Бюджетные расходы на образование и перспективы их развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 19:12, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – проанализировать формирование и финансирование расходов на образование в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
– рассмотреть теоретические аспекты формирования расходов на образование;
– определить экономическую сущность расходов на образование и их роль в социально-экономическом развитии;
– привести классификацию расходов на образование;
– проанализировать нормативно-правовую базу формирования системы образования;

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты формирования расходов на образование
1.1. Экономическая сущность расходов на образование и их роль в социально-экономическом развитии
1.2. Классификация расходов бюджета на образование
1.3. Законодательные основы формирования расходов на образование
2. Анализ и оценка бюджетных расходов в сфере образования на региональном уровне (на примере РТ)
2.1. Анализ системы образования в РТ и источников его финансирования
2.2. Анализ и оценка формирования расходов бюджета на общее (среднее) образование в РТ
2.3. Анализ формирования расходов регионального бюджета на систему профессионального образования
3. Основные направления совершенствования механизмов финансирования образования на уровне субъекта федерации
3.1. Пути развития общего (среднего) образования на основе совершенствования источников финансирования в субъектах РФ
3.2. Модернизация системы профессионального образования на региональном уровне
Выводы и предложения
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Бюджетные расходы на образование и перспективы их развития.doc

— 683.00 Кб (Скачать)


 

Содержание

 

Введение

1. Теоретические аспекты формирования расходов на образование

   1.1. Экономическая сущность расходов на образование и их роль в социально-экономическом развитии

1.2. Классификация расходов бюджета на образование

1.3. Законодательные основы формирования расходов на образование

2. Анализ и оценка бюджетных расходов в сфере образования на региональном уровне (на примере РТ)

2.1. Анализ системы образования в РТ и источников его финансирования

2.2. Анализ и оценка формирования расходов бюджета на общее (среднее) образование в РТ

2.3. Анализ формирования расходов регионального бюджета на систему профессионального образования

3. Основные направления совершенствования механизмов финансирования образования на уровне субъекта федерации

3.1. Пути развития общего (среднего) образования на основе совершенствования источников финансирования в субъектах РФ

3.2. Модернизация системы профессионального образования на региональном уровне

Выводы и предложения

Список использованной литературы

 

 

 

 


Введение

 

Происходящие изменения в социально-экономическом устройстве России, обусловившие реформирование сферы образования, предполагают коренные изменения и систем управления образованием на всех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном.

Потребность управления развитием образования как системы приводит к необходимости смены его целевых ориентиров, которые связаны с обеспечением социальной функции образования. Во-первых, это цели формирования единого образовательного пространства, обеспечивающие высокоэффективную систему услуг и условий, отвечающих образовательным потребностям всех слоев и групп населения. Во-вторых, это цели формирования практики социализации и воспитания подрастающего поколения с учетом общечеловеческих ценностей и ценностей национальной культуры. В-третьих, это цели превращения образования в развивающую и развивающуюся систему, способную обеспечивать развитие личности и развитие общественных систем при условии корпоративного взаимодействия между всеми социальными институтами.

Выделение этих групп целей и соответствующей им программы деятельности на местах означает, что сама система управления образованием предполагает свою особую структурно-функциональную организацию, действующую в рамках единой стратегии управления целостной системой развивающегося образования России.

В этой связи во многих муниципальных образованиях идет процесс формирования новых управленческих структур, разрабатываются современные модели и методы управления образованием, соответствующие муниципальной системе.

Современное состояние образования обычно характеризуется в первую очередь с позиций недостаточности бюджетных средств, выделяемых государством для обеспечения функционирования данной сферы деятельности. В данных условиях все остальные проблемы, связанные с содержанием и качеством образования, доступностью качественного образования для разных слоёв населения, более полным удовлетворением запросов учащихся, развитием связей с рынком труда и др., отодвигаются на второй, а то и на третий план.

В данной дипломной работе предлагается рассмотреть вопросы, связанные с формированием и финансированием расходов системы образования в Российской Федерации.

Цель дипломной работы – проанализировать формирование и финансирование расходов на образование в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:

–        рассмотреть теоретические аспекты формирования расходов на образование;

–        определить экономическую сущность расходов на образование и их роль в социально-экономическом развитии;

–        привести классификацию расходов на образование;

–        проанализировать нормативно-правовую базу формирования системы образования;

–        сделать выводы по проделанной работе.

Цель и задачи работы определили её структуру. Дипломная работа состоит из введения, трех разделов основной части, выводов, предложений и списка использованной литературы. В конце работы приводятся необходимые приложения.

При выполнении работы использовались следующие методы анализа: эмпирический способ получения информации (изучение методических и правовых документов, изучение и обобщение опыта работы), теоретический метод (моделирование ситуаций, сравнение и обобщение собранных данных, систематизация материала, синтез и анализ).

При написании дипломной работы использовались нормативно-правовая база, регулирующая деятельность системы образования: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Закон РФ «Об образовании» и другие нормативно-правовые акты, труды отечественных специалистов по данной тематике, а также публикации из печатных периодических изданий.

 


1. Теоретические аспекты формирования расходов на образование

 

1.1. Экономическая сущность расходов на образование и их роль в социально-экономическом развитии

 

Первостепенная роль в деле воспитания подрастающего поколения всегда принадлежала системе образования. Образование – одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Основы регулирования принципов государственной политики в области образования сформулированы в федеральных законах от 01 января 1996 года №12-Ф3 «Об образовании», от 22 августа 1996 года №125-Ф3 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании, а также в Национальной доктрине развития образования, утвержденной Постановлением
Правительства РФ от 4 октября 2000 года №751.

