложения
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Бюджетные расходы на образование и перспективы их развития.doc

— 683.00 Кб (Скачать)

С 2000 года количество внешкольных организаций увеличилось на 25 единиц, охват учащихся - на 1,6 % (таблица 3).

Таблица 3

Учебный год

Количество внешкольных
организаций

Контингент

2000/2001
2001/2002
2002/2003
2003/2004

568
598
617
629

219126
251684
266547
291545


Вместе с тем в среднем общем образовании обозначились проблемы, требующие своего решения. Из-за отсутствия опыта создания учебников, школы авторов, финансового механизма обеспечения полноценной экспертизы и институциональной поддержки качество учебников вызывает нарекания педагогической общественности.

Эксплуатация устаревших и отсутствие современных учебной мебели и оборудования, спортивного инвентаря (особенно в сельских школах) не позволяют выполнять в полном объеме требования государственного общеобязательного стандарта образования и негативно сказываются на состоянии здоровья детей и подростков. Каждая третья школа республики не имеет предметных кабинетов: химии, физики, биологии, математики и др., специализированных лабораторий и спортивных залов.

256 школ находятся в аварийном состоянии. Нуждается в капитальном ремонте более 2 тысяч школ. Дефицит ученических мест по стране составляет около 500 тысяч.

Государственные общеобязательные стандарты образования, основанные на предметном подходе, не дают ученику четко выраженной позитивной мотивации выбора жизненного пути, интересов и перспектив. Только 30 % старшеклассников осознанно выбирают профессиональную деятельность, соответствующую их способностям. 70 % будущих выпускников обладают низкой самооценкой и не подготовлены к самостоятельности в жизни. Из-за недостаточной профилизации обучения на старшей ступени выпускники школ остаются невостребованными на рынке труда.

Результаты комплексного тестирования показывают невысокий уровень знаний абитуриентов. Доля получивших неудовлетворительные оценки в течение 5 лет остается неизменной и составляет 28 - 30 %. Итоги единого тестирования 2004 года показывают, что 24,2 % выпускников школ не набрали порогового уровня 40 баллов из 120 возможных, лишь 0,7 % подтвердили отличные оценки, набрав 101 - 120 баллов.

Из более чем 120 тысяч детей с ограниченными возможностями только треть охвачена специальным образованием в коррекционных организациях. Нормативная правовая и программно - методическая база специального образования, система подготовки и переподготовки педагогических кадров для коррекционных учреждений нуждаются в совершенствовании и обновлении. Отсутствует система централизованного учета детей с ограниченными возможностями. Слабо развивается инклюзивное образование.

 

2.3. Анализ формирования расходов регионального бюджета на систему профессионального образования

 

Образование – процесс, в результате которого достигается усвоение систематизированных знаний, умений и навыков. Образование – необходимое условие подготовки человека к жизни и труду, получение специальности. Основной путь получения образования – обучение в учебных образовательных учреждениях, где оно тесно связано с воспитанием.

Наука об образовании вкладывает в образование также самообразование, участие в общественно-трудовой деятельности. Уровень общего и специального (профессионального) образования обусловливается требованиями производства, общественными отношениями, состоянием науки, техники и культуры.

Основные принципы государственной политики в области образования сформулированы в Федеральном законе «Об образовании» от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ и в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ.

Под образованием в Законе «Об образовании» понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов), которые удостоверяются соответствующими документами. Гражданам Российской Федерации Конституцией РФ гарантируется возможность получения образования без ограничений. Конституция РФ гарантирует гражданам бесплатность общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном учреждении и на предприятии.

Среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях), высшее профессиональное образование – в общеобразовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях).

Реализация конституционных прав граждан на образование должна быть обеспечена путем создания условий для получения образования, достигаемых, прежде всего финансированием образовательных учебных учреждений.

И, как отмечено выше, деятельность учреждений образования не может быть обеспечена только рынком, потребности общества в образовании, их удовлетворение должны быть осуществлены поддержкой государства путем бюджетного финансирования, т.е. практически за счет налогоплательщиков, внесших часть своих доходов в бюджет.

В расходы на образование включены расходы на:

·   дошкольное образование;

·   общее образование;

·   начальное профессиональное образование;

·   среднее профессиональное образование;

·   переподготовку и повышение квалификации;

·   высшее профессиональное образование;

·   прочие расходы в области образования.

Основные задачи в области финансирования учреждений образования:

увеличить размеры бюджетных средств на финансирование образования, сделав его приоритетным; усовершенствовать структуру расходов внутри отрасли «Образование», увеличив долю расходов на школьное и высшее образование по опыту зарубежных промышленно развитых стран.

Вложения в отрасль «Образование» не пропадают бесцельно. Они дают эффективность как в производственной, так и в непроизводственной сфере.

При определении эффективности вложений в отрасль «Образование» учитывается повышение производительности труда благодаря вовлечению в производство более квалифицированных рабочих и управленческих кадров. В непроизводственной сфере повышается качество услуг благодаря вовлечению в отрасль обучаемых, образованных кадров.

С развитием образования повышается культурный уровень общества, коренной переворот в духовном развитии страны.

Рис. 2.3.1. Динамика расходов на образование из средств консолидированного бюджета (в постоянных  ценах) [3]

На содержание системы образования затрачивается каждый восьмой рубль консолидированного бюджета Российской Федерации. Так, в 2004 году расходы консолидированного бюджета по статье «Образование» составили 553 млрд. рублей. Проблема рационального использования средств, выделяемых на систему образования, является достаточно актуальной для российского государства. Из этих расходов 138 млрд. руб. было затрачено  на финансирование профессионального образования, в том числе: 74 млрд. руб. на высшее, 28 млрд.руб. на  среднее и  36 млрд.руб. на  начальное профессиональное образование [4].

Согласно Закону о федеральном бюджете  на 2006 год сумма статьи 0700 «Образование» по новой бюджетной классификации составляет 201,6 млрд. руб. (4,72%) [5].  Из указанных средств федерального бюджета 155 млрд. предполагается направить в сферу высшего профессионального образования. Учитывая, что вклад других бюджетов в эти расходы составляет не более 5%,  можно констатировать значительное увеличение финансирования ВПО (почти в 2 раза по сравнению с 2004 годом).

За пять лет (2000 – 2004 гг.) в структуре расходов консолидированного бюджета  статья 1400 «Образование» достаточно стабильно имеет наибольший вес (исключение – 2000 год, когда «Образование» было третьей по величине статьей расходов и 2002 год – вторая по величине).

Рис. 2.3.2. Структура расходов консолидированного бюджета РФ по функциональной классификации расходов за 2000 – 2004 гг.

В 2000 году доля расходов на систему образования составила 11% и затем удельный вес  расходов на образование в консолидированном бюджете ежегодно возрастает – пусть невысокими, но стабильными темпами. В 2004 году доля расходов по статье 1400 «Образование» составила 12,7%. Отчасти это можно рассматривать как выполнение государственных гарантий.  Рост удельных расходов на образование произошел за счет существенного уменьшения долевого вклада статьи 1900 «Обслуживание государственного долга».

Со стороны законодательной власти сфере образования уделялось достаточно много внимания. Так, гарантии приоритетности образования были  закреплены в Федеральном законе  «Об образовании» (ст. 40) [6].  В нем  государство гарантировало ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10 процентов национального дохода, а также защищенность соответствующих расходных статей федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Размеры и нормативы финансирования образовательных учреждений ежеквартально должны были  подлежать индексации в соответствии с темпами инфляции.  Кроме того, доля расходов на финансирование высшего профессионального образования не могла  составлять менее трех процентов расходной части федерального бюджета.

Повышенный спрос со стороны населения на высшее образование привел к достаточно стабильному росту количества вузов и студентов в них. В таблице 1 приведена динамика ежегодных темпов прироста количества образовательных учреждений  различного уровня образования.

Таблица 2.3.1.

Количество и тип образовательных учреждений в РФ

(ежегодные темпы прироста)

 

Год

Высшее профессиональное

Среднее профессиональное

Начальное  профессиональное

Общеобразова-

тельные

Дошкольные учреждения

 

Абсолютное значение,

ед.

Темп прироста

%

Абсолютное значение,

ед.

Темп прироста

%

Абсолютное значение,

ед.