Гражданам РФ гарантируется возможность получения образования без каких-либо условий и ограничений независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, состояния здоровья и т.п. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Государственные образовательные стандарты позволяют сохранить единое образовательное пространство России. Они представляют собой систему норм, определяющих обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся [10, С.112].

Реализация государственных гарантий права граждан на образование обеспечивается путем создания системы и соответствующих условий для получения образования.

В настоящее время понятие «система образования» трактуется как совокупность факторов, обеспечивающих реализацию его социальных функций: сеть образовательных учреждений; образовательные стандарты; образовательные программы; ресурсное обеспечение — кадровое, научное, методическое, материальное, финансовое; сотрудничество с другими социальными отраслями; управление [18, с.97].

В последнее время особое внимание уделяется принципу регионализации образования. Основными признаками региональной системы образования с точки зрения его организации являются: совокупность учебно-воспитательных учреждений в регионе, обеспечивающих возможность дифференциации образования и обучения в соответствии с интересами граждан и уровнем их подготовленности; программы обучения, отражающие научно-культурные, демографические и экономические особенности региона.

Муниципальная система включает в себя характеристики региональной, но при этом особо подчеркивается роль местных органов самоуправления, которые могут создавать дополнительные условия для функционирования и развития системы образования за счет средств и местных бюджетов. С позиций ресурсного обеспечения региональной считается система, которая финансируется из регионального бюджета, а муниципальной – система, финансируемая из бюджета местного органа самоуправления.

Одним из условий обоснованности расходов и эффективного использования средств является научно обоснованная типологизация образовательных программ и учреждений. Содержание образования определенного уровня и направленности определяют образовательные программы, которые подразделяются на общеобразовательные и профессиональные, К общеобразовательным относятся программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования и среднего (полного) общего образования. Они направлены на решение задачи формирования общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе, создание основы выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

С помощью профессиональных образовательных программ осуществляется подготовка специалистов соответствующей квалификации и решаются задачи последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровня специалистов. К профессиональным относятся программы начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования.

Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников [18, с.102]. Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными. Гражданский кодекс РФ относит образовательные учреждения к некоммерческим организациям.

В зависимости от реализуемой образовательной программы создаются следующие типы образовательных учреждений:

–        дошкольные;

–        образовательные, включающие в себя три ступени: начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

–        начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования;

–        дополнительного образования взрослых;

–        дополнительного образования детей;

–        специальные (коррекционный) для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии;

–        для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

–        другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Схема образования в российской Федерации представлена на рисунке 1.1. Видовые наименования учреждений определяются в соответствии с уровнями реализуемых образовательных программ и направлениями деятельности.

Рис. 1. Система образования в Российской Федерации

 

Каждое образовательное учреждение создается одним или несколькими учредителями, которые финансируют его деятельность. В соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично [21, с.152].

Собственником государственных и муниципальных образовательных учреждений является государство в лице федеральных, региональных и местных органов управления. В соответствии с этим основой государственных гарантий получения гражданином образования в пределах стандартов является государственное или муниципальное финансирование. Объем бюджетных средств выступает одним из главных показателей, характеризующих масштаб государственного регулирования сферы образования. В настоящее время удельный вес федерального бюджета в общих расходах на образование составляет около 20%, на долю региональных и местных бюджетов приходится около 80%.

Степень участия бюджета того или иного уровня в финансировании расходов зависит от целого ряда факторов, в том числе: от государственного устройства и общей системы государственного управления; законодательного распределения ответственности за виды образования; сложившихся традиций и т.д. В нашей стране сочетаются отраслевые и территориальные принципы управления. Это позволяет классифицировать структуру финансовых потоков на содержание образования по уровням бюджетов. Федеральный уровень включает в себя три направления финансирования расходов:

–        на финансирование учреждений федерального ведения в основном учреждений профессионального образования;

–        на реализацию федеральных образовательных целевых программ, таких как «Дети-сироты», «Молодежь России», Программа развития образования и т.п.

В последние годы наметилась тенденция к целевому выделению средств, для чего на федеральном уровне создаются различные фонды, в том числе и на финансирование федеральных мандатов. Поскольку право на образование является одним из основных конституционных прав граждан РФ, то при недостаточности средств у регионов в дальнейшем предполагается шире использовать систему софинансирования образования.

Региональный и местный уровни аналогичны федеральному. В территориальных бюджетах предусматриваются средства на проведение мероприятий и содержание учреждений, находящихся в их ведении, и реализацию собственных программ развития. В тех случаях, когда одни и те же расходы финансируются из разных бюджетов, применяется термин «многоуровневое финансирование. Если же источниками поступления финансовых ресурсов являются не только бюджетные ассигнования, но и внебюджетные средства, употребляется термин ‘многоканальное финансирование.

Правовой базой для привлечения внебюджетных источников финансирования в образовательную отрасль явилась целая серия законодательных актов, среди которых кроме Федерального закона от 13 января 1996г. №12-ФЗ «Об образовании» можно выделить законы от 19 мая 1995г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях и общественных организациях», от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «0 благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «0 некоммерческих организациях».

В настоящее время система частного предпринимательства в образовании отражает общественную реакцию на новые направления развития экономики государства. Рынок образовательных услуг призван удовлетворять не только государственный заказ, который обеспечивается бюджетными ассигнованиями, но и социальный заказ различных групп населения и предприятий.

Информация о работе Бюджетные расходы на образование и перспективы их развития