Темп прироста

%

Абсолютное значение,

ед.

Темп прироста

%

Абсолютное значение,

ед.

Темп прироста

%

1996

817

 

2 612

 

4 166

 

68 970

 

68 593

 

1997

880

7,7

2 608

-0,2

4 114

-1,2

68 799

-0,2

64 211

-6,4

1998

914

3,9

2 593

-0,6

4 050

-1,6

68 432

-0,5

60 256

-6,2

1999

939

2,7

2 584

-0,3

3 954

-2,4

67 889

-0,8

56 608

-6,1

2000

965

2,8

2 576

-0,7

3 911

-1,1

66 428

-2,2

53 917

-4,8

2001

1 008

4,5

2 589

0,5

3 893

-0,5

66 171

-0,4

51 329

-4,8

2002

1 039

3,1

2 626

1,4

3 872

-0,5

64 979

-1,8

49 128

-4,3

2003

1 046

0,7

2 627

0,04

3 843

-0,7

63 759

-1,9

48 878

-0,5

2004

1 057

1,1

2 637

0,4

 3 798

-1,2

62 474

-2

47 835

-2,1

2005

1 071

1,3

 

 

 3 686

-2,9

 

 

47 185

-1,4

 

Из значений, приведенных в таблице 2.3.1., следует, что происходит  рост количества высших учебных заведений на фоне абсолютного и относительного снижения количества образовательных учреждений дошкольного, общего, начального профессионального и среднего профессионального образования.  С 1996 года темпы прироста числа вузов имеют положительное значение.

Это подтверждает тот факт, что для России характерна убежденность в высокой ценности высшего образования. Достаточно указать на результаты широкого опроса Фонда общественного мнения (ФОМ), опубликованного в 2004 г. Среди охваченных опросом родителей детей в возрасте от 13 до 20 лет две трети (63%) с той или иной степенью уверенности ответили, что хотели бы дать своему   ребенку    высшее образование [7].

Тенденцию роста желающих получить высшее образование можно оценить как положительную. Однако существенное расширение сети российских вузов и увеличение количества  студентов в них  за последние 10 лет повлекли за собой не только положительные, но и отрицательные последствия. Одним из них является снижение общего и профессионального уровня  вузовской подготовки.


Рис. 2.3.3.Распределение контингента студентов  в государственных вузах РФ по регионам   в 2004 году

Из анализа данных рисунка 4 следует, что в государственных вузах регионов сложились разные пропорции сочетания бюджетных и внебюджетных студентов. В частности, в среднем по РФ количество бюджетных студентов составляет 51% от общего числа; в г. Москве – 54%, в Санкт-Петербурге – 59%, в Республике Алтай – 86%, в Республиках Тыва и Ингушетия – по 76%. Обратная картина наблюдается в субъектах, где незначительна общая численность студентов системы ВПО - в Магаданской области, Республике Тыва, Республике Алтай.

Необходимо отметить, что из данных всех последующих рисунков исключены субъекты Федерации: Агинский-Бурятский автономный округ, Коми-Пермяцкий АО, Ненецкий АО и Эвенкийский АО. Указанные автономные округа имеют низкие фактические значения в связи с малочисленностью населения в них и неразвитостью по объективным причинам  системы ВПО. Кроме того, из дальнейшего анализа исключены еще два субъекта Федерации: Московская и Ленинградская области. С точки зрения авторов, в подобного рода исследованиях целесообразно анализировать города, обладающие особым статусом – Москву и Санкт-Петербург,  совместно с их областями – Московской и Ленинградской, поскольку в остальных субъектах Федерации  анализ сети ВПО включает столицу субъекта  и его территорию.

Тенденция увеличения количества учреждений ВПО, а также и общего числа студентов, не привела к повсеместному исполнению государственных гарантий, законодательно установленных для населения РФ. В Законе РФ «Об образовании» закреплена норма - 170 бюджетных студентов ВПО на 10 тыс. населения. На рисунке 5 приведено распределение удельного контингента студентов в расчете на 10 тыс. населения с дифференциацией по формам обучения и источникам финансирования образовательных услуг в государственных вузах РФ по регионам   в 2004 году.

Информация о работе Бюджетные расходы на образование и перспективы их развития